В логопедической практике рекомендуются следующие упражнения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В логопедической практике рекомендуются следующие упражнения.



- Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую - сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).

- Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

- Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

- Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков: аaaaa аaaaaooooooo аaaaaуууууу.

- Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).

- Попросите ребенка повторить за вами пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнен

 

№ 16

Интонационная сторона речи:

Для работы над голосом предлагаются упражнения. Например, проговаривание цепочек гласных то протяжно, то с прерываниями; произнесение гласных

сначала шепотом или тихим голосом, а затем громко и т. п.

 

№ 17

Просодическая сторона речи включает громкость, темп, длительность звуков, ударение, интонацию.

№ 18

 

№ 19

Уклад С: губы слегка раскрыты, как при улыбке, зубы сближены, м\б почти сомкнуты, несколько обнажены. Широкий кончик языка касается нижних зубов, а передняя часть спинки языка приподнимается к переднему краю неба и обр-т с ним узкую щель. Боковые края плотно прижимаются к бок.зубам, отчасти к тв.небу, так что в передней части языка обр-я желобок.

Голосовая щель открыта, м\небо подныто, воздух проходит ч\з ротовую щель по желобку языка и далее м\д зубами.

 

№ 20

Уклад З: губы слегка раскрыты, как при улыбке, зубы сближены, м\б почти сомкнуты, несколько обнажены. Широкий кончик языка касается нижних зубов, а передняя часть спинки языка приподнимается к переднему краю неба и обр-т с ним узкую щель. Боковые края плотно прижимаются к бок.зубам, отчасти к тв.небу, так что в передней части языка обр-я желобок.

Голосовая щель открыта, м\небо подныто, воздух проходит с голосом ч\з ротовую щель по желобку языка и далее м\д зубами.

№ 21

Уклад Ц: губы слегка раскрыты, как при улыбке, зубы сближены, м\б почти сомкнуты, несколько обнажены. Передняя часть спинки языка в первый момент произнесения зв.прижимается к перд-у краю т\неба, как при Т, кончик языка касается ниж.зубов. затем спинка языка без заметного взрыва слегка опуск-я и обр-т с небом щель, как при С. Голосовая щель открыта, м\небо подныто, воздух проходит ч\з ротовую щель по желобку языка и далее м\д зубами.

№22

Уклад Ч: губы округлены и неск-о выпячены вперед. Зубы сближены, м\б почти сомкнуты, несколько обнажены. Перед.часть спинки языка в перв.момент произ-я зв-а прижим-я к перед.краю т\неба, а затем без заметного взрыва слегка опускается и образ-т с небом щель(принимает форму чашечки). М\небо поднято, голос.св-и не вибрируют.


№23

Уклад Щ: произносится как звукосочетание ШЧ или как долгое мягкое ШЬШЬ


№24

Уклад Ш: губы округлены и неск-о выпячены вперед. Зубы сближены, м\б почти сомкнуты, несколько обнажены. Широкий кончик языка приподнят к перднему краю неба и обр-т с ним щель. Бок.края языка прижаты к коренным зубам и отчасти к небу, неск-л припод-ы. зад.часть спинки языка поднята и обр-т с небом вторую, более широкую щель. Язык в форме чашечки. М\небо поднято голосовая щельраскрыта.


№25

Уклад Ж: губы округлены и неск-о выпячены вперед. Зубы сближены, м\б почти сомкнуты, несколько обнажены. Широкий кончик языка приподнят к перднему краю неба и обр-т с ним щель. Бок.края языка прижаты к коренным зубам и отчасти к небу, неск-л припод-ы. зад.часть спинки языка поднята и обр-т с небом вторую, более широкую щель. Язык в форме чашечки. М\небо поднято голосовая щельраскрыта. В\с проходит с использованием голоса,т.е. дрожание голосовых связок


№26

Уклад Р: губы и зубы раскрыты. Широкий напряж.язык бок-и краями плотно прижат к боковым зубам до резцов, а утонченный кончик яз-а касается верх.альвеол. М\небо поднято. Голосовые св-ки вибрируют. Под воздействием сильн.струи воздуха на упр-й кончик я-а он отскакивает от альвеол,то снова касается,как молоточек, образуя звук Р


№27

Уклад Л: губы и зубы раскрыты. Немного сужен кончик я-а и прижимается к верх.зубам или деснам. Корень я-а чуть приподнят, середина приним-т ложкообразную форму. Бок-е края, оба или один, неск-о отстают от бок-х зубов и десен, образуя 1 или 2 боковые щели,ч\з ко-е проходит выдыхаемый воздух. М\небо приподнято, голосовые связки вибрируютю


№28

Постановка С.

1-й способ. Использую колпачок от обычной шариковой ручки. Палочку ребенок зажимает зубами, а воздушная струя направляется в колпачок, затем начинаю автоматизировать звук в слогах. Результат хороший.

2-й способ. Вариант постановки звука С от звука Ц встречается не часто, но знание этого способа не помешает любому логопеду. Ребенок произносит длительно и протяжно звук Ц. При соблюдении этого условия слышится второй составляющий дифтонг - звук С. Самая большая сложность - обратить внимание ребенка и дать ему возможность услышать этот звук. Если сразу не получается произнести изолированно С, можно произнести ЦС, прерывая звучание С короткими паузами: ЦС-С-С-С. Далее паузы удлиняются. И сразу же переходят к произнесению слогов.

3-й способ. Постановка звука С при прогении (нижняя челюсть выдвинута вперед). Сделать упор языка с нажимом в нижние резцы, произносить опорный звук Т в этом положении. Будет слышен практически четкий звук С.

4-й способ. При прогении (нижняя челюсть выступает вперед) звук С можно ставить следующим образом: Язык расположить в ротовой полости так, чтобы он по всему периметру прижимался к нижним резцам, а верхние резцы следует поставить на язык, чтобы между ними оставалась небольшая щель. Первоначальный звук С будет возникать в результате прохождения воздуха через эту щель. Если при этом не формируется желобок, можно воспользоваться зондом, узким шпателем, спичкой, зубочисткой.

5-й способ. Постановка звука С при высоком небе или отсутствии нижних резцов

При данной аномалии звук С ставят при верхнем подъеме языка, когда кончик упирается в верхние резцы. Сама постановка осуществляется по классической схеме: работа над выдохом, формирование желобка и т.д. После появления приглушенного С с призвуком Ш переходят к опусканию кончика языка вниз (что сделать уже не трудно).

6-й способ. При этом звуке зубы почти сомкнуты и все обнажены в «улыбке». Уголки рта оттянуты в стороны. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов - принимает положение, как при звуке «И». При этом струя воздуха направляется на передние зубы.

7-й способ. При отсутствии звука, используя прием подражания, добиваются правильного произношения изолированного звука (с), обращая при этом внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата. Ребенку предлагается просунуть язык между зубами и подуть на него: ф-ф-ф, затем убрать язык за нижние зубы, растянуть губы в улыбке, сжать зубы и произнести звук (с): пропеть песенку насоса, водички, ветерка.

8-й способ. При межзубном сигматизме ребенку сначала показывают правильную артикуляцию звука (С). Обращается внимание на то, что кончик языка упирается в передние нижние зубы и его не должно быть видно между зубами, они закрыты. Если ребенок не может сразу произнести звук по подражанию, нужно прибегнуть к механической помощи: кончик языка прижимается спичкой. Ребенок, закусив ее, произносит звук (С).

9-й способ. При боковом сигматизме необходима специальная подготовительная работа по активизации мышц боковых краев языка, которые в результате проведенных упражнений могут подниматься до плотного соприкосновения с боковыми зубами. При исправлении бокового сигматизма ребенка приучают дуть на широко распластанный передний край языка, потом на кончик языка между зубами. Затем язык переводят за зубы.

10-й способ. При носовом сигматизме ребенку предлагают длительно произносить звук (Ф), просовывать широкий кончик языка между нижней губой и верхними резцами, затем при межзубном положении широкого кончика языка дуть дуть на него со звуком (Ф), постепенно убирать кончик языка за нижние резцы.

11-й способ. При призубном парасигматизме правильного звучания звука (С) добиваются, используя показ правильной артикуляции, тактильные ощущения (тыльной стороной руки ребенок ощущает длительную холодную воздушную струю при произнесении звука (С) взрослым, а потом им самим.

12-й способ. При шипящем парасигматизме ребенку предлагается при межзубном положении широкого кончика языка произносить длительно звук (Ф) и добиваться правильного звучания звука (С).


№29

Например, при постановке звука З логопед, создавая правильную артикуляционную базу, говорите ребенку: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, положи широкий язык за нижние зубы, чуть приоткрой рот, сделай узенькую щель, пусти по языку длинный «ветерок» и дай голос. Если ребенок выполняет все инструкции правильно, у него получается чистый звук З. (Если он искажается, надо уточнить, что делается не так, и помочь ребенку достичь нужного положения органов артикуляции). Как только логопед услышит правильно произносимый звук, он вводит соответствующее звукоподражание: «Слышишь, как у тебя звонко звонит звонок? Еще раз так позвони». Когда звук будет поставлен, логопед соотносит звукоподражание с этим звуком. Он говорит ребенку: «Звонок звенит, так же как я произношу ЗЗЗ. Скажи и ты длительно звук З: ЗЗЗ».


№30

Звук ц ставится от звука т при опущенном кончике языка к нижним резцам и прижатой к верхним резцам передней части спинки языка. Ребенка просят произнести звук т и с сильным выдохом. При этом как бы последовательно произносят т и с. Элемент свистящего звука оказывается протяженным. Чтобы получить слитный звук с укороченным свистящим элементом, ребенку предлагают произносить обратный слог с гласным а. При произнесении слышится как бы сочетание атс. Затем нужно теснее сблизить переднюю часть спинки языка с зубами (до соприкосновения одновременно с верхними и нижними резцами) и вновь произнести сочетание атс с сильным выдохом в момент перехода от а к тс. В тех случаях, когда ребенку трудно удержать кончик языка у нижних резцов, применяется механическая помощь. Шпателем или зондом 2 логопед удерживает кончик языка у нижних резцов или помещает зонд между передней частью спинки языка и зубами и просит ребенка произнести с сильным выдохом слог та. В момент произнесения ребенком взрывного элемента слога логопед слегка нажимает на язык. Слышится фрикативный шум, присоединяющийся без интервала к взрывному шуму, в результате слышится слитный звук ц.


№31



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.009 с.)