Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В логопедической практике рекомендуются следующие упражнения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
- Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую - сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение). - Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот. - Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы). - Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков: аaaaa аaaaaooooooo аaaaaуууууу. - Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...). - Попросите ребенка повторить за вами пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнен
№ 16 Интонационная сторона речи: Для работы над голосом предлагаются упражнения. Например, проговаривание цепочек гласных то протяжно, то с прерываниями; произнесение гласных сначала шепотом или тихим голосом, а затем громко и т. п.
№ 17 Просодическая сторона речи включает громкость, темп, длительность звуков, ударение, интонацию. № 18
№ 19 Уклад С: губы слегка раскрыты, как при улыбке, зубы сближены, м\б почти сомкнуты, несколько обнажены. Широкий кончик языка касается нижних зубов, а передняя часть спинки языка приподнимается к переднему краю неба и обр-т с ним узкую щель. Боковые края плотно прижимаются к бок.зубам, отчасти к тв.небу, так что в передней части языка обр-я желобок. Голосовая щель открыта, м\небо подныто, воздух проходит ч\з ротовую щель по желобку языка и далее м\д зубами.
№ 20 Уклад З: губы слегка раскрыты, как при улыбке, зубы сближены, м\б почти сомкнуты, несколько обнажены. Широкий кончик языка касается нижних зубов, а передняя часть спинки языка приподнимается к переднему краю неба и обр-т с ним узкую щель. Боковые края плотно прижимаются к бок.зубам, отчасти к тв.небу, так что в передней части языка обр-я желобок.
Голосовая щель открыта, м\небо подныто, воздух проходит с голосом ч\з ротовую щель по желобку языка и далее м\д зубами. № 21 Уклад Ц: губы слегка раскрыты, как при улыбке, зубы сближены, м\б почти сомкнуты, несколько обнажены. Передняя часть спинки языка в первый момент произнесения зв.прижимается к перд-у краю т\неба, как при Т, кончик языка касается ниж.зубов. затем спинка языка без заметного взрыва слегка опуск-я и обр-т с небом щель, как при С. Голосовая щель открыта, м\небо подныто, воздух проходит ч\з ротовую щель по желобку языка и далее м\д зубами. №22 Уклад Ч: губы округлены и неск-о выпячены вперед. Зубы сближены, м\б почти сомкнуты, несколько обнажены. Перед.часть спинки языка в перв.момент произ-я зв-а прижим-я к перед.краю т\неба, а затем без заметного взрыва слегка опускается и образ-т с небом щель(принимает форму чашечки). М\небо поднято, голос.св-и не вибрируют.
Уклад Щ: произносится как звукосочетание ШЧ или как долгое мягкое ШЬШЬ
Уклад Ш: губы округлены и неск-о выпячены вперед. Зубы сближены, м\б почти сомкнуты, несколько обнажены. Широкий кончик языка приподнят к перднему краю неба и обр-т с ним щель. Бок.края языка прижаты к коренным зубам и отчасти к небу, неск-л припод-ы. зад.часть спинки языка поднята и обр-т с небом вторую, более широкую щель. Язык в форме чашечки. М\небо поднято голосовая щельраскрыта.
Уклад Ж: губы округлены и неск-о выпячены вперед. Зубы сближены, м\б почти сомкнуты, несколько обнажены. Широкий кончик языка приподнят к перднему краю неба и обр-т с ним щель. Бок.края языка прижаты к коренным зубам и отчасти к небу, неск-л припод-ы. зад.часть спинки языка поднята и обр-т с небом вторую, более широкую щель. Язык в форме чашечки. М\небо поднято голосовая щельраскрыта. В\с проходит с использованием голоса,т.е. дрожание голосовых связок
Уклад Р: губы и зубы раскрыты. Широкий напряж.язык бок-и краями плотно прижат к боковым зубам до резцов, а утонченный кончик яз-а касается верх.альвеол. М\небо поднято. Голосовые св-ки вибрируют. Под воздействием сильн.струи воздуха на упр-й кончик я-а он отскакивает от альвеол,то снова касается,как молоточек, образуя звук Р
Уклад Л: губы и зубы раскрыты. Немного сужен кончик я-а и прижимается к верх.зубам или деснам. Корень я-а чуть приподнят, середина приним-т ложкообразную форму. Бок-е края, оба или один, неск-о отстают от бок-х зубов и десен, образуя 1 или 2 боковые щели,ч\з ко-е проходит выдыхаемый воздух. М\небо приподнято, голосовые связки вибрируютю
Постановка С. 1-й способ. Использую колпачок от обычной шариковой ручки. Палочку ребенок зажимает зубами, а воздушная струя направляется в колпачок, затем начинаю автоматизировать звук в слогах. Результат хороший. 2-й способ. Вариант постановки звука С от звука Ц встречается не часто, но знание этого способа не помешает любому логопеду. Ребенок произносит длительно и протяжно звук Ц. При соблюдении этого условия слышится второй составляющий дифтонг - звук С. Самая большая сложность - обратить внимание ребенка и дать ему возможность услышать этот звук. Если сразу не получается произнести изолированно С, можно произнести ЦС, прерывая звучание С короткими паузами: ЦС-С-С-С. Далее паузы удлиняются. И сразу же переходят к произнесению слогов. 3-й способ. Постановка звука С при прогении (нижняя челюсть выдвинута вперед). Сделать упор языка с нажимом в нижние резцы, произносить опорный звук Т в этом положении. Будет слышен практически четкий звук С. 4-й способ. При прогении (нижняя челюсть выступает вперед) звук С можно ставить следующим образом: Язык расположить в ротовой полости так, чтобы он по всему периметру прижимался к нижним резцам, а верхние резцы следует поставить на язык, чтобы между ними оставалась небольшая щель. Первоначальный звук С будет возникать в результате прохождения воздуха через эту щель. Если при этом не формируется желобок, можно воспользоваться зондом, узким шпателем, спичкой, зубочисткой. 5-й способ. Постановка звука С при высоком небе или отсутствии нижних резцов При данной аномалии звук С ставят при верхнем подъеме языка, когда кончик упирается в верхние резцы. Сама постановка осуществляется по классической схеме: работа над выдохом, формирование желобка и т.д. После появления приглушенного С с призвуком Ш переходят к опусканию кончика языка вниз (что сделать уже не трудно). 6-й способ. При этом звуке зубы почти сомкнуты и все обнажены в «улыбке». Уголки рта оттянуты в стороны. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов - принимает положение, как при звуке «И». При этом струя воздуха направляется на передние зубы. 7-й способ. При отсутствии звука, используя прием подражания, добиваются правильного произношения изолированного звука (с), обращая при этом внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата. Ребенку предлагается просунуть язык между зубами и подуть на него: ф-ф-ф, затем убрать язык за нижние зубы, растянуть губы в улыбке, сжать зубы и произнести звук (с): пропеть песенку насоса, водички, ветерка. 8-й способ. При межзубном сигматизме ребенку сначала показывают правильную артикуляцию звука (С). Обращается внимание на то, что кончик языка упирается в передние нижние зубы и его не должно быть видно между зубами, они закрыты. Если ребенок не может сразу произнести звук по подражанию, нужно прибегнуть к механической помощи: кончик языка прижимается спичкой. Ребенок, закусив ее, произносит звук (С). 9-й способ. При боковом сигматизме необходима специальная подготовительная работа по активизации мышц боковых краев языка, которые в результате проведенных упражнений могут подниматься до плотного соприкосновения с боковыми зубами. При исправлении бокового сигматизма ребенка приучают дуть на широко распластанный передний край языка, потом на кончик языка между зубами. Затем язык переводят за зубы.
10-й способ. При носовом сигматизме ребенку предлагают длительно произносить звук (Ф), просовывать широкий кончик языка между нижней губой и верхними резцами, затем при межзубном положении широкого кончика языка дуть дуть на него со звуком (Ф), постепенно убирать кончик языка за нижние резцы. 11-й способ. При призубном парасигматизме правильного звучания звука (С) добиваются, используя показ правильной артикуляции, тактильные ощущения (тыльной стороной руки ребенок ощущает длительную холодную воздушную струю при произнесении звука (С) взрослым, а потом им самим. 12-й способ. При шипящем парасигматизме ребенку предлагается при межзубном положении широкого кончика языка произносить длительно звук (Ф) и добиваться правильного звучания звука (С).
Например, при постановке звука З логопед, создавая правильную артикуляционную базу, говорите ребенку: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, положи широкий язык за нижние зубы, чуть приоткрой рот, сделай узенькую щель, пусти по языку длинный «ветерок» и дай голос. Если ребенок выполняет все инструкции правильно, у него получается чистый звук З. (Если он искажается, надо уточнить, что делается не так, и помочь ребенку достичь нужного положения органов артикуляции). Как только логопед услышит правильно произносимый звук, он вводит соответствующее звукоподражание: «Слышишь, как у тебя звонко звонит звонок? Еще раз так позвони». Когда звук будет поставлен, логопед соотносит звукоподражание с этим звуком. Он говорит ребенку: «Звонок звенит, так же как я произношу ЗЗЗ. Скажи и ты длительно звук З: ЗЗЗ».
Звук ц ставится от звука т при опущенном кончике языка к нижним резцам и прижатой к верхним резцам передней части спинки языка. Ребенка просят произнести звук т и с сильным выдохом. При этом как бы последовательно произносят т и с. Элемент свистящего звука оказывается протяженным. Чтобы получить слитный звук с укороченным свистящим элементом, ребенку предлагают произносить обратный слог с гласным а. При произнесении слышится как бы сочетание атс. Затем нужно теснее сблизить переднюю часть спинки языка с зубами (до соприкосновения одновременно с верхними и нижними резцами) и вновь произнести сочетание атс с сильным выдохом в момент перехода от а к тс. В тех случаях, когда ребенку трудно удержать кончик языка у нижних резцов, применяется механическая помощь. Шпателем или зондом 2 логопед удерживает кончик языка у нижних резцов или помещает зонд между передней частью спинки языка и зубами и просит ребенка произнести с сильным выдохом слог та. В момент произнесения ребенком взрывного элемента слога логопед слегка нажимает на язык. Слышится фрикативный шум, присоединяющийся без интервала к взрывному шуму, в результате слышится слитный звук ц.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.191.241 (0.012 с.) |