Фгоу впо «ярославский государственный театральный институт» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фгоу впо «ярославский государственный театральный институт»



ФГОУ ВПО «Ярославский государственный театральный институт»

 

                                                                                                            

 

УТВЕРЖДАЮ                                                     

Ректор

___________ профессор Куценко С.Ф.

                                                                    «___» ___________ 2010г.

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

(Античность - Возрождение)

Специальность     АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО

Квалификация: АРТИСТ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И КИНО

 

 

Специальность     РЕЖИССУРА ТЕАТРА

Квалификация: РЕЖИССЕР ДРАМЫ

Форма обучения: заочная

 

 

Утверждена на заседании кафедры

                                                                            общих гуманитарных наук и театроведения                                                                                                         

                                                                               Протокол № 1 от 30 августа 2010г.

                              

                                                                                                           Зав. кафедрой общих гуманитарных наук

и театроведения

___________профессор Белова И.С.

 

 

Ярославль


Пояснительная записка

 

Программа дисциплины «История зарубежной литературы» национально-регионального (вузовского) компонента цикла ГСЭ учебного плана составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом второго поколения по следующим специальностям: «Актерское искусство», «Режиссура театра», «Технология художественного оформления спектакля».

В соответствии с планом курс «История зарубежной литературы» (история зарубежных литератур Античности, Средних веков и Возрождения) изучается в 1-2 семестрах.

Определение предмета курса непосредственно связано с его структурой, включающей изучение литературного процесса трех эпохи – Античности, Средних веков и Возрождения.

Предмет раздела античной литературы непосредственно связано с уточнением термина. Дифференциация термина «античность» (от лат. antiquus – древний) в данном случае имеет культурно-географическое основание, обозначая принадлежность конкретной культуры и литературы древности западной традиции. В практике преподавания зарубежных литератур сложилась традиция понимать античность в узком смысле - как совокупность «классических» проявлений греко-римской древности. Именно литературы Древней Греции и Древнего Рима с 10-9 вв. до н.э. до 4-5 вв. н.э. составляют предмет и организуют структуру данного раздела данного курса. Незначительный - по сравнению с реальным, - объем дошедшей до нас литературной продукции античности определяет характер источников. Основные источники изучения античной литературы - это немногочисленные полностью дошедшие до нас литературные произведения, фрагменты и отрывки несохранившихся памятников, разного рода окололитературный материал (цитатники, пересказы, критические отзывы, биографии). Данный раздел курс предполагает обращение к традиционным методам литературоведческого анализа с привлечением культурологического подхода. Изучение античной литературы происходит с учетом исторического и типологического подходов к материалу с акцентированием жанрово-видового и феноменологического аспектов. Литературное произведение рассматривается как памятник культуры, как выражение духовного опыта, вписывается в контекст культурного мира, называемого нами античность.

Литература Средневековья представляет собой обширный комплекс литератур разных народов (западно- и восточноевропейских, ближне- и дальневосточных) и разных традиций (мифологической, христианской, мусульманской, буддийской, джайнистской и др.). Учебный академический курс в силу различных причин, и прежде всего, его краткости, вынужден сосредоточиться на изучении западноевропейской (главным образом, христианской) средневековой литературы. Студентам же постоянно необходимо иметь ввиду, что изучаемая ими западноевропейская средневековая литература отнюдь не исчерпывает реального объема зарубежных средневековых литератур.

Серьезную трудность представляет и определение временных координат. Возрождение в отечественной, да и западной истории привыкли строго отграничивать от Средневековья, противопоставляя их как две самостоятельные культурные эпохи, причем противопоставляя ценностно: светлой «эпохе Возрождения» (15-16/17 вв.) приписывали преувеличенно положительный смысл, оставляя за Средними веками (2-3 - 14 вв.) петрарковский ярлык «темных». Не менее логичным представляется и взгляд на Средневековье как на целостную эпоху (концепция «долгого Средневековья» Марка Блока, Жака Ле Гоффа), начинающуюся со 2-3 вв. поздней Античности и длящуюся до 16-17 вв., единую эпоху перехода к Новому времени. В любом случае, зарубежная литература Возрождения с учетом ее национальных версий также входит в предмет изучаемого курса.

Данный раздел курса также предполагает обращение к традиционным методам литературоведческого анализа с привлечением культурологического подхода. Поэтому литературную продукцию Средневековья и Возрождения, будь то литературная традиция или индивидуальное творчество, жанр или конкретное произведение, стоит исследовать не только в их уникальности, но, прежде всего, контекстуально и типологически.

Итак, предмет курса включает в себя зарубежную литературу античности (Древней Греции, Древнего Рима), Средневековья (западной Европы) и Возрождения.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель курса предусматривает последовательное (с элементами сопоставления) изучение литератур Античности (Древней Греции и Древнего Рима), Средних веков и Возрождения.

Задачи курса

· фиксация общей логики развития мирового литературного процесса;

· осмысление места и роли античной, средневековой и ренессансной литератур в мировом литературном процессе;

· выбор адекватной методологии изучения античной, средневековой и ренессансной литератур;

· выявление специфики зарубежных литератур Античности, Средних веков и Возрождения;

· последовательное изучение литератур Античности, Средних веков и Возрождения;

· осмысление основных закономерностей, особенностей и периодов литературного процесса в античной, средневековой и ренессансной литературах;

· изучение жанрово-видового состава зарубежной литературы античности, Средневековья и Возрождения;

· выявление и анализ феноменологического ряда литератур Античности, Средних веков и Возрождения: ключевых теорий и концепций, персоналий, произведений и др.

МЕСТО КУРСА в профессиональной подготовке выпускников.

       Дисциплина (курс) «История зарубежной литературы» является дисциплиной национально-регионального (вузовского) компонента цикла ГСЭ учебного плана.     

       Для студентов ЯГТИ дисциплина «История зарубежной литературы» занимает важное положение в системе освоения ими теоретических знаний.

       В цикле гуманитарных дисциплин «История зарубежной литературы» находится в прямой взаимосвязи с «Историей зарубежного театра», «Историей изобразительного искусства», «Историей философии». Поскольку комплексный подход в дисциплине, посвящённой литературе как виду искусства, поможет наиболее полно реализовать и межпредметные связи, позволит осмыслить закономерности развития литературы в общем контексте задействованных исторических периодов.

       Основные функции курса истории зарубежной литературы данного периода в системе дисциплин предметной подготовки:

- информативная: знакомит с теорией и историей зарубежной литературы данного периода;

- методологическая: формируются навыки и умения работы с текстами зарубежной литературы; применяются и закрепляются специальные умения и навыки;

- пропедевтическая: предваряет изучение зарубежных литератур более поздних периодов;

ТРЕБОВАНИЯ к уровню освоения курса.

В ходе освоения материала по данной дисциплине студенты должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

знания: общей логики развития мирового литературного процесса; места и роли в нем античной, средневековой и ренессансной литератур; специфики античной литературы, средневековой литературы, ренессансной литературы в целом (общее, особенное); греческой литературы; римской литературы; европейской литературы раннего Средневековья, Зрелого Средневековья; основных закономерностей, особенностей и периодов литературного процесса в греческой и римской литературах античности; в средневековой и ренессансной литературах; жанрово-видового состава греческой, римской литератур античности; литературы Средних веков и Возрождения; феноменологического ряда античной, средневековой и ренессансной литературы: ключевых теорий и концепций, персоналий, произведений, их места в общем контексте (творчества автора, литературы и культуры определенной эпохи, национальной литературы и культуры, мировой литературы и культуры).

навыки: навык аналитического чтения переводного текста;

умения: работы с переводным текстом; литературоведческого анализа переводного текста; культурологического анализа литературного произведения; корректного использования терминологии.

Решению этих задач и подчинена структура курса.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА) И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид занятий Всего часов
Общая трудоемкость (по ГОС ВПО) 74
Аудиторные занятия 12
Лекции 12
Практические занятия -
Лабораторные работы -
Самостоятельная работа 62
Другие виды работы -
Форма итогового контроля зачет

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА)

 

Разделы курса

Раздел I. История античной литературы (IX в. до н.э. – V в н.э.).

Раздел II. История зарубежной литературы Средних веков (IV-V-XV вв.)

Раздел III. История зарубежной литературы Возрождения (XIV-начало XVII вв).

 

3.2. Темы и краткое содержание

 

Тема 2. Античный эпос.

       Древнегреческий эпос. Героический эпос. Гомер. «Илиада» и «Одиссея». Гомеровский вопрос. Возможность различных вариантов прочтения гомеровского эпоса. Историческое прочтение. Поэмы «Илиада» и «Одиссея», их реальная и мифологическая основа. Типологическое («жанровое» прочтение). Содержание поэм, герои, своеобразие жанра. Дидактический эпос. Гесиод «Труды и дни»:сознательная попытка формирования новой общечеловеческой религиозно-этической мировоззренческой системы. Римский эпос: «Энеида» Вергилия.

Тема 5. Античный роман

       «Дафнис и Хлоя» Лонга и «Метафорфозы, или Золотой осел» Апулея как образцы жанра.

Тема 10. Литература зрелого Средневековья.

       Культурные и ментальные доминанты зрелого Средневековья.Основные литературные традиции, направления и формы. Типология героического эпоса и его национальные версии на примере «Песни о Роланде». Куртуазный культурный проект и куртуазная литература 12-13 веков (провансальская лирика трубадуров: жанровая система, новации в области поэтики; модель жанра рыцарского романа, основные циклы, лэ Марии Французской и «Роман о Тристане и Изольде» как образцы бретонского цикла романов). Средневековый город: духовные ценности и ориентиры; специфика, жанровая система, образцы и значение городской литературы.

Тема 15. Литература итальянского Треченто.

       Франческо Петрарка. Джованни Боккаччо. Петрарка - «отец» европейского сонета; явление петраркизма в литературе эпохи Возрождения. Дж. Боккаччо - родоначальник европейской новеллы.

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА)

ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

 

№ п/п Наименование тем и разделов Всего (часов) Аудиторные практические занятия (часов) Самостоя-тельная работа (часов)
1 2 3 4 5
I История античной литературы 22 4 18
1. Введение в античную литературу. 15узовского-региональногоо оформления спектакля" - 1
2. Античный эпос. Древнегреческий эпос. Героический эпос. Гомер. «Илиада» и «Одиссея». Дидактический эпос. Гесиод «Труды и дни» Римский эпос: «Энеида» Вергилия. 6 1 5
3. Античная лирика. Античная греческая лирика 6-4 вв. до н.э.  4 1 3
4. Римская лирика. Римская лирика Золотого века 4 1 3
5. Античный роман 4 1 3
6. Значение и место античной литературы в общем литературном процессе 3 - 3
II История зарубежной литературы Средних веков 17 2 15
7. Общая характеристика средневековой культуры. 1 - 1
8. Понятие «средневековья» в истории западноевропейской литературы. Специфика и периодизация. 3 - 3
9. Западно-европейская литература раннего Средневековья (3-4-10 вв.). 5 1 4
10. Литература зрелого Средневековья. 5 1 4
11. Значение и место литературы Средних веков в общем литературном процессе 3 - 3
III История зарубежной литературы Возрождения 34 6 28
12. Понятие Ренессанса в западно-европейской культуре и литературе: основные проблемы и концепции. 4 1 3
13. Ренессансные тенденции в литературе зрелого Средневековья. 3 - 3
14. Предвозрождение (Дученто) в Италии. Творчество Данте Алигьери. 3 - 3
15. Литература итальянского Треченто. Франческо Петрарка. Джованни Боккаччо. 4 1 3
16. Своеобразие литературы и культуры «северного» Возрождения. 4 1 3
17. Эпоха Возрождения в литературе Франции. 4 1 3
18. Елизаветинская литература Англии и литературное творчество В. Шекспира. 5 1 4
19. Эпоха Возрождения в литературе Испании. 4 1 3
20. Значение и место литературы Возрождения в общем литературном процессе 3 - 3
  ИТОГО 73 12 61

Год

Сем

Всего часов

Содержание разделов дисциплины (курса)

Аудиторные занятия Сам. работа Экзамен/ зачет
I курс 73(12+61)

 

1 сем 40 10 Античный эпос. Древнегреческий эпос. Героический эпос. Гомер. «Илиада» и «Одиссея». Дидактический эпос. Гесиод «Труды и дни» Римский эпос: «Энеида» Вергилия. Античная лирика. Античная греческая лирика 6-4 вв. до н.э.  Римская лирика. Римская лирика Золотого века Античный роман Западно-европейская литература раннего Средневековья (3-4-10 вв.). Литература зрелого Средневековья. Понятие Ренессанса в западно-европейской культуре и литературе: основные проблемы и концепции. Литература итальянского Треченто. Франческо Петрарка. Джованни Боккаччо. Своеобразие литературы и культуры «северного» Возрождения. Эпоха Возрождения в литературе Франции. 30 Введение в античную литературу. Античный эпос. Древнегреческий эпос. Героический эпос. Гомер. «Илиада» и «Одиссея». Дидактический эпос. Гесиод «Труды и дни» Римский эпос: «Энеида» Вергилия. Античная лирика. Античная греческая лирика 6-4 вв. до н.э.  Римская лирика. Римская лирика Золотого века Античный роман Значение и место античной литературы в общем литературном процессе Общая характеристика средневековой культуры. Понятие «средневековья» в истории западноевропейской литературы. Специфика и периодизация. Западно-европейская литература раннего Средневековья (3-4-10 вв.). Литература зрелого Средневековья. -
2 сем 33 2 Елизаветинская литература Англии и литературное творчество В. Шекспира. Эпоха Возрождения в литературе Испании. 31 Значение и место литературы Средних веков в общем литературном процессе Понятие Ренессанса в западно-европейской культуре и литературе: основные проблемы и концепции. Ренессансные тенденции в литературе зрелого Средневековья. Предвозрождение (Дученто) в Италии. Творчество Данте Алигьери. Литература итальянского Треченто. Франческо Петрарка. Джованни Боккаччо. Своеобразие литературы и культуры «северного» Возрождения. Эпоха Возрождения в литературе Франции. Елизаветинская литература Англии и литературное творчество В. Шекспира. Эпоха Возрождения в литературе Испании. Значение и место литературы Возрождения в общем литературном процессе Зачет

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

       Система промежуточного контроля знаний студентов заочного отделения по данному курсу предполагает следующих работ:

 

1. Самостоятельное изучение тем, указанных ниже.

Критерии оценки

Наличие письменных конспектов.

 

Темы, выносимые на самостоятельное изучение

· Культура древней Эллады и древнего Рима: основные теории.

· Общая характеристика средневековой культуры. Христианский менталитет. Представления о времени и пространстве. Антропология. Дуализм, гротеск, символизм мировосприятия.

· Позднее Средневековье и переход к Новому времени. Понятие Ренессанса в западно-европейской культуре и литературе: основные проблемы и концепции. Генезис Ренессанса. Основные принципы. Общее представление об альпийском (итальянском) и трансальпийском (северном) Ренессансе, их сходство и отличия.

Литература:

См. Приложение

 

2. Читательский дневник (по желанию; оценка - зачет)

Критерии оценки

Читательский дневник зачитывается по наличию при условии самостоятельного написания и отображения не менее 50% наименований из списка литературы по курсу.

 

3. Работа реферативного характера. Примерные темы приведены ниже.

Критерии оценки

Работа оценивается «зачтено» - «не зачтено».

«Зачтено» ставится при соответствии содержания работы выбранной теме, удовлетворительному уровню раскрытия темы, соответствии работы формальным признакам: наличие плана, библиографии (не менее 3 источников), объем без плана и библиографии не менее 10 печатных страниц формата А4.

 

Примерные темы для письменной контрольной работы (реферата)

Работа выполняется студентами в течение всего семестра и служит допуском к зачету. Учитывается при выставлении зачета.

1. Античность. Античная литература: источники изучения, возможные методы и подходы. Периодизация древнегреческой литературы.

2. Гомеровский вопрос, его история и современное состояние.

3. Содержание поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» и своеобразие жанра: сопоставительная характеристика.

4. Художественный прием у Гомера.

5. Дидактический эпос: Гесиод.

6. Эпос в концепциях Г. Гачева, А. Лосева, М. Бахтина.

7. Генезис греческой лирики.

8. Система жанров древнегреческой лирики VII – V вв. до н. э.

9. Философская проза Платона.

10. Эллинизм – термин и культурная эпоха. Основные приметы эллинизма в культуре и литературе.

11. Римская литература, ее специфические черты и периодизация.

12. Новый статус и новое состояние литературы в век Августа.

13. Замысел, фабула, сюжет и композиция «Энеиды» Вергилия.

14. Поэтический канон и художественная индивидуальность Горация.

15. Игровые эксперименты Овидия над традициями римской лирики.

16. «Серебряный» век римской литературы: общая характеристика.

17. Становление жанра романа в античной литературе. Анализ одного романа на выбор.

18. Общее и особенное в логике развития античной литературы Древней Греции и Рима.

19. Средневековый менталитет и средневековая литература: специфика взаимоотношений.

20. Основные правила эстетики тождеств и их реализация в средневековой литературе; в конкретном произведении. Проблема авторства в Средние века.

21. Литературный персонаж Средневековья: формирование, функции, модели (на конкретном примере).

22. Партнерство – соперничество язычества и христианства в ранней средневековой литературе.

23. Духовный опыт Аврелия Августина и его фиксация в...

24. Динамика становления человека и человечества в «Исповеди» и «Граде Божьем» Бл. Августина.

25. Жанр исповеди и проблема личностного самосознания (Бл. Августин, Данте, Петрарка).

26. Библия как литературный памятник.

27. Особенности повествования в Евангелиях.

28. Языческое мироощущение и его воплощение в эпосе (на примере национального эпоса: ирландского, германского и др.).

29. Символ Вавилонской башни и языковые проблемы Средневековья.

30. Монастырь (замок, город) как центр культурной жизни и его модель в тексте....

31. Историко-литературные пласты «Песни о Нибелунгах» (исторический, мифологический, рыцарско-куртуазный).

32. «Песнь о Роланде» и «Слово о полку Игореве».

33. «Песнь о Роланде» – поэма противо- и со-поставлений.

34. Куртуазная система ценностей и ее литературный вариант.

35. Fin amor и fill's amor в культе Прекрасной Дамы.

36. Творческие установки трубадуров.

37. Модель мира в рыцарском романе (на конкретном произведении).

38. Путь рыцаря в рыцарском романе (на конкретном материале).

39. Основные версии романов о Тристане и Изольде.

40. Архетипический характер бретонских лэ.

41. Идеальное рыцарство в Артуровском своде.

42. Пародийно-смеховая культура Средневековья (концепция Бахтина).

43. Шут и шутовство в средневековой литературе и культуре (на конкретном примере).

44. Приемы пародии, игры и иронии в методе Франсуа Вийона.

45. Политика, власть, общество в сознании Данте («Пир», «Монархия»).

46. Поэтика сладостного нового стиля.

47. Художественные новации Данте и Джотто.

48. Лестница Иакова и Ад – Чистилище – Рай у Данте: две версии Пути спасения.

49. Любовь, слава и поэзия для Фр. Петрарки.

50. Проблема автора и рассказчика в «Декамероне» Боккаччо и «Кентерберийских рассказах» Чосера: различие и сходство.

51. Метафора дороги у Чосера и прием «новеллы в новелле» у Боккаччо как средство изображения человеческой жизни.

52. «Эразм – священства слава и позор»...

53. Прием пародии в «Похвале Глупости» Эразма.

54. Сонет у Ронсара и Дю Белле.

55. «Дон Кихот» - пародия на рыцарский роман?

 

 

СЕМИНАРЫ

Не предусмотрены

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

Не предусмотрены

 

ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

       Зачетное задание представлено в виде итоговой контрольной работы, состоящей из двух частей:

1) контрольная работа по текстам художественных произведений;

2) тест по вопросам истории и теории.

       При выставлении зачета также учитывается выполнение всех видов самостоятельных работ и контрольных мероприятий.

Примеры заданий Итогового зачетного теста

Соотнесите частное с общим

1. Космизм миросозерцания, вечное становление, фатализм, героизм – 2. …     а) характеристики афинского театра b) черты древнегреческой культуры c) …
1. время, история, вечность, дольний и горний мир 2. … a) категории средневекового менталитета b) творческие установки провансальских трубадуров с) …

2. Что означает это определение? Выберите правильные ответы

1. Стихотворная повесть, сочетающая романический художественный вымысел с куртуазным идеалом 2. … a) Лэ b) …

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА)

 

 

Рекомендуемая литература (основная)

Только то, что есть в библиотеке института и не позднее 2005 г. выпуска, остальное убрать в дополнительный список. + художественные тексты

Список художественных текстов[1]

Греция

Гомер. Илиада. Одиссея. В любом переводе. Гомер. Илиада. (пер. Н.И. Гнедича). М.,1981. Гомер. Одиссея (пер. В. Жуковского). М.,1982. Гомер. Илиада. Одиссея (пер. В.В. Вересаева). М.,1987.

Гесиод. Теогония*. Труды и дни* (пер. В.Вересаева)

Античная лирика. М.,1968 / Лирика Древней Эллады и Рима: Сборник (пер. В.Иванова, В.Вересаева, Я.Голосовкера, Л.Мея и др.). М., 1990. / Парнас. Антология античной лирики. М.,1980.

Басни Эзопа (пер. М.Л.Гаспарова). М., 1968.

Платон. 1-2 диалога*.

Аристотель. Поэтика*.

Феокрит*. 2-3 идиллии: Тирсис, Колдунья, Киклоп (или любое др. издание в пер. М. Грабарь-Пассек).

Лукиан*. Сатиры. Прометей, или Кавказ. Разговоры богов. Разговоры в царстве мертвых (пер. Н.Баранова, Э.Диль, С.Радлова и др.).

Лонг. Дафнис и Хлоя (пер. С.Кондратьева) //Античный роман 1-3 в. н.э. М., 1969 или Греческий роман. М., 1988.

Плутарх*. Сравнительные жизнеописания.

Рим

Катулл. Книга стихотворений. М., 1986 (пер. А.Пиотровского, С.Шервинского).

Вергилий. Буколики*. Георгики*. Энеида. М., 1979 (пер. С.Шервинского, С.Ошерова).

Квинт Гораций Флакк*. Оды. Эподы. Сатиры. Послания. М, 1970 (пер. С.Шервинского, Н.Гинцбурга и др.).

Публий Овидий Назон. Метаморфозы* (пер. С.Шервинского).

Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию* // Сенека. Письма к Луцилию. Трагедии. М., 1986 (пер. С.Ошерова).

Апулей. Метаморфозы или Золотой осел. (пер. М.Кузмина).

Петроний. Сатирикон* / Петроний. Апулей. М., 1991. (пер. под ред. Б.Ярхо).

РАННЕХРИСТИАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Новый завет.Антологии и хрестоматии

Античная литература. Греция. Антология в 2 т. М., 1988.

Античная литература. Рим. Антология. М.,1988.

Античная литература: В 2ч. Ч.1. Греция Антология. Сост. Н.А. Федоров, В.И. Мирошенкова. М., 1989. Ч.2. Рим. Антология. Сост. Н.А. Федоров, Б.И. Мирошенкова. М.,1988.

Хрестоматия по античной литературе. Сост. Детарани и Тимофеева. М.,1965.

Хрестоматия по античной литературе: В 2 т. Т.1 Греческая литература. Сост. Н.Ф. Дератини, С.П. Кондратьев, М.В. Тимофеева М.,1958. Т.2. Римская литература. Сост. Н.Ф. Дератини, С.П. Кондратьев, М.В. Тимофеева М.,1965.

Электронный ресурс Библиотека античной литературы // http://library.greekroman.ru/, доступ свободный/

ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

Ветхий завет. Новый завет. (Синодальное издание).

Аврелий Августин. Исповедь. Любое изд.

Несколько произведений (3-4) из изданий: Ирландские саги М.,1961 или Исландские саги. Ирландский эпос. БВЛ. Т. 8.

Старшая Эдда* (пер. А.Корсуна). Младшая Эдда* (пер. О.Смирницкой). Сага о Волсунгах* (пер. Б.Ярхо).

Саксон Грамматик. Сага о Гамлете* (пер. Т.Кузнецовой).

Песнь о Роланде. М.-Л., 1964 (пер. Ю.Корнеева).

Песнь о Нибелунгах (пер. Ю. Корнеева) БВЛ. Т. 9.

Песнь о Сиде // БВЛ. Т.10 (пер. Б.Ярхо, Ю.Корнеева).

Лирика вагантов* (пер. Л.Гинзбурга, Б.Ярхо).

Лирика трубадуров. // БВЛ. Т. 23.

Ж.Бедье Роман о Тристане и Изольде (пер. Р.Шор).

Фаблио*.

Роман о Лисе* (пер. Вик. Масса).

Мария Французская О жимолости*. Лэ (пер. М.Замаховской).

Фр.Вийон. Лирика (пер. В.Брюсова, И.Эренбурга).

Данте Алигьери Новая жизнь*. Божественная комедия (пер. М.Лозинского).

Ф.Петрарка Моя тайна или Книга бесед о презрении к миру. Канцоньере. (пер. М.Гершензона и В.Иванова).

Дж.Боккаччо. Декамерон (пер. Н.Любимова).

Дж.Чосер. Кентерберийские рассказы* (пер. И.Кашкина и О.Румера).

Ф.Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль* (пер. Н.Любимова).

Эразм Роттердамский. Похвала глупости* (пер. П.Губера).

Т.Мор. Утопия*.

С.Брант. Корабль дураков* (пер. Л.Пеньковского).

Спенсер Э. Стихотворения*.

Сидней Ф. Стихотворения*.

У.Шекспир. Сонеты.

Сервантес. Дон-Кихот (пер. Н.Любимова).

Ариосто. Неистовый Роланд* (пер. Ю.Верховского, А.Курошева, А.Пушкина, В.Брюсова).

Т.Тассо. Освобожденный Иерусалим* (пер. О.Румера).

Камоэнс Избранная лирика (пер. В.Левика).

Ронсар. Лирика (пер. В.Левика).

Монтень. Опыты* (пер. Г.Ярхо).

 

Хрестоматии

Зарубежная литература средних веков. Хрестоматия. Ч.1. 1974; Ч.2. 1975.

ЛИТЕРАТУРА

По разделу I «Античная литература»

ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ

Античная литература. Под ред. А.А.Тахо-Годи. М., 1986.

Тронский И.М. История античной литературы. М.,1988. Тронский И.М. История античной литературы. М., 2005. Электронный ресурс // http://infolio.asf.ru/Philol/Tronsky/index.html; http://rrc.kemsu.ru/res/res.htm?id=1146 Доступ свободный

Лосев А.Ф., Античная литература. М: ЧеРо, 2005 / Под редакцией А.Тахо-Годи. Электронный ресурс Библиотека античной литературы // http://library.greekroman.ru/critics.htm#liter Доступ. свободный.

Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. Учеб. пособие. М., 2005.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ

История всемирной литературы: В 9т. М., 1983. Т.1. С. 303-515.

История греческой литературы. Под. ред. С.И.Соболевского. Т.1-3.

История римской литературы. Под. ред. С.И. Соболевского. Т.1-2.

История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций / Под ред. С.Д.Серебряного. М., РГГУ, 1998.

Касьян М.С. Структура курса истории античной литературы для студентов-востоковедов // Филология в системе современного университетского образования. Москва, 2000

Полонская К.П, Поняева Л.П. Хрестоматия по ранней римской литературе. М.,1984.

Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М.,1977.

Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. М., 1972.

Электронный ресурс Античная литература http://ancientrome.ru/antlitr/, доступ свободный.

ОСНОВНАЯ НАУЧНАЯ

Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.,1989.

Лосев А.Ф. История античной эстетики: В 7т. М., 1963-1988. Т.1-7.

Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика. М.,1979.

Мень А.В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: В 7 т. М., 1992. Т.4, 5.

Мень А.В. На пороге Нового Завета. Брюссель, 1983.

Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ницше Ф. Сочин.: В 2 т. М., 1990. Т.1.

Словарь Античности. М.,1989.

Тахо-Годи А.А.; Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. Спб., 1999.

Электронный ресурс Библиотека античной литературы // http://library.greekroman.ru/, доступ свободный.

Дополнительная научная

Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. М., 1973.

Аверинцев С.С. Арфа царя Давида // Иностранная литература. 1988. №6.

Аверинцев С.С. Образ античности в западноевропейской культуре ХХ в. / Новое в современной классической филологии. М., 1979

Античность как тип культуры. М., 1988.

Античные гимны. М., МГУ, 1988.

Античный роман. М.,1969.

Асмус В.Ф. История античной философии. М.,1965.

Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. М.,1992.

Велишский Ф. История цивилизации: Быт и нравы древних греков и римлян. М., 2000.

Гаспаров М.Л. Поэт и поэзия в римской культуре. Неполнота и симметрия в «Истории» Геродота / Гаспаров М.Л. Избранные труды. М., 1997. Т.1.

Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. М.,1968.

Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. Спб., 1994.

Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. Спб., 1994.

Грант М. Классическая Греция. М., 1998.

Грейвс Р. Мифы древней Греции. М.,1992.

Иполлондор. Мифологическая библиотека. Л.,1972.

Историки античности: В 2 т. М.,1989.

Козаржевский А.Ч. Античное ораторское искусство. Пособие по спецкурсу. М., МГУ, 1980.

Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции и др. Рима. М.,1987.

Лосев А.Ф. Античная драма. М.,1970.

Маркиш С.П. Гомер и его поэмы. М.,1962.

Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.

Мифологический словарь. М.,1965.

Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. М.,1992.

Полонская К.П. Поэмы Гомера. М., МГУ., 1961.

Полонская К.П. Римские поэты эпохи принципата Августа. М., МГУ, 1963.

Попова Т.В. Гомер в оценке неоплатоников / Древнегреческая литературная критика. М., 1975.

Романские языки и культуры: От античности до современности: Тезисы докладов российской науч. конференции (Москва, филологический факультет МГУ им. М. В. Ломо­носова, 4–6 декабря 2001 г.) / Отв. ред. М. А. Ко­сарик. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.

Сахарный Н.П. Гомеровский эпос. М.,1976.

Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М.,1989

Толстой И.И. Аэды. Античные творцы и писатели древнего эпоса. М.,1958.

Чистякова Н.А. Эллинистическая поэзия. Литература, традиции и фольклор. М., МГУ, 1988.

Шталь И.В. «Одиссея» - героическая поэма странствий. М., 1978.

Шталь И.В. Гомеровский эпос. Опыт текстологического анализа. М., 1976.

Шталь И.В. Поэзия Катулла. М., 1977.

Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983.

Эллинизм: восток и запад. М., 1992.

Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М.,1988.

По разделам II и III «Зарубежная литература Средних веков», и «Зарубежная литература Возрождения»:

Основная учебная

1. Зарубежная литература Средних веков. Хрестоматия. Сост. Б.И. Пуришев. М., 2004.

2. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. Учебник для филол. спец. вузов. М.П.Алексеев, В.М. Жирмунский, С.С. Мокульский, А.А.Смирнов. 4-е изд. М., 1987.

3. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учеб. пособие: допущено Минобразованием России. М., 2005.

4. Мартынова О.С. История немецкой литературы: Средние века – эпоха Просвещения: Конспект-хрестоматия: Учеб. пособие: допущено УМО. М., 2005.

Дополнительная учебная

5. Аникст А.А. История английской литературы. М., 1957.

6. Библейская энциклопедия. М., 1991 (репринт).

7. Зарубежная литература эпохи Возрождения. Ч.1-2. 1975.

8. Зарубежная литература средних веков: В 2 ч. М., 1974-1975.

9. Зарубежная литература эпохи Возрождения. М., 1975. Ч. 1-2.

10. История зарубежной литературы: Программа и учебно-методические материалы. — М.: Изд-во "ГИТИС", 2004.

11. История всемирной литературы. Энциклопедия в 5 т. Т.3. М., 1985.

12. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций. Под ред. С.Д.Серебряного. М., РГГУ, 1998.

13. История французской литературы. М., 1946. Т.1

14. Гуревич А.Я., Харитонович Д.Э. История средних веков. М., 1995.

15. Краткая литературная энциклопедия. М., 1968.

16. Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. Под ред. Н.И. Балашова. М., 1967.

17. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967.

18. Менендес Пидаль Р. Избранные произведения: испанская литература средних веков и эпохи Возрождения. Сост. К.Р. Чуринов и Ф.В.Кельин. М., 1961.

19. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. М., 1991.

20. Пуришев Б.И. Очерки немецкой литературы 15- 16 вв. М., 1955.

21. Словарь Библейского богословия Брюссель, 1990.

22. Стеблин-Каменский М.И. Древнескандинавская литература. М., 1979.

23. Эстетика Ренессанса: Антология: В 2 т. М., 1981.

24. Христианство. Энцикл. словарь. Т.1-3. М., 1995-96.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.277 с.)