Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 1. Сознание общественное и индивидуальное, их взаимодействие.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сознание бывает общественным и индивидуальным. Индивидуальное сознание – способность человека контролировать, планировать свою деятельность, анализировать опыт, извлекать из него уроки. Общественное сознание – это общее сознание, включающее единые формы отношения к деятельности и окружающему миру, единые стандарты поведения, единые формы взаимодействия, способы освоения природной среды. Н-р,педантичность немцев, консерватизм англичан, деловитость американцев. В общественном сознании, духовной жизни общества отражаются интересы и деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей в новых идеях, научных знаниях, нравственном совершенствовании, удовлетворении чувства прекрасного. Необходимо, чтобы идеи, теории, взгляды, нормы морали, научные знания находили широкое распространение, оказывали влияние на всё общество. Эту функцию выполняют школы, вузы, СМИ, политические партии, общественные движения и организации. Иногда есть противоречия между личным и общественным сознанием, между принятой в обществе системой ценностей и идеями отдельных личностей. Н-р, судьба таких личностей, как Жанна Д Арк, Джордано Бруно, Галилео Галилей и т.д. между тем, преодолевая сопротивление своего времени, такие личности, которые опережают свою эпоху, вносят свой вклад в развитие общественного сознания. Вопрос 2. Особенности общественного сознания: 4) Относительный характер (может отставать от бытия, н-р, пережитки прошлого) 5) Преемственность (н-р, всего лучшего, полезного и необходимого, что было в прошлом: наука, мораль, традиции) 6) Активное воздействие на жизнь общества (как прогрессивное, так и тормозящее) Вопрос 3. Уровни общественного сознания: 3) Обыденно-практический - Формируется стихийно в повседневной жизни. Практические знания, эмпирические наблюдения. Формирует психологию. 4) Идеолого-теоретический - является результатом целенаправленной квалифицированной деятельности Воспринимает внутренние скрытые закономерности, теоретические объяснения, доктрины. Формирует идеологию. Вопрос 4. Формы общественного сознания: (см. термины и соответствующие лекции) 1) Философия. Выполняет мировоззренческую функцию, помогает мыслить абстрактно, теоретическими положениями, понятиями и категориями. 2) Политическое сознание. Обслуживает социальные группы, членов общества, обосновывая политические идеи, цели, а также подводит базу под политическими и правовыми интересами, юридическими знаниями, нормами, законами, стратегией и тактикой достижения цели. 3) Правовое сознание. Это совокупность представлений и чувств, выражающих не только знание права, но и отношение к нему, уважение его как социальной ценности, а также усвоение навыка одобряемого с точки зрения права поведения. 4) Мораль. Включает нравственные принципы общества, нормы (которые сформировались в том числе под воздействием религиозных верований), способы формирования у человека нравственных чувств. 5) Искусство. Формирует в обществе эстетическое сознание, эстетическое отношение к действительности, любовь к прекрасному, возвышенному, стимулирует создание и сохранение его. 6) Наука. Отражает общественное сознание в виде законов, теорий, вооружает людей научными знаниями, правильным пониманием действительности, занимается накоплением фактов и их теоретическим объяснением, вооружает людей научными гипотезами. 7) Религия. Формирует религиозное сознание, религиозные идеи, веру в бога, бессмертие души, формирует религиозную мораль, которая оказывает влияние на общественную мораль. Вопрос 5. Типы общественного сознания: Групповое сознание - совокупность групповых чувств, ценностных ориентаций и идеалов, представлений о групповых целях, путях и средствах их достижения. ГРУППОВОЕ СОЗНАНИЕ - исторически обусловленный уровень осознания членами большой социальной группы своего положения в системе разделения труда и существующих общественных отношений, а также своих групповых потребностей и интересов (н-р, слои или классы общества) Основными отличительными особенностями социально-группового сознания, отличающими его от массового сознания и от иных видов политического сознания, являются цельность, четкость, определенность ценностных ориентаций и представлений о целях общественно-политического действия. Классовое сознание – сознание, возникающее в результате идентификации индивидом себя с представителями определенного социального класса, и характеризующееся чувством солидарности с ними и подчинением личных интересов индивида классовым интересам. Общечеловеческое сознание Вопрос 6. Массовое сознание - это тип общественного сознания, который отражает определенные стороны жизни общества, способные вызывать интерес масс.Говорят о массовом сознании тогда, когда имеют в виду степень распространенности общественного сознания. МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ - шаблонное, деперсонализированное сознание рядовых граждан развитого индустриального общества, формирующегося под массированным воздействием СМИ и стереотипов массовой культуры, форма дотеоретического миропонимания, основанной на сходном жизненном опыте людей, занимающих одинаковое место в социальной иерархии. М.С. возникает стихийно Концепции массового сознания: 1-я концепция. Суть - восточное учение - кратко выглядит так: душа рождается многократно в различной биологической форме, набирая «карму», отчего зависит очередное воплощение в новой биологической форме для нового витка бытия в зависимости от успехов в изживании «кармы»; 2-я концепция. Суть - христианская концепция - утверждает, что душа человека воплощается только один раз для искупления или совершения грехов, после чего возвращается в Тонкий мир, где её ожидает два контрастных способа существования – либо наслаждаться вечным бездельем в райских кущах, либо корчиться в муках адовых в геенне огненной; 3-я концепция: душу отрицает, но предлагает следующий вариант: рождение человека – поэтапное развитие и совершенствование в этой жизни (детство, отрочество, юность, зрелость, старость) – смерть, после которой, несмотря на уверения, что она является неизбежной и конечной точкой любой жизни, каждому индивиду, тем не менее, предлагается перспектива дальнейшего существования в нескольких вариантах – от полного забвения личности до увековечивания имени в благодарной памяти потомков. М.С. имеет сложную структуру и является своеобразным «подсознанием» общества, аккумулирующим обширный пласт неявных мировоззренческих моделей и сценариев поведения различного происхождения и направленности - от авангардно-инновационных до радикально-деструктивных.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.199 (0.01 с.) |