Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Познание – процесс духовного освоения человеком материального мира.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Познание – процесс духовного освоения человеком материального мира. План. Понятие о познании. 2. Проблема познаваемости мира в философии: 1) Агностицизм 2) Скептицизм 3) Гносеологический оптимизм 3. Цели познания: 1) постижение истины; 2) практическая польза. Структура процесса познания. 5. Формы чувственного познания: 1) ощущение, 2) восприятие, 3) представление); 6. формы рационального познания: 1) понятие, 2) суждение, 3) умозаключение. 7. Вопрос о месте чувственного и рационального познания: 1) Сенсуалисты 2) Эмпиристы 3) Рационалисты 8. Виды познания: 1) Обыденное 2) Научное 3) Религиозное 4) Философское 5) Художественное 6) Социальное. 9. Пути познания: Ненаучный (мифологический, жизненный опыт, народная мудрость, здравый смысл, художественно-образный) Научный. Взаимодействие познающего субъекта и познаваемого объекта в процессе познания. Знание как результат познания Вопрос 1. Понятие о познании. Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение новых знаний об окружающем мире. Гносеология – учение о познании. В процессе познания используются различные познавательные способности человека. Это чувственное восприятие и представление, память и воображение, интуиция и рациональное мышление. Это тот познавательный аппарат, с помощью которого человек постигает мир. Субъект познания – познающий человек. Объект познания – то или кто познается. Субъект и объект познания могут совпадать (при социальном познании, н-р). Познание может быть произвольным (ожог) и организованным. Вопрос 2. Проблема познаваемости мира в философии: Философы по-разному отвечали на вопрос, познаваем ли мир. 1) Агностицизм отрицает полностью или частично познаваемость мира, т.к. познание не дает достоверных сведений о мире. 2) Скептицизм – не отрицая возможности познания мира, сомневается в том, что все знания о мире носят достоверный характер. 3) Гносеологический оптимизм – утверждает то, что мир познаваем и достоверные сведения о мире можно получить. Основные вопросы теории познания: 1. Познаваем ли мир? Да-гностики, нет-агностики, неизвестно – скептики. Большинство ученых считают, что мир познаваем. Ограниченность нашего знания обусловлена недостаточностью методов получения информации. Если будет изобретен новый метод – то наше познание увеличится (центр Вселенной – черная дыра). Скептики считают, что мир, который мы видим в реальности, может отражаться в нашем сознании, а может и нет, многие явления и объекты окружающего мира мы не можем наблюдать (например, силовое поле; цвет, температура разные). Гностик уверен в том, что его органы чувств дают верную информацию. Скептики – нет (И.Кант: информация, исходящая от органов чувств, ложна. Мир не такой, каким он кажется. «вещь в себе» - то, что есть в самом деле. Вещь для нас – то, что кажется (истинная сущность скрыта). 2. Происхождение мира, Вселенной (онтология): религия – божественное творение; наука – теория большого взрыва. 3. Происхождение человека. Теории: теологическая, научная (теория эволюции), космическая. Диалектика – принцип познания. Практика – главный способ познания. Познание – один из видов деятельности. Его структура – такая же, как в деятельности. Разница между сознанием и познанием: сознание не требует активности человека, а познание – вид деятельности. Активность требуется. Вопрос 3. Цели познания: 1) постижение истины; 2) практическая польза. Вопрос 4. Структура процесса познания. Чувственное и рациональное познание. В чувственном познании участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние. Рациональное познание связано с мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение. Понятие – мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол,стул – мебель; классификация). Научный. Дополнение к Лекции Хотя чувственное и рациональное познание играет огромную роль в получении нового знания, тем не менее их бывает недостаточно для решения каких-либо научных проблем. И тогда важную роль приобретает интуиция. Интуиция представляет собой способность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с помощью каких-либо доказательств. Интуиция – специфический познавательный процесс, приводящий к новому знанию. Основные черты интуитивной способности: 1) неожиданность решения поставленной задачи; 2) неосознанность путей и средств ее разрешения; 3) непосредственный характер постижения истины. Чувственное познание, рациональное и интуиция – это важные и взаимно дополняющие друг друга средства познания.
Истина и ее критерии План Формы практики: материальное производство (труд), социально-преобразующая деятельность (накопленный опыт, н-р, реформы, революции, войны и т.д.) научный эксперимент Виды практики: 1) общественно-производственная (промышленное и сельскохозяйственное производство; изготовление продуктов потребления и средств производства); 2) социально-политическая (создание государства, формирование партий, реформа социальных структур и органов управления, революционные движения, забастовки…); 3) врачебная, или медицинская (хирургическая, стоматологическая, терапевтическая…); 4) семейно-бытовая, или повседневно-хозяйственная (строительство и ремонт жилья, садоводство, приготовление пищи) и т.д. Мышление План. Формы мышления Понятийные и категориальные Наглядно-образные Деятельностно-орудийные Художественные 8. Операции (Приемы) мышления: 1) Анализ, синтез; 2) Индукция, дедукция, 3) Абстрагирование 4) Обобщение 5) Аналогия 6) Сравнение Формы мышления (вопрос 7) Вопрос 7. Формы мышления Исследователи выделяют следующие формы мышления: 1) понятийные и категориальные (уровень теоретического осмысления действительности, логических умозаключений и абстрактных понятий); здесь действует понятие, суждение, умозаключение. 2) наглядно-образные (формы мышления, оперирующие предметной сферой); 3) деятельностно-орудийные (практическая направленность, решение конкретных задач с помощью соответствующих действий); План. Групповое Классовое Общечеловеческое В узком смысле идеология – это система теоретических взглядов большой социальной группы, прямо или опосредованно отражающая ее коренные интересы. (см. идеология консерваторов, либералов, коммунистов, социалистов, радикалов и т.д.). Соотношение между общественной психологией и идеологией рассматривается как соотношение между чувственным и рациональным уровнем общественного сознания.
Сознание. План. 1. Проблема сознания в философии: 1) Идеалисты 2) Материалисты Происхождение сознания 3. Сущность сознания и отличие его от психики животных: Искаженность 7) Индивидуальный характер 8) Способность к рефлексии 5. Структура сознания: 1) восприятие органами чувств; 2) логико-понятийные способности и знания, 3) эмоциональные компоненты 4) ценностно-смысловые компоненты. 6. Уровни сознания: 5) Обыденно-практический Идеолого-теоретический 7. Формы сознания: 1) Индивидуальное (в основе – личные идеи, ценности) 2) Общественное (см. лекцию 18 Ч.) (в основе – традиции, менталитет) 8. Сознание как система: 1) Сознание и самосознание. 2) Сознание и бессознательное. 3) Сознание и мышление. Обрабатывает информацию о чувственных образах и создает понятийные обобщения. 4) Сознание и память. 5) Сознание и язык.
ДОПОЛНЕНИЕ. Первым структуру сознания исследовал Зигмунд Фрейд. Он выделил: 1. Подсознательное или ОНО – это биологические потребности+вытесненные желания. Является строительным материалом для личности. 2. ЭГО-СОЗНАНИЕ или Я – внутренний ограничитель человека, ответственно за контакты с окружающим миром. 3. СУПЕРЭГО-СВЕРХСОЗНАНИЕ или СВЕРХ-Я – нормы поведения, стереотипы, нравственные чувства человека. Либидо – сексуальный или половой инстинкт. Сублимация – переключение либидо на другую деятельность.
Познание – процесс духовного освоения человеком материального мира. План. Понятие о познании. 2. Проблема познаваемости мира в философии: 1) Агностицизм 2) Скептицизм 3) Гносеологический оптимизм 3. Цели познания: 1) постижение истины; 2) практическая польза.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.105 (0.009 с.) |