Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация как функция управленияСодержание книги Поиск на нашем сайте
1. Делегирование. Ответственность. Полномочия. Виды полномочий и ответственности. 2. Основные правила делегирования. 3. Пределы полномочий. Полномочия и власть. 4. Организационная система: структура и функции. 5. Линейный, штабной, функциональный принцип построения организационных структур. 6. Этапы организационного проектирования. Бюрократические и адаптивные структуры, их формы. 7. Реорганизация, реструктуризация, реинжиниринг. Управление этими процессами.
Источники: 1. Абчук, В. А. Менеджмент в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Абчук, С. Ю. Трапицын, В. В. Тимченко. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 239 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01757-1. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/968C1007-6645-4A74-8A4B-B4BB7A285744. 2. Абчук, В. А. Менеджмент в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Абчук, С. Ю. Трапицын, В. В. Тимченко. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 249 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02141-7. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/512B84B4-0DF6-42F0-8042-63A3F48BB53A. 3. Менеджмент в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. Н. Шапкин [и др.]; под общ. ред. И. Н. Шапкина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 384 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04625-0. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/85B3DCD1-F9F9-4349-9079-181AC359B401. 4. Менеджмент в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. Н. Шапкин [и др.]; под общ. ред. И. Н. Шапкина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 313 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04627-4. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/256A0AF9-1970-41ED-B316-2CF4535F6184. 5.Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента. М.:Дело,2005; Райченко А.В. Общий менеджмент: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2005.
Административный менеджмент
Чтобы планы были реализованы, кто-то очевидно должен фактически выполнить каждую из задач, вытекающих из целей организации. Организация - это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей. Имеется два основных аспекта организационного процесса: 1. как организация предпринимательской деятельности; 2. как организация управления в предпринимательской деятельности Организация предпринимательской деятельности включает в себя: · формирование предпринимательской идеи · технико-экономическое обоснование создания предприятия и составление его бизнес-плана · выбор организационно-правовой формы · регистрация предприятия и др. Организация управления основывается на ряде принципов: делегирование, ответственность, полномочия. Ответственность - это обязанность учитывать возможные последствия принятия решений и использования ресурсов и готовность отвечать за них. Содержание понятия ответственности включает: ü готовность человека или коллектива отвечать за результаты своих действий; ü наличие установленных мер поощрения или порицания за конкретные результаты деятельности; ü проявление чувства долга человека и организации в реализации социальной активности; ü обязанности учета интересов всех участников совместной деятельности. Ответственность руководителя непосредственно связана с его полномочиями Полномочия представляют собой ограниченное право и ответственность использовать ресурсы организации, самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять управленческие решения. Полномочия представляются должности, а не лицу, её занимающему. Полномочия проявляются в виде двух общих типов: § линейные; § аппаратные (штабные). Линейные полномочия Передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее по цепочке к другим подчиненным. Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет также право принимать решения и действовать в определенных вопросах без согласования с другими руководителями, например, в тех пределах, которые установлены законом или уставом организации. Последовательная цепочка возникающих линейных полномочий создаёт иерархию уровней управления. Наиболее наглядный пример цепи команд — иерархия военной организации. При большой длине цепи команд наблюдается существенное замедление скорости обмена информацией. Существует два понятия, которые должны всегда учитываться: принцип единоначалия и необходимость ограничения нормы управляемости. Согласно принципу единоначалия работник должен получать полномочия только от одного начальника и отвечать перед ним. Норма управляемости - это количество работников, которые непосредственно подчиняются данному руководителю. Штабные полномочия Данные полномочия помогают организации использовать специалистов без нарушения принципа единоначалия для решения задач консультативного или обслуживающего характера. Основные виды штабных полномочий делятся на рекомендательные, координационные, контрольно-отчетные, согласительные. Рекомендательные полномочия заключаются в том, что их обладатель при необходимости может давать советы нуждающимся в них руководителям или исполнителям, каким образом лучше всего решить тот или иной узко-профессиональный вопрос. Координационные полномочия связаны с выработкой и принятием совместных решений. Контрольно-отчетные полномочия предоставляют возможность их носителям осуществлять в официально установленных рамках проверку деятельности руководителей и исполнителей, требовать от них предоставления обязательной информации, осуществлять ее анализ и направлять полученные результаты вместе с полученными выводами в соответствующие органы. В рамках управленческой структуры происходит рациональное распределение и перераспределение прав, обязанностей и ответственности между ее субъектами. Этот процесс, принципы которого были разработаны в 1920-х гг. П.М.Керженцевым, получил название "делегирование организационных полномочий и ответственности". Делегирование - представляет собой процесс передачи руководителем части своих служебных функций подчиненным без активного вмешательства в их действия. Принцип делегирования полномочий состоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам. Обычно делегируются следующие виды работы: ü рутинная работа; ü специализированная деятельность; ü частные и малозначимые вопросы; ü подготовительная работа. Однако существует комплекс управленческих задач, решение которых следует оставить за руководителем. Долг первого лица в фирме — принять на себя выполнение задач с высокой степенью риска, содержащих аспекты стратегической важности и носящих конфиденциальный характер и все необычные, выходящие за рамки сложившегося регламента и традиций операции. И не подлежат делегирование такие вопросы, как: ü установление целей; ü принятие решений; ü выработка политики организации; ü руководство сотрудниками и их мотивация; ü задачи высокой степени риска; ü необычные и исключительные дела; ü задачи строго доверительного характера. При делегировании полномочий руководитель делегирует (устанавливает) обязанности; определяет права и уровень ответственности при выполнении полномочий. Преимущества делегирования полномочий: ü возможность заниматься задачами, требующими личного участия руководителя; ü сосредоточение на стратегических задачах и перспективных планах развития предприятия; ü это лучший способ мотивации творческих и активных работников; ü это лучший способ обучения; ü это способ профессиональной карьеры. Эффективность делегирования полномочий очевидна, но не все управляющие спешат его применять по следующим причинам: ü сомнение в компетентности других сотрудников, боязнь, что они сделают хуже; ü боязнь потерять власть и занимаемую должность; ü недоверие к подчиненным, низкая оценка их способностей; ü амбициозность и завышенная самооценка; ü боязнь, что его действия будут неверно истолкованы коллегами и начальством.
Главная практическая ценность принципа делегирования полномочий состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел, рутинных операций и может сконцентрировать свои усилия на решении задач более сложного управленческого уровня. Одновременно этот метод является целенаправленной формой повышения квалификации сотрудников, способствует мотивации их труда, проявлению инициативы и самостоятельности. Главная задача руководителя - не самому выполнять работу, а обеспечить организацию трудового процесса силами коллектива, взять на себя ответственность и применить власть для достижения поставленной цели. Особо деликатный аспект принципа делегирования - организация контроля за действиями подчиненных. Постоянная опека только вредит. Отсутствие контроля может привести к срыву работ и анархии. Решение проблемы контроля — в четко налаженной обратной связи, в свободном обмене информацией между коллегами и, конечно, в достаточно высоком авторитете и управленческом мастерстве руководителя. Часто возникает проблема психологического выбора: выполнение какой задачи поручить исполнителю знакомой или принципиально новой. Чаще всего делегируется выполнение новой задачи, особенно если она кажется руководителю малопривлекательной, рутинной. Такое решение далеко не всегда верно. Проблема в том, что, передав решение задачи кому-либо, руководитель все равно несет ответственность за ее выполнение и контролировать, а тем более просто наблюдать (т.н. мониторингом) за ходом реализации знакомой проблемы значительно легче. Опытные администраторы часто поручают способному исполнителю немного более сложные задачи, чем он привык выполнять. В этом случае желательно подготовить задание в форме письменного распоряжения. Получив сложную задачу, исполнитель раскрывается более полно и получает искреннее удовлетворение от выполнения задания и оказанного ему доверия. Следует отметить, что принцип делегирования полномочий мало применяют лица, недавно получившие повышение в должности, т.к. им трудно отказаться от привычного стереотипа прошлой деятельности. Однако руководитель, сам сортирующий корреспонденцию и печатающий на машинке при скучающем секретаре, вызывает сожаление, но не сочувствие. Иногда принцип делегирования полномочий не дает ожидаемого эффекта: исполнитель не в полном объеме выполняет возложенные не него руководящие функции. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда необходимо принимать непопулярные в коллективе решения: наложение взысканий за нарушение трудовой дисциплины; лишение премий; разбирательство аморальных поступков работающих и т.д. Под различными предлогами исполнитель старается передать решение этих проблем своему руководителю, чтобы выглядеть в глазах коллектива с лучшей, как ему кажется, стороны. Среди других причин чаще всего называют неуверенность в правильности принимаемого ответственного решения, недостаточный опыт, принципиальное несогласие с мнением руководителя. При распределении управленческих полномочий в организации необходимо учитывать ряд важнейших обстоятельств: § Полномочия должны быть достаточными для достижения стоящих перед данным субъектом целей. Поэтому следует помнить, что цели всегда являются первичными и определяющими объем предоставленных полномочий. § Полномочия каждого субъекта должны увязываться с полномочиями тех, с кем ему приходится сотрудничать, чтобы обеспечить их взаимодействие и в конечном счете сбалансированность всей системы управления. § Полномочия в организации должны быть четкими, чтобы каждый сотрудник знал: от кого он их получает, кому передает, перед кем несет ответственность и кто должен отвечать перед ним. § Исполнители должны самостоятельно решать все проблемы в рамках своей компетенции и нести полную ответственность за свою деятельность и ее результаты.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.145.17 (0.009 с.) |