Царский престол обычно передавался по наследству. В конце ху1 В. Сложился порядок утверждения (избрания) царя на земском соборе, что должно было способствовать упрочнению авторитета монаршей власти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Царский престол обычно передавался по наследству. В конце ху1 В. Сложился порядок утверждения (избрания) царя на земском соборе, что должно было способствовать упрочнению авторитета монаршей власти.



Царь обладал большими правами в области законодательства, управления, суда. Однако правил он не единолично, а вместе с Боярской думой и Земскими соборами.

Боярская дума формально сохранила прежнее положение: она была постоянно действовавшим органом при царе и решала вместе с ним основные вопросы управления, внешней политики и законодательства.

Реальное же влияние Боярской думы в рассматриваемый период неоднозначно. Так, в годы опричнины ее роль была крайне незначительной. Социальный состав Боярской думы изменился в сторону усиления представительства дворянства. В нее кроме дворян и дьяков стали входить и представители верхушки городского населения – торговая знать, гости. Но дума продолжала оставаться прежде всего органом родовитой боярской аристократии. При ней были созданы специальное делопроизводство, канцелярия с дьяками и подьячими. Для подготовки поступавших в нее дел образовывались комиссии из бояр, других думных членов и дьяков. Таким образом, можно сделать вывод о создании при Думе некоторого чиновничье-бюрократического аппарата, дававшего ей возможность более реально решать вопросы управления и иметь постоянные контакты с приказами.

Большую роль в управлении государством играли Земские соборы. Они стали созываться с середины ХУ1 в., но регулярно действовали в первой половине ХУП в. Последние Земские соборы состоялись в 1648-1649 гг., 1651 и 1653 г.г. Во второй половине ХVII в. окрепшая царская власть, располагавшая централизованным государственным аппаратом, государственной казной, значительно увеличившей свои доходы, смогла уже обходиться без созыва этого сословно- представительного учреждения. Какого-либо специального закона относительно Земского собора принято не было. На практике в него входили Боярская дума, высшее духовенство («Освященный собор») и выборные представители дворянства и городов.

Организация выборов в Земские соборы, нормы представительства от различных сословий, их численный состав были неопределенными. В качестве примера можно привести состав участников Собора 1566 года. Из 374 человек 32 были представителями высшего духовенства, 29 – членами Боярской думы и представителями высшей администрации, 205 – дворян, служилых людей, 33 – дьяков и приказных, 75 – гостей и других торговых людей. Наиболее многолюдным из всех Земских соборов явился Собор 1613 года, избравший на царство Михаила Романова. На нем присутствовали около 700 человек. Это был единственный случай приглашения на Земский собор представителей черносошных крестьян.

Созыв Собора объявлялся специальной царской грамотой, которая определяла и порядок проведения выборов. Вопросы, подлежавшие обсуждению на Земском соборе, подготавливались царем и Боярской думой. Они относились обычно к таким важным сторонам государственной жизни, как внешняя политика, финансы, законодательство.

Каждая сословная часть Земского собора обсуждала поставленные вопросы и выносила свое суждение. Решения же должны были приниматься всем составом Собора.

Продолжительность работы Земских соборов была различна: от нескольких часов, дней до нескольких месяцев и даже лет.

Длительной, например, была работа Земского собора 1613-1615 г.г., избравшего на царство Михаила Романова, а также Собора 1648-1649 г.г., принявшего Соборное уложение 1649 года.

Решения Земского собора оформлялись принятием специального соборного документа – как правило, приговора.

Ни созыв, ни решения Земских соборов формально не были обязательны для царя. Реально же он не мог не считаться с мнением дворянских и богатых посадских кругов, поскольку успешность его политики зависела от их поддержки.

Фактически Земские соборы в какой-то мере ограничивали власть царя, но в то же время они ее всемерно укрепляли.

Система приказов – органов центрального отраслевого управления – продолжала развиваться и усложняться. Приказное управление уже во второй половине ХУ1 века охватывало почти все отрасли государственного управления. Число приказов значительно увеличилось выросли штаты, более четко определились компетенция порядок делопроизводства. Государственный аппарат управления, становившийся весьма громоздким, начинал играть все большую важную роль в политической жизни страны. Продолжали действовать Посольский, Разрядный, Ямской приказы. Большое значение имел Поместный приказ, решавший вопросы, связанные с вотчинным и поместным землевладением.

В связи с созданием стрелецкого войска был образован Стрелецкий приказ. С появлением специализированных постоянных военных частей возникли Пушкарский, Рейтарский приказы. Полицейские функции и суд по «разбойным и татебным» делам, как и раньше, осуществлял Разбойный приказ. Московская полицейская служба и суд по важнейшим уголовным делам находились в руках Земского приказа. Он выполнял и другие функции – ведал переписью дворов, собирал подати с посадского населения Москвы.

Ряду приказов было поручено управление отдельными местностями Российского государства (Нижегородский, Владимирский, Галицкий, Казанский, Сибирский и другие приказы). Они занимались также сбором налогов и судом.

Важную роль играли финансовые приказы. Приказ большого прихода ведал таможенными пошлинами, откупами, торговыми сборами. Прямые налоги с городского населения, занятого торговлей, ремеслом, собирал Приказ большой казны. Приказ с названием «Новая четверть» ведал питейными доходами.

Имелись приказы с довольно узкой специальной компетенцией: Приказ книгопечатного дела, Аптекарский приказ, Печатный приказ (удостоверявший правительственные акты с приложением к ним печати) и другие.

Продолжала существовать значительная группа дворцовых приказов, в организации и компетенции которых имелись существенные пережитки дворцово-вотчинной системы управления. Например, Приказ большого дворца ведал дворцовыми землями и снабжением царского двора всем необходимым. Имелись Ловчий, Сокольничий, Постельничий приказы. Казенный приказ занимался личной казной царя и хранением царских драгоценностей.

Характерная особенность почти каждого приказа – сосредоточение в его ведении не только управления, но и судебных функций (суд, как и раньше, не был отделен от администрации).

Приказы создавались по мере необходимости, иногда без точного определения их компетенции, порядка организации и деятельности. Это порождало волокиту, дублирование, бюрократизм. В них процветали казнокрадство, взятничество. Попытки установить за их деятельностью государственный контроль ощутимых результатов не дали. Некоторые меры по упорядочению центрального управления были осуществлены во второй половине ХУП в.

Местное управление. С образованием Русского централизованного государства существовавшая ранее система кормления была постепенно отменена и заменена органами губного и земского управления.

Их появление связано с инициативой дворянства и некоторых других слоев населения – посада, государственных (черносошных) крестьян, жаловавшихся на то, что наместники не справляются с «лихими» людьми. Губные избы были созданы прежде всего как карательные органы, которые ведали борьбой с разбойниками, татями, убийцами, поджигателями, сыском беглых. Позднее они начали осуществлять и некоторые управленческие функции. На них возлагались сбор податей, перепись населения, осуществление контроля за кабаками и корчмами. В ХУП веке компетенция губных органов стала шире включать все дела местного управления.

Во главе губных изб стояли старосты, избираемые или назначаемые из детей боярских и дворян. При них находились старосты, десятские, «лучшие люди», а также дьяк, ведавший делопроизводством. Губная изба первоначально избиралась без указаний срока, а впоследствии – на один год.

Введение губных изб не означало ликвидации должностей сотских, десятских, пятидесятских, избираемых сельским и посадским населением. Эти выборные лица должны были оказывать помощь губным избам.

Разбойная изба (позднее – приказ) в Москве имела определенные контрольные функции относительно губных органов, привлекала к ответственности самих губных старост и целовальников за взяточничество и другие злоупотребления.

Во второй половине ХУП в. самостоятельность губных органов была ограничена, контроль за ними, а в определенной мере и выполнение их обязанностей возлагались на представителей центральных правительственных органов.

Кроме губной реформы в середине ХУ1 века была проведена земская реформа, в результате которой возникли органы земского самоуправления, выбиравшиеся из среды посадского населения и зажиточных слоев черносошного крестьянства («лучших людей»). Их компетенция распространялась только на посадских и крестьян. Бояре и дворяне были изъяты из компетенции земских органов.

Земские уставные грамоты определяли порядок организации земских органов и их компетенцию. Они издавались царем и регламентировали функции местных земских органов в финансовой, судебной, полицейской областях.

Земские избы состояли из «излюбленных голов» (позднее – старост) и выборных «лучших людей». При земской избе состоял земский дьяк. Избранные старосты утверждались царской грамотой. Грамоты угрожали наказанием тем представителям земского управления, которые будут пользоваться принадлежащими им правами и обязанностями в личных корыстных целях или нарушать установленные грамотами порядки.

Для выполнения своих функций земские власти опирались на выборных сотских, пятидесятских. Образование земских органов происходило одновременно с ликвидацией органов кормления. Земские органы осуществляли суд по всем делам, в том числе и тем, которые были подсудны губным избам. На них также лежала обязанность раскладки податей и сбор так называемого оброка («волостелин откуп»), который устанавливался вместо податей, платившихся ранее кормленщикам.

Этот оброк шел теперь в государственную казну, что способствовало укреплению положения центральной власти и государственного аппарата.

Земские органы решали и другие вопросы управления (например, контролировали промыслы, торговлю, питейные заведения, исполняли полицейские функции).

Территорией, на которой действовала земская изба, был, как правило, город с уездами, но могла быть и отдельная волость.

Губная и земская реформы приводили к созданию сословно-представительных учреждений на местах, отвечая интересам дворянства, верхушки посада и зажиточного черносошного крестьянства. Губная и земская реформы осуществлялись постепенно, путем «жалования» грамот отдельным местностям. Общего единого указа принято не было. Сохранилось множество текстов губных уставных грамот, наказов и земских уставных грамот.

Губные грамоты начали составляться с 30-х годов ХУ1 века и издавались до конца ХУП века. Одна из первых земских грамот была утверждена в 1552 году, последняя – в 1622 году.

Организация губного и земского управления усилила позиции дворянства и верхушки посада, способствовала укреплению централизации государства и усилению карательной политики правительственных кругов.

Вместе с тем, губные и земские органы не были достаточно определенно связаны с приказами, центральным управлением, строились на выборных началах. Губные избы подчинялись Разбойному приказу, но последний осуществлял лишь общее руководство их карательной деятельностью. Деятельность губных изб по другим направлениям контролировалась соответствующими приказами. Так же сложно обстояло дело и с подчиненностью земских органов.

В начале ХУП в. началась существенная реорганизация местного управления. Во многие уезды и города правительственной властью были назначены воеводы. Воеводы являлись властью административной (контролировали сбор податей и выполнение повинностей, ведали судом, полицией) и военной (командовали вооруженными отрядами, расположенными на подведомственной им территории). Им подчинялось местное управление и городовые приказчики.

В помощь воеводе создавался специальный аппарат – приказная (или съезжая) изба с дьяками и подъячими, приставами, рассыльщиками и другими должностными лицами. Кроме того, в слободы и волости в помощь воеводе назначались приказчики. Компетенция воевод, их взаимоотношения с центральным аппаратом не получили достаточно четкого определения, что порождало произвол, волокиту, взяточничество, казнокрадство. Но, тем не менее, воеводско-приказное управление действовало значительно эффективнее земского и губного и в большей мере отвечало задачам управления и карательной политики государства.

ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Старая структура войска – народное ополчение и дворянская конница – не была пригодна в новых исторических условиях. Правительством Ивана 1У была проведена военная реформа, которая создала новую структуру вооруженных сил. В 1550 г. Иван 1У учредил стрелецкие полки – пешие и стремянные (конные).

В стрельцы принимались свободные люди, получившие за службу жалование и пользовавшиеся правом беспошлинного занятия ремеслом и торговлей. Часть стрельцов наделялась землей. Стрелецкие полки были вооружены за счет казны огнестрельным оружием, проходили определенную военную подготовку. Одновременно с организацией стрелецких полков «Уложение о службе» 1556 г. упорядочило военную службу феодалов и их ратников. Оно устанавливало, что каждый феодал был обязан по указу царя выставить одного конного вооруженного ратника с каждых 150 десятин земли, как вотчинный, так и поместной. Следовательно, имелись две системы вооруженных сил – стрелецкие полки и дворянское ополчение. Постепенно значение ополчения падает, а к концу ХУ1 в. исчезает вовсе.

Создание стрелецкого войска не означало организации регулярной армии, в начале ХУП века была предпринята еще одна важная реформа в организации вооруженных сил – создаются постоянные и регулярно пополняемые полки (рейтарские, пушкарские, драгунские и т.д.). Эти полки так называемого иноземного («нового строя») были лучше обучены и вооружены, дисциплинированы, более четко организованы и являлись зародышем новой постоянной и регулярной армии, окончательно оформившейся в России лишь в начале ХУШ века.

Они комплектовались из детей боярских, дворян, свободного населения. К середине ХУП в. было сформировано 10 рейтарских и драгунских полков. Они имели единообразное вооружение и обладали высокой боеспособностью.

Большое внимание начинает уделяться пограничной службе. На воевод, посылаемых в окраинные местности, возлагались функции по организации охраны границ, созданию крепостей, «засек», острожек. Кроме этого, важной государственной функцией воевод был набор на военную службу служилых людей из дворян и детей боярских. Воевода составлял на них списки, вел учет, проводил военные смотры, проверял готовность к службе. По требованиям Разрядного приказа воевода направлял военнослужащих на места службы. Он ведал также стрельцами и пушкарями, наблюдал за состоянием крепостей.

В ХУП веке были созданы драгунские полки из крестьян некоторых пограничных уездов. В целях охраны границ использовалось и казачество южных и восточных районов России. В этот период на службу в русскую армию поступают иностранцы. В основном они стояли во главе полков и обучали их боевым приемам. Для поддержания армии были введены налоги: «стрелецкий корм», «пищальные» (на приобретение оружия), «полоняничные» (на выкуп пленных) и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.015 с.)