Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет, метод и принципы предпринимательского права
Круг общественных отношений, урегулированный нормами предпринимательского права, составляет предмет рассматриваемой отрасли. В предпринимательском праве такими отношениями выступают общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также связанные с ними отношения некоммерческого (организационного и регулирующего) характера. Основной группой отношений в предпринимательском праве, несомненно, являются общественные отношения, возникающие в процессе предпринимательской деятельности. В литературе эта группа отношений часто именуется предпринимательскими отношениями. Рассматриваемые общественные отношения складываются между юридически равными, самостоятельными субъектами рыночных отношений (горизонтальные отношения) и имеют в большей степени имущественный, товарно-денежный характер, направленный на извлечение прибыли. Права и обязанности сторон, как правило, возникают из договора. Вторая группа отношений включает различные некоммерческие горизонтальные отношения организационно-имущественного характера, создающие условия для предпринимательства и являющиеся неотъемлемой его частью. Эта группа отношений весьма неоднородна и включает все некоммерческие отношения субъектов предпринимательской деятельности, возникающие с другими экономическими субъектами (например, с фондовой биржей). Имущественные и неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, возникают между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, и выступают предметом гражданско-правового регулирования (п. 1 ст. 2 ГК). Отношения с участием предпринимателей, регулируемые гражданским правом, подчинены особому общедозволительному началу («можно все, что не запрещено»). Третью группу отношений, входящих в предмет предпринимательского права, составляют отношения, возникающие в процессе регулирования предпринимательской деятельности. Указанные отношения, в свою очередь, делятся на две подгруппы: 1. Отношения по государственному регулированию предпринимательства. Отношения, входящие в эту группу, возникают между уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления и предпринимателями, в процессе государственного регулирования предпринимательства в целях уравновешивания частных, государственных и общественных интересов. Эти отношения носят вертикальный характер (отношения подчинения) и регулируются публично-правовыми методами, которые устанавливают:
—требования к участникам предпринимательских отношений; —основные правила предпринимательской деятельности; —а также предусматривают правовую ответственность за несоблюдение установленных правил. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законом (п. 3 ст. 2 ГК). Такие отношения имеют разрешительное начало регулирования («можно только то, что разрешено»). 2. Отношения, складывающиеся при осуществлении саморегулирования. Данная группа отношений возникла в результате делегирования государством части своих функций по регулированию некоторых видов предпринимательской деятельности саморегулируемым организациям. Основным законодательным актом данной сферы общественных отношений является Закон о саморегулируемых организациях. В качестве саморегулируемых организаций чаще всего выступают объединения субъектов предпринимательской деятельности в профессиональные сообщества (например, торгово-промышленные палаты). Членство субъектов предпринимательской деятельности в саморегулируемой организации может быть как добровольным, так и обязательным. Основными функциями саморегулирования являются стандартизация и контроль. Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает локальными нормативными актами стандарты и правила к профессиональной предпринимательской деятельности, обязательные для выполнения всеми ее членами. Саморегулирование позволяет снизить административное давление на бизнес, обеспечивает более гибкую и эффективную форму контроля за участниками рынка. В предмет предпринимательского права включается и четвертая группа отношений – внутрихозяйственные отношения, которые складываются в рамках одного хозяйствующего субъекта и регулируются локальными нормативными актами (например, уставом предприятия). Они также могут возникать между относительно обособленными структурными подразделениями крупных и сложных предпринимательских структур. Внутрихозяйственные отношения связаны с решением внутренних производственных, имущественных и организационно-управленческих вопросов, в том числе касающихся создания, реорганизации и ликвидации организации.
Под методом правового регулирования, применяемым в конкретной отрасли права, понимается совокупность способов и приемов регулирования между субъектами отношений, складывающихся вследствие особых свойств предмета правового регулирования. Предпринимательское право является комплексной отраслью законодательства [23], основанной на органичном сочетании частноправовых и публично-правовых начал, поэтому при регулировании общественных отношений, входящих в ее предмет, используется несколько методов. В юридической литературе обычно выделяют следующие. 1. Диспозитивный метод (метод автономных решений и метод согласований). Характерен для регулирования горизонтальных (равноправных) отношений, входящих в предмет предпринимательского права с помощью диспозитивных норм. Метод согласований предполагает, что правоотношения субъектов предпринимательской деятельности (права и обязанности участников) устанавливаются по взаимной договоренности между ними. Метод автономных решений определяет производственно-хозяйственную автономность субъекта предпринимательства, означающую право самостоятельно определять свою экономическую и производственную политику. 2. Императивный метод (метод обязательных предписаний). Применяется для регулирования вертикальных отношений, входящих в предмет предпринимательского права, и характеризует публично-правовой аспект предпринимательских отношений. Обязательные предписания предполагают подчинение субъекта предпринимательства существующему правопорядку. Этот метод характерен для государственного (антимонопольного, таможенного, технического и др.) регулирования предпринимательской деятельности, а также в случае членства субъекта предпринимательства в саморегулируемой организации. Сюда же относятся запреты, ограничивающие действия хозяйствующих субъектов (например, запреты на действия, причиняющие вред окружающей среде, устанавливает Закон об охране окружающей среды. 3. Метод рекомендаций. Заключается в том, что одна сторона правоотношений предлагает другой стороне на рекомендательной основе определенный вариант поведения в тех или иных ситуациях, который может быть принят или отвергнут (например, Кодекс корпоративного управления, разработанный Банком России не носит обязательного характера, но рекомендован к применению акционерными обществами, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам). Здесь происходит тесное переплетение частных и публичных средств регулирования: частноправовое средство приобретает отчасти публично-правовой характер, будучи санкционированным государством в лице его органов.
По существу, можно утверждать, что в предпринимательском праве многие изначально частноправовые средства трансформируются в частно-публичные правовые средства. Отнесение таких правовых средств, как, например, договор, исключительно к инструментам частного права не отвечает реалиям современного регулирования отношений в сфере предпринимательства. Публично-правовое воздействие на предпринимательские договорные отношения достаточно очевидно. Так, многие соглашения при осуществлении предпринимательской деятельности строятся в соответствии с «типовыми договорами», утверждаемыми государственными органами. Кроме того, государство может оказывать воздействие не только в целом на договор в той или иной сфере предпринимательской деятельности, но и на отдельные его условия, в частности на условие о цене договора. Существует множество иных примеров из сферы правового регулирования предпринимательской деятельности, свидетельствующих о тесном переплетении частных и публичных средств регулирования (реклама, банкротство, аудит и т.д.). Широкое проникновение публично-правовых средств регулирования предпринимательской деятельности в частноправовые отношения нельзя рассматривать как чрезмерное государственное вмешательство в частный бизнес. Указанное обстоятельство лишь подчеркивает необходимость сочетания этих средств, без чего невозможно эффективно осуществлять предпринимательскую деятельность на современном этапе развития экономики[24]. Под правовыми принципами понимаются исходные положения, основополагающее начало, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование общественных отношений. Характерной особенностью правовых принципов является то, что они находят свое отражение и закрепление в нормах действующего законодательства, а не являются чем-то идеологическим и абстрактным. Рассмотрим их подробнее. В первую очередь следует назвать конституционный принцип экономической свободы предпринимательской деятельности: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности» (ст. 27 Конституции ДНР). Однако свобода предпринимательской деятельности не абсолютна и может быть ограничена законодательством в общественных интересах. Такими ограничителями являются, например, лицензирование отдельных видов деятельности, обязательная сертификация и тому подобные мероприятия предварительного контроля за хозяйственной деятельностью. Но при этом важно, чтобы ограничительные меры были соразмерными конституционно значимым целям и не создавали препятствий экономической самостоятельности и инициативе граждан[25].
Второй принцип – принцип признания многообразия и юридического равенства форм собственности. Данный принцип также закреплен в Конституции ДНР. В частности, ст. 5 гласит: «в Донецкой Народной Республике признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». В соответствии с этим принципом не могут устанавливаться какие-либо привилегии и ограничения для тех или иных субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности. Третий принцип – принцип единого экономического пространства, согласно которому не допускается устанавливать таможенные границы, вводить пошлины или создавать иные препятствия, нарушающие единое экономическое пространство страны. Ограничения могут вводиться в соответствии с законом, если только это необходимо для обеспечения защиты основ конституционного строя, безопасности государства и обороны страны, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Единство экономического пространства также предполагает единую нормативно-правовую базу с верховенством законодательства в системе источников регулирования предпринимательской деятельности, отсутствие законодательных ограничений свободы выбора контрагента в зависимости от региона его регистрации, единую денежную единицу и централизованную денежную эмиссию[26]. Четвертый принцип – это конституционный принцип справедливости, проявляющийся в соблюдении баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Согласовывать интересы предпринимателей и общества призваны различные меры государственного регулирования экономики, которые могут быть прямыми – директивными (установление запретов и т. п.) и косвенными – экономическими (льготное налогообложение и др.). Формы и степень вмешательства государства в экономические процессы могут значительно отличаться в зависимости от политических условий, уровня экономического и социального развития, исторических и национальных традиций. Законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного регулирования предпринимательской деятельности, вместе с тем установил правило о недопустимости произвольного вмешательства кого-либо (в том числе государства) в частные дела (п. 1 ст. 1 ГК). Пятый принцип – это принцип свободы конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный принцип также закреплен в Конституции ДНР (ч. 2 ст. 27) и получил развитие в целом ряде законодательных актов о защите конкуренции на товарном и финансовом рынках и об ограничении монополистической деятельности (ст. 10 ГК, Закон о защите конкуренции, Закон о естественных монополиях и др.).
Данный принцип является стержнем развития рыночной экономики. Он защищает добросовестную конкуренцию (борьбу между производителями продукции, имеющую цель обеспечить более полное удовлетворение разнообразных потребностей потребителей) и не позволяет допускать злоупотреблений за счет доминирующего положения на рынке. И, наконец, шестой принцип – принцип законности. Он является общеотраслевым и всеобъемлющим правовым принципом. Принцип законности обязателен как для предпринимателей, так и для государственных органов, регулирующих их деятельность (см. ст. 7,13 Конституции ДНР). Сущность данного принципа заключается не только в требовании строгого и неукоснительного соблюдения всеми субъектами права законов, но и в гарантии защиты интересов граждан и юридических лиц, а также охраны правопорядка в целом от любого произвола. Защита нарушенных или оспариваемых прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, определяемой процессуальным законодательством, судом, арбитражным судом или третейским судом, а также в административном порядке в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (например, обжалование действий государственного органа при отказе в выдаче лицензии). В случаях, предусмотренных законом, нормативные акты государственных органов или органов местного самоуправления также могут быть признаны недействительными в порядке судебного обжалования. Судебную власть при разрешении возникающих в сфере предпринимательства споров осуществляет арбитражный суд. В определенных законом случаях предпринимательский спор, подведомственный арбитражному суду, по соглашению сторон может быть передан на разрешение третейского суда. Принцип законности также призван обеспечивать стабильность правовой среды и предполагает непротиворечивость нормативных актов, относящихся к вопросам регулирования предпринимательской деятельности. Итак, как следует из вышесказанного, специфический, комплексный характер предмета предпринимательского права, а также методология регулирования предпринимательских правоотношений предопределяются в большей степени сложностью собственно отношений в сфере предпринимательства и широким кругом разностатусных участников данных правоотношений.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.019 с.) |