Предмет, метод и принципы предпринимательского права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, метод и принципы предпринимательского права



Круг общественных отношений, урегулированный нормами предпринимательского права, составляет предмет рассматриваемой отрасли. В предпринимательском праве такими отношениями выступают общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также связанные с ними отношения некоммерческого (организационного и регулирующего) характера.

Основной группой отношений в предпринимательском праве, несомненно, являются общественные отношения, возникающие в процессе предпринимательской деятельности. В литературе эта группа отношений часто именуется предпринимательскими отношениями. Рассматриваемые общественные отношения складываются между юридически равными, самостоятельными субъектами рыночных отношений (горизонтальные отношения) и имеют в большей степени имущественный, товарно-денежный характер, направленный на извлечение прибыли. Права и обязанности сторон, как правило, возникают из договора.

Вторая группа отношений включает различные некоммерческие горизонтальные отношения организационно-имущественного характера, создающие условия для предпринимательства и являющиеся неотъемлемой его частью. Эта группа отношений весьма неоднородна и включает все некоммерческие отношения субъектов предпринимательской деятельности, возникающие с другими экономическими субъектами (например, с фондовой биржей).

Имущественные и неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, возникают между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, и выступают предметом гражданско-правового регулирования (п. 1 ст. 2 ГК). Отношения с участием предпринимателей, регулируемые гражданским правом, подчинены особому общедозволительному началу («можно все, что не запрещено»).

Третью группу отношений, входящих в предмет предпринимательского права, составляют отношения, возникающие в процессе регулирования предпринимательской деятельности. Указанные отношения, в свою очередь, делятся на две подгруппы:

1. Отношения по государственному регулированию предпринимательства. Отношения, входящие в эту группу, возникают между уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления и предпринимателями, в процессе государственного регулирования предпринимательства в целях уравновешивания частных, государственных и общественных интересов. Эти отношения носят вертикальный характер (отношения подчинения) и регулируются публично-правовыми методами, которые устанавливают:

—требования к участникам предпринимательских отношений;

—основные правила предпринимательской деятельности;

—а также предусматривают правовую ответственность за несоблюдение установленных правил.

К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законом (п. 3 ст. 2 ГК). Такие отношения имеют разрешительное начало регулирования («можно только то, что разрешено»).

2. Отношения, складывающиеся при осуществлении саморегулирования. Данная группа отношений возникла в результате делегирования государством части своих функций по регулированию некоторых видов предпринимательской деятельности саморегулируемым организациям. Основным законодательным актом данной сферы общественных отношений является Закон о саморегулируемых организациях. В качестве саморегулируемых организаций чаще всего выступают объединения субъектов предпринимательской деятельности в профессиональные сообщества (например, торгово-промышленные палаты). Членство субъектов предпринимательской деятельности в саморегулируемой организации может быть как добровольным, так и обязательным. Основными функциями саморегулирования являются стандартизация и контроль. Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает локальными нормативными актами стандарты и правила к профессиональной предпринимательской деятельности, обязательные для выполнения всеми ее членами. Саморегулирование позволяет снизить административное давление на бизнес, обеспечивает более гибкую и эффективную форму контроля за участниками рынка.

В предмет предпринимательского права включается и четвертая группа отношений – внутрихозяйственные отношения, которые складываются в рамках одного хозяйствующего субъекта и регулируются локальными нормативными актами (например, уставом предприятия). Они также могут возникать между относительно обособленными структурными подразделениями крупных и сложных предпринимательских структур. Внутрихозяйственные отношения связаны с решением внутренних производственных, имущественных и организационно-управленческих вопросов, в том числе касающихся создания, реорганизации и ликвидации организации.

Под методом правового регулирования, применяемым в конкретной отрасли права, понимается совокупность способов и приемов регулирования между субъектами отношений, складывающихся вследствие особых свойств предмета правового регулирования. Предпринимательское право является комплексной отраслью законодательства [23], основанной на органичном сочетании частноправовых и публично-правовых начал, поэтому при регулировании общественных отношений, входящих в ее предмет, используется несколько методов. В юридической литературе обычно выделяют следующие.

1. Диспозитивный метод (метод автономных решений и метод согласований). Характерен для регулирования горизонтальных (равноправных) отношений, входящих в предмет предпринимательского права с помощью диспозитивных норм. Метод согласований предполагает, что правоотношения субъектов предпринимательской деятельности (права и обязанности участников) устанавливаются по взаимной договоренности между ними. Метод автономных решений определяет производственно-хозяйственную автономность субъекта предпринимательства, означающую право самостоятельно определять свою экономическую и производственную политику.

2. Императивный метод (метод обязательных предписаний). Применяется для регулирования вертикальных отношений, входящих в предмет предпринимательского права, и характеризует публично-правовой аспект предпринимательских отношений. Обязательные предписания предполагают подчинение субъекта предпринимательства существующему правопорядку. Этот метод характерен для государственного (антимонопольного, таможенного, технического и др.) регулирования предпринимательской деятельности, а также в случае членства субъекта предпринимательства в саморегулируемой организации. Сюда же относятся запреты, ограничивающие действия хозяйствующих субъектов (например, запреты на действия, причиняющие вред окружающей среде, устанавливает Закон об охране окружающей среды.

3. Метод рекомендаций. Заключается в том, что одна сторона правоотношений предлагает другой стороне на рекомендательной основе определенный вариант поведения в тех или иных ситуациях, который может быть принят или отвергнут (например, Кодекс корпоративного управления, разработанный Банком России не носит обязательного характера, но рекомендован к применению акционерными обществами, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам). Здесь происходит тесное переплетение частных и публичных средств регулирования: частноправовое средство приобретает отчасти публично-правовой характер, будучи санкционированным государством в лице его органов.

По существу, можно утверждать, что в предпринимательском праве многие изначально частноправовые средства трансформируются в частно-публичные правовые средства. Отнесение таких правовых средств, как, например, договор, исключительно к инструментам частного права не отвечает реалиям современного регулирования отношений в сфере предпринимательства. Публично-правовое воздействие на предпринимательские договорные отношения достаточно очевидно. Так, многие соглашения при осуществлении предпринимательской деятельности строятся в соответствии с «типовыми договорами», утверждаемыми государственными органами. Кроме того, государство может оказывать воздействие не только в целом на договор в той или иной сфере предпринимательской деятельности, но и на отдельные его условия, в частности на условие о цене договора.

Существует множество иных примеров из сферы правового регулирования предпринимательской деятельности, свидетельствующих о тесном переплетении частных и публичных средств регулирования (реклама, банкротство, аудит и т.д.). Широкое проникновение публично-правовых средств регулирования предпринимательской деятельности в частноправовые отношения нельзя рассматривать как чрезмерное государственное вмешательство в частный бизнес. Указанное обстоятельство лишь подчеркивает необходимость сочетания этих средств, без чего невозможно эффективно осуществлять предпринимательскую деятельность на современном этапе развития экономики[24].

Под правовыми принципами понимаются исходные положения, основополагающее начало, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование общественных отношений. Характерной особенностью правовых принципов является то, что они находят свое отражение и закрепление в нормах действующего законодательства, а не являются чем-то идеологическим и абстрактным. Рассмотрим их подробнее.

В первую очередь следует назвать конституционный принцип экономической свободы предпринимательской деятельности: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности» (ст. 27 Конституции ДНР).

Однако свобода предпринимательской деятельности не абсолютна и может быть ограничена законодательством в общественных интересах. Такими ограничителями являются, например, лицензирование отдельных видов деятельности, обязательная сертификация и тому подобные мероприятия предварительного контроля за хозяйственной деятельностью. Но при этом важно, чтобы ограничительные меры были соразмерными конституционно значимым целям и не создавали препятствий экономической самостоятельности и инициативе граждан[25].

Второй принцип – принцип признания многообразия и юридического равенства форм собственности. Данный принцип также закреплен в Конституции ДНР. В частности, ст. 5 гласит: «в Донецкой Народной Республике признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». В соответствии с этим принципом не могут устанавливаться какие-либо привилегии и ограничения для тех или иных субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.

Третий принцип – принцип единого экономического пространства, согласно которому не допускается устанавливать таможенные границы, вводить пошлины или создавать иные препятствия, нарушающие единое экономическое пространство страны. Ограничения могут вводиться в соответствии с законом, если только это необходимо для обеспечения защиты основ конституционного строя, безопасности государства и обороны страны, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Единство экономического пространства также предполагает единую нормативно-правовую базу с верховенством законодательства в системе источников регулирования предпринимательской деятельности, отсутствие законодательных ограничений свободы выбора контрагента в зависимости от региона его регистрации, единую денежную единицу и централизованную денежную эмиссию[26].

Четвертый принцип – это конституционный принцип справедливости, проявляющийся в соблюдении баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Согласовывать интересы предпринимателей и общества призваны различные меры государственного регулирования экономики, которые могут быть прямыми – директивными (установление запретов и т. п.) и косвенными – экономическими (льготное налогообложение и др.). Формы и степень вмешательства государства в экономические процессы могут значительно отличаться в зависимости от политических условий, уровня экономического и социального развития, исторических и национальных традиций.

Законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного регулирования предпринимательской деятельности, вместе с тем установил правило о недопустимости произвольного вмешательства кого-либо (в том числе государства) в частные дела (п. 1 ст. 1 ГК).

Пятый принцип – это принцип свободы конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный принцип также закреплен в Конституции ДНР (ч. 2 ст. 27) и получил развитие в целом ряде законодательных актов о защите конкуренции на товарном и финансовом рынках и об ограничении монополистической деятельности (ст. 10 ГК, Закон о защите конкуренции, Закон о естественных монополиях и др.).

Данный принцип является стержнем развития рыночной экономики. Он защищает добросовестную конкуренцию (борьбу между производителями продукции, имеющую цель обеспечить более полное удовлетворение разнообразных потребностей потребителей) и не позволяет допускать злоупотреблений за счет доминирующего положения на рынке.

И, наконец, шестой принцип – принцип законности. Он является общеотраслевым и всеобъемлющим правовым принципом. Принцип законности обязателен как для предпринимателей, так и для государственных органов, регулирующих их деятельность (см. ст. 7,13 Конституции ДНР). Сущность данного принципа заключается не только в требовании строгого и неукоснительного соблюдения всеми субъектами права законов, но и в гарантии защиты интересов граждан и юридических лиц, а также охраны правопорядка в целом от любого произвола.

Защита нарушенных или оспариваемых прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, определяемой процессуальным законодательством, судом, арбитражным судом или третейским судом, а также в административном порядке в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (например, обжалование действий государственного органа при отказе в выдаче лицензии). В случаях, предусмотренных законом, нормативные акты государственных органов или органов местного самоуправления также могут быть признаны недействительными в порядке судебного обжалования.

Судебную власть при разрешении возникающих в сфере предпринимательства споров осуществляет арбитражный суд. В определенных законом случаях предпринимательский спор, подведомственный арбитражному суду, по соглашению сторон может быть передан на разрешение третейского суда.

Принцип законности также призван обеспечивать стабильность правовой среды и предполагает непротиворечивость нормативных актов, относящихся к вопросам регулирования предпринимательской деятельности.

Итак, как следует из вышесказанного, специфический, комплексный характер предмета предпринимательского права, а также методология регулирования предпринимательских правоотношений предопределяются в большей степени сложностью собственно отношений в сфере предпринимательства и широким кругом разностатусных участников данных правоотношений.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.019 с.)