Культура первобытного общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура первобытного общества



ЛЕКЦИЯ 6

ПАЛЕОЛИТ (около 35 - 10-го тысячелетия до н. э.)

Эпоха палеолита (древнекаменного века) - период формирования основных видов изобразительного искусства. В Европе, Южной Азии, Северной Африке найдено во время археологических раскопок большое количество памятников скульптуры, живописи, прикладного искусства. Обнаружены росписи на стенах и потолках пещер, в глубинах подземных галерей и гротов.

 

Ранние рисунки примитивны: это контурные изображения звериных голов на известняковых плитах (пещера Ла-Ферраси во Франции), оттиски человеческой руки, беспорядочные волнистые линии, проделанные в глине пальцами руки (так называемые "макароны"). Позже появляется весь мир животных того времени: табуны диких коней, олени, лани, зубры, медведи, бизоны, мамонты и др. Контуры монументальных фигур животных наносились кремневым резцом по камню или краской (органической) по слою сырой глины на стенах пещер.

 

Высший расцвет искусства эпохи палеолита - мадленский период (ок. 20-10 тыс. до и. э.): животные стали изображаться в движении, совершился переход к цветной росписи, к моделировке объемных форм (пещера Фон де Гом, Франция и Альтамирская пещера, Северная Испания). Появляются изображение человека, более сложные композиции, объединяющие фигуры действием.

 

Примеры классических пещерных росписей эпохи верхнего палеолита находятся в пещере Ляско (Франция, 18 тыс. до п. э.), так называемой доисторической "Сикстинской капелле". Попытки дать обобщенный образ стада - на костяных пластинках из мэрии г. Тейжа (Франция), из грота Лортэ (Франция).

 

Появляется круглая пластика. Это статуэтки тучных обнаженных женщин-"прародительниц", "владычиц стихии" (период матриархата), воплощающие представления о единстве родового коллектива.

В своей основе искусство палеолита наивно реалистично.

 

МЕЗОЛИТ (10 - 6-е тысячелетие до н. э.)

Это среднекаменный век, в который происходит подъем производительных сил. Образуются стоянки первобытных людей, группирующихся в небольшие коллективы, которые занимаются охотой, рыболовством, собирательством. Начинается приручение животных. Расширяется кругозор человека, меняются его представления о мире.

 

Изменяется и характер художественных образов. Появляются элементы схематизма, из живописи исчезает многокрасочность. Наскальные росписи выполняются силуэтно, черной или красной краской.

 

Центральная тема - охота, впервые появляется изображение деятельности человека, многофигурные композиции на плоскости (прибрежные горные районы Восточной Испании и Северной Африки). Наскальная роспись на мысе Доброй Надежды изображает танец, переданы легкие, изящные движения каждой женщины, стремительный ритм, объединяющий фигуры.

 

ЕГИПЕТ

Египет - одно из древнейших государств мира, а его искусство - один из самых ранних вкладов в историю культуры стран Древнего Востока. Первые государства в долине Нила возникли шесть тысяч лет тому назад, в конце 4 - начале 3 тыс. до н. э.; они были объединены в централизованную деспотию. К этому времени относятся величайшие произведения древнеегипетского изобразительного искусства, архитектуры, письменности и другие. Египетские пирамиды, храмы с рельефами и росписями, скульптурные портреты, развитая мифология - все это свидетельствовало о большой художественной одаренности одного из древнейших народов мира. В искусстве Египта нашла отражение его величественная природа. Дыхание ветров пустыни, пепельный цвет песчаных равнин, обилие в недрах гор различных пород камня, заросли папируса в дельте Нила, цветы священного лотоса и т. п. во многом определили суровую красоту египетского искусства. На протяжении веков в нем выработались совершенные способы изображения и выразительные средства, при помощи которых был воссоздан сложный и величавый образ человека, отражено богатство мифологических представлений.

 

История культуры Египта делится на пять больших периодов:

1. Додинастический период (4 тыс. до н. э.);

2. Древнее царство (XXX-XXIII вв. до н. э.);

3. Среднее царство (XXI-XVIII вв. до и. э.);

4. Новое царство (XVI -XI вв. до н. э.)

5. Позднее время (XI в. - 332 г. до н. э.)

332 г. - страна была завоевана Александром Македонским и включилась в систему эллинистического мира.

 

Архитектура и скульптура

С 3-го тысячелетия до н. э. в связи с культом фараона началось возведение первых гигантских усыпальниц. Грандиозность, устремленность вверх гробниц фараонов III династии свидетельствовали о стремлении возвеличить в веках жизнь правителя, противопоставить преходящему характеру земной жизни вечность жизни загробной. Наиболее значительные архитектурные сооружения: усыпальница-пирамида фараона Джосера в Саккара (XXVIII в. до и. э., зодчий Имхотеп); одним из "семи чудес света" называли пирамиды фараонов Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена) и Менкаура (Микерина, XXVII в. до н. э.), находящиеся в Гизе. Наиболее грандиозна пирамида Хеопса: высота 147, длина стороны 233 м. Древнегреческий историк Геродот свидетельствовал, что тысячи людей строили десять лет дорогу для подвозки каменных плит, а потом двадцать пять лет - пирамиду. На ее постройку пошло два миллиона триста тысяч блоков весом каждый от 2,5 до 30 т. Пирамида представляла собой гигантский каменный массив, внутри находилась лишь небольшая камера, где помещался саркофаг с мумией.

Пирамиды в Гизе составляли часть грандиозного ансамбля, в который входили заупокойные храмы. Гигантская фигура сфинкса, как бы утверждающая идею вечного покоя, дополняла ансамбль.

 

Скульптура

Неотъемлемую часть храмов и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Их выполнение было подчинено строгим канонам. Люди изображались в однообразных, спокойных и величавых позах. Это или стоящая фигура с выдвинутой вперед левой ногой, или фронтально сидящая фигура с руками, прижатыми к торсу. Эти статуи отличаются реалистическим характером исполнения, они полны внутренней энергии. Они ярко раскрашены, глаза инкрустированы горным хрусталем и эбеновым деревом. Часто в гробницах находились семейные портреты, например, парные статуи Рахотепа и его супруги Нофрет (первая полошит 3 тыс. до н. э.), которые полны чистоты и обаяния. Поражает сидящая статуя фараона Хефрена (первая половина 3-го тыс. до н. э.), застывшего в гордом величии под охраной сокола-Гора, распростершего над ним свои крылья.

 

На стенах гробниц и храмов были выполнены рельефы и росписи, также связанные с заупокойным культом. Для них характерен принцип фризового развития сюжета, дающий возможность воссоздать эпизоды, развертывающиеся во времени.

На стенах гробниц и храмов находились росписи; их отличают чистота линий, сочные и чистые цвета. Обычно применялись золотистые, оранжево-красные, зеленые, синие и бирюзовые краски, нанесенные на сухую поверхность.

Широкое развитие получили художественное ремесло и мелкая пластика.

 

Архитектура и скульптура

Начало новым крупным храмовым ансамблям положила усыпальница-храм Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахари (XXI в. до н. э.), на западном берегу Нила (близ столицы Среднего царства - Фив). В период XII династии особое значение приобрели колоннады, опоясывающие террасы храмов и дворы. Нововведением были и пилоны - две мощные башни с узким проходом посередине, являющиеся своеобразным рубежом на пути людей, вступающих в храм. Этот прием стал каноническим.

 

С XII династии в храмах наряду с божествами стали устанавливать скульптуры фараонов. В их изображении усилилась объемная моделировка черт лица, раскрывался более сложный мир чувств. Таковы портретная голова Сенусерта III (XIX в. до н. э.), а также портреты его сына Аменхотепа III (XIX в. до н. э.).

 

Более разнообразными и широкими по охвату жизни стали рельефы, например, в гробнице номарха Среднего царства Сенби в Меире (XX в. до и. э.), где изображены сцены охоты. Изменения произошли и в росписях. Строгие композиции стали заменяться более свободно сгруппированными сценами, краски стали нежнее и прозрачнее. Самые выдающиеся росписи в искусстве Среднего царства - в гробнице Хнумхотепа II в Бени-Хасане (XX в. до н. э.), изображающие сцены охоты на берегах Нила. В этих росписях воплощено понимание красоты окружающего мира.

 

Совершенна по форме и мелкая пластика этой эпохи: нарядные женщины, несущие жертвоприношения к храму, булочники, крестьяне и другие; фаянсовые сосуды, фаянсовые фигурки животных и т. д.

 

XVI - XV века до н. э.

После изгнания завоевателей гиксосов Египет превратился в могущественную державу. Были установлены единые государственные религиозные культы. Зодчеству этой поры свойственны пышность и декоративная изысканность.

 

ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ

На протяжении трех тысячелетий (с конца 4 тыс. до н. э.) в долинах Тигра и Евфрата (Двуречье), а также в прибрежных районах Средиземного моря и горных областях центральной части Малой Азии возникли очаги древнейшей культуры - ранние рабовладельческие государства: Шумер, Аккад, Вавилон, Сиро-Финикия, Ассирия, государства хеттов, Урарту и другие.

 

Переднюю Азию можно назвать своеобразной колыбелью мировой цивилизации. Разнообразные народы, населявшие эти государства, соприкасались как с Азиатским материком, так и с Юго-Восточной Азией и крито-микенским миром.

 

В искусстве Передней Азии получили развитие те же виды изобразительного искусства, что и в Египте: монументальная архитектура, круглая скульптура, рельеф, мелкая пластика, ювелирное искусство. Но особенности природных условий определи ли особенности архитектуры Двуречья: возведение зданий на возвышенных местах, использование менее долговечного материала - сырцового кирпича, простые кубические объемы и т. д. Неразвитость заупокойного культа в Двуречье обусловила отсутствие монументальной пластики крупных форм. Однако статуи божеств и правителей отличаются значительностью. В рельефах Двуречья рождаются темы, связанные с победоносными войнами, деяниями правителей. Получает распространение глиптика - резные цилиндрические печати-амулеты, покрытые тончайшей резьбой.

 

Памятников искусства народов Передней Азии сохранилось меньше, чем в Египте. Войны, пожары, а также непрочные строительные материалы способствовали их разрушению. Однако художественные произведения, созданные в Шумерском и Аккадском государствах, позволяют расценивать их как фундамент культуры Двуречья. Здесь возникла письменность, сформировались типы архитектуры, рельеф, круглая пластика, глиптика и другое.

 

Архитектура Шумера и Аккада

На протяжении конца 4 - начала 3 тысячелетия до и. э. в этих государствах складывается определенная архитектурная традиция.

 

Древнейшие шумерийские города-государства группировались вокруг храмов. Один из них - Белый Храм в У руке (конец 4 тысячелетия до н. э.). Он был вознесен на высокую насыпную платформу и представлял строгое прямоугольное святилище, соединенное с землей длинными боковыми лестницами и пандусами и имевшее открытый внутренний дворик. В глубине находилась статуя божества. В 3 тысячелетии до п. э. возник тип храма - зиккурат, например, огромный зиккурат царя Ур-Намму в Уре. Он напоминал гору; три его мощные террасы вели к небольшому святилищу и соединялись тремя гигантскими лестницами, окрашенными в разные цвета - черный, белый и красный. Храм символизировал единение земных и небесных миров, выраженное в форме египетской пирамиды.

 

С середины 3 тысячелетия до н. э. начали возводить дворцы правители Шумера (так называемый "дворец А" в Кише). Эти дворцы окружались крепостными стенами и возвышались над городом; на вершине парадной лестницы, подобно божеству, появлялся перед народом царь. Росписи внутри дворца украшались перламутровой инкрустацией.

 

Скульптура

Огромной внутренней силой обладают рельефы Двуречья. Излюбленная тема рельефов, печатей-амулетов древнего Шумера - изображение зверя, домашних животных, сцен охоты и скотоводства. Знание облика зверя, передача красоты его движений отличают эти сюжеты. В начале 3 тыс. до н. э. появилось изображение человека - участника торжественных шествий, храмовых церемоний, а с середины 3 тысячелетия до н. э. появляются фантастические сюжеты.

И рельефы, и круглая пластика прославляли власть правителя. Один из самых значительных памятников - Триумфальная "Стела коршунов" (около 2500 г. до н. э.), где была показана победа правителя города Лагама - Эанатума над соседним городом Уммой. На одной из сторон стелы был изображен бог Нингирсу, держащий в руке палицу и сеть с барахтающимися врагами, на другой - воины, воплощение грозной силы.

 

В храмах находились глиняные расписные статуэтки божеств и знатных лиц, возносящих молитвы. Их отличительной чертой были огромные расписные или инкрустированные глаза. Для храмов выполнялись мраморные головы богинь, например, голова богини из У рука (начало 3-го тысячелетия до. н. э.), для которой характерны мягкая моделировка мрамора и инкрустация глаз.

Новые черты обрело искусство Аккада во второй половине 3-го тысячелетия до н. э.: разнообразие композиционных приемов, отказ от ритмической монотонности и другое (стела царя Нарам- Суэиа, около 2300 года до и. э.).

 

Высокого уровня достигло художественное ремесло (ювелирное дело, изготовление посуды, украшений и т. п.), отличающееся многообразием и изысканностью.

 

  Крито-микенская (Эгейская) художественная культура

Своеобразным связующим звеном между Востоком и Древней Грецией явилась культура, которая существовала в 3-2-м тысячелетиях до и. э. на островах и побережьях Эгейского моря. Основными центрами этой культуры были остров Крит, города Троя (на восточном побережье Дарданелл) и Микены (на юге Балканского полуострова).

 

Наибольшего расцвета эгейская культура достигла на Крите в XVIII-XV веках до и. э. Микены в это время находились под влиянием Крита, отсюда название - крито-микенская, или эгейская культура.

 

Одним из древнейших центров эгейской культуры была легендарная Троя. Раскопки, произведенные уже в конце XIX - начале XX века, открыли остатки развитой культуры: крепостных стен, бастионов, зданий, некогда образовывавших единый архитектурный комплекс. Был обнаружен замурованный в стене так называемый клад Приама - многочисленные золотые и серебряные изделия декоративно-прикладного и ювелирного искусства. События, происходившие в Трое, знаменитая Троянская война послужили основой великого эпоса Гомера - поэм "Илиада" и "Одиссея".

 

В 3-2-м тысячелетиях до н. э. значительным культурным центром стал Крит - богатая держава легендарного царя Миноса. Был возведен Кносский дворец, стены которого украшали фрески (фреска - живопись по сырой штукатурке). Их сюжеты отражали жизнь обитателей дворца, воссоздавали мир религиозных и фантастических образов. Напоминающий по своей планировке дворцы правителей стран Востока, Кносский дворец не был отделен от города крепостной стеной. Даже облик его парадного зала был лишен надменной представительности.

 

Изысканностью, легкостью, богатством фантазии отличается и скульптура - мелкая пластика, дошедшая до нас. Это фигурки животных - коз, быков (бык почитался на Крите, его изображения очень выразительны), а также статуэтки изящных женщин из цветного фаянса и слоновой кости со змеями в руках (вероятно, они олицетворяли богиню растительности, покровительницу всего живого).

 

Особой красотой и тонкостью отличаются керамические вазы разнообразных форм и расцветок, покрытые черным лаком, по которому нанесены белой, желтой и красной краской различные орнаменты - геометрические и растительные. Как изящны линии этих ваз, прихотливы формы, как свободна рука художника! Волнистые, колеблющиеся линии подчеркивают текучесть формы, орнамент находится в соответствии с плавными закругленными контурами вазы.

 

Ничего подобного не было в искусстве других стран - древних восточных деспотий. Образы тех произведений отличались статичностью, неподвижностью, окаменелостью. Архитектура, скульптура, живопись Древнего Крита отразили свободу мышления и творческого воображения авторов.

 

Выдающиеся памятники эгейской культуры (период расцвета XVII-XIV веков до и. э.) были найдены в Микенах и Тиринфе - крепостях на территории материковой Греции, древнейших в Европе.

Художественная культура этого региона имела много общего с критской, но и отличалась от нее суровостью и мощью, что наиболее ярко проявилось в монументальной архитектуре. На крутых скалистых холмах возводились дворцы и поселения, впоследствии получившие название "акрополя" (что значит "верхний город"). Здесь все было подчинено задачам обороны от врагов. Из огромных, грубо отесанных камней складывались оборонительные стены, толщина которых доходила до 10 м, высота - до 18-20 м. Древним грекам казалось, что эти сооружения могли возвести легендарные одноглазые великаны-циклопы. Ученые назвали эти стены "циклопическими".

 

Представление о подобном дворце дает Акрополь в Тиринфе. В отличие от Кносского дворца-лабиринта в Тиринфе ком дворце все подчинено ясному порядку, симметрии. Акрополь замыкают могучие стены, вход перекрыт тремя воротами. Центр Акрополя - дворец с большим двором. В композиции дворца главную роль играет прямоугольное в плане помещение с очагом посередине - мегарон, где происходили торжественные собрания мужского населения дворца. К мегарону ведут сени и портик с двумя колоннами, связывающие его с двором. Мегарон впоследствии явился основой для формирования традиционного типа греческого храма.

 

В развалинах дошел до нас Акрополь в Микенах. Особое внимание в микенской архитектуре уделялось укреплению ворот. Сохранились центральные ворота обширной многоярусной крепости Микен - "Львиные ворота".

 

Стены Тиринфского и Микенского дворцов были расписаны фресками, украшены алебастровыми фризами (фриз - декоративная полоса, расположенная по верху стены). Сюжеты - батальные сцены и сцены охоты, но в них исчезли свобода и непринужденность движений, свойственные живописи Лабиринта на Крите (Фреска из Тиринфа - "Выезд охотниц", XIV в. до н. э.).

 

Гомер назвал Микены "златообильными". В Микенских гробницах было найдено большое количество различных предметов из золота и серебра удивительной по тонкости работы: кубки, вазы, чаши, золотые маски, бронзовые мечи с рукоятками из слоновой кости и т. д. Сами гробницы строились по образцу круглого жилища на Крите. Но в Микенах они более грандиозны, так как являлись не семейными или родовыми усыпальницами, а царскими. Микенская гробница представляет собой каменное сооружение, врытое в землю на склоне холма; к нему ведет траншея-коридор, а само строение покрыто землей. Сложенные из камня стены смыкаются наверху, образуя ложный купол. Такие гробницы в древности получили распространение севернее Греции, во Фракии, а затем в Греко-Боспорском царстве, существовавшем в Крыму, в районе нынешней Керчи.

 

В период Троянской войны (начало XIII в. до н. э.) ранние рабовладельческие государства Эгейского мира пришли в упадок, что облегчило завоевание Балканского полуострова греческими племенами дорийцев, положивших начало новой культуре. Открыта была эгейская культура в конце XIX - начале XX века археологами Г. Шлиманом и А. Эвансом.

Наследие эгейского мира сыграло значительную роль в формировании художественной культуры Древней Греции и Рима.

ЛЕКЦИЯ 6

КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Истоки художественной культуры уходят в глубокую древность. Многие произведения изобразительного искусства - наскальные росписи, статуэтки из камня и кости, орнаментальные узоры на оленьих рогах и каменных плитах - появились намного раньше сознательного представления о художественном творчестве.

 

Первые шаги художественного развития человечества совершались в эпоху первобытнообщинного строя, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества. Первые памятники искусства относятся к верхнему палеолиту, отстоящему от нас на 40-50 тысячелетий. Это была эпоха сравнительной зрелости первобытнообщинного строя, зарождения матриархата. Все, что производил человек (орудия труда, оружие для охоты), имело функциональный характер, играло какую-то роль в сложной, полной опасностей жизни, подчиненной борьбе за существование.

 

Как же и почему возникло искусство? Что заставило человека расписывать стены пещер, украшать оружие, создавать идолов-протоскульптуры, театрализовать охоту, петь и танцевать?

Прото означает «первый смысл». С греческого это «первый» (как прототип). Что такое «культура» с латинского? Это «возделывание», «образование», «воспитание». Первобытного человека никто не воспитывал. То, что он делал, было продиктовано природой, жизненными условиями, укладом и необходимостью. Поэтому, «прото» - это «искусство до искусства», «дизайн до дизайна» (без авторских амбиций создателя).

Существует несколько теорий возникновения искусства. Среди них - религиозная теория, рассматривающая искусство как божественный дар, а красоту как одно из имен Бога; теория проявления, по которой, согласно учению Гегеля, искусство возникло в ходе развития, самопознания абсолютной идеи и представляет собой ее проявление; теория игры, в которой искусство рассматривается как разновидность игры, где человек проявляет свою сущность, обретая необходимые ему наслаждение и ощущение свободы; теория художественного инстинкта и близкая к ней эротическая теория, выводящие искусство из биологических инстинктов; теория подражания и другие.

 

Необходимо выяснить реальные, конкретные условия, вызвавшие к жизни художественное творчество, важнейшие особенности первобытного искусства и его общественные функции.

Изобразительное искусство ведет начало от знаково-символических изображений, которые были не столько средством познания и отражения мира, сколько средством магического изменения действительности. Древнейшие изображения представляли собой инобытие реальности, магические реалии.

 

То же самое можно сказать и о словесном искусстве. Заговоры, заклинания, проклятия, любовные "присушки", поминания, военные песни и т. п. - все это целенаправленная ритуально-магическая деятельност ь, исходящая из уверенности в ее практическом воздействии. Это словесная магия, неразрывно связанная с музыкальной и танцевальной обрядовой деятельностью.

Такая изначальная слитность различных видов культурного творчества получила название синкретизма (от греч. - соединение). Особая роль в этом процессе принадлежала народным обрядам. Постепенно роль словесного текста в ритуальном синкретизме повышалась, что привело к рождению поэзии (литературы).

Синкретизм- первоначальная нерасчлененность различных его видов.

 

На основе магических реалий, возникших в процессе труда, сформировалась знаковая система, способствовавшая затем возникновению художественно-образного мышления и отражения мира.

 

В процессе жизни, труда, охоты первобытного коллектива формируется представление о тотеме как о его родоначальнике и покровителе. Исходным моментом тотемизма явилось отождествление человека со зверем. Тотемическим зверем обычно представлялся мужчина, с которым вступала в брак женщина, что и привело к возникновению родовой группы.

 

Экстраполяция (перенесение) черт зверя на человека и человека на зверя привела к появлению антропоморфизма и зооморфизма.

 

В первобытном обществе складывается мифологическое мировоззрение, что объясняется всеобщностью общинно-родовых связей и отношений, перенесенных и на весь мир, который воспринимается как универсальная родовая община. Миф (от греч. mythos - сказание, предание) - звено между магическими реалиями и искусством, лаборатория поэтической фантазии, выработка приемов, образной и метафорической системы литературы. В мифе в синкретическом единстве содержатся зародыши искусства, религии, донаучных представлений о природе и обществе.

 

Первобытная мифология прошла несколько этапов развития. Сначала общинно-родовая значимость не отделялась от физических тел. Этот период получил название фетишизма (от фр. fetiche - идол, талисман). Постепенно внутреннее значение физического тела приобретает более или менее самостоятельный статус, наступает эпоха анимизма (от лат. animus - дух).

 

По мере развития анимизм приобретал все более самостоятельные формы. В мифологии возникают демоны и боги. Поздний анимизм породил образы героев, вступающих в бой с различными чудовищами, олицетворявшими непознанные силы природы. (Подробнее о мифологии - в следующих разделах.)

 

Таким образом, в этих ранних проявлениях духовной жизни первобытного человека уже было заложено все необходимое для будущего художественного восприятия, для художественного творчества. Из этих элементов и родилось искусство.

 

Этапы развития первобытной художественной культуры соответствовали этапам развития цивилизации:

- палеолит (ок. 35 - 10-го тыс. до н. э.),

- мезолит (10-6 тыс. до и. э.),

- неолит (6-2 тыс. до н. э.),

- эпоха бронзы (ок. 2-го тыс. до н. э.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.086 с.)