Виды жертв социализации: реальные, потенциальные, латентные. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды жертв социализации: реальные, потенциальные, латентные.



Основные понятия: социально – педагогическая виктимология, виктимность,

виктимигенность, жертвы социализации.

1 Человек как жертва процесса социализации

Человек не только объект и субъект социализации. Он, как правило, в той или

иной мере жертва социализации. Это связано с тем, что процесс и результат

социализации заключают в себе внутреннее противоречие.

Имеется в виду противоречие между степенью приспособленности человека к

обществу и степенью обособления его в обществе.

Человек, полностью приспособившийся к обществу и не способный в какой-то

мере противостоять ему, т. е. конформист, может рассматриваться как жертва

социализации.

В то же время человек, не приспособившийся к обществу, также становится

жертвой социализации — диссидентом, правонарушителем, или еще как-то

отклоняется от принятого в этом обществе образа жизни.

Демократическое общество продуцирует жертвы социализации в основном

вопреки своим целевым установкам, в то время как тоталитарное общество,

даже декларируя необходимость развития неповторимой личности, на деле

целенаправленно продуцирует конформистов и, как побочное неизбежное

следствие, лиц, отклоняющихся от насаждаемых в нем норм. Даже необходимые

для функционирования тоталитарного общества люди-творцы становятся нередко

жертвами социализации, ибо приемлемы для него лишь как «спецы», а не как

личности.

Величина, острота и проявленность описанного конфликта связаны как с

типом общества, в котором развивается и живет человек, так и со стилем

воспитания, характерным для общества

в целом, для тех или иных

социокультурных слоев, конкретных семей и воспитательных организаций, а также

с индивидуальными особенностями самого человека. Иначе говоря, какой локус

контроля характерен для человека.

Понятие локус контроля было введено американским психологом Дж. Роттером.

Говоря о локусе контроля, имеют в виду склонность человека видеть источник

управления своей жизнью либо преимущественно во внешней среде, либо в

самом себе.

Выделяют два типа локуса контроля: интернальный и экстернальный.

При интернальном (внутреннем) локусе контроля человек большей частью

принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя,

объясняя их своим поведением, характером, способностями.

При экстернальном (внешнем) локусе контроля человек склонен приписывать

ответственность за все внешним факторам (другим людям, судьбе, случайности и

т. п.).

Люди с ярко выраженными экстернальностью и интернальностью встречаются

не так часто. Основная масса людей располагается между этими крайними

«точками».

Как показывает ряд исследований, интерналы более уверены в себе, более

спокойны и благожелательны. Они в меньшей степени, чем экстерналы, могут

рассматриваться в качестве жертв социализации.

Экстерналов же отличают повышенная тревожность, обеспокоенность, меньшая

терпимость, повышенная агрессивность, а главное — конформность.

Социализация людей в любом обществе протекает в различных условиях. Для

условий социализации характерно наличие тех или иных

многочисленных опасностей, оказывающих негативное влияние на развитие человека. Поэтому

объективно появляются целые категории людей, становящихся или могущих стать

жертвами неблагоприятных условий социализации.

2 Понятие социально – педагогической виктимологии

В первом приближении социально-педагогическую виктимологию (victime —

жертва, logos — слово, понятие, учение) можно определить как отрасль знания, в

которой:

а) на междисциплинарной основе изучается развитие людей с физическими,

психическими, социальными дефектами и отклонениями, а также тех, чей статус в

условиях конкретного общества предопределяет неравенство или дефицит

возможностей для «жизненного старта» и

физического, эмоционального,

психического, культурного, социального развития и самореализации в процессе

социализации;

б) разрабатываются общие и специальные цели, принципы, содержание, формы и

методы работы по профилактике, минимизации, компенсации и коррекции

названных обстоятельств.

Социально-педагогическая виктимология сможет стать относительно самостоятельной отраслью знания в том случае, если будет осуществлен цикл исследований: историко-культурологических, этнологических, социологических, социально-психологических, психологических, этнопсихологических, криминологических, психиатрических, социально-педагогических, правоведческих. Объяснение и прогнозирование явлений виктимности требует серьезной исторической проработки проблемы.

 Исторические исследования позволят выявить следующее: - когда появляются те или иные типы жертв вообще и в конкретных культурах в частности и с чем связано их появление;

- какова динамика роста числа жертв, какие тенденции ей свойственны, как они

зависят от тех или иных конкретно-исторических обстоятельств; - когда те или иные типы жертв осознаются таковыми в обыденном и общественном сознаниях, каким образом это происходит и с чем связано; -когда тот или иной тип жертвы начинает отражаться в статистике, юридических документах, есть ли для этого объективные причины; - когда и каким образом общество и государство приступают к созданию специальных условий для существования людей, отнесенных к тому или иному типу жертв, какие тенденции свойственны этому процессу; когда и каким образом проблемы виктимологии и какие именно становятся предметом научного исследования; - можно ли обнаружить, когда, где и кто начал осознавать себя жертвой неблагоприятных условий социализации? Описание, объяснение и прогнозирование виктимности требует поведения цикла кросскультурных исследований в различных этнокультурных регионах, которое позволят выявить следующее:

- обстоятельства и виды опасностей, столкновение с которыми на различных возрастных этапах грозит человеку стать жертвой неблагоприятных условий социализации; - существующие типы жертв и их количество в разных социокультурных условиях; - соотношение тех или иных типов жертв в рамках одного региона, общее и специфическое для различных регионов; - социальные установки и стереотипы различных этноконфессиональных, половозрастных и социально-культурных групп населения в регионах, определяющие восприятие и отношение к тем или иным типам жертв; - в какой мере осознают себя жертвами сами люди — представители тех или иных типов жертв неблагоприятных условий социализации, с чем связаны региональные и другие различия в распространенности и характере осознания, как оно влияет на «образы Я», самоуважение, самопринятие личности, на ее отношение к миру и с миром. Для реализации прогностической и конструктивной функций социально- педагогической виктимологии необходимы также исследования: - сравнительно-правоведческие, выявляющие правовой статус различных типов жертв неблагоприятных условий социализации в тех или иных странах;

- сравнительно-педагогические: существующие в разных странах системы,

институты, формы и методы профилактики, воспитания, реабилитации, адаптации

и перевоспитания различных типов жертв;

- психолого-педагогические — отбор и разработка методов диагностики

личности, группы, социума, позволяющих выявить реальные жертвы, а также

характеристики и обстоятельства, несущие в себе потенциальную угрозу;

- социально-педагогические:

а) теоретически обосновывающие оптимальную систему профилактики,

воспитания, реабилитации, адаптации и перевоспитания жертв социализации;

б)разрабатывающие стратегию и тактику общества и государства, различных

социальных институтов и конкретных учреждений по отношению к

рассматриваемой категории людей;

- обосновывающие и разрабатывающие общие и специфические преференции

для различных типов жертв.

Обозначенные выше, а также ряд других исследований позволят проверить

следующие предположения и сформулировать новые:

- в процессе исторического развития объективно растет многообразие типов

жертв неблагоприятных условий социализации;

- осознание и конституирование тех или иных типов жертв связаны с культурой,

уровнем социально-экономического развития и мерой гуманизации общества;

- отношение к жертвам определяется социокультурными установками и

стереотипами данного общества, связано с мерой его секуляризации, а также с

догматами представленных в нем конфессий;

- осознание человека себя жертвой связано не столько с объективной

реальностью, сколько с установками ближайшего окружения, а также с

определенными личностными особенностями, которые неидентичны в различных

культурах и в различных возрастах;

-динамика числа жертв вообще и различных типов в частности не имеет

линейного характера, а зависит от особенностей культуры, уровня социально-

экономического развития общества, а также от его исторического развития и

современного состояния;

- объективное количество жертв и их типов в различных обществах в различные

исторические периоды не совпадают с количеством конституированных типов и людей, субъективно считающих себя жертвами. Можно надеяться, что развитие социально-педагогической виктимологии позволит дать хотя бы частичный ответ на вопрос о том, как человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.012 с.)