Методы и виды ИКТ которые применяются в обучении. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и виды ИКТ которые применяются в обучении.



Технология дистанционного обучения как система научно-обоснованных предписаний, показанных для реализации в образовательной практике в системе дистанционного обучения, в современном образовании чаще всего используется в качестве организационной формы послевузовской подготовки. Как отмечает А. В. Осин, связано это с тем, что текущую аттестацию сотрудников образовательного учреждения выполняет непосредственный руководитель, так что требуется лишь новая информация, которая в текстографических форматах успешно распространяется с помощью телекоммуникаций [11, с. 21]. В рамках технологии дистанционного обучения выделяются следующие функции: передача печатной учебной и методической литературы, пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям, проведение дискуссий и семинаров посредством компьютерных телекоммуникаций, трансляция учебных программ по телевизионным каналам и радиостанциям [13, с. 3-4]. Технология дистанционного обучения может быть использована в процессе обучения как для повышения квалификации самого учителя, так и для проведения учебных занятий с применением этой технологии самим учителем, с учетом конкретной педагогической ситуации. Технология организации видеоконференций все чаще применяется в образовательной практике, так как позволяет обеспечить встречу людей, находящихся на расстоянии друг от друга, посредством обмена данными по сети в режиме реального времени [7, с. 80]. Исследователи П. Ю. Дик и Д. Т. Рудакова считают, что видеоконференции - это реальный путь развития образовательных контактов при условии ограниченности ресурсов для осуществления и очных встреч, и командировок [6]. Относительно новым для системы образования является применение кейс-технологии, понимаемой как вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, мультимедийных и аудиовизуальных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей традиционным или дистанционным способом. Как отмечает Т. Б. Устинова, учебно-методическиеф фматериалы, фиспользуемые фс фпомощью фкейс-технологии, фотличаются фполнотой фи фцелостностью. фК фдостоинствам этих фматериалов фавтор фотносит фдоступность, фналичие финтерактивных заданий, фнаглядность, фзвуковое фсопровождение флекций, фвозможность нелинейной фработы сф фматериалом, фобеспеченным фгиперссылками [14]. Рассмотренныеф информационныеф технологииф эффективноф используютсяф в фобразовательной фпрактике фкак фза фрубежом, утак и в нашей стране. Отечественнаяу системау образования, уимеющая соответствующуюу нормативнуюу базу, направленау на уподготовку квалифицированныху компетентныху специалистов. Развитие общекультурныху и упрофессиональных укомпетенций усегодня уневозможно убез уиспользования уновых уинформационныху технологий. Электронныеу справочники, уэнциклопедии, словариу получилиу уширокое распространениеу в системеу образования. Работау с даннымиу программнымиу продуктамиу помогаету учащимся улучше понимать учебный материал за счет приспособления существующих курсов к индивидуальному пользованию и предоставления возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. Использование электронных справочников, энциклопедий, словарей на уроках позволяет педагогу организовать работу учащихся в яркой, интересной форме, работать с анимированными схемами, картами, видеть учебный материал в видеороликах и на фотографиях и закреплять его, что способствует систематизации знаний. Например, для поддержки образовательного процесса по истории созданы мультимедийные энциклопедии (серия энциклопедий о русских историках Н. М. Карамзине, В. О. Ключевском, С. М. Соловьеве с включением выдержек из их произведений; энциклопедии «История России и ее соседей» и др.), музеям («Эрмитаж. Искусство Западной Европы»), городам («Екатеринбург - город на границе частей света») и т. д. Современными учителями активно используются эти и другие программные продукты. Однако использование многих мультимедийных продуктов не получило широкого распространения в школах. Это можно объяснить наличием такого недостатка, как невозможность задавать произвольный порядок подачи имеющегося материала каждым конкретным учителем в зависимости от его целей и изменения или дополнения материала учебника с течением времени. Поэтому помимо использования готовых мультимедийных продуктов преподавателю важно уметь создавать собственные мультимедийные продукты, например, мультимедийные презентации. В процессе обучения достаточно часто применяются программы компьютерного тестирования, так как необходимым элементом учебного процесса является контроль знаний обучаемых. Переход от традиционных форм контроля к компьютерному тестированию отвечает концепции модернизации и компьютеризации системы отечественного образования. По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ: высокая скорость получения результатов, возможность оценить большое количество учащихся одновременно, простота обработки и презентации результатов. К настоящему времени созданы разные программы компьютерного тестирования - как коммерческие, так и некоммерческие. На наш взгляд, наиболее функциональным является отечественный программный продукт MyTest, позволяющий оперативно  редактировать тесты, эффективно контролировать процесс тестирования и сбор результатов по локальной сети.        Программа  MyTest работает с девятью типами заданий: 1) одиночный выбор (тестируемому предлагается выбрать только один вариант ответа из нескольких предложенных); 2) множественный выбор (один или несколько вариантов ответа из нескольких предложенных); 3) сопоставление вариантов (вопрос на сопоставление предполагает выбор номера соответствующего варианта из всех предложенных); 4) указание истинности или ложности утверждений (вопрос предполагает выбор утверждения «да», «нет», пусто («не знаю») из списка для всех предложенных вариантов); 5) указание порядка следования (тестируемому предлагается упорядочить список); 6) ручной ввод текста (предполагает введение текстовой строки в качестве ответа); 7) ручной ввод числа (предполагает ввод числа или нескольких чисел в качестве ответа); 8) место на изображении (для ответа на вопрос необходимо указать точку на изображении, если она попадает в указанную область, ответ верен; на рисунке можно задать не одну, а несколько областей); 9) перестановка букв (ответом к этому типу заданий является слово или текст, буквы нужного слова выводятся в отдельных областях и в случайном порядке). Каждый из предложенных типов теста можно эффективно использовать при контроле знаний обучаемых по большинству учебных дисциплин. Однако, несмотря на наличие программных решений для проведения компьютерного тестирования, существует и ряд проблем. Как отмечает И. А. Вылегжанина, внедрение технологий компьютерного тестирования в образовательный процесс осложняется проблемами, связанными прежде всего с консерватизмом преподавателей и их низким уровнем подготовки в области современных информационных и телекоммуникационных технологий, с качеством тестовых материалов, а также с выбором программных средств по реализации компьютерного тестирования. Только комплексное решение указанных проблем позволит превратить компьютерное тестирование в высокоэффективный инструмент3 контроляу знанийу обучающихсяу[3]. Рассматриваемыеу технологииу и программныеу упродукты, ву которыху уони реализованы, уочень уважны, уно убез уматериально-технической 2базы иху внедрениеу в уобразовательный упроцесс уневозможно, поэтомуу важныму являетсяу рассмотрениеу основныху технологическиху достиженийу, которыеу применяютсяу илиу могуту использоватьсяу в процессеу обучения. В настоящееу времяу в современныху уроссийских образовательныху учрежденияху широкоу используетсяу уинтерактивное презентационноеу уоборудование. Речьу уидет обу уинтерактивной удоске, котораяу являетсяу современныму и уэффективным усредством уобучения. Каку отмечаету исследовательу К. В. Автухова, интерактивнаяу уудоска являетсяу уникальныму инструментому уобучения, ув уней усовмещается внешняяу уформа уобычной ушкольной удоски уи увозможности современныху укомпьютеров. уИспользование уцвета упозволяет значительноу увеличитьу уэффективностьу восприятияу наглядногоу уучебного уматериала. Автору отмечаету, чтоу уиспользование уразнообразных удинамичных уресурсов уинтерактивной удоски уповышает мотивациюу, уделает уучебные узанятия уболее уувлекательными [11]. Электронныеу интерактивныеу доски - этоу эффективныйу способ внедрения электронногоу содержания учебного материалау и умультимедийных материалову в упроцесс уобучения. Поу мнениюу учителя Л. С. Дворниковой, приу использованииу уинтерактивной доскиу можноу применятьу узаранее подготовленныеу уучебные уматериалы, уобучающие уи упроверочные упражнения, уиллюстративный уматериал, уаудио-, видеоматериалы услужат для увведения уили уактивизации уматериала узанятия [5]. Идейноу ублизким интерактивной доске является жидкокристаллический дисплей, объединяющий в себе функции монитора и цифрового планшета. Такой дисплей подключается к компьютеру, где установлено специальное программное обеспечение. Изображение с компьютера проецируется на большой экран, что очень удобно при проведении лекционных занятий [9, c. 173]. При проведении занятия с использованием жидкокристаллического дисплея педагог имеет возможность использовать заранее приготовленные презентации, демонстрировать обучающие мультимедийные продукты. Другим технологическим достижением, которое можно активно применять в учебном процессе, является система интерактивного опроса (кликеры), позволяющая анализировать уровень восприятия и понимания учебных материалов каждым учащимся, находящимся в аудитории, а также проводить промежуточные и итоговые контрольные работы. Работа с системами интерактивного опроса организуется следующим образом: к компьютеру подключают приемник сигналов и мультимедийный проектор, устанавливается специальное программное обеспечение, обучаемым раздаются беспроводные пульты для ответа на вопросы преподавателя. В ходе занятия преподаватель задает вопросы (вопрос отображается на экране при помощи мультимедийного проектора или жидкокристаллического дисплея), и обучаемые отвечают на них простым нажатием на кнопки пульта. Результаты опросау сохраняютсяу и уотображаются в урежиме уреальногоу времениу на экране. Использованиеу данногоу технологического решения в процессе обучения может иметь несколько направлений: проведение опроса на понимание содержания изучаемого материала, организация различных форм контроля знаний, проведение интерактивного опроса для выявления остаточных знаний по определенной теме, дисциплине и др. Таким образом, рассмотренные технологии, программное обеспечение и современные технологические достижения позволяют эффективно организовать учебный процесс при условии, что они будут применяться комплексно и систематически. Наиболее важной тенденцией современного этапа информатизации отечественного образования является стремление к интеграции различных технологий, задействованных в учебном процессе, что положительно сказывается на их использовании в учебном процессе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.004 с.)