Принципы отбора содержания и организации учебного материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы отбора содержания и организации учебного материала



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Педагогика»

 

Направление подготовки: специальное (дефектологическое) образование

 

Профиль подготовки: логопедия

 

 

 

Омск, 2012

Составители:

к.п.н., доцент кафедры СП Щербаков С.В. /____________

                                     

 

к.п.н., доцент кафедры СП Тимошенко Л.В. /____________

 

Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта 2010 года и рассмотрена на заседании кафедры «4» сентября 2012 г. Протокол № 1

Заведующий кафедрой:

                                              

к.п.н., доцент Щербаков С.В.    /____________

 

Рабочая программа утверждена на заседании учебно-методической комиссии факультета начального, дошкольного и специального образования  «14» сентября 2012г. Протокол № 1

 

 

Председатель учебно-методической комиссии:

 

 

к.п.н., доцент кафедры СП Щербаков С.В. /____________

 


Курс: 1,2                  

Форма обучения: очная                  

Семестр: 1,2,3        

Трудоемкость: 10 зачетных единиц

Количество аудиторных часов: 162          

Из них: лекций – 54

           практических занятий – 108

           лабораторных занятий –

Количество внеаудиторных часов – 162

Форма промежуточной аттестации: зачёт, экзамен

 

Дисциплина педагогика включена в базовую часть профессионального цикла дисциплин в структуре основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению специальное (дефектологическое) образование.

 

Цель дисциплины: формирование у студента способности применять педагогические знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в области специального образования.

 

Задачи курса:

содействовать овладению основными педагогическими понятиями, закономерностями, принципами, теоретическими положениями;

научить выделять из окружающей действительности педагогические факты, явления, события; описывать их на языке педагогической науки; объяснять и прогнозировать их развитие, опираясь на закономерности педагогической науки;

развить научно-педагогическое мышление бакалавра;

актуализировать умение понимать и анализировать проблемы образования, объяснять их и давать им профессиональную оценку;

способствовать формированию обоснованной методологической позиции бакалавра в области педагогической и культурно-просветительской деятельности;

содействовать развитию способности использования возможностей образовательной среды для проектирования и реализации образовательных технологий при решении профессиональных задач в соответствующем виде деятельности;

содействовать развитию навыков профессиональной коммуникации для решения задач в профессиональной деятельности;

способствовать профессиональному самообразованию и личностному развитию бакалавра.

 

 

Ожидаемые результаты:

 

 Освоение дисциплины направлено на формирование у бакалавра в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности следующих компетенций:

способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП- 1);

способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);

готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПK-9);

готовностью к использованию знаний в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, к лингвистическому анализу (ПК-11);

 

Также данная дисциплина способствует развитию следующих компетенций:

способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1)

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

теорию и историю педагогики;

сущность, содержание, структуру образовательных процессов и систем, педагогические технологии и инновационные процессы в сфере общего образования;

методы проведения психолого-педагогических исследований;

современные тенденции развития системы образования.

уметь:

умение применять полученные теоретические знания при освоении других дисциплин и освоении компетенций профильной подготовки.

владеть:

навыками межличностных отношений

 

Бакалавры приобретут:

знания о структуре, сущности, содержании, технологиях и инновационных процессах в системе образования.

умения применять полученные знания в стандартных и нестандартных ситуациях.

овладеют следующими компетенциями: ОК -1; ОП – 1; ОП – 2; ПК – 9; ПК – 11.

 

Экзамен и зачет.

 

 

Тематический план дисциплины

 

  №   Раздел (модуль) дисциплины Всего часов                  (в трудоемкости)   Аудиторные

Самостоятельная работа студентов, включая индивидуальные консультации

      Лекции Семинарские (практические) занятия Лабораторные занятия  
1 Педагогика как гуманитарная наука, ее структура 2 1     1
2 Организация и методы педагогических исследований 6 1 2   3
3 Педагогическая деятельность 6 1 2   3
4 Система отечественного образования 6 1 2   3
5 Образовательный процесс. Инновационные образовательные процессы. 6 1 2   3
6 Содержание образования как фундамент базовой культуры личности, его исторический характер. 6 1 2   3
7 Обучение в целостном педагогическом процессе. 4   2   2
8 Теории обучения. 16 2 6   8
9 Формы обучения. Методы обучения и их классификация. Средства обучения и их классификация. 12 2 4   6
10 Теория воспитания. 12 2 4   6
11 Методы, формы и средства воспитания 8 2 2   4
12 Проектная и инновационная деятельность в образовательном учреждении. 8 2 2   4
13 Управление образовательными процессами. Основные функции и принципы управления.   6 1 2   3
14 Научно-методическое обеспечение образовательной системы. Повышение квалификации учителей. Аттестация педагогических кадров. 6 1 2   3
15 Система внутришкольного контроля. Новые информационные технологии в управлении образованием. 4   2   2
16 История образования и педагогической мысли как область научного знания. Становление и развитие образования Античного мира 12 2 2   8
17 Образование в средние века. Школа, ученичество и педагогические идеалы средневековой Западной Европы Школа и педагогические идеи мыслителей эпохи Возрождения. 12 2 2   8
18 Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве (до конца XVll).   8 2 2   4
19 Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVll – XVlll в.в.   12 2 4   6
20 Образование и воспитание в России в XVIII в.   8 2 2   4
21 Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы и США в XlX в. – начале XX в.   20 2         2   16
22 Школа и педагогика в России в 19 в. и начале 20 в. 20 2 2   16
23 Становление и развитие системы образования в России после Октябрьской революции 1917 года.   16 4 2   10
24 Современный этап развития образования в мире. Особенности организации международных форм образования. 24 4 8   12
25 Система дошкольного образования. 6 2 2   2
26 Содержание развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста. 6   2   4
27 Преемственность в работе современного ДОУ и начальной школы. Взаимодействие ДОУ и семьи. 6 2 2   2
28 Физическое воспитание детей. 12 2 4   6
29 Теоретические основы познавательно-речевого развития детей. 12 2 4   6
30 Теория обучения дошкольников. 6 2 2   2
31 Теоретические основы социально-личностного развития детей 12 2 4   6
32 Теоретические основы художественно-эстетического развития детей. 12 2 4   6
33 Теория детской игры.  12 2 4   6
         ИТОГО: 324 54 108   162

 

Основное содержание.

 

Общая педагогика.

Модуль 1. Педагогика как гуманитарная наука, её структура. Роль и место педагогики в общечеловеческой культуре и системе социальных отношений. Педагогика – область культуры, интегрирующая компоненты: искусство, науку, практическую деятельность. Место педагогики в системе наук о человеке, ее связь с философией, социологией, медициной, физиологией и др. науками.

Объект и предмет педагогики, ее функции. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс.

Междисциплинарные понятия: личность, развитие, личность, деятельность, общение.

Отрасли педагогики: общая педагогика, дидактика, история образования, история педагогики, школоведение, этнопедагогика, коррекционная педагогика; дошкольная педагогика.

Взаимосвязь педагогической науки и практики, инновационные процессы в педагогике. Связь педагогики с другими науками. Понятие методологии педагогической науки. Методологическая культура педагога. Модуль 2. Организация и методы педагогических исследований. Научные исследования в педагогике. Методы и логика педагогического исследования. Классификация методов педагогического исследования. Этапы педагогического эксперимента.

Модуль 3. Педагогическая деятельность. Общая характеристика педагогической профессии. Профессия и специальность. Структура педагогической деятельности. Особенности педагогической деятельности. Гуманистическая природа педагогической деятельности. Профессиональная деятельность и личность педагога. Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности педагога. Профессионально-личностное становление и развитие педагога.

 

Модуль 4. Система отечественного образования. Образовательная программа. Государственный образовательный стандарт. Компетентностный подход в образовании. Учебный план, его компоненты. Вариативность учебных планов и программ. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы.

 

Модуль 5. Образовательный процесс. Инновационные образовательные процессы. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Соотношение понятий образовательный и педагогический процесс. Инновационные образовательные процессы. Новое. Нововведение. Инновационный процесс. Классификация инновационных процессов.

 

Модуль 6. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Компоненты содержания образования. Теории формирования содержания образования. Факторы, детерминирующие формирование содержания образования. Принципы и критерии отбора содержания общего среднего образования. Компетенции. Ключевые компетенции.

Модуль 7. Обучение в целостном педагогическом процессе. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Основные характеристики процесса: двусторонний и личностный характер, целостность, непрерывность, цикличность, целенаправленность, диалектичность. Закономерности и принципы обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Виды обучения и их характеристика.

Модуль 8. Теории обучения. Общее понятие о дидактических концепциях: теория проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, М.И. Махмутов); теория развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.); теория программированного обучения (Б.П. Беспалько, Т.А. Ильина, Н.Ф. Талызина); теория оптимизации обучения (Ю.К. Бабанский); теория развития познавательного интереса в обучении (Г.И. Щукина) и др. Зарубежные дидактические концепции (Д. Дьюи, В. Ожело, О. Френе и др.).

Модуль 9. Формы обучения. Методы обучения и их классификация. Средства обучения и их классификация. Современные модели организации обучения. Урок – основная форма обучения. Структура урока. Подструктуры урока. Функции урока. Требования к уроку. Индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа на уроке. Другие формы обучения в современной школе. Методы обучения и их классификации. Взаимосвязь методов и условия их оптимального выбора. Средства обучения и их классификация.

 

Модуль 10. Теория воспитания. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитания. Закономерности, принципы и направления воспитания.

Базовые теории воспитания и развития личности. Гуманистическая концепция воспитания: цель и задачи, ценности как основа целей и принципы гуманистического воспитания. Современные концепции воспитания.

Модуль 11. Методы, формы и средства воспитания. Система форм и методов воспитания. Многообразие методов воспитания и их классификации. Педагогические условия выбора и эффективного использования форм, методов воспитания. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

Понятие о воспитательных системах. Воспитательные системы: понятие, сущность воспитательной системы. Воспитательные системы школы, класса. Особенности функционирования компоненты, связь между ними. Этапы становления воспитательной системы. Воспитательные системы А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.А. Караковского и др. Тенденции и перспективы развития воспитательных систем.

Педагогическое взаимодействие в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания. Уровни развития, механизмы становления коллектива (А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.И. Новикова, В.А. Караковский). Самоуправление в детском коллективе. Самодеятельные детские организации и неформальные объединения.

Модуль 12. Проектная и инновационная деятельность в образовательном учреждении. Проектирование, моделирование, конструирование, прогнозирование, предвидение. Виды проектов. Требования к разработке проектов. Проектирование технологий обучения, воспитания и социализации в различных контекстах.

Основные понятия курсов.

Педагогика. Профессиональная компетентность. Категориальный аппарат педагогики. Структура науки. Функция науки. Методы педагогического исследования. Педагогическая деятельность. Профессия. Специальность.

Система образования. Образовательные учреждения. Образовательная программа. Дидактика. Обучение. Теория обучения. Преподавание. Учение. Содержание образования. Государственный образовательный стандарт. Виды обучения. Метод обучения. Форма организации процесса обучения. Урок, типы, структура урока. Формы организации учебно-познавательной деятельности. Средства обучения. Инновационный образовательный процесс. Воспитание. Форма воспитания. Метод воспитания. Коллектив, группа. Воспитательная система.

Организация самостоятельной работы студента.

 

Самостоятельная работа студентов предполагает прежде всего знакомство с темами, которые не вызывают серьёзных сложностей при самостоятельном изучении материала. Кроме того, самостоятельная работа связана с углублением представлений, полученных на аудиторных занятиях. Для проверки эффективности проделанной самостоятельно работы используются контрольные работы, консультации и возможности сети Интернет.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение курса

Основная литература.

 

1. Борытко, Н.М. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений /Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

2. Краевский, В.В. Общие основы педагогики [Текст]: учебное пособие для студентов. – 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

3. Общая педагогика [Текст]: Учебное пособие/ В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. – М.: Высш. шк., 2008.

4. Педагогика [Текст]: уч. для студ. в уч. завед. /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 9-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2008.

 

 

Дополнительная литература.

 

 

1. Педагогика: теории, системы, технологии [Текст]: уч-к для студ./ (С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.); под ред.С.А. Смирнова. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

2. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: учебник. – М.: Высшее образование, 2007.

3. Педагогика [Текст]: учебное пособие/ под ред П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2007.

4. Педагогический словарь [Текст]: учеб. пособие для студентов./ (В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.) под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

5. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия/ Е.С. Рапацевич; под общ. ред. А.П. Астахова. Минск: Современная школа, 2010.

 

 

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Б иблиотека ОмГПУ - http://www.omgpu.ru

Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU – http://elibrary.ru/defaultx.asp

Гуманитарная электронная библиотека – http://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.htmlhttp://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.htmlhttp://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.htmlhttp://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html

Научная онлайн-библиотека Порталус – http://www.portalus.ru/

Библиотека Гумер – http://www.gumer.info/

Служба Twirps.com – http://www.twirpx.com/about/

Электронная библиотека учебников. Учебники по психологии –http://studentam.net/content/category/1/15/24/50/50/

Интернет библиотека электронных книг Elibrus – http://elibrus.1gb.ru/psi.shtml

Сайт Флогистон ― http://flogiston.ru/articles/general

 

Управление образовательными системами

 

 

Основное содержание

 

Модуль 13. Управление образовательными процессами. Основные функции и принципы управления.

Управление. Внутришкольное управление. Государственно-общественный характер управления. Педагогическая система. Свойства педагогической системы. Системообразующие компоненты. Структурные и функциональные компоненты. Функции управления (информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная). Общие принципы управления педагогическими системами: демократизация и гуманизация управления педагогическими системами; системность и целостность в управлении; рациональное сочетание централизации и децентрализации управления; единство единоначалия и коллегиальности; объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами. 

    Школа как педагогическая система и объект научного управления. Система образования. Органы управления образованием. Образовательные учреждения. Системообразующие компоненты педагогической системы. Условия функционирования педагогической системы. Организационная структура управляющей системы щколы. Службы управления.Уровни оргструктуры управления. Функциональные обязанности директора школы, заместителей директора. Управленческая культура руководителя. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами.

Внутришкольное управление. Педагогический анализ. Виды и содержание педагогического анализа. Объекты педагогического анализа. Целеполагание и планирование. Виды планов работы школы и основные требования к ним. Организация и руководство педагогическим процессом. Организационные формы управленческой деятельности в школе (пед. совет, Совет школы, Попечительский совет, Совет учредителей, родительский комитет, совещание при директоре, совещание при зам. директора, оперативное совещание, ученический комитет, ученический совет, Совет лицеистов и др.).

Управление функционированием и развитием школы как педагогической системы. Инновационные процессы в образовании.

Режим работы школы (режим становления, режим выживания, режим функционирования, режим развития). Проблемы управления функционированием школы. Инновационные процессы в образовании. Нововведения во внутришкольном управлении. Управление инновационными процессами в школе. Система управления развитием. Программное управление развитием школы. Программа развития школы. Информационная справка о школе. Проблемно-ориентированный анализ состояния школы. Формирование концепции новой школы. Разработка стратегии и задач перехода к новой школе. Экспертиза программы. Организация работы по составлению программы.

 

Модуль 14. Научно-методическое обеспечение образовательной системы. Повышение квалификации учителей. Аттестация педагогических кадров.

Система научно-методического обеспечения образовательной системы. Содержание и задачи методической работы в школе. Формы методической работы в школе. Методический совет, методическое объединение, школьная кафедра, методический день, методическая неделя, школа молодого учителя, школа передового опыта, проблемная группа, организация и проведение открытого и показательного урока, научно-теоретическая конференция, педагогическое чтение, творческий отчёт, проблемный семинар и практикум.

Педагогический совет. Содержание и методика проведения. Повышение квалификации и самообразование учителей.

    Аттестация педагогических кадров. Общие требования к оценке труда учителя. Этапы аттестации учителя. Положение (1993) “Об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования РФ”.

 

 

Модуль 15. Система внутришкольного контроля. Новые информационные технологии в управлении образованием.

Сущность и значение внутришкольного контроля. Нововведения во внутришкольном контроле. Дидактические требования к содержанию и методам контроля. Условия эффективности педагогического контроля. Объекты внутришкольного контроля. Виды, формы и методы внутришкольного контроля.

    Информация, её значение в управлении пед. системой. Информационное обслуживание. Новые информационные технологии в управлении образованием.

 

    Основные понятия курса

 

 Управление. Внутришкольное управление. Педагогическая система. Функции управления. Принципы управления. Система образования. Органы управления образованием. Организационная структура школы. Педагогический анализ. Целеполагание. Планирование. Организация и руководство педагогическим процессом. Организационные формы.

Инновация. Программа развития школы. Научно-методическое обеспечение образовательной системы. Формы методической работы. Педагогический совет.     Аттестация. Внутришкольный контроль. Объекты внутришкольного контроля. Виды, формы и методы внутришкольного контроля.

    Информация. Информационное обслуживание. Новые информационные технологии.

        

Организация самостоятельной работы студента.

 

Самостоятельная работа студентов предполагает прежде всего знакомство с темами, которые не вызывают серьёзных сложностей при самостоятельном изучении материала. Кроме того, самостоятельная работа связана с углублением представлений, полученных на аудиторных занятиях. Для проверки эффективности проделанной самостоятельно работы используются контрольные работы, консультации и возможности сети Интернет.

Учебно-методическое и информационное обеспечение курса

Основная литература.

 

1. Управление образовательными системами [Текст]: Учеб. пособие/ Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

2. Борытко, Н.М. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений /Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

3. Краевский, В.В. Общие основы педагогики [Текст]: учебное пособие для студентов. – 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

4. Общая педагогика [Текст]: Учебное пособие/ В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. – М.: Высш. шк., 2008.

5. Педагогика [Текст]: уч. для студ. в уч. завед. /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 9-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2008.

 

 

Дополнительная литература.

1. Управление качеством образования. /Под ред. М.М. Поташника. - М., 2000.

2. Педагогика: теории, системы, технологии [Текст]: уч-к для студ./ (С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.); под ред.С.А. Смирнова. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

3. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: учебник. – М.: Высшее образование, 2007.

4. Педагогика [Текст]: учебное пособие/ под ред П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2007.

5. Педагогический словарь [Текст]: учеб. пособие для студентов./ (В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.) под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

6. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия/ Е.С. Рапацевич; под общ. ред. А.П. Астахова. Минск: Современная школа, 2010.

 

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Б иблиотека ОмГПУ - http://www.omgpu.ru

Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU – http://elibrary.ru/defaultx.asp

Гуманитарная электронная библиотека – http://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.htmlhttp://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.htmlhttp://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.htmlhttp://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html

Научная онлайн-библиотека Порталус – http://www.portalus.ru/

Библиотека Гумер – http://www.gumer.info/

Служба Twirps.com – http://www.twirpx.com/about/

Электронная библиотека учебников. Учебники по психологии –http://studentam.net/content/category/1/15/24/50/50/

Интернет библиотека электронных книг Elibrus – http://elibrus.1gb.ru/psi.shtml

Сайт Флогистон Ї http://flogiston.ru/articles/general

 

История образования.

 

Модуль 16. История образования и педагогической мысли как область научного знания. Становление и развитие образования Античного мира. История образования и педагогической мысли как область научного знания. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества.

Проблема человека в философских взглядах древних мыслителей. Система воспитания и обучения в рабовладельческих государствах Древней Греции (Спарта, Афины). Зарождение педагогической мысли в философских учениях Древней Греции (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит). Просвещение в эпоху эллинизма. Школа и педагогическая мысль в Древнем Риме.

Модуль 17. Образование в средние века. Школа, ученичество и педагогические идеалы средневековой Западной Европы Школа и педагогические идеи мыслителей эпохи Возрождения. Образование в средние века. Воспитание и образование в Византии. Домашние формы воспитания и обучения детей. Высшее образование. Влияние Византийской культуры на Западную Европу и славян. Педагогические мысли Григория Богослова, Василия Великого, Григория Ниского, Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина.

Школа, ученичество и педагогические идел средневековой Западной Европы. Культура и наука на ранних этапах развития феодализма.

Церковные школы. Рыцарское воспитание. Воспитание детей простого народа. Возникновение и развитие университетов.

Школа и педагогические идеи мыслителей эпохи Возрождения. Гуманизм и реакция в теории и практике западноевропейского Возрождения и Реформации (Витторино да Фельтре и др.)

Модуль 20. Образование и воспитание в России в XVIII в.

Законодательные акты Петра 1 об образовании, их направленность. Попытка создания государственной системы образования и осуществления массового начального обучения. Просветительские идеи и педагогическая деятельность И.Т.Посошкова, Ф.Прокоповича, Ф.Салтыкова, В.Н,Татищева и др.

Российская академия наук и учебные заведения при ней. Закрепление системы сословного образования при преемниках Петра 1 (кадетские корпуса, пажеский корпус, духовные семинарии, пансионы, профессиональные училища и др.). Домашнее образование.

М.В.Ломоносов. Его педагогические взгляды и педагогическая деятельность. Московский университет. Гимназии Московского университета.

Дворцовое просветительство Екатерины П. Деятельность И.И.Бецкого. Смольный институт благородных девиц, шляхетский сухопутный кадетский корпус, коммерческое училище, воспитательные дома. Создание в России народных училищ. Деятельность Ф.И.Янковича.

 

Основные понятия курса.

История образования. Система воспитания. Система образования. Педагогические взгляды. Педагогическое наследие. Педагогические идеи. Античное воспитание. Церковные школы. Братские школы. Рыцарское воспитание. Гуманистическое воспитание. Авторитарное воспитание. Коммунистическое воспитание. Отечественная система образования. Советская школа. Реформа образования. Реформаторская педагогика.

 

 

Организация самостоятельной работы студента.

 

Самостоятельная работа студентов предполагает прежде всего знакомство с темами, которые не вызывают серьёзных сложностей при самостоятельном изучении материала. Кроме того, самостоятельная работа связана с углублением представлений, полученных на аудиторных занятиях. Для проверки эффективности проделанной самостоятельно работы используются контрольные работы, консультации и возможности сети Интернет.

 

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение курса

 

 

Основная литература.

 

 

1. История педагогики и образования [Текст]: учеб. пособие для студ./ (И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.); под ред. З.И. Васильевой. – 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века [Текст]: Учебное пособие для пед. учеб. заведений/ Под общей ред. акад. А.И. Пискунова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

3. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли [Текст]: учеб. для студентов вузов/ В.Г. Торосян. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.

 

 

Дополнительная литература.

 

1. Джуринский, А.Н. Зарубежная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов/А.Н. Джуринский. – М.: Гардарики, 2008.

2. Попов, В.А. История педагогики и образования [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов/ в.а. попов; под ред. \ В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

3. Стариков, Л.Д. История педагогики и философия образования [Текст]: учеб. пособие / Л.Д. Старикова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.  

 

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Б иблиотека ОмГПУ - http://www.omgpu.ru

Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU – http://elibrary.ru/defaultx.asp

Гуманитарная электронная библиотека – http://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.htmlhttp://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.htmlhttp://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.htmlhttp://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html

Научная онлайн-библиотека Порталус – http://www.portalus.ru/

Библиотека Гумер – http://www.gumer.info/

Служба Twirps.com – http://www.twirpx.com/about/

Электронная библиотека учебников. Учебники по психологии –http://studentam.net/content/category/1/15/24/50/50/

Интернет библиотека электронных книг Elibrus – http://elibrus.1gb.ru/psi.shtml

Сайт Флогистон Ї http://flogiston.ru/articles/general

 

 

Современный этап развития образования в мире

 

Основное содержание

Модуль 24. Современный этап развития образования в мире. Особенности организации международных форм образования.

Мировая система образования. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Особенности организации международных форм образования. Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и правовой статус участников образовательного процесса. Школьные системы как интеграция национальной, экономической и культурной политики государств. Образование в высокоразвитых странах мира (Великобритания, Франция, Германия, США, Япония, Китай и другие). Подготовка учителей за рубежом. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в Российской Федерации. Значение зарубежного опыта для реформ системы образования в России. Соотношение российского и зарубежных законодательств в области образования. Болонский процесс и новые реформы образования. Российское педагогическое образование в контексте Болонского процесса.

 

 

Основные понятия курса.

Образование, система образования, социальный институт образования, стратегия развития образования, стандартизация образования, современный зарубежный педагогический опыт, национальная система образования и воспитания, педагогическая культура, образовательная политика, педагогическая документация.

 

 

Организация самостоятельной работы студента.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.158 с.)