Особенности развития турклубов в СССР. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития турклубов в СССР.



Советское туристское движение начало формироваться в начале 20-х гг. Организацией поездок для рабочих занимались профсоюзы, для учащихся и солдат - органы Наркомпроса. Однако туристские путешествия не носили систематического характера. В середине 20-х гг. возобновилась деятельность РОТ. В конце 20-х гг. созданы акционерного общества "Советский турист", "Интурист", общество пролетарского туризма (ОПТ РСФСР, пришедшее на смену РОТ) и Центральная детская экскурсионно-туристская станция Наркомпроса РСФСР. В 1930 постановлением СНК СССР на базе "Советского туриста" и общества пролетарского туризма создано Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (в 1932 - 936,7 тыс. членов, 92 базы всесоюзного значения, в путешествиях и экскурсиях участвовали 6,6 млн. чел.). В 1936 постановлением ЦИК СССР руководство работой в области путешествий и экскурсий возложено на ВЦСПС и его организаций. К 1940 профсоюзы создали несколько тысяч туристских ячеек на предприятиях и в учебных заведениях, организовали во многих районах туристско-экскурсионные маршруты (165 туристских баз и лагерей). Во время Великой Отечественной войны 1941-45 многие базы были разрушены. В 1945 возобновилась деятельность туристско-экскурсионного управления ВЦСПС. Туристско-экскурсионные управления (ТЭУ) созданы вначале в Москве, Ленинграде, Крыму, на Северном Кавказе, в Краснодарском крае и Грузинской ССР, к 1960 - во всех союзных республиках, в 33 краях и областях РСФСР; в 144 городах открыты клубы туристов. В 1962 ТЭУ профсоюзов реорганизованы в советы по туризму, в Москве создан Центральный совет по туризму (ЦСТ), в состав которого вошли представители центральных государственных и общественных организаций и учреждений, соучаствующих в обслуживании туристов. К 1965 советы по туризму работали во всех республиках, краях и областях, в 1510 городах и райцентрах образованы клубы туристов. В эти же годы в крупных городах созданы экскурсионные бюро. В 1969 ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС приняли постановление "О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране", поставившее задачу превратить туристско-экскурсионное дело в крупную отрасль обслуживания населения; ЦСТ преобразован в Центральный совет по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ), ставший одной из крупнейших туристских организаций в мире.

В 1971-75 на развитие материальной базы туризма профсоюзами выделено 500 млн. руб. Объём туристско-экскурсионных услуг возрос с 260 млн. руб. в 1970 до 1 млрд. руб. в 1975; количество турбаз, гостиниц, кемпингов доведено почти до 1 тыс., количество мест - со 157 тыс. до 300 тыс. В 1975 обслужено 26 млн. туристов и 131 млн. экскурсантов (в 1965 - около 2 млн. туристов и свыше 8 млн. экскурсантов). Функционирует свыше 350 маршрутов всесоюзного и более 6 тыс. маршрутов местного значения. Ежегодно организуется около 6 тыс. морских и речных круизов (обслуживающих около 2 млн. чел.), свыше 7 тыс. железнодорожных (около 3,5 млн.), около 25 тыс. авиационных (около 1 млн. чел.) и свыше 200 тыс. автобусных (св. 6 млн. чел.) туристских рейсов. Почти в 600 городах и населённых пунктах открыты бюро путешествий и экскурсий. Действует свыше 3 тыс. клубов и свыше 14 тыс. пунктов проката и выдачи туристского снаряжения. На предприятиях, в колхозах, учебных заведениях, на стройках и др. создано свыше 60 тыс. туристских секций, объединяющих туристов-спортсменов, занимающихся пешеходным, лыжным, водным, велосипедным и другими видами спортивного туризма, включенного (с 1949) в Единую всесоюзную спортивную классификацию. Регулярно проводятся соревнования (в т. ч. и всесоюзные) по различным видам туризма. При советах по туризму созданы маршрутно-квалификационные комиссии и контрольно-спасательная служба. Свыше 100 тыс. чел. (1975) имеют спортивные разряды и свыше 600 чел. звание мастера спорта СССР по туризму. Нормативы спортивного туризма включены во Всесоюзный физкультурный комплекс "Готов к труду и обороне СССР".

Туристское движение в СССР развивается в соответствии с государственной политикой в области охраны здоровья народа. Только из фондов государственного социального страхования ежегодно выделяется около 1,0 млрд. руб. на приобретение льготных путёвок и дотации учреждениям отдыха, туризма, санаторного лечения. Кроме того, на эти же цели выделяются значительные суммы из общественных фондов предприятии и совхозов. Для путешествия по путёвкам профсоюзных, молодёжных и детских туристских организаций существуют льготные транспортные тарифы. Туристские организаций освобождены от налогов. Социальная структура туристского потока: рабочие промышленных предприятий и служащие - 33%, инженерно-технические работники и творческая интеллигенция - 28%, студенты и школьники - 18%, рабочие совхозов, колхозники - 9%, пенсионеры - 4%, прочие - 8%. Кроме туристов, обслуженных различными туристскими организациями, около 75-80 млн. чел. (1974, оценка) участвовало в самодеятельных путешествиях, походах и др.

По размаху туристского движения СССР занимает одно из первых мест в мире.

Основные районы массового туризма: крупнейшие культурные и промышленные центры - Москва, Ленинград, Киев, Минск и др.; на юге - побережье Чёрного и Азовского, частично Каспийского морей; на юго-западе и западе: Молдавия, Закарпатье, южные районы Украины, прибалтийские республики, западные районы Белоруссии. С 60-х гг. начал формироваться т. н. центральный туристский район, включающий Новгород, Ростов, Владимир, Суздаль, Углич, Ярославль и другие древнерусские города. В 70-х гг. сложился уникальный маршрут по древнейшим городам Центральной России, т. н. Золотое кольцо (Москва - Владимир - Иваново - Плёс - Кострома - Ярославль - Переславль-Залесский - Москва). Увеличиваются туристские потоки на С. и В. страны - в Карелию, на Кольский полуостров, Урал, Сибирь, Байкал, в столицы республик Средней Азии. Особое место занимают путешествия по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа, по местам, связанным с именем В. И. Ленина. Все плановые всесоюзные и местные туристские маршруты содержат насыщенную программу экскурсий (автобусных, пешеходных и др.), построенных с учётом сезонных особенностей (см. карту).

С конца 50 - начала 60-х гг. вследствие развития мирового туристского движения и значительно возросшего интереса к Советской стране резко расширились международные туристские связи СССР. Активизировалась деятельность "Интуриста", ставшего одной из крупнейших туристских фирм мира, создано Бюро международного молодёжного туризма "Спутник" (крупнейшая в мире молодёжная туристская организация, 1958), в ЦСТ образован отдел по международному туризму (1958), в 1964 образовано Управление по иностранному туризму при Совете Министров СССР (с 1969 Главное управление по иностранному туризму - ГУИТ при Совете Министров СССР). "Интурист" предлагает свои услуги в более чем 100 городах страны, "Спутник" имеет 19 крупных молодёжных лагерей. В 1975 СССР посетили 3,7 млн. иностранных граждан (в 1956 - около 0,5 млн. чел.), около 2,5 млн. советских граждан выезжали за рубеж (в 1956 - около 0,5 млн. чел.).

 Научные исследования в области туризма ведут: институт географии АН СССР, Всесоюзная научно-исследовательская лаборатория туризма и экскурсий ЦСТЭ, научно-исследовательская лаборатория по иностранному туризму (все в Москве) и другие организации.

Подготовку кадров в области туризма осуществляют: Центральные и зональные туристские курсы ЦСТЭ, институт повышения квалификации специалистов ГУИТ при Совете Министров СССР, специальный факультет в Высшей школе профсоюзного движения ВЦСПС, географические факультеты Ростовского и Белорусского университетов, факультеты общественных профессий ряда педагогических институтов.

 Периодические издания: журнал "Турист" (ВЦСПС), регулярно - проспекты "Туристские маршруты" (ЦСТЭ, ВЦСПС), для зарубежных туристов - журнал "Путешествие в СССР" (с 1966, на русском, английском, немецком, французском языках, издание ГУИТ при Совете Министров СССР).

 

Классификация клубов.

Клубное объединение, или клуб по интересам - это форма совместного удовлетворения социальных и культурных потребностей (групп, близких по интересам; участие в кружках, студиях, клубах), при создании условий для духовного общения и побуждения к самодеятельному творчеству, где могут самоорганизоваться множество различных любительских объединений.

Участником клуба может стать или любой желающий (открытый доступ), или лицо, принадлежащее к ограниченному кругу (закрытый клуб, доступ в который можно получить только по рекомендации). Для доступа в некоторые клубы требуется приобретать входной билет, другие действуют на бесплатной основе (за счёт спонсирования государством или частными лицами).

Автомобильные клубы

Автомобильный клуб — это клуб для владельцев или любителей какой-либо марки или модели автомобиля.

Спортивные

Современные спортивные клубы — это профессиональные или любительские организации, имеющие команду спортсменов, инфраструктуру, систему управления и обслуживающий персонал.

Ночные клубы

Ночной клуб (англ. night club) — общественное заведение, работающее обычно после 21:00, предназначено для свободного времяпрепровождения (как правило, для молодежи). Обычно в клубах есть бар, танцпол, чил аут — место, в котором можно посидеть в тихой обстановке с более спокойной музыкой. Часто в клубах присутствует дресс-код и фейсконтроль. Для клубов нет особого единого формата, так как каждый клуб специализируется на своей целевой аудитории посетителей.

Культурно-просветительские учреждения

Основная статья: Дом культуры

В СССР и ряде социалистических стран клубами также назывались культурно-просветительские учреждения, организующие досуг трудящихся и способствующие их коммунистическому воспитанию, образованию, развитию творческих потребностей. В 20—30-е годы XX века в СССР началось активное клубное строительство, чему в немалой степени способствовало активное профсоюзное движение. Крупные или центральные клубы этого типа в дальнейшем получали название Домов и Дворцов культуры.

Из десяти реализованных в Москве и области проектов рабочих клубов шесть принадлежат архитектору К. С. Мельникову. Все шесть клубов этого периода отличаются по форме, размеру и функциональности. Однако, можно выделить две общих для всех клубных построек Мельникова черты: гибкая система залов, которая предполагала возможность объединения и разделения помещений мобильными перегородками и активное использование наружных лестниц, что позволяло сэкономить внутреннее пространство учреждений культуры.

Клуб фабрики «Свобода»

Дом культуры им. И. В. Русакова

Дворец культуры Дулёвского фарфорового завода

Клуб фабрики «Буревестник»

Сельские клубы

Во времена СССР сельский клуб создавали на селе (в деревне или посёлке): там, где, как правило, размещался производственный участок колхоза (бригада) или совхоза (отделение). Часто сельский клуб занимал помещение бывшей церкви.

 В сельском клубе, как правило, имелся зрительный зал, где проходили репетиции и концерты художественной самодеятельности и демонстрировались художественные кинофильмы, а также библиотека.

Клубы по интересам

Клубы по интересам (хобби) к какому-либо виду занятия или науке:

Военно-исторические клубы (например, клубы реконструкторов)

Клубы любителей книги (КЛК, Книжный клуб)

Клубы филателистов

Эсперанто-клубы — сообщества людей, объединённые общим интересом к международному языку эсперанто.

Математические, физические и пр. клубы любителей науки

Клубы по социальному статусу

Женские клубы

Детские клубы — для организации досуга детей, по различным направлениям и интересам (спортивные, музыкальные кружки, моделирование, рукоделие и т. п.), см. также ЦДЮТ

Студенческие клубы

Досуговые клубы

Служат для объединения людей в связи с теми или иными интересами, носящими развлекательный характер:

Музыкальные клубы (в т. ч. рок-клубы: см. Ленинградский рок-клуб)

Танцевальные клубы (имеются в виду тоже коллективы людей с ограниченным и постоянным членством, в отличие от «ночных клубов» и иных заведений, в названии которых слово «клуб» может не иметь этого смысла)

Фан-клубы

Основная статья: Фан-клуб

Фан-клуб — сообщество людей, объединённых почитанием и общим интересом по отношению к известному человеку или группе знаменитостей. Такими объектами почитания чаще всего выступают музыканты или спортивные клубы.

Политические клубы

Объединяют политические организации и целые страны, связанные каким-либо общим интересом (см., например, Ядерный клуб).

Деловые клубы

Объединение бизнесменов и предпринимателей, иногда в определенной отрасли, с целью обмена опытом, налаживания контактов, общения.

Бизнес-клуб «Собрание»

Московские нефтегазовые конференции

Московский Английский Клуб

Киевский клуб предпринимателей

Бизнес-клуб "MoneyFest"

Армейские клубы

В Вооруженных силах СССР и Российской федерации существовали и существуют клубы. Клуб может именоваться Солдатским, Полковым или Офицерским.

Классификация тур сообществ:

1. светские

2. профессиональные

3. спортивно-рекреационные загородные

4. университетские

5. городские

6. ветеранские

 


Современный турклуб.

Различные словари для характеристики понятия модель используют слова: тип, схема, образец.

Моделирование – это один из методов прогнозирования для уточнения характеристик. Моделирование клуба предполагает описание его черт, признаков. Современный клуб как объединение обладает типичными чертами, признаками, свойствами и в то же время имеет свою специфику.

Свойства клуба.

1. турклуб – это группа, которая задает направления межличностного общения.

2. в рамках клуба объединены представители опред соц кругов общества – это люди, «знатоки» в сфере туризма.

3. члены турклуба обладают определенными атрибутами престижа, влияния.

4. для членов турклуба времяпрепровождение является ценностью.

5. доминирующим досуговым интересом в клубе является интерес к туризму, духовному общению с людьми определенного круга.

6. важным атрибутом явл благотворительность.

7. современный клуб представляет собой устойчивую, самоуправляемую и саморегулирующуюся коммуникативную систему.

8. клуб имеет устав, условия членства.

Базовые элементы клуба образования:

1. Идеи, ценности

2. Инициативная группа, учредители

3. Члены клуба (важны количество и качество)

4. Ресурсные источники деятельности клуба (оборудование, финансы, правовое обеспечение)

5. Клубная символика

6. Определенные знаковые события, которые оказали влияние на состояние клуба

 

Аудитории турклуба.

Деятельность турклуба основана на самодеятельности масс, на добровольности посещения. Тур деятельность в клубе протекает в свободное время, заполняет и организует свободное время на отдыхе, досуг.

В советское время центрами клубной деятельности были дома культуры.

В России развитие клубной деятельности особенно детской и подростковой идет в воспитательном русле.

На Западе главная цель избавить человека от скуки, беспокойства.

Аудитория клуба – это всё население в том возрасте, в котором допускают в этом клубе занятия.

Существует реальная аудитория клуба – это те, кто вовлечен в деятельность клуба, испытывает на себе его влияние, есть и потенциальная аудитория.

Занятия в турклубе для человека активного и сознательного возраста становится индивидуальной потребностью, связанной с интересами человека.

Клубная массовая аудитория – это люди участвующие в просветительных и развлекательных мероприятиях клуба.

Состав клуба может постоянно меняться.

Численность и состав аудитории определяется следующими факторами:

1. содержание

2. способ организации

3. способ общения приглашенных

4. организационно-материальное обеспечение

Специализированные клубы ориентированы на контингент посетителей с более узкой вариацией интересов. Это могут быть люди одной профессии, социальной группы, возраста и пр. При усилении одной из функций деятельности клубы носят характер культурно-просветительный, отдых а, общения, молодежный, экологически, физкультурно-оздоровительный, технического творчества и прочей специализации. В некоторых случаях клубная деятельность может совмещаться с организацией бытового обслуживания населения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.054 с.)