Вопрос 3 . Задачи психологии; 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3 . Задачи психологии;



Вопрос 4. Понятие о психике;

Тема 2: Развитие психологических знаний в изучении психологии

 Вопрос 1. Представление о психике в изучении психики человека и животного

Вопрос 2. Развитие психологии в Новое время;

Вопрос 3. Развитие психологии как самостоятельной науки

Вопрос 4. Методы психологии;

Вопросы к зачету

Вопросы к экзамену

ВВЕДЕНИЕ

В центре сферы психологии как системы наук расположены ее сущностные составляющие. Вокруг нее группируются важные этапы, принципы и компоненты, которые раскрывают ее сущность, как самостоятельной науки, как отрасли. Дадим им всем краткую характеристику. Основы психологической науки для изучения человека и животных закладывались тысячелетиями выдающимися мыслителями, философами, психологами, педагогами зарубежных стран, а также советскими и российскими учеными. Несмотря на решительное отделение научной психологии от философии в конце XIX в., общепсихологические знания невозможно сформулировать в отрыве от традиционных методологических и философских проблем.

Это отражено в материале в виде философских и собственно психологических знаний. С философией тесно связаны такие главы психологии, как природа психики, предмет психологии, проблема метода, психофизиологическая проблема и другие.

При этом, философские и конкретно – научные решения психологических проблем не повторяют друг друга и не сводятся одно к другому, хотя и связаны друг с другом. Например, философский и общенаучный принцип развития хотя и принимается психологией, но также и преобразуется в ней за счет его конкретизации.

Происходит это потому, что психология, в отличие от философии, изучает не всеобщие закономерности развития природы и общества, а конкретные проблемы возникновения и развития мира психических явлений. Эта конкретика в ее полном объеме не занимает философа, но совершенно необходима психологу. Потому методологические проблемы общей психологии, как это наглядно показано на схеме, составляют как бы часть, компонент общей психологии. Они необходимы, но недостаточны для научного осмысления природы психики и предмета психологии.

К сожалению, все советские психологи (и не только советские) в той или иной мере грешили, принимая философские решения психологических проблем за окончательные, тем самым спокойно прекращая собственно научный поиск. Нередко и этого не требовалось. Достаточно было сослаться на цитату из Ленина, и все становилось предельно ясно. Примерно так же складываются отношения с математикой. Мерой зрелости любой науки является степень ее математизации, и психология не составляет исключения. С первых шагов своего развития научная психология старалась учитывать количественный аспект психического явления.

Очень рано был сформулирован основной психофизический закон. Прочное место в психологии занимает проблема абсолютных и дифференциальных порогов восприятий, ощущений и т.д. Современная психология рассматривает каждое психическое явление как качественно-количественную определенность.

Современная психология обогатилась знанием многих конкретных фактов из области человекознания и дала им научно обоснованное психологическое объяснение. Поэтому излагаемый учебный материал представляет собой особую важность для изучения психологии.

Психология в переводе с древнегреческого слова означает «наука о душе» (рsуchе - это «душа», l о g о s - это«понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился в XVIII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа. Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Первоначально она относилась к особой науке, которая занималась изучением и исследованием, так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. В XVII-XIX вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Психология - это наука о психике и психических явлениях.

Исследователи психологической науки условно выделяют четыре этапа ее развития. На первом этапе психология существовала как наука о душе, на втором этапе - психология как наука о сознании, на третьем этапе - психология как наука о поведении человека и животного, а на четвертом этапе - психология как наука о психике.

I этап - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап - психология как наука о сознании. Возникает она в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать, назвали «Сознанием». Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап - психология как наука о поведении. Возникает в XX в. Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Возникает со второй половины XX в., продолжается и по настоящее время.

К концу XX в. психология сталаключевой дисциплиной в системе гуманитарных наук, а ееприкладные отрасли стали определять эффективность всехотраслей человеческой жизнедеятельности. Достижения психологиистоль значительны, что это выдвинуло ее на одно изпервых мест в системе наук о человеке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.004 с.)