Вопрос 2 Развитие психологии в Новое время 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2 Развитие психологии в Новое время



В эпоху Нового времени душевный мир человека осмыслялся с общефилософских, умозрительных позиций.

Направление исследования, считающее ощущения человека основой для получения им знаний, было названо сенсуализмом. Противоположная точка зрения была представлена рационализмом, признающим мышление главенствующим явлением в познании мира человеком.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - английский философ, основоположник эмпиризма. Бэкон предложил отказаться от умозрительного способа решения вопросов, характерного для ранних этапов развития науки, и перейти к эмпирическому изучению закономерностей развития человека.

Бэкон предложил выделять рациональную и нерациональную душу. Рациональная душа божественна и принадлежит только людям, нерациональная, телесная душа принадлежит и животным тоже. Рациональная душа обладает памятью, рассудком, воображением и волей, нерациональная - способностью к ощущениям. Рациональная душа с помощью метода индукции обрабатывает получаемую нерациональной душой информацию.

Метод индукции (т.е. движение от частного к общему) предлагался Бэконом как главное средство практического исследования. Индукция стала считаться основным методом сенсуалистов в противовес дедуктивному методу рационалистов.

Индукция, по Бэкону, может быть полной и неполной. Полная индукция предполагает повторяемость какого-либо события или свойства предмета — человек делает вывод о том, как будет выглядеть происходящее в схожей ситуации. В основе неполной индукции лежит исследование лишь некоторых свойств предметов или явлений; заключения такого рода носят вероятный характер.

На пути к правильному познанию сути предметов или явлений нежат некоторые препятствия, названные Бэконом «идолами», или «призраками». Среди них есть как заблуждения человека, так и ложное восприятие им реальности.

Бэкон выделил несколько видов таких ошибок:

- призраки рода, в соответствии с которыми человек судит об окружающем мире по аналогии с жизнью человечества;

- призраки пещеры - индивидуальные заблуждения отдельного человека;

- призраки рынка или площади, в соответствии с которыми Человек судит о мире, руководствуясь расхожими мнениями;

- призраки театра, за счет которых человек слепо верит в авторитеты, не признавая реальных фактов.

Ошибки такого рода могут быть побеждены с помощью познания человеком окружающего мира и развития средств такого познания.

Рене Декарт (1596-1650) - французский математик, физиолог и философ.

Декарт говорил о сознании как о способности человека осознавать свои психические состояния, что означает возможность поучить собственный внутренний мир с помощью самонаблюдения. Данный метод был впоследствии назван интроспекцией.

Для объяснения реакций животных и человека на внешние раздражители Декартом было введено понятие рефлекторных действий. Рефлексы проявляются в том, что внешние раздражители приводят к напряжению мышц. Рефлексы, по мнению Декарта, являются обязательным компонентом поведения. При этом рефлекс рассматривался им как чисто механический процесс, что означало отказ от идеи о душе как о движущей силе организма. Декарт начал высказывать идеи о том, что психологические промессы человека, такие как восприятие, память, стремления, возникают автоматически и производятся телом, а не душой. Декарт называл телесное устройство «машиной тела», которое не имеет отношения к сознанию. При этом, несмотря на то что сознание не участвует в рефлекторных процессах, оно, тем не менее, может влиять на рефлексы человека.

Декарт создал первую теорию рефлексов, объясняющую поведение человека. Согласно этой теории различные внешние импульсы приводят в движение «животные духи», частицы, содержащиеся в организме человека. Информация, доставляемая органами чувств, направляется по чувствительным нервам к головному мозгу. По мнению Декарта, душа в теле связана с мозговым органом - шишковидной железой. Из мозга по двигательным нервам передаются сигналы в мышцы, которые заставляют органы тела совершать те или иные действия. Таким образом, Декарт выдвинул идею о том, что не только душа воздействует на тело, но и тело, в свою очередь, влияет на душевные состояния.

Декарт также известен своей приверженностью к дедуктивному методу. В качестве основного правила метода дедукции он установил, что во всяком вопросе должно содержаться нечто неизвестное. Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного. Таким образом, в процессе мышления человек приходит от общего к частным выводам.

Бенедикт Спиноза (рожд. Барух Спиноза) (1632-1677) нидерландский философ.

Спиноза высказал идею о единой субстанции. Субстанция — это то, что «существует само по себе и представляется само через себя» (Спиноза Б. Избранные произведения, т. 1. М., 1957, с. 361). Субстанция неделима. Атрибутами ее являются мышление и протяженность. Душа и тело человека, по мнению Спинозы, не воздействуют друг на друга, а соответствуют друг другу. Философ высказал идею, согласно которой тело и душа могут изменяться как в результате воздействия некоторых внешних факторов, так и внутренних причин. При этом душа и тело взаимосвязаны. Например, человек ощущает боль при травме своего тела.

Спиноза создал теорию аффектов. Любой вторичный аффект образуется из трех первичных аффектов: удовольствия, неудовольствия и желания. По мнению Спинозы, чтобы достичь счастья, человек должен избавиться от своих чувств и побуждений и таким образом получить свободу, представление о том, что подлежит его волевым решениям. В качестве основных типов побудительных сил человека Спиноза выделял влечения, чувства радости и печали. Чувство радости, по мнению ученого, усиливает способность человека к действию, тогда как чувство печали действует негативно.

Джон Локк (1632-1704) - британский педагог и философ.

Локк считал, что всякое знание человек получает из опыта. Если бы идеи были врожденными, то они были бы известны как ребенку, так и взрослому. Сознание ребенка он считал «чистой доской» (tabula rasa), где благодаря опыту формируется сознание человека. По мнению ученого, в уме нет ничего, чего бы не было в ощущениях.

Источниками опыта Локк считал ощущения и рефлексию, внешний опыт (ощущения) мы получаем из внешнего мира, под воздействием извне на наши органы чувств; внутренний опыт (рефлексия) - это самонаблюдение, размышления, опыт, полученный с помощью собственного мышления.

Ощущения Локк считал «простыми идеями». Человек получает простые идеи с помощью органов чувств, наблюдая определенные факты. Далее человек начинает мыслить, обрабатывая эти простые идеи и преобразуя их в сложные идеи. Механизмами переработки простых идей в сложные. Локк считал, обобщение, соединение, сопоставление и сравнение предметов и явлений. За счет получения опыта, преобразования простых идей в сложные происходит развитие психики человека.

При этом, Локк вводит понятие рефлексии. Рефлексия - это наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность» (Дж. Локк. Опыт о человеческом разуме. Избранные философские произведения. М., 1960, с. 129), это направленность внимания человека на деятельность собственной души.

Локк ввел также понятие ассоциации - неверного соединения идей, которые в сознании некоторых людей начинают работать как единое целое. Примером работы механизма ассоциации является симпатия или антипатия, вызываемая одними людьми у других.

Ученый также различал первичные (протяженность, вес, форма) и вторичные (цвет, запах, вкус) качества предметов.

Развитие науки привело к широкому использованию математических методов в изучении психики человека. Одним из направлений психологии является психофизика, изучающая влияние различных физических ситуаций на поведение человека.

Густав Теодор Фехнер (1801-1887), немецкий физик, философ, один из первых экспериментальных психологов, основатель психофизики.

Фехнер начал использовать математические методы для нужд психологии, что позволило науке перейти на качественно новый уровень, психология стала основываться не на домыслах и рассуждениях, а на точных данных, практических исследованиях. Фехнер первым продемонстрировал, что психика поддается измерениям и может быть исследована с помощью математических методов.

Фехнер также ввел в обиход понятие порога ощущений. Он разработал систему методов для измерения ощущений и порогов ощущений и вывел основной психофизический закон, согласно которому интенсивность ощущения пропорциональна логарифму величины раздражителя.

Голландский врач Франциск (Франс) Корнелий Дондерс (1818-1889) известен своими экспериментами, посвященными скорости протекания психических процессов. Он был первым, кто использовал скорость реакции человека для изучения различий в познавательных процессах человека. Эксперименты Дондерса показали, что психические процессы человека подлежат измерению.

Герман Людвиг Фердинанд фон Гельмгольц (1821-1894), немецкий физик, физиолог и психолог. Гельмгольц изучал физиологию зрения и слуха, изобрел приборы для изучения глазного дна (офтальмоскоп) и определения радиуса кривизны глазной роговицы (офтальмометр). Проведенные Гельмгольцем исследования зрения позволили признать трехкомпонентную теорию цветоощущения Томаса Юнга как верную. Данная теория, равно как и вклад Гельмгольца в развитие психологии, будут рассмотрены в следующих главах.

Вопрос 3. Развитие психологии как самостоятельной науки

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. К этому моменту начали создаваться объективные методы исследования, научно обоснованные и достаточно простые. В течение этого периода появилось множество научных институтов, профессиональных сообществ. Психология начала контактировать с рядом развивающихся дисциплин и использоваться для практических нужд.

Вильгельм Вундт (1832-1920) - немецкий психолог, физиолог и философ.

Вундт открыл в Лейпциге первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию, а спустя два года - институт психологии. С этими двумя событиями и связано начало психологии как самостоятельной науки.

В лаборатории Вундта проходили обучение более 150 человек из нескольких стран мира, в том числе знаменитые отечественные ученые В.М. Бехтерев и Н.Н. Ланге.

Вундт определил психологию как науку о непосредственном опыте человека. В качестве основного метода психологии, предназначенного для изучения опыта человека, им был предложен метод самонаблюдения, названный интроспекцией. Вундт соединил метод интроспекции с лабораторными методиками, сделав самонаблюдение основным методом исследования психических состояний человека.

Задачей психологии, по Вундту, является разложение непосредственного опыта сознания человека на отдельные элементы (как можно более мелкие) - ощущения, представления - с помощью самонаблюдения.

Вундт выделил в психологии два основных направления:

- психологию индивидуального сознания, объектом изучения которой являются простейшие элементы сознания;

- психологию народов, объектом изучения которой являются особенности психического развития народов.

Метод интроспекции развил в своих экспериментах ученик Вундта Э. Титченер.

Эдвард Брэдфорд Титченер (1867-1927) - американский психолог, один из создателей структурной психологии.

Предметом структурной психологии является структура сознания как совокупности некоторых элементов. При этом целью психологического исследования Титченер назвал анализ конкретного душевного состояния, которое раскладывается на простейшие составные части:

- ощущения - элементы восприятия, обладающие такими характеристиками, как интенсивность, отчетливость и длительность;

- образы - элементы памяти и воображения;

- чувства - элементы эмоций, душевных переживаний, обладающие определенной интенсивностью.

При наблюдении в процессе интроспекции за данными элементами необходимо соблюдать несколько рекомендаций: исключить различные влияния на человека, мешающие его наблюдению; выражать наблюдаемые явления сознания словами, что позволяет нести протокол исследования.

Титченер пытался разложить психику на целый ряд составных элементов, число которых доходило до тридцати тысяч. По мнению ученого, психика в целом была сопоставима с таблицей химических элементов.

Франц Брентано (1838-1917) - австрийский философ, создатель «психологии акта».

Брентано выступал против теорий Вундта и Титченера, так как считал невозможным выразить качества психических процессов путем их измерения. Брентано критиковал метод интроспекции как рассматривающий только отдельные, изолированные процессы. Предметом критики служило также то, что интроспекция предполагает значительную роль субъективизма, так как проводится самим экспериментатором и не может быть подвержена проверке. Таким образом проведение интроспекции исключительно для себя снижает ценность этого метода, не позволяя работать с другими людьми. Кроме того, развитие психиатрии и исследования таких ученых, как Шарко или З. Фрейд, к тому моменту продемонстрировали, что помимо сознания психика обладает и значительным пластом бессознательного, которое не может быть учтено с помощью самонаблюдения.

В качестве главенствующего качества сознания Брентано выделил интенциональность, активность. Сознание человека раскрывается не через простой набор его ощущений, а через активность, с которой оно взаимодействует с объектами внешнего мира. Брентано предложил следующую классификацию актов:

- акты - представления: восприятие, воображение и др. Представлению принадлежит ведущая роль среди всех психических актов;

- акты - чувства, передающие отношения к предмету: желание, интерес и др. С помощью чувств, производится оценка объекта или предмета;

- акты - суждения, с помощью которых человек воспринимает объект как истинный или ложный.

Уильям Джеймс (неверное, но достаточно распространенное прочтение фамилии - Джемс) (1842-1910) - американский психолог и философ, один из основоположников американского функционализма.

Джеймс, совместно с Гуго Мюнстербергом (1863-1916) создал в 1892 г. первую в США лабораторию прикладной психологии при Гарвардском университете.

По мнению ученого, роль сознания состоит в предоставлении человеку возможности приспособиться к возникающим ситуациям. Для этого у сознания есть ряд инструментов от копирования уже выработанных реакций, или форм поведения, до поиска новых решений, отработки новых действий.

В качестве метода изучения функций сознания Джеймс предлагал использовать интроспекцию. При этом он считал необходимым изучать не отдельные элементы сознания, а изменяемые; состояния сознания (поскольку сознание является процессом динамичным). Им был предложен термин «поток сознания», обозначающий непрерывное изменение состояний сознания. По Джеймсу, состояния сознания можно разделить на две группы: произвольные, сознательно управляемые человеком, и непроизвольные, происходящие без участия его воли и сознания.

Джеймс известен также как создатель одной из исторически первых теорий личности. В соответствии с его классификацией и чинности выделяются следующие стороны:

- материальная, или физическая, сторона, например, физическое тело человека и его базовые потребности (в питании, жилье, признании и т.д.);

- социальная личность, отражающая общественную структуру личности - собственные социальные роли человека и особенности его взаимоотношений с другими людьми;

- духовная личность - единство духовных и психологических состояний личности - мышления, эмоций, потребностей.

В рамках теории эмоций Джеймс высказал идею о том, что (эмоция рождается из соответствующего ей физиологического процесса (например, эмоция грусти - из плача).

Одним из первых научных направлений в психологии принято читать бихевиоризм. Бихевиоризм (от англ. bеhavior - поведение) - направление в психологии, занимающееся изучением поведения живых существ, понимаемого как совокупность реакций организма на некоторые стимулы окружающей среды. Основателем данного направления является Джoн Бродес Уотсон.

Джон Бродес Уотсон (1878-1958) американский психолог, основатель бихевиоризма. Началом развития данного направления принято считать статью Уотсона «Психология глазами бихевиориста» (или «Психология, каковой ее видит бихевиорист») («Psychology as the Bihaviorist Views It»), вышедшая в 1913 г.

По мнению Уотсона, сознание не может быть объективно изучено, поэтому психические явления необходимо исследовать через физиологические, психические и психологические процессы. При этом удача психологии состоит в том, чтобы выявить воздействующий Стимул и определить соответствующую ему реакцию.

Согласно представлениям бихевиористов реакции подразделяются на два вида - это условные и безусловные рефлексы. Безусловные рефлексы являются наследственными, присущими всем Особям данного вида. Условные рефлексы являются приобретенными и могут формироваться посредством сознательной тренировки или вырабатываться неосознанно; они возникают в ходе индивидуального развития, часто являясь результатом обучения.

Для изучения поведенческих реакций Уотсон предлагал метод наблюдения, считая его более надежным, чем интроспекцию. При этом значительная часть опытов проводилась на животных, особенности формирования рефлексов которых затем проецировались на психику человека.

Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990), американский психолог. Скиннер выдвинул теорию «оперантного» научения, в соответствии с которой организм приобретает новые реакции благодаря тому, что подкрепляет их (подкрепление является следствием того действия, которое выполняет человек или животное). При должном подкреплении реакция на тот или иной стимул закрепляется гораздо быстрее и легче. Таким образом, в схему Скиннер добавил возможность подкрепляющего воздействия.

Закрепляемое поведение усиливается при положительном подкреплении и ослабляется при отрицательном.

Еще одно важное предложение Скиннера - перенести практические результаты исследований с животных на человека. При этом предлагалось воспринимаемый человеком материал делить на части и в случае успешного изучения, выполнения или запоминания каждой части давать положительное подкрепление, а в случае неудачи - отрицательное.

Скиннер известен также как создатель «Коробки Скиннера», лабораторного аппарата, предназначенного для изучения поведения животных в ограниченном пространстве. Аппарат представляет собой короб, в который помещается объект изучения (как правило, в исследованиях использовались крысы или голуби). Зачастую короб конструируется таким образом, чтобы быть звуконепроницаемым и не пропускать света, чтобы не допустить замены используемого стимула. Задача исследователя - это получить от животного новую реакцию на предъявляемый стимул. Данный аппарат был сконструирован Скиннером еще в бытность его студентом Гарвардского университета.

Значительное влияние идеи Скиннера оказали и на развитие педагогики. Связав возможности обучения с мотивационными факторами, ученый провозгласил превосходство положительного подкрепления над наказаниями. По мнению Скиннера, единственное, чему можно научиться, будучи наказанным, - как избегать этого наказания.

В обучении он выделил несколько основных проблем:

- люди испытывают страх совершить неудачу;

- у учащихся нет выбора направлений обучения;

- применительно к ученикам не применяют положительное подкрепление;

- задания не разбиваются на отдельные части.

По его мнению, существенно облегчить обучение и повысить учебную успеваемость можно с помощью нескольких простых шагов:

- решать проблемы по частям;

- идти от простых заданий к сложным;

- повторять изучаемый материал как можно чаще;

- получать положительное подкрепление для сохранения мотивации.

В 1972 г. Американская психологическая ассоциация назвала самых выдающихся психологов XX столетия, поставив Б.Ф. Скиннера на первое место.

Еще одним направлением психологии является гештальт-психология.

Гештальт -психология (от нем. Gestalt - целостная форма, структура), течение, возникшее в Германии в начале XX в., базирующееся на принципе целостности элементов психической жизни, не сводимой к сумме ее составляющих.

К числу основателей гештальт-психологии принадлежат немецкие психологи Вольфганг Келер (1887-1967), Макс Вертгеймер (1880-1943), Курт Коффка (1886-1941).

Вольфганг Келер (1887-1967) немецко-американский психолог.

В гештальт-психологии было установлено, что животные способны находить выход из проблемной ситуации, мгновенно улавливая отношения между вещами. Внезапное и не связанное с прошлым опытом понимание существенных элементов ситуации, посредством которого достигается решение проблемы, было названо инсайтом. Сознание представляет собой некоторое поле, единицей которого и является гештальт. Ведущим видом восприятия данного поля является зрение.

На одном из этапов своей биографии Келер был назначен директором исследовательской станции по изучению антропоидов Прусской академии наук на острове Тенерифе. В ходе своей деятельности он проводил исследования, связанные с определением способности шимпанзе решать те или иные задачи. Наблюдение за применением обезьянами подручных средств для получения бананов привело Келера к идее о том, что такое поведение вызвано не обучением «методом проб и ошибок», который американский ученый Эдвард Торндайк считал основой всякого научения животных, а скорее инсайтом. В своих экспериментах Келер показал, что мышление основано на мысленном представлении хода решения задачи. При этом в основе такого решения им усматривался процесс образования в зрительном поле животного некоторой целостной структуры (гештальта).

Третьим из основных направлений психологии стал психоанализ.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) - это австрийский психиатр, основатель психоаналитической школы.

Начало своей карьеры Фрейд посвятил лечению людей, больных неврозами и различными психическими расстройствами. Основание психоаналитического направления связано с идеей Фрейда о том, что определяющую роль в жизни человека играют бессознательные желания, стремления и влечения, а не сознание или разум, как полагалось ранее. Основой мотивации человека, по Фрейду, является сексуальная энергия, названная «либидо».

В психике человека Фрейд выделял три сферы: сознание, предсознание и бессознательное.

Сознание состоит из осознаваемых в данный момент ощущений, мыслей, переживаний и чувств.

Предсознание - это скрытая, латентная часть психики человека. Предсознание содержит в себе знания, которые не осознаются на данный момент, но при волевом усилии могут быть возвращены в сознание человека. Бессознательное содержит в себе инстинкты, чувства, эмоции и воспоминания, которые не осознаются человеком в силу того, что были подавлены или вытеснены из сознания.

Желания или потребности, которые человек не в состоянии удовлетворить, а также неприемлемые с точки зрения общества или с точки зрения внутреннего контроля личности, вытесняются из его сознания в область бессознательного. Тем не менее, эти желания и потребности сохраняются в бессознательном и со временем могут быть реализованы в поведении человека.

Формами проявления бессознательного являются сновидения, забывание вещей или имен, оговорки и описки, а также невротические симптомы.

Для работы с бессознательным Фрейдом были предложены два основных метода - это метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений.

Метод свободных ассоциаций заключался в том, что человек во время беседы с психоаналитиком говорит все, что приходит ему в голову, без всякой цензуры. Во время такого монолога выявляются бессознательные мотивы человека. Метод анализа сновидений заключается в толковании снов пациентов, детали которых могут интерпретироваться как проявления бессознательных потребностей и желаний.

В работе «Я и Оно» Фрейд выделяет три компонента личности: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Суперэго).

Оно (Ид) - источник энергии личности, включающий в себя различные врожденные инстинкты. Ид содержит неосознанные или подавленные чувства или эмоции, которые, тем не менее, оказывают влияние на поведение человека. Фрейд особо выделяет два типа инстинктов — инстинкт жизни (эрос) и инстинкт смерти (танатос).

Я (Эго) - сознательная часть личности, ответственная за принятие решений. Эго подчиняется принципу реальности, что означает возможность оценки выполняемого действия. Эго служит для контроля влечений и инстинктов человека.

Сверх-Я (Суперэго) - источник моральных ограничений, система норм и запретов, внутренний цензор поступков и мыслей человека.

Данные компоненты находятся во взаимном противостоянии, что приводит к развитию внутриличностных конфликтов, а также к возникновению различного рода защитных механизмов.

Выделяют несколько видов психологической защиты:

- вытеснение - устранение из сознания каких-либо неприемлемых влечений или мыслей;

- регрессия - возврат к более примитивным формам поведения и мышления;

- идентификация - уподобление угрожающему объекту;

- рационализация - стремление объяснить основанные на влечениях или потребностях действия рационально;

- сублимация - преобразование сексуальной энергии в разрешенные внутренним цензором формы активности;

- проекция - приписывание другим людям собственных мыслей, мотивов, черт характера;

- изоляция - блокирование отрицательных эмоций, вытеснение из сознания связей между эмоциональными переживаниями и их источником.

Карл Густав Юнг (1875-1961) - швейцарский психиатр, основоположник аналитической психологии. В основе аналитической психологии лежит понятие бессознательного.

Юнг выделил три составные части в структуре личности.

1. Эго - сознание человека, его мысли и чувства.

2. Личное бессознательное - сформированный за счет индивидуального опыта слой психики, к которому относятся забытые воспоминания, вытесненные потребности и желания. Личное бессознательное может проявляться в снах человека и в целом доступно сознанию.

3. Коллективное бессознательное - это воспоминания, унаследованные от предков в виде скрытых следов памяти человеческого прошлого. Коллективное бессознательное - это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народностей. В коллективном бессознательном содержатся архетипы. Архетипы - универсальные врожденные психические структуры, передающиеся от поколения к поколению.

Существует несколько видов архетипов, а именно:

1. Персона (Persona) - общественная маска человека, та роль, которую он играет в обществе. Персона предлагается человеку обществом и зачастую значительно отличается от истинной сущности человека.

2. Анима (Аnimа) и Анимус (Аnimus) - архетипы, определяющие соответственно женскую или мужскую идентичность. Анима — проявление женских черт у мужчин, Анимус - мужских черт у женщин.

3. Тень (der Schatten) - это темная сторона личности, те животные инстинкты, которые сохранились в бессознательном с ранних этапов развития человечества. Тень служит источником появления различных социально неодобряемых мыслей.

4. Самость (der Seibst) - это центр личности. Самость объединяет все архетипы в единое целое, обеспечивая целостность личности.

Юнг также выделил два типа людей - это экстравертов и интровертов. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в третьем разделе.

Альфред Адлер (1870-1937), австрийский психолог, создатель «индивидуальной психологии».

Адлер вводит в объяснение причин поведения человека социальный фактор. По мнению ученого, человек формируется за счет компенсации имеющегося у него «комплекса неполноценности». В отличие от Фрейда, Адлер считает именно чувство неполноценности, а не инстинкты основным фактором развития личности, потому что человек пытается устранить свои недостатки. Все виды комплексов неполноценности, как правило, делят на две большие группы: органические, вызванные каким-либо физическим недостатком, и психологические, вызванные проблемами в психической сфере.

Стремление избавиться от комплекса неполноценности зачастую приводит к гиперкомпенсации, когда стремление преодолеть какой-либо недостаток может переходить в разряд навязчивых состояний, формируя стремление всегда и во всем быть лучшим.

С понятием «комплекс неполноценности» связано понятие «творческое Я», представляющее собой некоторую энергию, помогающую человеку ставить перед собой цели.

Адлер был первым психологом, кто исследовал и описал комплекс неполноценности. Для иллюстрации данного эффекта он использовал «комплекс Наполеона», названный в честь знаменитого французского императора. Принято считать, что Наполеон пытался компенсировать недостаток роста тем, что жаждал власти и стремился покорить мир. Тем не менее, Наполеон был низкого роста по современным стандартам, тогда как в свое время он вполне мог считаться человеком среднего роста. Более того, проведенное в 2007 г. исследование Университета Ланкашира показало, что «комплекс Наполеона» может быть лишь мифом. Теория о том, что низкие люди стремятся доминировать над более высокими, была опровергнута в ходе эксперимента. Устроенные экспериментаторами дуэли показали, что высокие люди более склонны терять голову и проявлять агрессию по отношению к сопернику.

С развитием научного прогресса связано появление такого направления психологии, как когнитивная психология.

Когнитивная психология (от англ. cognition - знание) одно из научных направлений в психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний, изучающее процесс и динамику их формирования. Когнитивная психология позволяет определить особенности получения человеком информации и хранения ее в памяти.

Основными объектами изучения в рамках когнитивной психологии являются познавательные процессы: память, речь, восприятие, внимание, мышление. В данном направлении было сформировано понятие когнитивной схемы - возникающей у человека последовательности сбора информации, получаемой с помощью органов чувств. Все психические процессы человека протекают с помощью когнитивных схем, которые могут быть как врожденными, так и сформированными в социальной среде.

Гуманистическая психология провозгласила в качестве предмета психологии творческую личность человека. Впервые термин «гуманистическая психология» был использован американским психологом Гордоном Олпортом. Гуманистическая психология сформировалась в работах Абрахама Маслоу, Карла Роджерса.

По мнению гуманистов, личность невозможно разложить на отдельные элементы. Они считали, что личность характеризуется свободой принятия решений. Целью психологии должно быть изучение не познавательных особенностей человека, а его человеческих качеств.

Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987), американский психолог». Центральной идеей теории личности Роджерса является идея ценности и уникальности человека.

Роджерс выделяет понятие «самоактуализация» (реализация собственного «Я») и именно стремление к самоактуализации считает источником развития личности. Позитивная или негативная актуализация своего «Я» влияет на самооценку человека. Роджерс описал ряд характеристик, присущих реализовавшему себя человеку:

- открытость к новому опыту;

- стремление прожить каждую минуту с пользой для себя;

- умение принимать собственные решения, доверять собственным знаниям и опыту;

- креативность, наличие творческого потенциала.

Абрахам Гарольд Маслоу (1908-1970), американский психолог. Маслоу, создатель теории «пирамиды потребностей» человека. Согласно данной теории человек развивается в соответствии с актуальными для него потребностями, при этом удовлетворение потребности более высокого уровня невозможно без удовлетворения потребностей более низких уровней.

Маслоу выделил следующие виды потребностей (начиная с основания пирамиды):

- физиологические потребности;

- потребность в безопасности;

- потребность в любви и принадлежности;

- потребность в уважении;

- потребность в самоактуализации;

Основоположником отечественной научной психологии считается И.М. Сеченов.

Иван Михайлович Сеченов (1829-1905), это выдающийся русский физиолог. В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психические процессы рассмотрены через призму физиологии, что позволило установить возможность изучения психики с помощью объективных методов.

Деятельность человека может быть объяснена с помощью рефлекторной схемы. Схема психических процессов человека в целом соответствует схеме рефлекса, но имеет форму рефлекторного кольца с четырьмя этапами.

Первый этап. Организм получает от органов чувств информацию о той среде, в которой ему предстоит функционировать. Нервные окончания распознают особенности среды и действующего стимула.

Второй этап. Центральная нервная система человека посылает информацию о необходимой реакции в ответ на внешнее воздействие.

Третий этап. Происходит непосредственная реакция того или иного органа, выраженная в движении, речи, действии и т.п.

Четвертый этап. После совершения того или иного действия происходит передача мозгу обратного сигнала о совершенном действии, на основании которого мозг производит анализ и формирует новый образ внешней среды.

Значительным вкладом в развитие науки является открытие Сеченовым центрального торможения. Помимо уже известного процесса возбуждения была установлена возможность головного мозга задерживать реакции на предъявляемые стимулы.

Сеченов проверил свою гипотезу о влиянии головного мозга на двигательную активность в экспериментах, установивших задержку реакции на стимулы из внешней среды. Мозговой центр торможения рефлекторной реакции был назван «сеченовским центром». Процесс торможения рассматривался как механизм ноли и мышления человека, позволяющий противостоять некоторым стимулам.

В своей работе «Кому и как разрабатывать психологию» (1873) Сеченов писал, что научная психология является наукой о происхождении психической деятельности.

Иван Петрович Павлов (1849 -1936), физиолог, создатель теории высшей нервной деятельности, продолжатель учения Сеченова о рефлексах.

Павлов является первым отечественным лауреатом Нобелевской премии, которую он получил в 1904 г. за достижения в области медицины и физиологии (в частности, в изучении пищеварения и функций пищеварительных желез).

Павлов ввел в научный обиход термин «условный рефлекс». Павлов установил, что схема рефлексов может меняться под воздействием внешних или внутренних условий. В доказательство своей теории Павлов приводил знаменитые опыты с собаками, вырабатывавшими слюну как реакцию не на пищу, а на предшествующие подаче еды звуковые сигналы. Для того чтобы сформировать условный рефлекс, Павлов использовал подкрепление, в случае верной реакции, положительное, в случае неверной - отрицательное.

По мнению Павлова, рефлекс может потерять свою силу, если не будет происходить постоянное планомерное подкрепление, так как связь, установленная между сигналом и реакцией на него организма, постепенно нарушается.

Лев Семенович Выготский (1896-1934), советский психолог, основатель культурно-исторической концепции психического развития человека и соответственно культурно-исторической школы в психологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.126 с.)