делать после отправки протокола УИК в вышестоящую комиссию? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

делать после отправки протокола УИК в вышестоящую комиссию?



4.7.1. О практике изменения данных протокола УИК в вышестоящей комиссии

На российских выборах многократно зафиксированы случаи, когда в вышестоящую комиссию «уходит» протокол с одними данными, а в официальных результатах фигурируют другие. Стандартным оправданием таких превращений является якобы произошедшее «составление повторного протокола».

Составление повторного протокола и даже повторный подсчет в участковой избирательной комиссии (а также – в вышестоящей избирательной комиссии) предусмотрены законом. Там же описан и довольно строгий порядок этих действий. На практике исправление протокола УИК, составление повторного протокола в большинстве случаев производится не в УИК, а в непосредственно вышестоящей избирательной комиссии (это может быть ТИК, ИКМО, ОИК, но для краткости в этом разделе мы будем называть ее ТИК, поскольку чаще всего такой комиссией является именно территориальная комиссия). Этим занимаются руководители УИК после соответствующих указаний, полученных от ТИК или чаще – от кураторов из администрации. Следует заметить, что в большинстве случаев исправление протоколов в ТИК не преследует цели изменения результата выборов, иначе говоря, при «переписывании» протокола не изменяются данные о количестве голосов, полученных претендентами. В этих случаях либо исправляются очевидные ошибки, допущенные УИК, либо протокол приводится к тому виду, который у него должен быть с точки зрения местных специалистов по выборам. Так, например, зачастую этим специалистам не нравится, когда в «балансирующих» строках (11ж или 11з) честно проставлены ненулевые значения, и они стараются избавиться от них, изменяя количество выданных или погашенных бюллетеней. Практика показывает, что исправления такого рода вносятся в 10–20% протоколов, и хотя они и нарушают порядок, описанный в законе, но не искажают в целом волеизъявления избирателей. Фальсификацией, подпадающей под действие Уголовного кодекса, является изменение строк протокола, содержащих данные о количестве голосов, набранных кандидатами. Такое изменение довольно широко практикуется и представляет собой прямую фальсификацию, осуществленную в ТИК (или другой комиссии, непосредственно вышестоящей по отношению к УИК). Прямые фальсификации в комиссиях более высокого уровня в настоящее время не наблюдаются. Как уже было сказано выше, причинами расхождения официальных данных и данных копий протоколов, полученных общественными контролерами в УИК, объясняются составлением повторного протокола и повторным подсчетом голосов. Эти действия по закону должны производиться в присутствии лиц, находившихся при составлении первичного протокола. Поэтому важно, чтобы общественный контролер оставил в УИК свои реальные координаты (что он должен сделать в начале своего посещения УИК), а перед уходом еще раз предупредил комиссию, что он намерен участвовать в составлении повторного протокола, если таковое будет необходимо.

 

4.7.2. Правила составления повторного протокола и проведения повторного

подсчета голосов

Условия и правила составления повторного протокола описаны в законе достаточно сумбурно. Сначала упоминается, что повторный протокол должен быть составлен, если первичный протокол «составлен с нарушением требований закона». Затем в отдельных пунктах закона указаны условия и правила составления повторного протокола и проведения повторного подсчета голосов. Предусматривается, что повторный протокол должен быть составлен на заседании УИК без проведения повторного подсчета голосов, если УИК, либо вышестоящая комиссия выявила в подписанном и направленном в вышестоящую комиссию протоколе неточность (описку, опечатку либо ошибку) и при этом требуется внести изменения только в верхнюю часть протокола (то есть в строки, которые не содержат данных о количестве голосов, полученных претендентами).

Повторный подсчет голосов предусмотрен в двух случаях:

1. Если после подписания и отправки в вышестоящую комиссию в протоколе выявлена неточность (описка, опечатка либо ошибка) и требуется внести изменения в нижнюю часть протокола (в этом случае пересчет должна произвести сама УИК), либо

2. Если вышестоящая комиссия выявила «ошибки, несоответствия» или у нее «возникли сомнения в правильности составления протокола» (в этом случае вышестоящая комиссия

может сама провести пересчет, либо может поручить провести пересчет силами участковой комиссии). Как для составления повторного протокола, так и для повторного пересчета требуется, чтобы комиссия в обязательном порядке известила о них членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. Более того, нарушение указанного порядкасоставления повторного протокола является основанием для признания этого протокола недействительным. На практике это строгое предписание почти никогда не выполняется, а при разбирательстве дела в суде, утверждается, что до наблюдателей «не смогли дозвониться». Связано это как раз с тем, что обычно никакого заседания УИК и не бывает, повторный протокол составляется «на коленке» руководителя УИК с помощью куратора прямо в вышестоящей комиссии, а повторный подсчет голосов проводится в воображении организаторов выборов. Как показывает опыт, нарушителей порядка составления повторных протоколов не останавливает предусмотренная законом административная и уголовная ответственность.

 

4.7.3. Способы противодействия незаконному составлению повторного протокола

Принципиально общественный контролер из УИК может присутствовать при сдаче протокола своей комиссии в вышестоящую комиссию. Конечно, если это право будет реализовано в полной мере, то вероятность совпадения официальных данных с данными его копии протокола существенно повысится. К сожалению, такой способ контроля очень сложно реализовать на практике. Во-первых, комиссия не обязана доставлять наблюдателя в ТИК; во-вторых, в ТИК (точнее – в здание администрации, где расположена ТИК) наблюдателя могут не пустить; в-третьих, в самом здании наблюдателю будет трудно сопровождать свою комиссию, поскольку ему будет закрыт

доступ в некоторые помещения, где происходят операции, связанные со сдачей протоколов. Такой способ может быть реализован в демонстрационном порядке, но как раз в случае фальсификаций эта предусмотренная законом возможность будет полностью исключена.

Поэтому для того чтобы убедиться, что УИК не будет составлять повторный протокол и производить повторный пересчет, общественный контролер должен оставаться в своей УИК до того момента, пока члены комиссии не разойдутся по домам. Напоследок общественный контролер еще раз должен напомнить комиссии о ее обязанности позвонить ему в случае составления повторного протокола или проведения повторного подсчета голосов. Контролер ни в коем случае не должен отключать свой мобильный телефон (тогда в суде при необходимости можно будет ходатайствовать о запросе у оператора телефонной связи распечатки телефонных звонков).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.005 с.)