Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы 3 и 4: извлечение бюллетеней из ящиков и непосредственный подсчет

Поиск

Голосов

Непосредственный подсчет голосов — это подсчет по бюллетеням, которые извлечены из избирательных ящиков и находятся на столе. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспеченполный обзор действий членов участковой комиссии. На этапе непосредственного подсчета надо следить в основном за тем, чтобы бюллетени не были подменены, чтобы члены комиссии не проставляли на них дополнительных галочек, а также за тем, чтобы сам подсчет производился правильно.Для исключения возможности проставления дополнительных

отметок в бюллетенях закон предусматривает, что члены комиссии, за исключением председателя и секретаря, не могут пользоваться при подсчете письменными принадлежностями.

1. Сначала на стол извлекаются бюллетени из переносных ящиков. * Перед вскрытием каждого переносного ящикапредседатель должен объявить, сколько заявлений о голосовании на дому прилагается к данному ящику, а такжедолжен дать наблюдателям убедиться в неповрежденности ящика и пломбы на нем. Если количество бюллетенейкакого-либо вида превышает объявленное количество избирателей, проголосовавших в данный ящик, то все бюллетени этого вида, изъятые из этого ящика, объявляются недействительными, о чем составляется акт.Бюллетени, извлеченные из переносных ящиков, подсчитываются, при этом подсчет голосов, поданных в этихбюллетенях, не производится. Суммарное количество извлеченных из переносных ящиков бюллетеней заносится встроку 8 увеличенной формы протокола.

 

2. Затем на стол извлекаются бюллетени из стационарных ящиков. Перед вскрытием каждого ящика председательдолжен дать наблюдателям убедиться в неповрежденности ящика и пломбы на нем.Мы настоятельно рекомендуем фотографировать или снимать на видео момент извлечения бюллетеней из ящиков. Иногда удается рассмотреть аккуратно сложенные пачки бюллетеней (при вбросе бюллетени приходится

складывать, чтобы они прошли через щель урны). При обнаружении сложенных пачек бюллетеней следует обратить внимание комиссии на этот факт и попросить, чтобы пачки были отделены, а голоса по ним подсчитаны отдельно. Надо попросить комиссию, чтобы по этому факту был составлен акт с указанием, за кого поданы голоса в сложенных пачках. Если комиссия откажется производить эти действия, следует максимально подробно описать произошедшее в заявлении в вышестоящую комиссию. Заметим, что вброс бюллетеней требует также фальсификации данных по спискам избирателей: либо неправильного подсчета числа выданных бюллетеней, либо подделки подписей в списках избирателей (в противном случае не сойдутся контрольные соотношения). Поэтому, обнаружив вброс, потребуйте пересчета данных по спискам избирателей.

3. Если голосование производилось несколькими видами бюллетеней, то сначала бюллетени разделяются по виду(этот этап Законом о гарантиях не предусмотрен, но всегдареализуется на практике). Затем происходит подсчет голосов произведен в два приема: сначала бюллетени сортируются(раскладываются по пачкам), а затем подсчитывается количество бюллетеней в каждой пачке. Процедуры сортировки иподсчета в рассортированных пачках тщательно прописаны взаконе, однако они очень часто не соблюдаются.

4. Сортировка. Бюллетени извлекаются из общей кучи и сортируются в зависимости от отметок в них по кандидатам (спискам кандидатов). При этом отдельно откладываются

недействительные бюллетени и бюллетени неустановленной формы.* Закон требует, чтобы при сортировке члены комиссии предъявляли сортируемые бюллетени «для визуального контроля всем присутствующим» и «оглашали содержащиеся в избирательном бюллетене отметки». При этом «одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается». Комиссии обычно сопротивляются этим требованиям. Попробуйте убедить комиссию, что при хорошей организации подобная процедура занимает не так уж много времени (не более часа для тысячи бюллетеней).Надо предложить, чтобы оглашением бюллетеней занимались два члена комиссии: пока один рассматривает бюллетень, другой оглашает его. После оглашения бюллетень должен укладываться лицевой стороной вверх в соответствующую пачку: за кандидата «А», за кандидата «Б», и т. д..

Отдельную пачку должны составлять недействительные бюллетени — те, которые «не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений или в которых числоотметок в указанных квадратах превышает количество голосов, которые имеет избиратель». Закон предусматривает,что если у комиссии возникли сомнения в действительностибюллетеня, она проводит по нему голосование. Надо следить,чтобы комиссия не злоупотребляла такими голосованиями:иногда эта норма закона используется для того, чтобы забраковать голоса, поданные за неугодного претендента.Наблюдайте за правильностью сортировки. Учтите, что именно на этапе сортировки удобнее всего производить вброс или подмену бюллетеней. Если сортировка производится традиционным способом,когда все члены комиссии одновременно вынимают из кучибюллетени и раскладывают их по пачкам не оглашая, а «бурча себе под нос», предупредите комиссию, что они нарушают закон. Просто процитируйте пункт 14 статьи 68 ФЗГ.

5. Подсчет в рассортированных пачках. После сортировки количество бюллетеней в каждой пачке подсчитывается членами комиссии с правом решающего голоса. При этом бюллетениподсчитываются путем перекладывания их по одному изодной части пачки в другую таким образом, чтобы лица,присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается.

Данное требование закона нарушается очень часто: к этому времени большинство членов УИК очень устали и желают побыстрее уйти домой. Традиционно несколько членов комиссии одновременно просчитывают количество бюллетеней в разных пачках, просто отгибая уголки бюллетеней. Установленный законом порядок подсчета введен для того, чтобы все присутствующие могли удостовериться в правильности сортировки и подсчета. Предупредите об этом председателя УИК заранее. Внимательно проследите за подсчетом бюллетеней в пачках основных претендентов — именно туда могут быть подложены лишние бюллетени. Если требование о перекладывании бюллетеней или о последовательном подсчете пачек не будут выполнены, напишите заявление о нарушении. Количество бюллетеней, признанных недействительными, с учетом бюллетеней, признанных недействительными при извлечении из переносных ящиков заносится в строку 10 (9) протокола.* Количество голосов, поданных за отдельных кандидатов, списки кандидатов заносится в строки 12 (19) и последующие. Если у вас возникли сомнения по результатам подсчета, можно потребовать, чтобы пачку бюллетеней еще раз пересчитали в вашем присутствии с предъявлением всех бюллетеней в этой пачке.

Строки 9 (8) и 11 (10) протокола получаются путем простых арифметических действий.

Этап 5: завершение работы

4.6.1. Проверка контрольных соотношений. После непосредственного подсчета голосов закон предусматривает проверку контрольных соотношений. Контрольные соотношения — это арифметические связи между содержимым строк протокола. По своей природе это либо материальные балансы, либо арифметические аксиомы. Контрольные соотношения применяются для проверки правильности составления протокола. Контрольные соотношения должны быть проверены еще и потому, что невыполнение их делает невозможным дальнейший ввод данных протокола в ГАС «Выборы». Закон о гарантиях содержит только упоминание о том, что контрольные соотношения надо проверять, но сам по себе не содержит никаких контрольных соотношений. Некоторые законы о конкретных выборах содержат контрольные соотношения, некоторые — не содержат. Но в любом случае организаторы выборов составляют список контрольных соотношений, который они выдают участковым комиссиям для использования. Этот список получается более или менее правильным, в зависимости от того, насколько специалисты, его составляющие, понимают природу контрольных соотношений.

Бывает, хотя и редко, что контрольные соотношения в списке, придуманном местными специалистами, записаны просто неправильно (это относится к многомандатным округам). Чаще бывает, что этот список содержит избыточные контрольные соотношения, которые являются арифметическим следствием других контрольных соотношений. Но наиболее опасным случаем является случай написания контрольных соотношений, которые не проверяются через ГАС «Выборы» и могут быть не выполнены в реальности. К таким контрольным соотношениям относится часто проверяемое соотношение* [9]<=[5]+[3], то есть то, что из стационарного ящика должно быть извлечено бюллетеней не больше, чем выдано в помещении для голосования и досрочно. Нарушение этого контрольного соотношения может произойти по разным причинам, и каждый раз следует отдельно принимать решение о причинах и следствиях нарушения этого соотношения. Вынужденная «подгонка» этого контрольного соотношения может привести не только к неправильному подсчету, но и к сокрытию фальсификации.

О главном контрольном соотношении. Количество полученных УИК бюллетеней указывается в строке 2 протокола. Оно известно до дня голосования, отражено в специальном акте, и общественному контролеру следует узнать его еще до начала подсчета голосов. Это число должно быть равно сумме бюллетеней, выданных в помещении для голосования (обычно — строка 5), вне помещения (обычно — строка 6), досрочно проголосовавших (обычно — строка 3), которые устанавливаются при подсчетах по списку избирателей, и количества погашенных бюллетеней (обычно * — строка 7), подсчитанных на первом этапе подсчетов. Условно главное контрольное соот-

ношение записывается как [2]=[3]+[5]+[6]+[7]. **

В протоколе об итогах голосования есть две строки (перед строками, отражающими количество голосов, набранных претендентами)— обычно они имеют номера 11ж и 11з — специально предусмотренные для случая, когда главное контрольное соотношение в той

форме, в которой оно приведено выше, не выполняется. Они заполняются только в этом случае, причем одна из них обязательно равна нулю. Строка 11ж содержит число «утраченных бюллетеней«, а строка 11з — число бюллетеней, «не учтенных при получении» (выражения, стоящие в кавычках, не надо понимать дословно). Еще одна

корректировка в приведенное контрольное соотношение может быть связана с досрочным голосованием на референдумах. В общем случае главное контрольное соотношение имеет вид [2] +[4] +[11з]= [3]+ [5] +[6] +[7] +[11ж] (если строки 3 и 4 в протоколе отсутствуют, то их содержимое следует считать равным нулю).*** Баланс или дисбаланс открепительных удостоверений (если они использовались) отражается в строке 11е. Строго по закону этот баланс проверяется раньше — после подсчетов по спискам избирателей. Остальные контрольные соотношения, указанные в законе, могут не выполняться только в том случае, если комиссия неправильно вычислила строки 9 или 11, или допустила описки. Их очень просто выявить

Закон предусматривает, что контрольные соотношения проверяются после непосредственного подсчета голосов. Однако заметим, что главное контрольное соотношение может быть проверено сразу после подсчета данных по списку избирателей, что и делают опытные председатели комиссий. Если контрольные соотношения не выполняются, у руководителей участковой комиссии начинается паника. По закону в этом случае «комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по

всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней». На практикеобычно руководители комиссии начинают либо самостоятельно,либо с помощью кураторов из администрации искать пути исправления каких-либо чисел среди уже подсчитанных.Бывает и так, что руководство комиссии выезжает в администрацию для проведения консультаций или что «кураторы»приезжают в УИК. Не следует допускать, чтобы после проведения этих консультаций цифры в протоколе менялись без пересчета. Тем более нельзя допускать, чтобы руководители УИКуезжали в вышестоящую комиссию с незаполненным, но подписанным членами УИК протоколом.Надо быть готовым к тому, что проверка контрольных соотношений может занять много времени, поскольку потребует не толькопересчета бюллетеней, но и новых подсчетов по списку избирателей. Следует учесть, что настойчивость общественных контролеров в такой ситуации может быть воспринята негативно.

Чаще всего не выполняется главное контрольное соотношение. В этом случае комиссия должна пересчитать погашенные бюллетени, а также данные, полученные по списку избирателей. В действительности расхождение на 1–2 бюллетеня является вполне естественным явлением при работе с большим количеством бюллетеней и не должно вызывать опасений в фальсификации. Как было сказано выше, в протоколе

существуют две специальные строки (11ж и 11з) для того, чтобы отметить такое расхождение. Однако комиссии очень не любят заполнять эти строки. Бывает, что в вышестоящих комиссиях «поправляют» председателей УИК после того, как они честно заполнят эти строки.

Вместо того, чтобы честно заполнить «балансирующие строки», руководители комиссии иногда «подгоняют» главное контрольное соотношение либо с помощью строки 7 (количество погашенных бюллетеней), либо с помощью строки 5 (количество бюллетеней, выданных в помещении для голосования

Упаковка документов

После проверки контрольных соотношений комиссия должна упаковать бюллетени, списки избирателей и другие документы (кроме первого экземпляра протокола, жалоб и некоторых актов) в пачки, которые затем упаковываются в коробки или ящики. На упаковках избирательных документов все присутствующие имеют право поставить свои подписи. Общественные контролеры должны использовать это право: на стыках оберточной бумаги или на краях упаковочной ленты надо поставить свои подписи для того, чтобы в дальнейшем можно было определить, вскрывались ли упаковки с документами. Такая предосторожность может оказаться полезной, если в дальнейшем итоги голосования на данном участке будут оспорены в суде.

Обязательно сфотографируйте упаковки с документамии вашими подписями!

4.6.3. Итоговое заседание УИК, рассмотрение жалоб Комиссия обязана провести итоговое заседание, на котором «рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования». На практике итоговое заседание комиссии зачастую не проводится. Члены комиссии просто и без всякого голосования подписывают протокол. Общественный контролер должен задать в это время вопрос, были ли поданы в комиссию жалобы, все ли они рассмотрены, какие были приняты решения. Нельзя допускать, чтобы поданные жалобы не были рассмотрены. Все жалобы и решения по ним должны быть приложены к протоколу, а число поданных жалоб должно быть отражено в самом протоколе. Копии жалоб, поданных вами (а желательно— и другими заявителями), и решений по ним, следует передать в избирательный штаб.Если комиссия не рассмотрела поданную жалобу, не составила письменного решения, не приложила жалобу к протоколу, не указала количество поступивших жалоб в протоколе, следует написать заявление в вышестоящую комиссию.

4.6.4. Окончательное оформление протокола и выдача копий.

 Заполненный руководством УИК протокол об итогах голосования должен быть подписан всеми присутствующими членами УИК. Если кто-то из членов УИК отсутствует, то в протоколе делается запись о причинах его отсутствия. Довольно часто практикуется подписание членами УИК пустых бланков протокола с целью, чтобы в дальнейшем можно было переписать протокол в вышестоящей комиссии. Такое подписание, естественно, проводится скрытно, но если вы все же его заметили, обязательно напишите об этом заявление.

По требованию наблюдателя, члена комиссии и других лиц, указанных в пункте 1 статьи 30 Закона о гарантиях, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. Это очень важное требование закона, обратим внимание на основные его составляющие:

1. Комиссия выдает копии протокола по требованию, то есть общественный контролер должен сам проявить инициативу и попросить выдать ему копию протокола.

2. Копия должна быть заверенной. Заверение копии производится по определенным правилам: на копии обязательно должны присутствовать следующие шесть реквизитов:

1) надпись «Копия верна» (или «Верно»);

2) подпись председателя, секретаря или заместителя председателя УИК;

3) фамилия и инициалы лица, заверившего копию;

4) дата заверения копии;

5) время заверения копии (не путать с временем составления протокола!);

6) печать УИК.

3. Копия должна быть выдана немедленно после подписания протокола.

 Это означает, что копию общественному наблюдателю должны выдать ДО ТОГО, как протокол будет направлен в вышестоящую комиссию, а не после его проверки там.Это обстоятельство очень важно, поскольку зачастую после«обработки» в вышестоящей комиссии протокол изменяется.

4. Слова «обязана выдать» на практике не означают, что комиссия выдаст общественному контролеру ксерокопию или сама изготовит копию протокола, хотя бывает и такое. Если комиссия отказывается выдать копию протокола, ссылаясь на отсутствие ксерокса, бланков или что-то еще, общественный контролер должен самостоятельно изготовить копию протокола.* Обычно для этого используется заранее заготовленный болванки данных из протокола будьте очень внимательны. Не забудьте заверить копию и проверить, что при заверении проставлены все необходимые реквизиты (см. выше). Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола. В Кодексе об административных правонарушениях строго написано: «Выдача председателем, заместителем председателя, секретарем или иным членом избирательной комиссии... заверенной копии протокола избирательной комиссии.., содержащей данные, которые

не соответствуют данным, содержащимся в первом экземпляре соответствующего протокола, либо заверение... копии протокола с нарушением требований, предусмотренных законом,...влечет наложение административного штрафа в,  размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей»!

 

Отказ выдать заверенную копию протокола до отправления его в вышестоящую комиссию или отказ заверить эту копию надлежащим образом является грубым нарушением. В этом

случае надо написать заявление о нарушении в вышестоящую комиссию. Кроме того, в случае, если общественному контролеру не выдали заверенную копию протокола до отправки протокола в вышестоящую комиссию, надо предпринять усилия по фиксации данных, полученных при подсчетах:

• сфотографировать увеличенную форму протокола;

• составить акт о результатах подсчета с указанием всех данных, которые должны содержаться в протоколе. Очень желательно, чтобы акт подписали несколько общественных контролеров с указанием своего статуса, а также своих адресов и телефонов.

 

Копия протокола обычно передается в избирательный штаб, где производится оперативное сравнение данных, полученных от общественных контролеров, с официальными данными из вышестоящих комиссий. Выдача общественному контролеру заверенной копии протокола в российских условиях еще не означает того, что официальные итоги голосования будут соответствовать этой копии. Дело в том, что в дальнейшем может быть составлен «повторный протокол».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.61.176 (0.012 с.)