Правомерное поведение, его виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правомерное поведение, его виды.



Сказка «Маша и медведь»

«Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.

- Ага, - говорит, - теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.

Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке (право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая имя, семейные связи).

Сказка «Лиса и серый волк»

«В это время идёт баба с вёдрами за водой. Увидела волка и закричала:
— Волк, волк! Бейте его! Волк — туда-сюда, не может вытащить хвост. Баба бросила вёдра и давай его бить коромыслом. Била, била, волк рвался, рвался, оторвал себе хвост и пустился наутёк».

(Право на защиту от всех форм физического и психологического насилия, грубого обращения или эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинств).

Отлично! Вы хорошо усвоили права человека! А теперь переходим к нашей сегодняшней теме.

3. Объяснение нового материла и конспект учащихся:

Понятие и признаки правонарушения.

В отличие от правомерного поведения правонарушение является поведением

неправомерным, вредным для общества и государства и не поощряемым ими.

Правонарушение - это общественно опасное, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена юридическая ответственность.

Правонарушение - это не любое нарушение какой-то правовой нормы, а деяние (действие или бездействие), которое отвечает следующим признакам: оно должно быть

Общественно опасным,

Противоправным,

Виновным,

Невменяемым признается и не подлежит юридической ответственности лицо, которое в момент совершения деяния не могло осознавать своих действий и руководить ими вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики.

Решение юридической задачи

Давайте попробуем определить наличие признаков правонарушения на конкретном примере:

18-летний гражданин Розликов, находясь в нетрезвом состоянии, проходя вечером мимо магазина мебели, поджег деревянную тару, лежащую у склада магазина. В результате вспыхнувшего пожара магазину нанесен ущерб на сумму 6 млн. рублей. Судебно-медицинской экспертизой Розликов был признан вменяемым. Есть ли в его действиях все признаки правонарушения?

Есть ли в действиях Розликова общественная опасность? Как вы думаете?

Один из учеников дает ответ: да, его действия общественно опасны.

В чем в данном случае состоит общественная опасность?

Ответ: в том, что повреждено и уничтожено имущество магазина, его собственность, защищаемая законом. Причинен ущерб на 6 млн. рублей.

Являются ли действия Розликова противоправными?

Ответ: Да, являются.

Как вы это определили?

Ответ: такие действия запрещены законом и за их совершение предусмотрена ответственность.

Действительно, в приведенном примере действия Розликова подпадают под

статью 167 УК РФ «Умышленное уничтожение или повреждение имущества» либо под статью 168 УК РФ «Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности», которыми предусмотрено уголовное наказание. А вот какую конкретно из этих статей можно применить, мы можем выяснить, ответив на вопрос: в какой форме выражена вина Розликова – умысла или неосторожности?

Ответ: вина выражена в форме умысла (поджог был совершен с косвенным

умыслом)

Нам осталось выяснить, деликтоспособен ли Розликов?

Ответ: да, деликтоспособен, поскольку достиг возраста деликтоспособности и признан вменяемым.

Таким образом, вся совокупность элементов состава правонарушения в наличии и, следовательно, Розликов подлежит привлечению к юридической ответственности.

Виды правонарушений

В зависимости от объекта посягательства, характера самих действий и причиненных ими последствий правонарушения подразделяются на виды. Основными видами правонарушений являются:

- гражданские,

- административные,

- дисциплинарные,

- уголовные.

Дисциплинарные правонарушения – это нарушения трудовой дисциплины. Они посягают на внутренний порядок деятельности организаций, предприятий, учреждений. Ими, например, могут быть невыполнение указаний администрации, прогул, опоздание на работу, преждевременный уход с работы. Кроме нарушений трудовой дисциплины к дисциплинарным правонарушениям относятся также нарушения служебной, воинской, учебной дисциплины.

Административные правонарушения - это нарушения норм, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Они посягают на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан. Например; нарушение правил дорожного движения, нарушение правил торговли, мелкое хулиганство, мелкое хищение.

Гражданские правонарушения - нарушения имущественных и связанных с ними неимущественных отношений, регулируемых нормами гражданского права.   Например: неисполнение обязательств, невозвращение долга, причинение вреда чужому имуществу.

Уголовные правонарушения /преступления/- это нарушения норм уголовного права. Они связаны с посягательством на конституционный строй, собственность, жизнь, здоровье, свободу и достоинство личности, правосудие, порядок управления. Например: террористический акт, бандитизм, контрабанда, мошенничество, клевета, истязание и т.д.

 

Правонарушения также подразделяются по степени общественной опасности.

Различают преступления (уголовные) и проступки (административные, дисциплинарные, гражданские). Преступление характеризуется наиболее высокой степенью общественной опасности, по сравнению с той, которая присуща проступкам. Общественная опасность зависит, прежде всего, от важности тех общественных отношений, которым наносится вред. Наряду с этим общественная опасность правонарушения в конкретных случаях определяется способом действий, тяжестью его последствий, обстановкой совершенного деяния, характером вины, целей и мотивов, а также свойствами личности правонарушителя. За совершение конкретного правонарушения наступает юридическая ответственность соответствующего вида: административная, гражданская, дисциплинарная или уголовная.

Юридическая ответственность является одним из средств обеспечения правомерного поведения и борьбы с правонарушениями. Юридическая ответственность - государственное принуждение к исполнению требований права, обязанность лица претерпевать неблагоприятные последствия за совершение правонарушения.

Тестовый контроль

Если у вас нет вопросов, то завершим наш урок небольшой проверочной тестовой работой. Проверим мы ее вместе и сразу же выставим оценки. Удачи!

 

 

А теперь поменяйтесь листочками и давайте проверим работы друг друга. Правильные ответы: 1- б, 2- а, 3- б, 4- в, 5- б. Поменяйтесь листочками обратно.Поднимите руки те, у кого нет ни единой ошибки? Отлично. У кого одна ошибка? Хорошо. У кого две и более ошибок? Удовлетворительно.

7. Подведение итогов урока и доведение домашнего задания

Сегодня на уроке мы узнали, как оценивается поведение людей с точки зрения права, какое поведение является правомерным, а какое противоправным, познакомились с признаками правонарушения, классификацией правонарушений, получили представление о юридической ответственности и ее видах. А как наш урок оценили бы вы? Ответы учащихся о том, что полезного открыли они для себя в процессе урока, какие моменты были упущены и не до конца раскрыты; рациональные предложения по проведению урока.

Но на этом мы не заканчиваем знакомство с правонарушениями и юридической ответственностью. Следующий наш урок будет посвящен теме «Административные правонарушения и административная ответственность».

В качестве домашнего задания вам предлагается, опираясь на полученные сегодня знания, заполнить в тетради таблицу «Виды юридической ответственности», которую вы видите на экране.

 

Спасибо за урок, до свидания!

Сказка «Маша и медведь»

«Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.

- Ага, - говорит, - теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.

Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке (право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая имя, семейные связи).

Сказка «Лиса и серый волк»

«В это время идёт баба с вёдрами за водой. Увидела волка и закричала:
— Волк, волк! Бейте его! Волк — туда-сюда, не может вытащить хвост. Баба бросила вёдра и давай его бить коромыслом. Била, била, волк рвался, рвался, оторвал себе хвост и пустился наутёк».

(Право на защиту от всех форм физического и психологического насилия, грубого обращения или эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинств).

Отлично! Вы хорошо усвоили права человека! А теперь переходим к нашей сегодняшней теме.

3. Объяснение нового материла и конспект учащихся:

Правомерное поведение, его виды.

Совершая, те или иные действия в процессе повседневной жизни, люди должны оценивать их и представлять последствия своего поведения. Но не всякое поведение человека имеет юридическое значение, а только такое, которое урегулировано правовой нормой и влечет за собой определенные правовые последствия. Юридически значимое поведение может быть правомерным или противоправным. Правомерное поведение - это поведение участников правовых отношений, соответствующее нормам права, желательное и допустимое с точки зрения интересов общества.

Такое поведение гарантируется и охраняется государством. Правоверное поведение как социально полезное поведение получает положительную оценку со

стороны общества и государства, поощряется ими и является в условиях правового

государства долгом каждого члена общества. Виды правоверного поведения разнообразны. Оно может быть как действием, так и бездействием, может совпадать с желанием других субъектов правоотношения, может не совпадать, оставаясь при этом полезным и желательным для государства и общества. В зависимости от характера правовых норм того, как они реализуются в деятельности и поведении субъекта, правомерное поведение может проявляться в следующих видах.

1. Соблюдение. Оно состоит в воздержании от совершения действий, запрещенных нормами права. Это пассивная форма поведения (бездействие). В форме пассивного поведения реализуются запрещающие нормы права. Пример: человек воздерживается от угона самолета, не совершает разбойных нападений.

2. Исполнение. Это вид правомерного поведения, который выражается в совершении активных действий, предусмотренных правовыми нормами. Исполнение связано с реализацией обязывающих норм, в которых предусмотрены обязанности субъекта, те действия, которые он должен совершить. Пример: каждый гражданин России обязан получить 9-летнее образование; обучение в школе и будет исполнением данной нормы права.

3. Использование. Такое правомерное поведение, при котором субъект реализует предоставленные ему права. В отличие от исполнения, которое является должным (обязательным) поведением, использование - поведение возможное, его осуществление или неосуществление зависят от воли и желания субъекта, который может реализовать свое право, а может и не реализовывать. Пример: в соответствии с Конституцией гражданин России имеет право участвовать в митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, будет ли он реализовывать это право, зависит от его воли.

4. Применение. Этот вид правомерного поведения связан с деятельностью государственных органов и должностных лиц по реализации правовых норм применительно к конкретным жизненным ситуациям. Оно осуществляется путем вынесения индивидуально-конкретных правовых предписаний (приказов, распоряжений, решений, приговоров и т.д.). Пример: работник предприятия образцово выполнил свои обязанности, в соответствии с трудовым законодательством руководитель предприятия подписал приказ о выдаче этому работнику премии. Применение имеет место в определенных случаях и определяется в специально установленных законом формах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.026 с.)