Формирование и развитие древнерусского государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование и развитие древнерусского государства



ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие по истории России составлено для студентов неисторических специальностей на основе лекционных курсов, читаемых в Поволжском государственном технологическом универси-тете. Учебное пособие отражает основные этапы истории России с эпохи возникновения государства у восточных славян до начала XXI века.

Настоящее издание содержит краткое изложение основного учебного материала, важнейшие термины и даты.

Издание призвано помочь студентам при подготовке к лекционным и семинарским занятиям, а также в организации самостоятельной работы. Использование настоящего учебного пособия позволит преподавателю больше внимания уделить анализу наиболее существенных проблем в рамках лекционного курса. Студенты при подготовке к лекционным занятиям и экзаменам, опираясь на настоящее пособие, могут самостоятельно проработать ряд тем либо вернуться к наиболее сложным вопросам, проверить уровень усвоения учебного материала.

Каждая тема завершается перечнем контрольных вопросов для самостоятельной работы и углубления знаний, полученных в рамках аудиторных занятий.

 


ВВЕДЕНИЕ

История – наука, изучающая прошлое стран, народов, всего человечества, закономерности и тенденции развития челове-ческого общества.

Предмет истории – прошлое человеческого общества, восста-новление последовательности уникальных событий. Роль истори-ческой науки в обществе определяется ее функциями:

- познавательная – изучение прошлого стран и народов, и выявление закономерностей исторического развития;

- мировоззренческая – формирование мировоззрения (взгляд на мир, общество, законы), создание его научной базы;

- воспитательная – формирование моральных, нравственных, гражданских качеств личности;

- социальной памяти – история – способ самопознания, идентификации и самоидентификации общества и личности; др.

Сведения об исторических событиях ученые получают в результате изучения исторических источников: вещественных, письменных, изобразительных, фонических.

В России историческая наука начинает развиваться в XVIII в., у ее истоков стояли В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, к этой эпохе относится возникновение споров между норманистами и анти-норманистами.

В XIX веке в российской исторической науке формируются новые школы и направления. Н. М. Карамзин создал «Историю государства Российского», выступая с консервативных позиций защиты монархии как наилучшей формы правления. В 30-е годы XIX в. в российской исторической науке возникают два направ-ления - западники и славянофилы, отстаивавшие идею российской истории соответственно либо как часть общеевропейского поступательного движения, либо как самобытную исторического процесса. К числу западников принадлежал крупнейший российский историк XIX века С. М. Соловьев. В исторической науке второй половины XIX в. определяются новые направления исследований, например, В. О. Ключевский разрабатывает вопросы социально-экономической истории России.

После Октябрьской революции в российской исторической науке утверждается марксистский подход. Первая советская школа истори-ков-марксистов была создана М. Н. Покровским в 1920-е годы, в 1930-е годы в СССР происходит вульгаризация марксизма в угоду сталинскому режиму. Однако советская историческая наука имела и значительные достижения.

В постсоветский период среди российских историков получает распространение цивилизационный подход, позволивший по-новому взглянуть на прошлое нашей страны.


 

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Восточные славяне.

Образование древнерусского государства

 

Славяне принадлежат к индоевропейской языковой семье. Прародиной славян, по мнению большинства современных исследователей, был район между реками Одер, Висла и Припять. В эпоху великого переселения народов славяне разделились на три ветви: западную, южную и восточную. В VII-VIII веках восточные славяне расселяются на территории Восточной Европы по пути «из варяг в греки», связывавшему Северную и Южную Европу, ассимилируя финно-угорские и балтские племена. Историческая память восточных славян относила к этому времени появление в ряде восточнославянских племенных союзов княжеской власти (легенда о Кие – основателе Киева в «Повести временных лет», созданной Нестором в XII веке).

Славяне были земледельческим народом: в лесостепных районах господствовал перелог, в лесной зоне – подсечно-огневая система земледелия, важное значение имели скотоводство, охота, бортничество. Так как отдельное хозяйство было неустойчиво перед лицом неблагоприятных природно-климатических и соци-альных факторов, господствовала соседская община - вервь.

В VIII-IX веках на территории восточных славян появляются племенные центры, что свидетельствует о формировании соци-альной элиты. Этому способствовало накопление прибавочного продукта в результате развития земледельческого хозяйства и военных походов славянских дружин, возрастание роли людей, выполнявших управленческие функции в военное и мирное время. Сложилось два центра власти – родоплеменная знать и князь со своей дружиной.

Арабские источники упоминают три крупных объединения славянских племен: Артания, Киявия (Куяба), Славия. В первой половине IX века на юге Восточной Европы (Среднее Подне-провье) возник племенной союз полян с центром в Киеве. В «Сказании о призвании князей» («Повесть временных лет») сообщается о возникновении в лесной зоне Восточной Европы (оз. Ильмень) крупного политического объединения во главе с Новгородом, между участниками которого возникли раздоры, вследствии чего было решено в 862 году пригласить варяжского князя Рюрика с его дружиной.

«Сказание» послужило основой для создания в XVIII веке нор-маннской теории, авторы которой З. Байер, Г. Миллер и А. Шле-цер полагали, что создателями древнерусского государства явля-лись варяги (норманны). Противники норманнской теории, начи-ная с М. В. Ломоносова, утверждают, что возникновение госу-дарства есть результат внутренних процессов, протекающих в самом обществе. Вопрос о роли варягов в истории древнерус-ского государства остается дискуссионным, но можно предполо-жить, что присутствие варягов способствовало решению конфли-кта между племенной знатью и княжеской властью в пользу последней и ускорило формирование государства у восточных славян.

Правивший после смерти Рюрика Олег в 882 году объединил северные и южные земли восточных славян по пути «из варяг в греки», но отдельные территории еще сохраняли древние племен-ные традиции. Древнерусское государство можно охарактеризо-вать как раннефеодальную монархию. Над множеством общин-ных миров надстраивалась княжеская власть, опорой которой была дружина, являвшаяся ядром военной силы и администра-тивным аппаратом и состоявшая из бояр - старшей дружины и отроков - младшей. Дружинники за службу получали доходы с земель, что «привязывало» их к князю. Зависимость восточносла-вянских земель от Киева выражалась в совместных военных походах и уплате дани. Размеры полюдья - дани, взимаемой с восточно-славянских племен, еще не были четко определены и во многом зависели от воли князя и его дружинников. Об этом свидетельствует история князя Игоря, попытавшегося собрать с древлян дополнительную дань и поплатившегося за это жизнью. После смерти Игоря его жена Ольга установила размеры полюдья- уроки, сроки и места его сбора - погосты и станы.

Сын Ольги, князь Святослав, расширил пределы древнерус-ского государства, что привело к разгрому Хазарского каганата и столкновению с Византией и печенегами. После смерти Святослава между его наследниками разгорелась борьба за престол, победу в которой одержал Владимир (978-1015 гг.).

В правление Владимира был в основном завершен процесс объединения восточнославянских земель под властью киевских князей. Сыновья Владимира стали наместниками в подчиненных землях, таким образом, высший суд и управление переходят в руки киевских наместников, которым должна была подчиняться местная верхушка.

Важную роль в объединении восточнославянских земель сыграло принятие в 988 году христианства. После женитьбы Владимира на сестре византийских императоров Анне крещение приняла дружина, а затем и население крупнейших городов. Церковь стала опорой княжеской власти, способствовала формированию новых социальных отношений. Благодаря приня-тию христианства укрепились внешнеполитические позиции Руси, начался новый этап в развитии культуры.

Наивысшего политического могущества Киевская Русь до-стигла в период правления Ярослава Мудрого (1019-1054), разгромившего печенегов. Русь получила международное призна-ние, о чем свидетельствуют династические браки киевского княжеского дома с правителями Франции, Швеции, Польши и пр. К этому времени относится создание первого письменного свода древнерусских законов «Русская Правда», дополненного при сыновьях князя Ярослава, строительство церквей, дальнейшее распространение христианства.

Борьба русских земель

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

В XIV-XV веках. Иван III

 

В первой половине XIV века Золотая Орда достигла наивысшего могущества: прекратились внутренние раздоры, был принят ислам. На Руси в XIII веке продолжался процесс дробления княжеств, поощряемый Ордой. Но на северо-востоке про-изошли существенные изменения: старые центры земли утратили свое значение, возросла роль новых княжеств - Московского и Тверского, чему способствовал в том числе и приток населения из южных областей Руси. Между тверскими и московскими князьями развернулась борьба за Великокняжеский Владимирский престол.

В конце XIII века в борьбу за него включается московский князь Даниил Александрович. На энергичную внешнюю политику москвичей толкала геополитическая ситуация: Московская земля не занимала даже всего течения Москвы-реки. В 1301 году у Рязани отняли Коломну, находившуюся в устье Москвы-реки, а на следующий год присоединили богатую Переяславскую землю. А уже при преемнике Даниила, его сыне Юрии (1303-1325), был присоединен смоленский Можайск, и вся территория Москвы-реки оказалась в руках московских князей.

Иван Данилович Калита (1325-1341 гг.) воспользовался анти-ордынским восстанием в Твери (1327 г.), в подавлении которого он принял активное участие, чтобы получить ярлык на Великое княжение Владимирское и право на сбор дани с русских земель в пользу Орды. Ему удалось значительно расширить пределы Московского княжества, в том числе и благодаря покупке ярлыков в Орде. Иван Калита сумел добиться союза с православной церковью: митрополит Петр нередко посещал Москву, умер и был похоронен здесь, а его преемник митрополит Феогност избрал Москву своей резиденцией, превратив ее в церковную столицу Руси. Политика Ивана Калиты и его преемников Семена Гордого и Ивана Красного создала условия для восстановления и дальнейшего развития экономики русских земель.

В 60-е гг. XIV века внутренние распри привели к распаду Орды. В 1378 году русские рати разгромили монгольское войско мурзы Бегича на р. Воже. В 1380 году Мамай, заключив союз с литовским князем Ягайло и рязанским князем Олегом, организовал новый большой поход на Русь, чтобы восстановить прежнюю власть над русскими землями. Однако войска Мамая были разбиты в сражении на Куликовом поле у впадения реки Непрядвы в Дон русскими ратями во главе с московским князем Дмитрием Ивановичем, получившим прозвище Донской.

В результате Куликовской битвы был развенчан миф о непобедимости монголов, формирующаяся великорусская народ-ность обрела более четкие ориентиры, воспряла духом. Победа на Куликовом поле показала, что монгольское иго может быть свергнуто лишь после объединения русских княжеств, в роли такого руководителя выступила Москва.

В 1382 году хан Тохтамыш организовал поход на русские земли, таким образом, восстановив их зависимость от Орды. Однако Дмитрий Иванович Донской передал Великое Владимирское княжение по завещанию своему сыну Василию без ярлыка. Москва становилась главным городом Руси. Василий Дмитриевич утвердил свою власть на территории коми-зырян, а также подчинил Москве Нижний Новгород.

После его смерти в московской княжеской семье развернулась борьба за власть в связи с неопределенностью порядка передачи престола. Против молодого князя Василия Васильевича выступил сначала дядя Юрий Дмитриевич, а затем его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Это было столкновение старого и нового, демократических традиций древнерусского времени и самодержавного строя, характерного для московского государства, который в конечном итоге и одержал победу.

Феодальная война второй четверти XV века замедлила процесс присоединения княжеств северо-восточной Руси к владениям московского князя, но на северо-востоке не было силы, способной выступить против политического главенства Москвы.

Завершение объединения северо-восточных земель под влас-тью московских князей происходит при Иване III (1462 – 1505) и Василии III. Тверской князь был вынужден признать себя вассалом Ивана III, а затем, в результате неудачной попытки вернуть независимость княжеству, бежал в Литву. Тверское княжество в 1485 году было присоединено к Москве.

Не проявило желания подчиниться московскому князю новгородское боярство, искавшее поддержки в Литве. Но Иван III сорвал планы новгородцев. В 1471 году новгородское войско потерпело поражение в битве на р. Шелони. Новгородские свободы были существенно ограничены, часть бояр была осуждена, а их земли конфискованы. В 1478 году Новгород окончательно вошел в состав Московского государства. При Василии III к Москве отошли Псков (1510) и Рязань (1521). В результате двух русско-литовских войн к Московской земле отошли Чернигово-Северские земли и восточная часть Смоленской земли, а в 1514 году и сам Смоленск.

Объединение земель требовало формирования централизован-ного аппарата управления: были созданы центральные органы - Дворец и Казна, ведавшие землями великого князя и управляв-шие финансами, но функционировали и кормления - старая система, при которой за управление уездами бояре получали часть налога – корм. Судебник 1497 года распространил действие ряда правовых норм, включая право на переход крестьян от одного землевладельца к другому в Юрьев день, на всю территорию государства. Формировался чиновничий аппарат.

В конце XV века распространяется поместная система землевладения (поместье – условное земельное владение, получаемое при несении службы), что позволяло увеличить дворянское ополчение и число землевладельцев, находящихся на государственной службе.

В 1480 году в результате стояния русских войск на реке Угре Русь была освобождена от золотоордынского ига.

В 1453 году под ударами турок-сельджуков пала Византийская империя. Русь осталась единственной крупной православной страной, сохранившей независимость. Укрепление власти мос-ковских князей предполагало создание соответствующей идеологической базы. Женитьба Ивана III вторым браком на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог подчеркивала преемственность власти московских князей от византийских императоров. Псковским старцем Филофеем была выдвинута концепция «Москва – Третий Рим», в которой утверж-далось, что Москва является третьим Римом, первые два, вторым считался Константинополь или Царьград, пали, погрязнув в грехах, а третьему стоять вечно.

Россия в XVI веке. Иван IV

 

В результате централизаторской политики, проводившейся Иваном III и Василием III, было завершено объединение русских земель вокруг Москвы в 20-е годы XVI века, но процесс формирования аппарата управления, соответствующего задачам централизованного государства не был завершен, оставалась возможность для боярского произвола, о чем свидетельствуют первые годы правления малолетнего Ивана IV (1533-1584).

Однако часть правящей элиты понимала необходимость реформ. В 1547 году Иван IV венчался на царство, вокруг него сложился круг сподвижников – Избранная Рада, помогавшая молодому государю в проведении реформ. Первые важные решения были приняты в 1549 году на Земском соборе - сословно-представительном органе. В 1550 году был издан новый Судеб-ник. В 1556-1557 годах власть приступила к проведению земской реформы: суд и управление на местах перешли к губным и земским старостам, избираемым из числа дворян, а в черносошных землях и городах - из крестьян и посадских людей.

Система кормлений в 1556 году была ликвидирована. Были созданы органы управления отдельными видами деятельности и территориями – приказы (Посольский, Разрядный, Поместный, Приказ Казанского дворца и др.), которые должны были осуществлять надзор за органами самоуправления на местах.

В 1550-е гг. проведены военные реформы: создано стрелецкое войско, принято «Уложение о службе», регулирующее порядок службы дворянского ополчения, численность которого возросла.

В 1551 г. проведен церковный собор, вошедший в историю под названием Стоглавого, на котором было принято решение об унификации церковных обрядов, утвержден единый пантеон русских святых.

Реформы, проведенные царем вместе с Избранной Радой, открывали два возможных пути развития русского государства: превращение России в сословно-представительную монархию или дальнейшее усиление центральной власти с полным подчи-нением сословий государству.

Реформы создавали благоприятные условия для успешной реализации внешнеполитических планов царя.

В 1552 году к России были присоединены земли Казанского ханства, в 1556 –Астраханского; в 1557 – завершился процесс присоединения Башкирских земель. В 1582 году казаки во главе с Ермаком совершили поход в Западную Сибирь, положив начало освоению этого края.

В середине XVI века важное значение для России имело получение выхода в Балтийское море для развития торговли с Европой. В ходе Ливонской войны 1558-1583 гг. России пришлось вести военные действия против Польско-Литовского государства, Швеции и Крымского ханства. Война привела к поражению России, потерявшей не только все завоевания в Ливонии, но и Карелию, и новгородские земли в устье Невы.

В 1565 году после разгона Избранной Рады Иван IV вводит опричнину. Страна был разделена на две части «опричнину» и «земщину», также как и дворянское сословие. Опричники получили особые права и привилегии и должны были стать опорой царской власти. Помещики и вотчинники лишались своих владений в опричнине и должны были получить компенсацию в земщине. Способом подавления недовольства становится террор.

Введение опричнины должно было привести к ликвидации боярских привилегий и утверждению единоличной деспотической власти царя, что в целом соответствовало задачам форми-рования государственно-крепостнического строя в XVI-XVII вв. Причинами введения опричнины послужили неразвитость форм государственного аппарата, неудачи в Ливонской войне, особен-ности характера самого царя.

В результате опричнины разрушился традиционный порядок организации власти: ослабла сила старой аристократии, сократи-лось число вотчин, но число поместных владений возросло. Усилился контроль государства над церковью, которую также затронул опричный террор (митрополит Филипп был смещен с кафедры и убит).

Опричнина показала свою неэффективность в решении внешнеполитических задач, о чем свидетельствовали неудачи в Ливонской войне и нападение на Москву крымского хана. Злоупотребления опричников, ставившие под угрозу государственный порядок, а также рост раздоров внутри опричнины заставили царя в 1572 году ликвидировать опричнину.

Опричнина привела к хозяйственному разорению страны, что негативно сказалось и на положении дворянства, к обеднению горожан и массовому бегству крестьян на окраины. Большая часть крестьян старых районов России проживала в это время на частновладельческих землях, где вводится барщинная система. В 1581 году устанавливается временный запрет на крестьянские переходы – «заповедные лета». Установленный как временная мера этот запрет так и не был отменен. В 1597 году был определен пятилетний срок, в течение которого землевладелец имел право на розыск и возвращение беглого крестьянина - «урочные лета». Начинается формирование крепостного права, когда и сам крестьянин и его имущество рассматривались как собственность землевладельца.

Россия в Смутное время

 

Противоречия, вызревавшие в российском обществе, прояви-лись с особой силой на рубеже XVI-XVII веков. Прекращение со смертью бездетного Федора Ивановича династии Рюриковичей в 1598 году и избрание на Земском соборе на царский престол впервые в истории России Бориса Годунова, не пользовавшегося популярностью низов, а также неурожаи 1601-1603 годов и последовавший за ними страшный голод, способствовали обострению кризиса.

Смута- комплекс событий, вызванный становлением государственно-крепостнического строя в России, включавший в себя элементы гражданской войны, интервенции, социальной борьбы и многое другое.

Основные этапы Смуты:

1598-1605 гг. Стремясь остановить надвигающийся хаос, правительство Бориса Годунова предпринимает целый ряд мер: расширяется система воеводского правления, в начале 1590-х годов в основном было завершено составление писцовых книг, которые фактически закрепили за помещиками работавших на их землях крестьян.

В целях борьбы с голодом правительство Бориса Годунова регулярно раздавало хлеб из государственных запасов, организо-вывало общественные работы. В 1603 году произошло восстание Хлопка, хотя оно было подавлено, недовольство сохранялось, особенно неспокойно было на юго-западе (Северская земля), где на пограничье с Речью Посполитой скапливались массы беглецов.

Сын боярский Григорий Отрепьев, объявивший себя цареви-чем Дмитрием, опираясь на поддержку польской шляхты и населения Северской земли, выступил против Бориса Годунова. Правительство Годунова к этому времени в значительной степени утратило поддержку военно-служилого населения окраин и вступило в конфликт с казачеством. Смерть Бориса Годунова в апреле 1605 года привела к переходу на сторону самозванца стоявшей под Кромами царской армии, против Годуновых выступила и аристократия.

Лжедмитрий I вошел в Москву, но его правление оказалось недолгим, проводимая им политика вызвала недовольство дворянства, а действия пришедших в Москву поляков – горожан. В 1606 году Лжедмитрий I был свергнут, а новым царем избран Василий Шуйский.

1606-1611гг. Вступление на престол Василия Шуйского связано с принятием крестоцеловальной записи – публичной присяги, в которой новый царь обещал действовать в соответствии с существующими обычаями, не казнить и не отнимать имущества. Воцарение Василия Шуйского вызвало недовольство населения южных окраин: в 1606 году вспыхнуло восстание под руководством Ивана Болотникова, в войсках которого значительную долю составляли служилые люди и дети боярские. Восстание Болотникова удалось подавить в 1607 году. В это же время появился новый самозванец Лжедмитрий II («Тушинский вор»), получивший поддержку польской шляхты, его власть распространилась на большую часть городов западных и северо-западных районов России, южных окраин, Поволжья и центра.

Василий Шуйский обратился за помощью к Швеции. Вместе со шведским корпусом племянник царя М. В. Скопин-Шуйский к концу 1609 года освободил Север и значительную часть центра страны от тушинских войск.

Сложившейся в России ситуацией решил воспользоваться польский король Сигизмунд III, начавший открытую интервен-цию. Для правительства Василия Шуйского на первый план вышла борьба с внешним врагом – поляками, но русская армия, оставшись без хорошего полководца в связи со смертью М. В. Скопина-Шуйского, была разбита. К Москве подошли польские войска С. Жолкевского. Василий Шуйский был насильно пострижен в монахи. Пришедшее к власти боярство - «семибоярщина» - боярство решило пойти на соглашение с поляками, пригласив на русский престол сына Сигизмунда III Владислава.

Для борьбы с поляками в 1611 г. в Рязани было организовано первое ополчение во главе с П. Ляпуновым, Д. Трубецким и И. Заруцким, объединив-шее бывших сторонников Лжедмитрия II и Василия Шуйского. Разногласия между дворянами и казаками привели к убийству П. Ляпунова и поражению ополчения, не сумевшего освободить Москву от поляков.

1611-1613 гг. В октябре 1611 года в Нижнем Новгороде началась организация второго ополчения во главе с К. Мининым и Д. Пожарским, получившими поддержку поволжских, центральных и северных городов. В Ярославле, куда прибыло ополчение, было создано правительство «Совет всей земли», состоявшее из духовенства, представителей боярства и выборных различных сословий. В августе 1612 года под Москвой остатки первого ополчения объединились с ополчением К. Минина и Д. Пожарско-го. В октябре 1612 года Москва была освобождена от поляков. В 1613 году на Земском соборе был избран на царство Михаил Федорович, положивший начало династии Романовых.

Россия после Смуты

 

Русский историк XIX века В. О. Ключевский полагал, что все события XVII века следует рассматривать как продолжение Смуты. Государство вышло из Смуты ослабленным, тяжелыми были последствия Смуты в хозяйственной сфере: сократились численность населения и размер пашни, возросло число дворов, не способных нести тягло (повинности).

Соборное уложение - свод законов 1649 года- завершило процесс оформления крепостного права - системы вечного и наследственного прикрепления крестьян к земле и подчинения судебно- административной власти феодалов. Был установлен бессрочный сыск беглых крестьян, которых нужно было возвращать с семьей и имуществом. Посадское население было приписано к тяглой городской общине, белые слободы (частные земельные владения в городах) ликвидировались.

Важную роль после Смуты играли Земские соборы, так как верховная власть была вынуждена прибегать к поддержке сословно-представительных органов, но уже с 40-х годов XVII в. Земские соборы собираются все реже. Влияние Боярской думы на государственные дела уменьшалось. Приказная система достигла наивысшего развития, хотя сохранялось соединение ведомствен-ного принципа управления с административно-территориальным, административных функций- с судебными и финансовыми.

На местах после Смуты восстанавливалось местное само-управление, но в дальнейшем власть воевод усиливалась, хотя их самостоятельность была ограничена.

Во второй половине XVII в. российская монархия приобретает самодержавные черты, эволюционируя к абсолютизму, что нашло отражение в Соборном уложении царя Алексея Михайловича, где самые суровые наказания следовали за преступления против царя и государственной власти. Личность монарха становится олице-творением государственной власти, что является одним из свидетельств формирования абсолютизма. Возрастает степень личного участия царя в государственных делах, о чем говорит и создание Приказа тайных дел, руководимого непосредственно государем. Боярская дума меняет свои функции с законода-тельных на распорядительно-исполнительные. В 1682 году было отменено местничество - занятие должности в зависимости от знатности рода или служебного положения предков-, мешавшее формированию чиновно-дворянской бюрократии

В 1653 году началось проведение церковной реформы. Возглавивший ее патриарх Никон предполагал, что Россия должна преодолеть расхождение в обрядах и богослужебных книгах с греческой православной церковью. Реформа привела к культурному расколу нации, появлению старообрядчества- раскольников. Для народных масс раскол стал одной из форм социального протеста,

XVII век, начавшийся событиями Смутного времени, получил название «бунташного». Предпринятая правительством реформа налогообложения, увеличившая пошлину на соль, привела в 1648 г. к народному выступлению –«соляному бунту». Правительство было вынуждено вернуться к системе прямого налогообложения. В 1648-1650 годах проходили городские восстания (Москва, Новгород, Псков и др.), вызванные тяжелыми последствиями соляной реформы, злоупотреблениями администрации в столице и на местах. В 1662 году вспыхнул «медный бунт», вызванный манипуляциями правительства с чеканкой монет. В 1670-1671 годах произошло восстание кресть-ян и казаков под руководством С.Т. Разина, охватившее громадную территорию Поволжья и Слободскую Украину. Восстание С. Т. Разина подтолкнуло правительство к укреплению власти воевод, реформированию податной системы (введение в 1679 году подворного обложения), распространению крепостни-чества на южные окраины.

Борьба с последствиями Смуты определяла и основные направления внешней политики: необходимо было вернуть захваченные Польшей русские земли. В результате Смоленской войны (1632-1634 гг.) удалось заставить Владислава отказаться от притязаний на российский трон.

В 1648 году на украинских землях развернулось антипольское восстание под руководством Богдана Хмельницкого, завершив-шееся переходом этих территорий под власть русского царя в 1654 году в соответствии с решением Переяславской рады. Свои права на вновь обретенные территории Россия вынуждена была отстаивать в борьбе с Речью Посполитой и Османской империей.

 

Вопросы и задания

1. Дайте оценку роли первых московских князей в становлении Московского княжества.

2. Раскройте роль Ивана III в укреплении великокняжеской власти, формировании структуры государственно-политического устройства.

3. Определите основные этапы процесса закрепощения крестьян.

4. Определите причины и значение реформ 1540-1550-х гг., проводившихся Иваном IV совместно с Избранной Радой.

5. Установите внешние и внутренние причины, приведшие к изменению правительственного курса в сер. 60-х гг. XVI в.

6. Раскройте основные направления внешней политики России в XVI в.

7. Определите причины и хронологические рамки кризиса в России конца XVI – начала XVII вв., получившего название Смуты.

8. Определите влияние политики Бориса Годунова, Лжедмит-рия I, Василия Шуйского на дальнейшее обострение социальных противоречий в стране.

9. В чем были причины социальных выступлений в XVII в.?

10. Что свидетельствовало о перерастании сословно-представи-тельной монархии в абсолютную в XVII в.?

 


И движения в XIX веке

XIX век был отмечен активным развитием идейной и обще-ственно-политической борьбы.

В начале XIX столетия зарождается революционное движение декабристов. Предпосылками были: понимание передовой частью общества гибельности сохранения самодержавия и крепостничества, нерешительность власти в проведении преобразований, патриотический подъем в период Отечественной войны 1812 года, знакомство c европейскими порядками в ходе заграничных похо-дов русской армии 1813-1814 гг., влияние идей Просвещения.

В 1816 году был создан Союз спасения, в 1818 году – Союз благоденствия, в 1821-1822 гг. – Северное и Южное общества. Их программные документы («Конституция» Н. М. Муравьева и «Русская Правда» П. И. Пестеля) выступали за отмену крепостно-го права, сословных привилегий, введение гражданских свобод и прав, в т.ч. избирательного (с цензами пола и возраста). Программа Северного общества провозглашала федеративный тип государственного устройства и ограничение монархии (законодательная власть должна была принадлежать парламенту, за императором сохранялась лишь исполнительная власть). Южное же общество выступало за унитарное государственное устройство и республиканскую форму правления (парламентскую республику с президентской формой правления; при этом в качестве переходной меры на 10-15 лет предусматривалась диктатура Временного верховного правления). Руководители Северного общества решили воспользоваться ситуацией междуцарствия, наступившей после смерти Александра I. Разработанный ими «Манифест к русскому народу», который предполагалось огласить в случае победы восстания, провозглашал низложение самодержавия, освобождение крестьянства, введение демократических свобод, др. Выступление было назначено на 14 декабря – день принятия Сенатом присяги новому государю Николаю I. Однако восстание Северного обще-ства в Петербурге было разгромлено: к моменту начала восстания сенаторы, приняв присягу Николаю I, уже разъехались, и предъя-вить «Манифест» было некому; сыграли роль и несогласован-ность действия, выжидательная тактика восставших, и неявка на Сенатскую площадь избранного диктатором восстания С. П. Трубецкого, и неудача планов по захвату Зимнего дворца и аресту Николая I. Выступление 29 декабря 1825 года Черниговского полка, в котором участвовали члены Южного общества, тоже было подавлено. Тем не менее, идеи и деятельность декабристов оказали влияние как и на развитие общественной мысли, так и на дальнейший ход российской истории.

Поражение движения декабристов способствовало активиза-ции общественной мысли. Ее центрами стали салоны, офицер-ские и студенческие кружки, литературные журналы. Наметилось размежевание трех идейных направлений – консервативного, либерального и радикального, окончательно оформившихся в ходе реформ Александра II.

Основу либерально-реформистского направления заложили идейные течения западников и славянофилов. Первые (Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, др.) были сторонниками европейского пути развития, конституционализма. В отличие от них славянофилы (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, др.) отстаивали самобытность России, подчеркивая такие ее черты, как общинность и православие, идеализировали допетровскую Русь. Тем не менее, и те, и другие выступали за отмену крепостного права, реформистский путь развития, отказ от революций, насилия.

Идеологами консерватизма в этот период были К. П. Победоносцев, М. Н. Катков, др. Консерваторы исходили из незыблемости в России самодержавия и крепостного права. Идейной основой консервативного движения вплоть до падения самодержавия оставалась теория официальной народности. Во второй половине XIX в. теоретиками либерализма выступали К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, др., отстаивавшие продолжение реформ, введение конституционных начал, демократических свобод.

В революционном движении с 1860-х гг. ведущие позиции занимало народничество – идейно-политическое течение разно-чинной интеллигенции. Идейной основой его стала теория «русского социализма» А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского об особом, некапиталистическом пути развитии России. В народничестве выделялся ряд течений: бунтарское (М. А. Бакунин), пропагандистское (П. Л. Лавров) и заговорщическое (П. Н. Ткачев). Представители первого из них считали, что крестьянин – по природе бунтарь, интеллигенция должна поднять крестьян на революцию, чтобы уничтожить государство как источник эксплуатации и создать федерацию самоуправляющихся общин. Сторонники П. Л. Лаврова, утверждая, что крестьянство не готово к революции, главное внимание уделяли пропагандистской работе. Заговорщическое течение делало ставку на захват власти революционерами, которые и должны будут вовлечь крестьянство в соци-алистическое переустройство. Потерпев неудачу во время «хождения в народ» 1874-1876 гг., пропаганда революции среди крестьян, революционные народники создали централизованную конспиративную организацию «Земля и воля» (1876 г.). Однако она в 1879 году раскололась на придерживающуюся тактики террора «Народную волю» (возглавляемую А. И.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.155.58 (0.065 с.)