И временного при нем патриаршего священного синода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И временного при нем патриаршего священного синода



(«Декларация» митрополита Сергия)

 

Божиею милостию, смиренный Сергий (Страгородский), митрополит Нижегородский, Заместитель Патриаршего Местоблюстителя и Временный Патриарший Священный Синод.

Преосвященным архипастырям, боголюбивым пастырям, честному ино­честву и всем верным чадам Святой Всероссийской Православной Церкви.

О Господе радоватися!

Одною из забот почившего Святейшего Отца нашего Патриарха Тихо­на пред его кончиной было поставить нашу Православную Русскую цер­ковь в правильные отношения к Советскому правительству и тем дать Церкви возможность вполне законного и мирного существования. Уми­рая, Святейший говорил: «Нужно бы пожить еще годика три». И, конеч­но, если бы неожиданная кончина не прекратила его святительских тру­дов, он довел бы дело до конца. К сожалению, разные обстоятельства, а главным образом, выступления зарубежных врагов Советского государства, среди которых были не только рядовые верующие нашей Церкви, но и водители их, возбуждая естественное и справедливое недоверие правитель­ства к церковным деятелям вообще, мешали усилиям Святейшего, и ему не суждено было при жизни видеть своих усилий, увенчанных успехом.

Ныне жребий быть временным Заместителем Первосвятителя нашей Церкви опять пал на меня, недостойного митрополита Сергия (Страго-родского), а вместе со жребием пал на меня и долг продолжать дело По­чившего и всемерно стремиться к мирному устроению наших церковных дел. усилия мои в этом направлении, разделяемые со мною и православ­ными архипастырями, как будто не остаются бесплодными: с учреждением при мне Временного Патриаршего Священного Синода укрепляется надежда на приведение всего нашего церковного управления в должный строй и порядок, возрастает и уверенность в возможности мирной жизни и деятельности нашей в пределах закона.

Теперь, когда мы почти у самой цели наших стремлений, выступления зарубежных врагов не прекращаются: убийства, поджоги, налеты, взрывы и им подобные явления подпольной борьбы у нас всех на глазах. Все это нарушает мирное течение жизни, создавая атмосферу взаимного недове­рия и всяческих подозрений. Тем нужнее для нашей Церкви и тем обяза­тельнее для нас всех, кому дороги Ее интересы, кто желает вывести Ее на путь легального и мирного существования, тем обязательнее для нас те­перь показать, что мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советско­го государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и с нашим правительством.

Засвидетельствовать это и является первой целью настоящею нашего (моего и Синодального) послания. Затем извещаем вас, что в мае текущего года по моему приглашению и с разрешения власти, организовался Времен­ный при Заместителе Патриарший Священный Синод в составе нижеподпи­савшихся (отсутствуют Преосвященные Новгородский митрополит Арсений (Стаднишсий), еще не прибывший, и Костромской архиепископ Севастиан, по болезни). Ходатайство наше о разрешении Синоду начать деятельность по управлению Православной Всероссийской Церковью увенчалось успехом. Те­перь наша Православная Церковь в Союзе имеет не только каноническое, но и по гражданским законам вполне легальное центральное управление; а мы надеемся, что легализация постепенно распространится и на низшее наше церковное управление: епархиальное, уездное и так далее. Едва ли нужно объяснять значение и все последствия перемены, совершающейся таким об­разом в положении нашей Православной Церкви, Ее духовенства, всех цер­ковных деятелей и учреждений... Вознесем же наши благодарственные моли­твы ко Господу, тако благоволившему о святой нашей Церкви. Выразим все­народно нашу благодарность и Советскому правительству за такое внимание к духовным нуждам православного населения, а вместе с тем, заверим пра­вительство, что мы не употребим во злое оказанного нам доверия.

Приступив, с благословения Божия, к нашей синодальной работе, мы ясно сознаем всю величину задачи, предстоящей как нам, так и всем вооб­ще представителям Церкви. Нам нужно не на словах, а на деле показать, что верными гражданами Советского Союза, лояльными к Советской влас­ти, могут быть не только равнодушные к Православию люди, не только изменники ему, но и самые ревностные приверженцы его, для которых оно дорого, как истина и жизнь, со всеми его догматами и преданиями, со всем его каноническим и богослужебным укладом. Мы хотим быть пра­вославными и в то же время сознавать Советский Союз нашей граждан­ской Родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а не­удачи – наши неудачи. Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие или просто убийство из-за угла, подобное варшавскому, сознается нами, как удар, направленный в нас. Оставаясь православными, мы помним свой долг быть гражданами Союза «не только из страха наказания, но и по совести», как учил нас Апостол (Рим. 13, 5). И мы надеемся, что с помощью Божиею, при ва­шем общем содействии и поддержке, эта задача будет нами разрешена.

Мешать нам может лишь то, что мешало и в первые годы Советской вла­сти устроению церковной жизни на началах лояльности. Это – недостаточное сознание всей серьезности совершившегося в нашей стране. Утверждение Советской власти многими представлялось каким-то недоразумением, случай­ным и потому недолговечным. Забывали люди, что случайностей для христиа­нина нет и что в совершившемся у нас, как везде и всегда, действует та же десница Божия, неуклонно ведущая каждый народ к предназначенной ему цели. Таким людям, не желающим понять «знамений времени», и может ка­заться, что нельзя порвать с прежним режимом и даже монархией, не поры­вая с Православием. Такое настроение известных церковных кругов, выра­жавшееся, конечно, и в словах, и в делах и навлекшее подозрения Советской власти, тормозило и усилия Святейшего Патриарха установить мирные отно­шения Церкви с Советским правительством. Недаром ведь Апостол внушает нам, что «тихо и безмятежно жить по своему благочестию мы можем лишь повинуясь законной власти» (1 Тим. 2,2); или должны уйти из общества. Только кабинетные мечтатели могут думать, что такое огромное общество, как наша Православная Церковь со всей Ее организацией, может существо­вать в государстве спокойно, закрывшись от власти. Теперь, когда наша Пат­риархия, исполняя волю почившего Патриарха, решительно и бесповоротно становится на путь лояльности, людям указанного настроения придется или переломить себя и, оставив свои политические симпатии дома, приносить в Церковь только веру и работать с нами только во имя веры; или, если пере­ломить себя они сразу не смогут, по крайней мере, не мешать нам, устра­нившись временно от дела. Мы уверены, что они опять и очень скоро воз­вратятся работать с нами, убедившись, что изменилось лишь отношение к власти, а вера и православно-христианская жизнь остаются незыблемы.

Особенную остроту при данной обстановке получает вопрос о духовенстве, ушедшем с эмигрантами за границу. Ярко противосоветские выступления не­которых наших архипастырей и пастырей за границей, сильно вредившие от­ношениям между правительством и Церковью, как известно, заставили почив­шего Патриарха упразднить заграничный Синод (5 мая – 22 апреля 1922 го­да). Но Синод и до сих пор продолжает существовать, политически не меня­ясь, а в последнее время своими притязаниями на власть даже расколол загра­ничное церковное общество на два лагеря. Чтобы положить этому конец, мы потребовали от заграничного духовенства дать письменное обязательство в пол­ной лояльности к Советскому Правительству во всей своей общественной дея­тельности. Не давшие такого обязательства или нарушившие его будут исклю­чены из состава клира, подведомственного Московской Патриархии. Думаем, что размежевавшись так, мы будем обеспечены от всяких неожиданностей из-за границы. С другой стороны, наше постановление, может быть, заставит многих задуматься, не пора ли и им пересмотреть вопрос о своих отношениях к Советской власти, чтобы не порывать со своей родной Церковью и Родиной.

Не менее важной своей задачей мы считаем и приготовление к созыву и самый созыв нашего Второго Поместного Собора, который изберет нам уже не временное, а постоянное центральное церковное управление, а также вынесет решение и о всех «похитителях власти» церковной, разди­рающих хитон Христов. Порядок и время созыва, предметы занятий Со­бора и прочие подробности будут выработаны потом. Теперь же мы выра­зим лишь наше твердое убеждение, что наш будущий Собор, разрешив многие наболевшие вопросы нашей внутренней церковной жизни, в то же время своим соборным разумом и голосом даст окончательное одобрение и предпринятому нами делу установления правильных отношений нашей Церкви к Советскому правительству.

В заключение усердно просим вас всех, Преосвященные архипастыри, пастыри, братие и сестры, помогите нам каждый в своем чину вашим со­чувствием и содействием нашему труду, вашим усердием к делу Божию, вашей преданностью и послушанием Святой Церкви, в особенности же ва­шими за нас молитвами ко Господу, да даст Он нам успешно и Богоугодно совершить возложенное на нас дело к славе Его Святою имени, к пользе Святой нашей Православной Церкви и к нашему общему спасению.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и прича­стие Святого Духа буди со всеми Вами. Аминь.

16 (29) июля 1927

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.006 с.)