Воспитательная: направить деятельность по формированию интереса у обучающихся к предмету, их рефлексивной культуры и расширению мировоззрения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитательная: направить деятельность по формированию интереса у обучающихся к предмету, их рефлексивной культуры и расширению мировоззрения.



Образовательная: организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению положений учения Ч.Дарвина о естественном отборе и его роли в эволюции; о многообразии приспособленностей организмов (животных и охраняемых растений нашей местности).

Развивающая: помочь обучающимся осознать социальную и практическую значимость естественного отбора в эволюции органического мира; обеспечить развитие логического мышления обучающихся, умение сравнивать разные формы естественного отбора.

Воспитательная: направить деятельность по формированию интереса у обучающихся к предмету, их рефлексивной культуры и расширению мировоззрения.

МЕТОДЫ: частично-поисковый, исследовательский.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – индивидуальная, групповая, фронтальная.

ТИП: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока

Естественный отбор и его виды

Естественный отбор – это основная движущая сила эволюции.

Представление о естественном отборе сильно углубились благодаря современным представлениям генетики и трудам отечественных ученых И. И. Шмальгаузена и С. С. Четверикова (Рис. 1), а также многих их зарубежных коллег.

Рис. 1.

Согласно современным представлениям о естественном отборе, можно выделить три его формы.

Движущий отбор

Первая форма естественного отбора – это движущий отбор. Он возникает при смене условий среды и приводит к сдвигу среднего значения проявления признака в популяции под действием факторов среды (рис. 2). Новый признак или его значение должны лучше подходить к изменившимся условиям, чем старые.

Рис. 2. Схема влияния движущего отбора на значение представленности признака в популяции

Например, при похолодании климата происходит отбор особей с более теплой шерстью.

Классическим примером движущего отбора является эволюция окраски у берёзовой пяденицы. Окраска крыльев этой бабочки имитирует окраску покрытых серой корой деревьев. Загрязнение атмосферы, связанное с выбросами заводов и фабрик, привело к потемнению стволов деревьев. Светлые бабочки на темном фоне стали легко заметны для птиц. С середины XVII века, в популяциях березовой пяденицы стали появляться мутантные темные формы бабочек. Частота этой аллели быстро возрастала, и уже к концу XIX века некоторые городские популяции берёзовой пяденицы почти целиком состояли из темных форм. В то время как в сельских популяциях, где уровень загрязнения был ниже, по-прежнему преобладали светлые формы.

Изменение признака может происходить как в сторону его усиления, так и в сторону ослабления, вплоть до полной редукции. Так, например, произошло исчезновение зрительных органов у кротов и прочих роющих животных, или редукция крыльев у нелетающих птиц и насекомых (см. Рис. 3).

Рис. 3. Примеры длительного воздействия движущего отбора: отсутствие глаз у крота (слева) и крыльев у страуса (справа)

Дизруптивный отбор

Второй вид отбора – это дизруптивный (разрывающий) отбор. В этом случае оставляют потомство особи с несколькими крайними вариантами признака, а особи со средним значением признака элиминируются (Рис. 4).

Рис. 4. Схема влияния дизруптивного (разрывающего) отбора на представленность признака среди особей в популяции

Дарвин считал, что дизруптивный отбор ведет к дивергенции, т. е. к расхождению признаков, и служит для поддержания полиморфизма популяции. В ходе дизруптивного отбора из общего светло-жёлтого предка появились две формы бабочек: белая и желтая. Разная окраска приводит к разному нагреву крыльев. Белым бабочкам удобно летать в полдень, а желтым – утром. Светло-жёлтым бабочкам неудобно летать и днем, и утром, поэтому отбор действует как раз против среднего значения признака.

Стабилизирующий отбор

Третья форма естественного отбора – это стабилизирующий отбор. Он действует при постоянстве условий внешней среды, путем выбраковывания особей со значительными отклонениями признака (Рис. 5).

Рис. 5. Схема стабилизирующего отбора

Он направлен на сохранение и закрепление среднего значения признака. Например, цветы растений, которые опыляются насекомыми, очень консервативны, то есть их форма редко меняется. Это связано с тем, что насекомые-опылители не могут проникнуть в венчик цветка слишком глубокий, либо слишком узкий (см. видео).

Живые ископаемые

Рис. 6.

Рис. 7.

Половой отбор

Существует ещё понятие половой отбор. Он не имеет отношения к приведенной классификации, и представляет собой борьбу самцов или самок за возможность оставить потомство. Т. е. это пример внутривидовой борьбы за существование.

Чаще всего, особь просто выбирает себе наиболее сильного и жизнеспособного партнера. Половая конкуренция приводит к возникновению сложных поведенческих механизмов: пению, демонстративному поведению, ухаживанию (см. видео). Нередко между самцами возникают драки, которые могут закончиться увечьем или смертью участников.

Половой отбор способствует половому диморфизму, т. е. различию во внешнем строении самцов и самок. Можно вспомнить, как отличаются петухи и куры, утки и селезни, самцы и самки оленей и моржей (см. видео).

Что такое половой отбор?

Список литературы

Образовательная: организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению положений учения Ч.Дарвина о естественном отборе и его роли в эволюции; о многообразии приспособленностей организмов (животных и охраняемых растений нашей местности).

Развивающая: помочь обучающимся осознать социальную и практическую значимость естественного отбора в эволюции органического мира; обеспечить развитие логического мышления обучающихся, умение сравнивать разные формы естественного отбора.

Воспитательная: направить деятельность по формированию интереса у обучающихся к предмету, их рефлексивной культуры и расширению мировоззрения.

МЕТОДЫ: частично-поисковый, исследовательский.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – индивидуальная, групповая, фронтальная.

ТИП: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.01 с.)