Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитательная: направить деятельность по формированию интереса у обучающихся к предмету, их рефлексивной культуры и расширению мировоззрения.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Образовательная: организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению положений учения Ч.Дарвина о естественном отборе и его роли в эволюции; о многообразии приспособленностей организмов (животных и охраняемых растений нашей местности). Развивающая: помочь обучающимся осознать социальную и практическую значимость естественного отбора в эволюции органического мира; обеспечить развитие логического мышления обучающихся, умение сравнивать разные формы естественного отбора. Воспитательная: направить деятельность по формированию интереса у обучающихся к предмету, их рефлексивной культуры и расширению мировоззрения. МЕТОДЫ: частично-поисковый, исследовательский. ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – индивидуальная, групповая, фронтальная. ТИП: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Ход урока Естественный отбор и его виды Естественный отбор – это основная движущая сила эволюции. Представление о естественном отборе сильно углубились благодаря современным представлениям генетики и трудам отечественных ученых И. И. Шмальгаузена и С. С. Четверикова (Рис. 1), а также многих их зарубежных коллег.
Рис. 1. Согласно современным представлениям о естественном отборе, можно выделить три его формы. Движущий отбор Первая форма естественного отбора – это движущий отбор. Он возникает при смене условий среды и приводит к сдвигу среднего значения проявления признака в популяции под действием факторов среды (рис. 2). Новый признак или его значение должны лучше подходить к изменившимся условиям, чем старые.
Рис. 2. Схема влияния движущего отбора на значение представленности признака в популяции Например, при похолодании климата происходит отбор особей с более теплой шерстью. Классическим примером движущего отбора является эволюция окраски у берёзовой пяденицы. Окраска крыльев этой бабочки имитирует окраску покрытых серой корой деревьев. Загрязнение атмосферы, связанное с выбросами заводов и фабрик, привело к потемнению стволов деревьев. Светлые бабочки на темном фоне стали легко заметны для птиц. С середины XVII века, в популяциях березовой пяденицы стали появляться мутантные темные формы бабочек. Частота этой аллели быстро возрастала, и уже к концу XIX века некоторые городские популяции берёзовой пяденицы почти целиком состояли из темных форм. В то время как в сельских популяциях, где уровень загрязнения был ниже, по-прежнему преобладали светлые формы.
Изменение признака может происходить как в сторону его усиления, так и в сторону ослабления, вплоть до полной редукции. Так, например, произошло исчезновение зрительных органов у кротов и прочих роющих животных, или редукция крыльев у нелетающих птиц и насекомых (см. Рис. 3).
Рис. 3. Примеры длительного воздействия движущего отбора: отсутствие глаз у крота (слева) и крыльев у страуса (справа) Дизруптивный отбор Второй вид отбора – это дизруптивный (разрывающий) отбор. В этом случае оставляют потомство особи с несколькими крайними вариантами признака, а особи со средним значением признака элиминируются (Рис. 4).
Рис. 4. Схема влияния дизруптивного (разрывающего) отбора на представленность признака среди особей в популяции Дарвин считал, что дизруптивный отбор ведет к дивергенции, т. е. к расхождению признаков, и служит для поддержания полиморфизма популяции. В ходе дизруптивного отбора из общего светло-жёлтого предка появились две формы бабочек: белая и желтая. Разная окраска приводит к разному нагреву крыльев. Белым бабочкам удобно летать в полдень, а желтым – утром. Светло-жёлтым бабочкам неудобно летать и днем, и утром, поэтому отбор действует как раз против среднего значения признака. Стабилизирующий отбор Третья форма естественного отбора – это стабилизирующий отбор. Он действует при постоянстве условий внешней среды, путем выбраковывания особей со значительными отклонениями признака (Рис. 5).
Рис. 5. Схема стабилизирующего отбора Он направлен на сохранение и закрепление среднего значения признака. Например, цветы растений, которые опыляются насекомыми, очень консервативны, то есть их форма редко меняется. Это связано с тем, что насекомые-опылители не могут проникнуть в венчик цветка слишком глубокий, либо слишком узкий (см. видео).
Живые ископаемые Рис. 6. Рис. 7. Половой отбор Существует ещё понятие половой отбор. Он не имеет отношения к приведенной классификации, и представляет собой борьбу самцов или самок за возможность оставить потомство. Т. е. это пример внутривидовой борьбы за существование. Чаще всего, особь просто выбирает себе наиболее сильного и жизнеспособного партнера. Половая конкуренция приводит к возникновению сложных поведенческих механизмов: пению, демонстративному поведению, ухаживанию (см. видео). Нередко между самцами возникают драки, которые могут закончиться увечьем или смертью участников. Половой отбор способствует половому диморфизму, т. е. различию во внешнем строении самцов и самок. Можно вспомнить, как отличаются петухи и куры, утки и селезни, самцы и самки оленей и моржей (см. видео). Что такое половой отбор? Список литературы Образовательная: организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению положений учения Ч.Дарвина о естественном отборе и его роли в эволюции; о многообразии приспособленностей организмов (животных и охраняемых растений нашей местности). Развивающая: помочь обучающимся осознать социальную и практическую значимость естественного отбора в эволюции органического мира; обеспечить развитие логического мышления обучающихся, умение сравнивать разные формы естественного отбора. Воспитательная: направить деятельность по формированию интереса у обучающихся к предмету, их рефлексивной культуры и расширению мировоззрения. МЕТОДЫ: частично-поисковый, исследовательский. ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – индивидуальная, групповая, фронтальная. ТИП: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Ход урока
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.01 с.) |