Социально-психологический подход к личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологический подход к личности



Соц.псих.личности- раздел соц.психологии, изучающий проявления и форм-е особен-ей личности в разл.общностях людей, личность- как системное качество, которое приобретает индивид, взаимод-я с соц.окружением.

Категории:

-общение

-взаимод-е

-совм.д-ть

-группа

-включение в группу

Объект соц.псих- личность, группа, общение, совм.д-ть.

Предмет: журавлев: психол.процессы, состояния, сво-ва индивида, которые проявл.в результате его включения в отношения с др.людьми, в разл.соц.группы и в целом в систему соц.отнощений. часто изучается общительность, анрессивность, совместиность, конфликтогенность и т.д.

Ядов: конкретно истор.исследование особ-ей псих.свойств и внутр.структуры личности как субъекта соц.отношений, взятого в отд.соц.конкретных обстоят-ах. Осуще-ет синтез социолог.и общепсихолог.подходов исслед-я личности, интегрируя на основе данных конкретно-научных исслед-ий изучения структуры личности как субъекта и объекта историч.процесса, конкретно соц.условий и отношений.

Круг основных проблем соц.псих.личности:

Социализвация

Мотивация

Соц.-псих.качеств

Соц.идентичности

Регуляции соц.поведения

Соц-псих.компетенции

Эффект.самореализации чел-ка в обществе

Б. Д. Парыгина. Он утверждал, что специфика социально-психологического подхода состоит в том, чтобы «раскрыть всю структурную сложность личности, которая является одновременно как объектом, так и субъектом общественных отношений и представляет собой органическое единство социального и биологически всеобщего, специфического и индивидуально неповторимого». оциологического заключается не в том, что для социальной психологии не важно, каким образом в личности представлены социально-типические черты, а в том, что она выявляет, как сформировались эти социально-типические черты, почему в одних условиях они проявлялись в полной мере, а в других возникли какие-то иные вопреки принадлежности личности к определенной социальной группе. Для этого в большей мере, чем в социологическом анализе, здесь делается акцент на микросреду формирования личности, хотя это не означает отказа от исследования и макросреды ее формирования. В большей мере, чем в социологическом подходе, здесь принимаются в расчет такие регуляторы поведения и деятельности личности, как вся система межличностных отношений и их эмоциональная регуляция. От общепсихологического подхода названный подход отличается не тем, что здесь изучается весь комплекс вопросов социальной детерминации личности, а в общей психологии -- нет.

Варианты выделения социально-психологических качеств. (Г.М. Андреева, А.Н. Сухов).

Г.М. Андреева: социально-психологические качества личности – это качества, которые формируются в совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними. всякая совместная деятельность в группе предполагает набор обязательных ситуаций общения. В этих ситуациях проявляются также определенные качества личности, что особенно наглядно видно, например, в ситуациях конфликта. В зависимости от наличия тех или иных качеств личность по-разному проявляет себя, причем всегда либо через сравнение себя с другими, либо через утверждение себя среди других. Но эти "другие" – тоже члены той же самой группы, следовательно, демонстрация личностью своих качеств в общении контролируется группой посредством приложения к этим качествам групповых критериев. Именно это также способствует наделению личности "нужными" группе качествами.

Механизм перцептивной защиты - является способом оградить личность от травмирующих переживаний, защитить от восприятия угрожающего стимула. Эффект "ожиданий ". Он реализуется в "имплицитных теориях личности", т.е. обыденных представлениях, более или менее определенно существующих у каждого человека, относительно связей между теми или иными качествами личности, относительно ее структуры, а иногда и относительно мотивов поведения. Феномен когнитивной сложности - Под конструктом здесь понимается свойственный каждой личности способ видения мира, интерпретации его элементов, как сходных или отличных между собой. Совокупность этих признаков составляет определенную степень когнитивной сложности человека.

А.Н. Сухов: менальность, ценностно смыловая сфера(направл-ть, жизн.цели, планы, жизн.путь)

Когнитивные харак-ки(картина мира), я-характ=ки(я концепция, я образ, самоотношение, самооценка), локус контроля- качество, повзол-ее приписывать атрибуцию; соц.псих.компетен-ть, статусно ролевые хар-ки, эмоц.псих.состояние, соц.чувства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.006 с.)