Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Логопсих-ия как наука:цель,задачи,предмет,объект.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Дифференциальная диагностика речевых и психических нарушений. ДД-способ диагностики,искл-ий неподходящие по каким-либо фактам или симптомам заболевания.
Психолого-педагогическая классификация:основание,структура,значение. Психолого-пед.классификация нарушений речи по Хватцеву,Рау. *ФФНР(нар-е произношения, дифференциации звуков);*фонетическое нар-е речи;*ОНР(нарушены все компоненты речевой системы)-нар-е фонетики,фонематики,лексики(бедность слов),грамматики(3уровня+4-ый); *группа детей с заиканием(темпоритмическое нар-е речи):запинки,пропуски слов,слогов и др. Дает проявления речевых нарушений,что позволяет объединять детей в группы.Психолого-пед.классиф-я использ-ся в педагогике и психологии,т.к. по проявлениям речевых нарушений позволяет объединять детей в группы по этим проявлениям и создавать коррекц-ю работу именно по группам.Хороший логопед пользуется двумя этими классиф-ми и ставит диагноз по двум классиф-ям.например,ОНР(III),заикание.
Клинико-пед.классификация Левина:*дислалия(наруш-е звукопроизн-я при норм-м слухе и сохранной иннервации артикуляц-го аппарата);*дисфония(растр-во голосо-образования,при кот голос становится хриплым,слабым)(афония);*ринолалия(гнусавость,палатолалия)-дефект звукопроизн-я)(расщелины губ,нёба);*дизартрия(наруше-е произнош-я);*алалия;*афазия(особенно сенсорная афазия)(растр-во речи сост-ее в утрате способ-ти пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли);*дисграфия(наруш-ие письма);*дислексия(избир-ое наруше способности к овладению навыком чтения и письма);*брадилалия(патологически замедленный темп речи);*тахилалия(быстрый темп речи);*заикание(сложное наруш-е речи,проявл-ся расстройством её норм-го ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов).Дает конкретные данные о нарушениях и их конкретном месте нарушений речи,поэтому использ-ся в медицине.Хороший логопед пользуется двумя этими классиф-ми и ставит диагноз по двум классиф-ям.например,ОНР(III),заикание. Ос-ти памяти лиц с речевой. Память -это запечатление,сохр-ие,послед-ое узнавание и воспр-е следов прошлого опыта. Равитие в норме:развив-ся поэтапно;-сначала память эмоцион-ая,потом теряет эту способность;носит непроизв-ый(без вол-ых усилий чел-ка)хар-р,но к шк.возр. стан-ся произ-ой(треб.вним и волевых усилий); -со t увели-ся V запомин-ия,длит-ть хран-я;виды пам-ти:образная,логич-ая,эмоц-ая;мех-ая смысловая;непосредств-ая,опосредованная. Развитие при нар.речи: Зрит-ая память почти не отлич-я от нормы.Больше всего страд-ет слух-я память.Не запом-ют сложные слов-ые инст-ции,традает произ-ть запоминания.
19.Осо-ти внимания лиц с речевой. Развитие в норме: Слух-ое и зрит-есосредоч-ие,комплекс оживл-я как проявление внимания,появление оринтеровочного рефлекса(ответ организма на измен-е окр-ей среды),непроизв-ое(не требует усилий для того,чтобы удерживать внимание) вним-е,произвольное(треб-т) вним-ие. Развитие при нар.речи: Вним-е порхающее,неуст-ое,низкий ур поаз-й произ-го вним-я,трудности в планир-и своих действий.Дети с трудом сосредот-ют вним-е на анализе условий,поиске различных способов и средств решения задач.Трудно сорс-ть вним-е на вып-и задан-я в усл-ях словесной инструкции,чем в условиях зрительной.Высокая отвлек-ть Распределение внимания между речью и действиями оказ-ется трудной,практически невыполнимой задачей. Произв-е вним-е,–неустойчивость,-постоянное отвлечение,-быстрая истощяемость. Логопсих-ия как наука:цель,задачи,предмет,объект. Логопсих-ия -научная дисциплина,изуч-я особ-ти развития психич-х ф-ий у дет-й с наруш-м речиили распад псих-их ф-ий у взрослых с нар-м речи.Изуч-ет место наруш-ий в структуре дефекта,учит-ет психокорекц-ые методы в лого работе:песко-тер-ия,игро-терап-я,музыка-тер-я,танце-те-я,театр-ая д-ть. Цель -выявить и изуч-ть структуру нереч-ых наруш-ий и разраб-ть систему психо-кор-й раб-ы. Задачи:-изучить особ-ти развития психич-х ф-ий у дет-й,а у взрослых особ-ти распада псих-х ф-ий.-определить как речь нач. влиять на развитие деят-ти,формир-е личн-ти и поведения.Прослеж-ся ли взаимосвязь деят-ти и речи(из завис-ть от соц-ма).-разраб-ть методы исслед-я психич-х ф-ий у лиц с нар. Речи.-разраб-ть методы психо-кор-ой раб в системе лого корр-ии. Предметом логопсих-и явл-ся психич-ие осо-ти лиц с наруше-ями речи и методы психолог-ой помощи (коррекции и терапии).
2.Связь логопсихологии с другими науками.
3. Причины нарушения речи (факторы риска):пренатальные,натальные,постнатальные: Под причинами отклонений в развитии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего неблагоприятного фактора.В зависимости от времени воздействия патогенных факторов выделяют перинатальную (внутриутробную), натальную (повреждение при родах), постнатальную (воздействие различных неблагоприятных факторов после рождения) патологию. 1.Перинатальная; факторы: наследственные (генные и хромосомные заболевания); гипоксические (кислородное голодания); травматические (внутричерепные кровоизлияния); биологические (воздействие вирусов, бактерий); интоксикации (алкоголь, наркотики, экология, лекарства); иммунологические (несовместимость р-факторов); социальные (стрессы, страхи); заболевания матери. 2.Натальные; родовая травма, недоношенность, асфиксия. 3. Постнатальные; наследственные (кот.проявялись в момент становления речи), травматическое повреждение, вирусные инфекции и.т.д. Факторы:Заболевания матери во t беременности(сердечные заболев-я,заболевания печени,почек,легочные заболевания)общие заболевания, требующие лечения.-Отягащенная наследственность(диабет,пороки развития,генетические и психические заболевания).-Аллергии матери.-Перенесенные переливания крови.-Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.-несовместимость крови матери и плода(по резус-фактору и другим).-Многообразная акушерская патология (узкий таз,затяжные или стремительные роды,преждевременное отхождение вод,обвитие пуповиной).-Курение во время беременности, употребление алкоголя.-Состояние преждевременных родов,осложненных родов(кесарева сечения),2 и более выкидышей (абортов).-Короткий промежуток между двумя беременностями (менее 1 года).-Аномалии скелета (нарушение осанки матери). При плохой осанке зачастую возникает перекос костей таза, что затрудняет роды)Беременности до достижения 18 лет или после 40 лет.-Особые психические нагрузки (семейного или профессионального характера),нагрузки социального характера (экономические и материальные трудности, проблемы интеграции).
4.Этапы становления логопсихологии: Зарубеж. К 30-м гг. XX в. у исследователей сложилось общее представление о клинической картине, характерной для немых, детей-алаликов, которые в психическом отношении не являются УО, хотя и имеют патологическую ЗПпроцессов. В вопросе взаимоотношений речи и мышления в речевой патологии у детей и взрослых исследователи разделились в на три группы. 1. Куссмауль, Мари ставили речевые расстройства в непосредственную зависимость от общемозговых дефектов интеллектуальной сферы. 2. К. Гольдштейн, X. Хэд считали неправомерным выведение причинных зависимостей между расстройствами речи и мышления, поскольку в том и другом случае главной причиной является нарушение целостного способа деятельности мозга. 3. Пик, Лотмар говорили о непосредственной обусловленности расстройств мышления речевыми дефектами; Изучение речевой патологии началось сравнительно недавно, с тех пор как стали известны основные анатомо-физиологические механизмы обеспечения речевой деятельности, т.е. примерно с серXIX в. Первыми в науке о речевых расстройствах являются невропатологи Брока (1861) и Вернике (1873), первый из которых показал, что моторные функции речи локализуются в заднем отделе третьей лобной извилины левого полушария (у правшей) головного мозга, а второй описал центр сенсорной стороны речи — в задней трети левой височной извилины. Для исследований иностранных авторов в целом характерно почти полное игнорирование внутреннего предметного содержания психических процессов.
Следует сказать, что в мировой науке подавляющее количество психологических исследований посвящено заиканию; в отношении заикающихся предлагаются разнообразные методы психологической помощи. Значительно реже и менее систематично таким исследованиям подвергались лица с другими речевыми расстройствами, но среди них в наибольшей степени страдающие афазией.
5. Речь, ее структура и функции, особенности речи в условиях патологии: речь – исторически сложившаяся форма общения людей по средствам языка. В развитии структуры детской речи отправным пунктом является слово-предложение, выполняющее на ранних стадиях ту функцию, которая в речи взрослых выражается целым предложением: "стул" – значит "посади на стул"; будучи по структуре одним словом, оно функционально приближается к предложению. Затем между 1,5 и 2 годами у ребенка появляются первые не однословные предложения (из 2-3 слов).
9.Методы логопсихологии: достоинства и недостатки.1.наблюдение: виды: внутр-е,внешн-е; актив-е,пассив-е;включенное(набл-ие м вкл. В процесс),стороннее(зеркало,большая объективность,но не будет видно всех тонкостей);житейское,научное:1.програмированное(некая программа)-ждем четко того,что нужно;н:долго ждать2.непрограммир-е(то,что проявл-ся,все видим;+-можно рассм-ть все аспекты личности)много лишнего. 2.Тесты и анкета. в тестах присутствуют опред-ые шкалы-лжи например,в анкетах нет,в тестах есть опред-ый стандарт;+массово и быстро,можно сделать не только коллич-ую,но и кач-ую оценку;-возможны не истинные ответы;некоторые тесты могут проводить только медики,нужна выс-ая квалификация. анк-та (отл-е от теста,нет ключей); +массовость быстрота проводимости;-может наврать чел-к не видно эмоций,интерпритация долгая; 3.опросники (плохо для применения) .4.поективные методики (относятся к тестам); 5.тесты задания «сложи пирамидку»+косвенно можно определить что наруш-но у реб,-дорогой стим-ый материал; 6.Интервью (поверхностно) и беседа (глубокие данные),различия: и -четкий вопрос,смена тем по вопросам(об одном,потом совер-о о др-м; прямо спрашивают;+четкий и быстр-й?;-чел-к может закрыться,наврать); б: меняются вопросы,но они подводят к интересующему?;+точно чувствуешь нюансы;-долго можно подводить. 7.эксперимент: лабораторный(в спец-о созд-х усл-ях;-большие затраты на оборуд-ие;м/вести себя не естест-о); естест-й(+нет затрат на оборуд-ие,возм-ть многократного повтор-я). лучше не вербальные методыдиагн-ки(собери картинку,и т.д.) Методы логопсихологии подразделяются на 2 большие группы- психодиагностика и психологическая помощь(коррекция).Психодиагностические методы можно разделить по направленности, теоретическому конструкту,и форме применения.(устная, письменная, групповая, индив.)Наблюдение; Эксперимент,Опрос; Тестирование.Для обозначения психологической помощи применяют 2 термина — психокоррекция и психотерапия. Психотерапия -целенаправленное воздействие различными средствами нелекарственного характера на психику человека с целью нормализации его психического или физического состояния. Психокоррекция — совокупность психологических приемов, используемых для исправления недостатков психики или поведения психически здорового человека. Методы психологической помощи, применяемые в логопсихологии —психоанализ,, психодрама.
доказанной связь речевых расстройств с морфологическими изменениями определенных отделов коры головного мозга. Наиболее интенсивно вопросы этиологии начали разрабатываться с 20-х годов. Доброгаев выделял «заболевания ВНД», патологические изменения в анатомическом речевом аппарате, недостаточность воспитания в детстве, а также «общие невропатические состояния организма». Хватцев впервые разделил на внешние и внутренние, также выделил органические, функциональные, социально-психологические и психоневрологические причины. К органическим отнесены недоразвитие и поражение мозга во пре, нат, пос. периодах или, а также различные органические нарушения периферических органов речи. Им были выделены органические центральные (поражения мозга) и органические периферические причины (поражения органа слуха, расщепление нёба и другие морфологические изменения артикуляционного аппарата). Функциональные причины объяснил учением Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в ЦНС Он подчеркивал взаимодействие органических и функциональных, центральных и периферических причин. К психоневрологическим причинам он относил УО, нарушения памяти, внимания и др. расстройства психических функций. социально-психологические причины (различные неблагоприятные влияния окружающей среды)
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.017 с.) |