Учебно-методические материалы по русскому языку с основами языкознания  для 3 лого 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методические материалы по русскому языку с основами языкознания  для 3 лого



Учебно-методические материалы по русскому языку с основами языкознания  для 3 ЛОГО

Семестр

Лекции

Актуальное членение предложения

 Актуальное членение предложения. Тема и рема в предложении. Порядок слов, фразовое и логическое ударение как основные средства выражения актуального членения.

Сложное предложение. Классификация сложных предложений.

Сложное предложение как структурно-семантическое объединение предикативных частей. Место сложного предложения в системе языковых единиц. Признаки сложного предложения. Полипредикативность как основной признак сложного предложения.

Структура сложного предложения и его грамматическое значение. Понятие структурно-семантической модели сложного предложения. Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению (предложения союзные и бессоюзные; сочиненные и подчиненные).

3. Сложносочиненное предложение

Сложносочиненные предложения. Сложносочиненные предложения с сочинительными, противительными и разделительными союзами. Структурно-семантическая характеристика предложений каждого из этих типов, предложения открытой и закрытой структуры, однородного и неоднородного состава. Место сложных предложений с присоединительными и градационными союзами в системе сложносочиненных предложений. Вопрос о сложных предложениях с пояснительными союзами.

Сложноподчиненные предложения

Сложноподчиненные предложения. Подчинительные средства связи (союзы и союзные слова — относительные местоимения и наречия; синтаксические и семантические средства связи). Указательные слова (корреляты) — соотносительные местоимения и наречия; их основные виды и функции. Типы позиций придаточного в сложноподчиненном предложении (постпозиция, препозиция, интерпозиция). Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной и расчлененной структуры. Структурно-семантические различия между ними. Типы сложноподчиненных предложений нерасчлененной и расчлененной структуры. Структурно-семантическая характеристика каждого из них.

Бессоюзные предложения

Бессоюзные сложные предложения. Средства связи частей в бессоюзном сложном предложении. Основные типы интонации в бессоюзном сложном предложении: соединительная, противительная, перечислительная, разделительная, пояснительная, присоединительная и др.

Классификация бессоюзных сложных предложений. Общая характеристика семантики бессоюзного сложного предложения сравнительно с семантикой сложноподчиненных и сложносочиненных предложений.

Сложные предложения усложненной структуры

Сложные предложения усложненной структуры (многочленные сложные предложения). Усложненные предложения с однотипной связью. Сложносочиненные предложения усложненной структуры.

Сложноподчиненные предложения усложненной структуры

Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением. Сложноподчиненные предложения с параллельным (однородным и неоднородным) соподчинением.

Бессоюзные сложные предложения усложненной структуры

Бессоюзные сложные предложения усложненной структуры.

Уровни членения в многочленном сложносочиненной и бессоюзном предложениях.

Сложные предложения усложненной структуры с различными типами связи

 Структурные типы многочленных сложных предложений с различными видами связи: сочинением и подчинением; бессоюзием, сочинением и подчинением и др.

 

Семестр

Практическое занятие № 1 (2 часа)

Тема:  Сложные предложения

 

1. Сложное предложение. Признаки сложного предложения.

2. Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению (предложения союзные и бессоюзные; сочиненные и подчиненные).

3. Сложносочиненные предложения.

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001.

2. Соответствующие разделы в других учебниках по русскому языку.

3. Лекционный материал.

Практическое занятие № 2 (2 часа)

Семестр

Тема 1: Синтаксис текста (4 часа)

Вопросы, выносимые на СРС:

1. Сложное синтаксическое целое как структурно-семантическая единица текста.

2. Способы связи предложений в сложном синтаксическом целом.

3. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Мотивы членения текста на абзацы. Функции начальных и конечных абзацев.

4. Текст как единица синтаксиса.

Форма контроля: конспект

Литература

1.    Богачев Ю.П. Русский язык с основами языкознания. – М., 2005.

2.    Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001.

3.    Попов Р.Н., Валькова Д.П. и др. Современный русский язык. - М.,2000.

4.    Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. – М.:Изд-во «Академия» 2002.

Тема 2: Пунктуация (4 часа)

Вопросы, выносимые на СРС:

1. Пунктуация

2. Принципы русской пунктуации: смысловой, грамматический и интонационный. Их иерархия и взаимодействие.

3. Система знаков препинания в современном русском языке.

4. Основные функции знаков препинания (отделительные, выделительные).

Форма контроля: конспект

Литература

1.    Богачев Ю.П. Русский язык с основами языкознания. – М., 2005.

2.    Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М, 2001.

3.    Попов Р.Н., Валькова Д.П. и др. Современный русский язык. - М.,2000.

4.    Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. – М.:Изд-во «Академия» 2002.

 

 

ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

Порядок морфемного анализа

Основная задача морфемного разбора заключается в выделении всех значимых частей (морфем) в составе слова (как производного, так и непроизводного) с точки зрения современного состояния языка (синхронный план).

При морфемном разборе слово анализируется на уровне словоформ, то есть тех форм, в которых слова выступают в предложении. При определении основы следует помнить, что основа слова включает в свой состав только словообразующие аффиксы.

  1. Сначала следует определить принадлежность слова к части речи и отметить, изменяемое это слово или нет.
  2. Если слово – изменяемая часть речи, выделить окончание.
  3. Выделить основу слова и определить характер основы по структуре – производная или непроизводная, членимая или нечленимая основа.
  4. Выделить корневую и аффиксальные морфемы.

Для проверки правильности выделения корневой морфемы, приводим однокоренные слова, для проверки правильности определения аффиксальных морфем, приводим одноструктурные слова.

Пример:


Заботливо – наречие, неизменяемое слово.

 


ПнО ЧнО

 

Все слово представляет собой чистую основу. По структуре основа производная, членимая. Корневая морфема – забот- (однокорневые слова – забота, заботливый). Суффиксы –лив-, -о (одноструктурные слова - суетливый, совестливый; суетливо, молчаливо)

Порядок словообразовательного анализа

Словообразовательный анализ так же, как и морфемный, - это синхронный анализ. При словообразовательном анализе важно соотнести производное слово (ПнС) с производящим по форме и по значению. При нахождении производящего слова (П щС) важно учитывать не только структурное сходство слов, но и близость из семантики. Словообразовательный разбор основных знаменательных частей речи производится на уровне начальных форм соответствующих частей речи.

  1. Назвать часть речи.
  2. Определить начальную форму.
  3. Установить, является ли анализируемое слово проиозводным или непроизводным.
  4. Выявить производящее слово.
  5. Выделить в составе производящего и производного слова производящую основу.
  6. Определить словообразовательное средство (формант).
  7. Определить способ словообразования.
  8. Указать (если есть) морфонологические явления на границе морфов (усечение, чередование и др.)

 

Пример:

ПнС ф    ПщС

Заботливо   заботлив(ый)

     
 


ПщО                 ПщО

Способ образования – морфологический, аффиксально-суффиксальный подтип.

Морфологический разбор

                                   Имя существительное

Схема анализа

 

1.Определить часть речи и начальную форму.

2.Указать лексико-грамматический разряд.

3.Охарактеризовать род.

4.Определить тип склонения.

5.Установить падеж.

6.Определить число.

7.Установить синтаксическую роль данной словоформы.

 

Образцы анализа

Осенней3 свежестью3, листвою3  и плодами благоухает3 сад. 3

 

Сад – имя существительное в начальной форме, нарицательное, неодушевленное, конкретное, мужского рода, 2 склонения, употреблено в форме именительного падежа, единственного числа, в предложении является подлежащим.

 

Свежестью  - имя существительное, начальная форма свежесть, нарицательное, неодушевленное, абстрактное, женского рода, 3 склонения, употреблено в форме творительного падежа, единственного числа (singularia tantum), в предложении является дополнением.

 

Листвою – имя существительное, начальная форма листва, нарицательное, неодушевленное, конкретное, собирательное, женского рода, 1 склонения, употреблено в форме творительного падежа, единственного числа (singularia tantum), в предложении является дополнением.

 

Имя прилагательное

Схема анализа

 

1.Определить часть речи и начальную форму.

2.Установить лексико-грамматический разряд.

3.Для качественных прилагательных определить:

а) полную или краткую форму,

б) степень сравнения.

4.Выявить тип склонения.

5.Определить, в каком роде, числе и падеже согласуется с существительным                               

        6.Установить синтаксическую роль данной словоформы.

 

 

Образец анализа

Осенней (свежестью) – имя прилагательное, начальная форма осенняя, относительное прилагательное, мягкий вариант склонения, согласуется с существительным свежестью в женском роде, в единственном числе, в творительном падеже, в предложении является определением.

 

Глагол

Схема анализа

1.Определить часть речи и начальную форму (инфинитив).

2.Установить вид.

3.Определить форму глагола (возвратная, невозвратная).

4.Охарактеризовать переходность.

5.Установить залог.

6.Выявить класс.

7.Тип спряжения.

8.Определить наклонение.

9.Охарактеризовать время (в изъявительном наклонении).

10.Установить число, лицо, род (если возможно).

11.Определить синтаксическую роль данной словоформы.

Образец анализа

Благоухает – глагол; начальная форма благоухать, одновидовой глагол несовершенного вида; невозвратная форма; непереходный; действительного залога; глагол 1 продуктивного класса, 1 спряжения; употреблен в изъявительном наклонении, в настоящем времени, в единственном числе, в 3 лице; в предложении выполняют функцию простого глагольного сказуемого.

 

Образец анализа

Вечер, подернутый лиловым налетом, принес тишину (К.Г.Паустовский).4

По цели высказывания – это предложение повествовательное, по эмоциональной окраске – невосклицательное, по характеру предикативных отношений – утвердительное. Предикативный центр – вечер принес; предложение двусоставное, распространенное (кроме главных членов, в нем есть и второстепенный член – дополнение). По наличию структурно обязательных членов – полное. Осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Вечер – подлежащее, выражено типичной для него формой – именительным падежом единственного числа имени существительного.

Принес - простое глагольное сказуемое, выражено формой прошедшего времени мужского рода глагола принести.

Тишину – прямое дополнение, выражено именем существительным в винительном падеже без предлога.

Подернутый лиловым налетом – обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

 

Порядок разбора ССП

1. Выделить предикативные части, нарисовать графическую схему.

2. Определить тип предложения по потенциальному составу: открытой структуры, закрытой структуры.

3. Охарактеризовать тип выражаемых отношений.

4. Охарактеризовать средства связи предикативных частей: союзы, интонация,          общие компоненты.

 

Образец разбора

 

1 Пословицы и поговорки всегда кратки, а 2 ума и чувства вложено в них на целые книги (М.Горький).

     
1
 
2


                 а

 

Это предложение повествовательное, невосклицательное; сложносочиненное предложение минимальной структуры, состоит из двух предикативных единиц (первая - пословицы и поговорки всегда кратки, вторая - ума и чувства вложено в них на целые книги). Предложение закрытой структуры, смысловые отношения - противительно-уступительные, средства связи - противительный союз а, интонация.

Порядок разбора СПП

  1. Выделить главную и придаточную части.
  2. Выявить характер отнесенности придаточной части к главной (к контактному слову, ко всей главной части).
  3. Определить вид СПП по характеру отнесенности придаточного предложения (расчлененной структуры, нерасчлененной структуры) и вид придаточного предложения.
  4. Дать характеристику смысловых отношений между главным и придаточным предложениями: определительные, обстоятельственные (временные, условные и др.), присоединительные и т.д.
  5. Охарактеризовать средства связи предикативных частей: союзы, союзные     слова, интонация, контактные, соотносительные слова, позиция придаточной части.
  6. Составить схему предложения.

 

 

Образец разбора

 

 1 Умная голова не позволит, 2чтобы ее мысли читали по лицу.

Это повествовательное, невосклицательное СПП минимальной структуры; состоит из двух предикативных частей: главной - Умная голова не позволит; придаточной - чтобы ее мысли читали по лицу. Придаточная часть относится к контактному слову в главной части - глаголу не позволит. Это СПП нерасчлененной структуры с придаточным изъяснительным, связанным с главным при помощи асемантического союза чтобы. Другие средства связи - соответствующая интонация, контактное слово - не позволит, постпозитивное положение придаточной части по отношению к главной.

 

                                          1

                                                чтобы

                                                  

 

Порядок разбора БСП

1.  Выделить предикативные части, нарисовать графическую схему.

2. Определить тип предложения по характеру строения и смысловых отношений: однородного, неоднородного состава; открытой, закрытой структуры.

3. Дать характеристику смысловых отношений между предикативными частями.

4. Охарактеризовать средства связи предикативных частей.

 

Образец разбора

1Слой облаков был тонок – 2 сквозь него просвечивало солнце (К.Паустовский)

Это повествовательное, невоклицательное БСП минимальной структуры (состоит из двух предикативных единиц), неоднородного состава, закрытой структуры, между частями выражаются следственные отношения (об этом свидетельствует возможность введения следственного подчинительного союза так что, или лексического конкретизатора поэтому); средства связи – интонация.

2
1
                                                                          

                                                                

 

 

Усложненной структуры

112 июня силы Западной Европы перешли границы России и 2началась война,3 то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие (А. Толстой).

   

 

I               

                                                          II

      1    и  2, то есть  3                    

 

 

Общая характеристика: это предложение повествовательное, невосклицательное, ССП усложненной структуры, состоит из 2 структурно-семантических компонентов и 3 предикативных единиц. На первом уровне членения предложение делится на два структурно-семантических компонента (1 – 12 июня силы Западной Европы перешли границы России и началась война; 2 - то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие), связанных сочинительным пояснительным союзом то есть и представляющих собой ССП закрытой структуры, между частями которого выражаются пояснительные отношения. На втором уровне членению подвергается первая часть – это ССП минимальной структуры закрытого типа, между частями которого выражаются причинно-следственные отношения (связь осуществляется с помощью соединительного союза и).

 

 

1Полагая, 2что вопрос его относится до цензуры, 1отвечаю, 3что не предвижу никакого, со стороны ее, препятствия (П.Вяземский).

 

 

Схема:

 

                                           1

                       что                    что

                           2                    3

 

 

Общая характеристика: повествовательное, невосклицательное, СПП усложненной структуры, состоящее из 3 предикативных единиц. Главная часть – Полагая, отвечаю; два параллельных неоднородных придаточных: первое - что вопрос его относится до цензуры – изъяснительное, приглагольное, относится к слову полагая; 2 - что не предвижу никакого, со стороны ее, препятствия – изъяснительное, приглагольное, относится к контактному слову отвечаю, оба придаточных связаны с главным с помощью подчинительных союзов что.

1Обычай мой такой: 2подписано – 2так с плеч долой (А.С.Грибоедов).

Схема:

 

                I                      II

                

              1   :   2  -    3

 

 

Общая характеристика: повествовательное, невосклицательное, бессоюзное сложное предложение, состоящее из 3 предикативных единиц, с двумя уровнями членения. На первом уровне предложение делится на две части (1 структурно-смысловой компонент - обычай мой такой; 2 структурно-смысловой компонент - подписано – так с плеч долой) и представляет собой бессоюзное сложное предложение закрытой структуры с пояснительными отношениями. Второй уровень членения: вторая часть в свою очередь представляет собой бессоюзное сложное предложение, состоящее из двух предикативных единиц: 1) подписано и 2) так с плеч долой, которые представляют собой бессоюзное сложное предложение закрытой структуры, между частями выражаются отношения условно-следственные.

1Татьяна Афанасьевна подала брату знак,2 что больная хочет уснуть, и 3все вышли потихоньку из светлицы, кроме служанки, 4которая снова села за самопрялку (А.Пушкин).

 

 

Схема:

                         I             II

 

1 3

                               что и

2           4

 

Общая характеристика: повествовательное, невосклицательное, сложное предложение усложненной структуры с сочинением и подчинением и двумя уровнями членения, состоит из двух структурно-смысловых компонента и четырех предикативных единиц. Первый уровень членения: предложение делится на два структурно-смысловых компонента (1 - Татьяна Афанасьевна подала брату знак, что больная хочет уснуть;2 - все вышли потихоньку из светлицы, кроме служанки, которая снова села за самопрялку), представляющих собой сложносочиненное предложение закрытой структуры с причинно-следственными отношениями, части связаны союзом и. На второй уровне членению подвергаются оба структурно-смысловых компонента. 1 компонент представляет собой СПП минимальной конструкции нерасчлененной структуры с главной частью Татьяна Афанасьевна подала брату знак и придаточным что больная хочет уснуть, присловным (относится к контактному слову знак), присубстантивно-определительным, связанным с главной частью с помощью асемантического союза что. 2 компонент представляет собой СПП минимальной конструкции нерасчлененной структуры с главной частью все вышли потихоньку из светлицы, кроме служанки, и придаточным которая снова села за самопрялку, присловным (относится к контактному слову служанки), присубстантивно—определительным, связанным с главным с помощью союзного слова которая.

Вопросы к экзамену

1. Словосочетание как синтаксическая единица. Строение словосочетаний. Виды подчинительной связи слов в словосочетании. Классификация словосочетаний по характеру главного слова, по структуре, по смысловым отношениям; словосочетания свободные и связанные.

2. Предложения как основная синтаксическая единица. Признаки предложения: предикативность и интонационная замкнутость.

3. Классификация предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Восклицательные предложения. Интонационные и структурные особенности предложений каждого типа. Предложения утвердительные и отрицательные.

4. Классификация предложений по их структуре: членимые и нечленимые, простые и сложные, двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, осложненные и неосложненные. Предложения полные и неполные.

5. Двусоставное предложение. Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое, его типы и способы выражения.

6. Второстепенные члены предложения. Принципы классификации второстепенных членов предложения. Разряды второстепенных членов предложения.

7. Односоставные члены предложения как особый тип простого предложения; предложения определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные и номинативные.

8. Однородные члены предложения. Разряды сочинительных союзов, связывающих однородные члены предложения, и особенности их употребления. Обобщающие слова при однородных членах. Синтаксическая функция обобщающих слов.

9. Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении. Общие и частные условия обособления второстепенных членов предложения.

10. Сложное предложение как синтаксическая единица. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Сочинение и подчинение частей в сложных предложениях.

11. Сложносочиненные предложения. Роль сочинительных союзов в формировании смысловых отношений между частями ССП.

12. Сложноподчиненные предложения. Главная и придаточная части предложения, их единство. Принципы классификации СПП. Нерасчлененные и расчлененные СПП.

13. Виды придаточных предложений в СПП нерасчлененной структуры. Виды придаточных предложений в СПП расчлененной структуры.

14. Бессоюзные сложные предложения в системе сложных предложений. Средства связи частей БСП.

15. Сложносочиненные предложения усложненной структуры.

16. Сложноподчиненные предложения усложненной структуры. Параллельное (однородное и неоднородное), последовательное и смешанное подчинение.

17. Бессоюзные сложные предложения усложненной структуры.

18. Усложненные предложения с разнотипной связью.

19. Прямая, косвенная и несобственно-прямая речь как способы передачи чужой речи. Структура предложений с прямой, косвенной и несобственно-прямой речью.

20. Основы русской пунктуации. Структура предложения и пунктуация. Пунктуация и смысл. Пунктуация и интонация.

 

Образец билета

  1. Основы русской пунктуации. Структура предложения и пунктуация. Пунктуация и смысл. Пунктуация и интонация.
  2. Провести разбор  сложного предложения по схемам - вертикальной и линейной (см. образцы).
  3. Дополнительные задания.

 

 

Дополнительные задания

Ромашову вдруг показалось (3), что сияющий майский день сразу потемнел (4), что на его плечи легла мертвая, чужая тяжесть, похожая на песчаную (1) гору, и что музыка заиграла (2) скучно и глухо.      

 

1. – фонетический анализ

2. – состав слова (морфемный)

3. – словообразовательный анализ

4. – морфологический анализ

5.  – словосочетание  (выделенное)

6. – подчеркнутое простое предложение  

 

Учебно-методические материалы по русскому языку с основами языкознания  для 3 ЛОГО

Семестр

Лекции



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.15 с.)