Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии освоения компетенции:

Поиск

Умения:

Приводит примеры нормативных актов экологического законодательства в конкретной ситуации.

Сравнивает и выбирает необходимые нормативные правовые акты для квалификации экологического правоотношения в конкретной ситуации.

Определяет отличия компонентов природной среды от объектов природы, природных комплексов, а также иных объектов материального мира; характеризует суть социально значимых проблем в сфере взаимодействия общества и природы, роль государства в регулировании правоотношений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, обозначает экологические права граждан; в конкретной ситуации в сфере экологических правоотношений выделяет права, обязанности, субъектов, объекты экологического правоотношения, основания возникновения и прекращения экологических правоотношений.

При разборе типовых ситуаций оценивает правомерность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в экологической сфере, делает вывод о соответствии поведения субъектов экологических правоотношений действующему экологическому законодательству.

Приводит примеры нормативных актов, в которых закреплены требования по охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности; эколого-правовые требования и меры по охране отдельных природных объектов (недр, водных объектов, лесов, животного мира, атмосферного воздуха), а также нормативных правовых актов, устанавливающих правовой режим особо охраняемых природных территорий, лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

Определяет нормативный правовой акт, необходимый при разборе типовой ситуации по вопросам охраны природы.

Находит необходимый нормативный акт, регулирующий отношения собственности на природные ресурсы и отношения по их использованию для разрешения типичных ситуаций.

 

Навыки:.

Соотносит конкретные общественные отношения с нормами действующего законодательства при решении типовых практических ситуаций в сфере права собственности на природные ресурсы и природопользования.

Осуществляет поиск и использование при разборе типовых ситуаций нормативных правовых актов, в том числе международных, закрепляющих требования по охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, эколого-правовые требования и меры по охране отдельных природных объектов (недр, водных объектов, лесов, животного мира, атмосферного воздуха), а также устанавливающих правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

 

 

Оценочные средства, используемые для оценки сформированности компетенции:

1. Теоретические вопросы

1. Понятие и особенности источников экологического права. Современная система источников экологического права, их классификация. Основные этапы правового регулирования экологических отношений. Особенности правового регулирования экологических отношений в условиях федеративного устройства Российского государства.

2. Конституционные основы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

3. Источники международного права окружающей среды. Международные договоры в области охраны окружающей среды. Соотношение международного права и внутреннего законодательства об охране окружающей среды в РФ.

4. Закон как источник экологического права. Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды»: общая характеристика, место в системе источников экологического права.

5. Законодательство РФ о недрах. Водное законодательство РФ. Лесное законодательство РФ. Законодательство РФ об охране и использовании животного мира. Законодательство РФ об охране атмосферного воздуха. Экологизация природоресурного законодательства.

6. Указы Президента РФ. Правительственные нормативные акты. Ведомственные нормативные акты. Нормативные акты органов власти субъектов РФ и акты органов местного самоуправления.

7. Роль судебной практики в регулировании экологических отношений.

 

2.Практические задания

Задача 1.

Орган законодательной власти субъекта РФ представил эксперту для заключения проект областного закона «Об охране окружающей среды и природопользовании». В заключении эксперта среди прочих замечаний было следующее: областной закон не может устанавливать принципы охраны окружающей среды и природопользования, так как принципы могут устанавливаться только федеральными законами.

Прав ли эксперт?Какие нормативные акты следует применить в данной ситуации?

Задача 2.

При разработке проекта закона о лесных отношениях в одном из субъектов РФ специалисты решили закрепить в данном субъекте «общественную» форму собственности в данном субъекте. Мотивировали они это тем, что водное законодательство, согласно ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, к тому же ст. 9 Основного закона установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в иных формах собственности.

Вправе ли они это сделать?Какие нормативные акты следует применить в данной ситуации?

Задача 3.

На горнодобывающем предприятии органами Росприроднадзора была проведена выездная плановая проверка соблюдения требований охраны окружающей среды и экологического законодательства. В начале следующего года на предприятие поступила информация от территориального органа Росприроднадзора о том, что в сентябре запланирована документированная проверка предприятия на предмет соблюдения природоохранного законодательства.

Проанализируйте ситуацию.

Назовите нормативные правовые акты, регулирующие проведение проверок при осуществлении государственного экологического надзора.

  Задача4.

Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" с 05.07.20015 по 31.12.2016 г. на 26-м км от устья Корабельного реки Северной Двины производило сброс сточных вод, образовавшихся от промывки фильтров водоочистных сооружений поселка Маймаксанского лесного порта на острове Бревенника г. Архангельска. Сточные воды сбрасывались в Корабельный рукав Северной Двины с превышением нормативов качества воды, установленных для водного объекта рыбохозяйственного назначения.

Нарушались ли требования водоохранного законодательства?

 

Задача 5.

Дорожно-строительная организация разработала новый материал для покрытия дорожного полотна. При его производстве были использованы, в том числе и отходы горнодобывающего производства.

Назовите нормативный правовой акт, регулирующий общественные отношения по использованию отходов горнодобывающего производства.

 

3.Тесты

Простой

1. Согласно Конституции РФ земельное, водное, лесное, законодательство о недрах и об охране окружающей среды находятся в…:

-: ведении Российской Федерации

-: совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов

-: ведении Субъектов Российской Федерации

-: ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления

Средней сложности

2. Согласно Конституции РФ установление основ экологического развития находится в…

-: ведении Российской Федерации.

-: Совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

-: ведении Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

-: ведении Субъектов Российской Федерации.

Сложный

3. К международным соглашениям, направленным на борьбу с озоноразрушающими веществами, относят…

-: Монреальский протокол 1987 г.

-: Киотский протокол 1997 г.

-: Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г.

-: Договор по космосу 1967 г.

Право природопользования.

1. Понятие, общая характеристика и принципы права природопользования.

2. Объекты, субъекты и виды права природопользования. Содержание права природопользования.

3. Права и обязанности природопользователей, их классификация.

4. Основания возникновения и прекращения права природопользования.

5. Понятие и общая характеристика права пользования недрами.

6. Понятие и общая характеристика права пользования водными объектами.

7. Понятие и общая характеристика права лесопользования и пользования лесными участками.

8. Понятие и общая характеристика права пользования объектами животного мира.

9. Правовое регулирование охоты в РФ.

10. Правовое регулирование рыболовства в РФ.

Задача 2.

Мэрия городского округа Н обратилась в Арбитражный суд Н-ской области с исковым заявлением о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на 2 лесных участка, расположенных по адресу Н-ская область, г. Н, мотивируя свои требования тем, что лесные участки расположены на территории города Н.

Судом мэрии в иске было отказано на том основании, что согласно данным кадастрового учета данные лесные участки отнесены к землям лесного фонда.

 

Назовите формы собственности на лесные участки.

Перечислите основания возникновения и прекращения права собственности на лесные участки.

Оцените решение суда.

 

Задача 3.

Организация имеет лицензию на проведение геолого-разведочных работ и добычу полезных ископаемых в одном из регионов России.

 

Перечислите субъектов и виды права недропользования.

Вправе ли данная организация передать права по этой лицензии своему дочернему обществу, которое будет непосредственно заниматься работами, указанными в лицензии? Если вправе, то, в каком порядке это следует осуществить?

Задача 4.

В ходе проведения выездной плановой проверки соблюдения ООО «Крановый завод» природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, влияющих на состояние водных биоресурсов и среду их обитания, установлено, что для технических нужд предприятия использовалась вода из местного водохранилища. Однако на предприятии отсутствовала согласованная проектная документация на водозаборное сооружение; отсутствовали данные о типе рыбозащитного устройства, не было согласовано его место расположения в водном объекте со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания; отсутствовало водно-биологическое обоснование; отсутствовали сведения о проведении работ по обследованию водозабора и не установлено конкретное место расположения водозабора в водохранилище.

 

Какие нормы законодательства в данном случае нарушены?

Решите вопрос о привлечении виновных к ответственности.

Изменится ли ответственность, если в результате невыполнения указанных природоохранных требований произошла массовая гибель рыбы?

Задача 5.

Администрация муниципального образования заключила с гражданином Х. договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности площадью 0,4 Га с находящимся на нем прудом площадью 0,37 Га. После чего Х огородил участок и ограничил доступ к пруду местного населения, для которого пруд являлся основным местом отдыха в летний период. Население обратилось в суд.

 

Перечислите виды права водопользования.

Имеет ли право гражданин Х осуществлять в указанном случае обособленное водопользование.

Каким законодательством определяются условия договора аренды земельного участка в данном случае?

Нарушают ли действия гражданина Х права граждан в сфере водных отношений?

Какое решение должен принять суд?

 

Задача 6.

Согласно разрешению на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, выданному Уральским управлением Ростехнадзора по УрФО, ОАО «Вымпел» разрешалось осуществлять сброс загрязняющих веществ в составе промышленных и ливневых сточных вод в реку Исеть по нормативам, указанным в приложении к разрешению.

Однако общество допустило сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в водный объект - реку Исеть с превышениями установленных нормативов, что подтверждалось результатами химического анализа сточных вод.

Назовите орган, выдающий разрешения на сбросы и выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

Укажите нарушенные ОАО «Вымпел» нормы экологического законодательства.

К какому виду ответственности следует привлечь ОАО «Вымпел»?

 

Умения:

Приводит примеры нормативных актов экологического законодательства в конкретной ситуации.

Сравнивает и выбирает необходимые нормативные правовые акты для квалификации экологического правоотношения в конкретной ситуации.

Определяет отличия компонентов природной среды от объектов природы, природных комплексов, а также иных объектов материального мира; характеризует суть социально значимых проблем в сфере взаимодействия общества и природы, роль государства в регулировании правоотношений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, обозначает экологические права граждан; в конкретной ситуации в сфере экологических правоотношений выделяет права, обязанности, субъектов, объекты экологического правоотношения, основания возникновения и прекращения экологических правоотношений.

При разборе типовых ситуаций оценивает правомерность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в экологической сфере, делает вывод о соответствии поведения субъектов экологических правоотношений действующему экологическому законодательству.

Приводит примеры нормативных актов, в которых закреплены требования по охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности; эколого-правовые требования и меры по охране отдельных природных объектов (недр, водных объектов, лесов, животного мира, атмосферного воздуха), а также нормативных правовых актов, устанавливающих правовой режим особо охраняемых природных территорий, лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

Определяет нормативный правовой акт, необходимый при разборе типовой ситуации по вопросам охраны природы.

Находит необходимый нормативный акт, регулирующий отношения собственности на природные ресурсы и отношения по их использованию для разрешения типичных ситуаций.

 

Навыки:.

Соотносит конкретные общественные отношения с нормами действующего законодательства при решении типовых практических ситуаций в сфере права собственности на природные ресурсы и природопользования.

Осуществляет поиск и использование при разборе типовых ситуаций нормативных правовых актов, в том числе международных, закрепляющих требования по охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, эколого-правовые требования и меры по охране отдельных природных объектов (недр, водных объектов, лесов, животного мира, атмосферного воздуха), а также устанавливающих правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

 

 

Оценочные средства, используемые для оценки сформированности компетенции:

1. Теоретические вопросы

1. Понятие и особенности источников экологического права. Современная система источников экологического права, их классификация. Основные этапы правового регулирования экологических отношений. Особенности правового регулирования экологических отношений в условиях федеративного устройства Российского государства.

2. Конституционные основы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

3. Источники международного права окружающей среды. Международные договоры в области охраны окружающей среды. Соотношение международного права и внутреннего законодательства об охране окружающей среды в РФ.

4. Закон как источник экологического права. Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды»: общая характеристика, место в системе источников экологического права.

5. Законодательство РФ о недрах. Водное законодательство РФ. Лесное законодательство РФ. Законодательство РФ об охране и использовании животного мира. Законодательство РФ об охране атмосферного воздуха. Экологизация природоресурного законодательства.

6. Указы Президента РФ. Правительственные нормативные акты. Ведомственные нормативные акты. Нормативные акты органов власти субъектов РФ и акты органов местного самоуправления.

7. Роль судебной практики в регулировании экологических отношений.

 

2.Практические задания

Задача 1.

Орган законодательной власти субъекта РФ представил эксперту для заключения проект областного закона «Об охране окружающей среды и природопользовании». В заключении эксперта среди прочих замечаний было следующее: областной закон не может устанавливать принципы охраны окружающей среды и природопользования, так как принципы могут устанавливаться только федеральными законами.

Прав ли эксперт?Какие нормативные акты следует применить в данной ситуации?

Задача 2.

При разработке проекта закона о лесных отношениях в одном из субъектов РФ специалисты решили закрепить в данном субъекте «общественную» форму собственности в данном субъекте. Мотивировали они это тем, что водное законодательство, согласно ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, к тому же ст. 9 Основного закона установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в иных формах собственности.

Вправе ли они это сделать?Какие нормативные акты следует применить в данной ситуации?

Задача 3.

На горнодобывающем предприятии органами Росприроднадзора была проведена выездная плановая проверка соблюдения требований охраны окружающей среды и экологического законодательства. В начале следующего года на предприятие поступила информация от территориального органа Росприроднадзора о том, что в сентябре запланирована документированная проверка предприятия на предмет соблюдения природоохранного законодательства.

Проанализируйте ситуацию.

Назовите нормативные правовые акты, регулирующие проведение проверок при осуществлении государственного экологического надзора.

  Задача4.

Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" с 05.07.20015 по 31.12.2016 г. на 26-м км от устья Корабельного реки Северной Двины производило сброс сточных вод, образовавшихся от промывки фильтров водоочистных сооружений поселка Маймаксанского лесного порта на острове Бревенника г. Архангельска. Сточные воды сбрасывались в Корабельный рукав Северной Двины с превышением нормативов качества воды, установленных для водного объекта рыбохозяйственного назначения.

Нарушались ли требования водоохранного законодательства?

 

Задача 5.

Дорожно-строительная организация разработала новый материал для покрытия дорожного полотна. При его производстве были использованы, в том числе и отходы горнодобывающего производства.

Назовите нормативный правовой акт, регулирующий общественные отношения по использованию отходов горнодобывающего производства.

 

3.Тесты

Простой

1. Согласно Конституции РФ земельное, водное, лесное, законодательство о недрах и об охране окружающей среды находятся в…:

-: ведении Российской Федерации

-: совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов

-: ведении Субъектов Российской Федерации

-: ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления

Средней сложности

2. Согласно Конституции РФ установление основ экологического развития находится в…

-: ведении Российской Федерации.

-: Совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

-: ведении Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

-: ведении Субъектов Российской Федерации.

Сложный

3. К международным соглашениям, направленным на борьбу с озоноразрушающими веществами, относят…

-: Монреальский протокол 1987 г.

-: Киотский протокол 1997 г.

-: Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г.

-: Договор по космосу 1967 г.

Критерии освоения компетенции:

«пороговый уровень» (удовлетворительно) –

Студент, в пределах основной литературы, основ экологического законодательства демонстрирует знание определения понятий источника экологического права, эколого-правовой нормы; системы источников экологического права федерального и регионального уровней, конституционные основы экологического права; нормы международного права окружающей среды, содержание ФЗ «Об охране окружающей среды», ВК РФ, Закона РФ «О недрах», ФЗ «О животном мире», ЛК РФ, «Об охране атмосферного воздуха», решения Конституционного Суда России, Верховного Суда РФ, разъясняющие отдельные нормативные положения актов, регулирующих отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Демонстрирует способность сравнивать и выбирать необходимые нормативные правовые акты и акты правоприменительной практики для квалификации экологического правоотношения в типичной ситуации; ориентироваться в содержании источников экологического права; анализировать типичные экологические правоотношения, выделяя в них субъектов, объекты и содержание.

Демонстрирует способность соотносить источники экологического права по юридической силе; навык оценивания типичных общественных отношений, возникающих в сфере взаимодействия общества и природы, с точки зрения соответствия действующему законодательному регулированию.

 

«базовый уровень» (хорошо) –

Студент, в пределах основной литературы, основ экологического законодательства и правоприменительной практики демонстрирует знание определения понятий источника экологического права, эколого-правовой нормы; системы источников экологического права федерального и регионального уровней, конституционные основы экологического права; нормы международного права окружающей среды, содержание ФЗ «Об охране окружающей среды», ВК РФ, Закона РФ «О недрах», ФЗ «О животном мире», ЛК РФ, «Об охране атмосферного воздуха», решения Конституционного Суда России, Верховного Суда РФ, разъясняющие отдельные нормативные положения актов, регулирующих отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Демонстрирует способность сравнивать и выбирать необходимые нормативные правовые акты и акты правоприменительной практики для квалификации экологического правоотношения в конкретной ситуации; классифицировать источники экологического права по различным основаниям, ориентироваться в их содержании; анализировать конкретные экологические правоотношения, выделяя в них субъектов, объекты и содержание.

Демонстрирует способность соотносить источники экологического права по юридической силе; навык оценивания конкретных общественных отношений, возникающих в сфере взаимодействия общества и природы, с точки зрения соответствия действующему законодательному регулированию с учетом использования специальной терминологии и причинно-следственных связей.

 

 «повышенный уровень» (отлично) -

Студент, в пределах основной и дополнительной литературы, экологического законодательства и правоприменительной практики демонстрирует знание определения понятий источника экологического права, эколого-правовой нормы; системы источников экологического права федерального и регионального уровней, конституционные основы экологического права; нормы международного права окружающей среды, содержание ФЗ «Об охране окружающей среды», ВК РФ, Закона РФ «О недрах», ФЗ «О животном мире», ЛК РФ, «Об охране атмосферного воздуха», решения Конституционного Суда России, Верховного Суда РФ, разъясняющие отдельные нормативные положения актов, регулирующих отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Демонстрирует способность сравнивать и выбирать необходимые нормативные правовые акты и акты правоприменительной практики для квалификации экологического правоотношения в конкретной ситуации; классифицировать источники экологического права по различным основаниям, ориентироваться в их содержании; анализировать конкретные экологические правоотношения, выделяя в них субъектов, объекты и содержание.

Демонстрирует способность соотносить источники экологического права по юридической силе; навык оценивания конкретных общественных отношений, возникающих в сфере взаимодействия общества и природы, с точки зрения соответствия действующему законодательному регулированию с учетом использования специальной терминологии, причинно-следственных связей и теоретических положений.

ОПК-3 способностью определять правовую природу общественных отношений, вычленять правовую составляющую в юридически значимых событиях и фактах, квалифицировать их;

Результаты обучения, достижение которых свидетельствует об освоении компетенции:

Знания:

Воспроизводит легальные определения понятий экологического права.

Перечисляет значение природных ресурсов в жизни общества.

Перечисляет общие положения экологической доктрины Российской Федерации и содержание этапов перехода Российской Федерации на путь устойчивого развития. 

Формулирует экологическую функцию государства, роль российского права в охране окружающей среды и обеспечении рационального природопользования.

Перечисляет экологические права граждан, указанные в Конституции РФ.

Воспроизводит определения понятий предмета, метода экологического права, называет не менее 8 принципов экологического права, закрепленных в ФЗ «Об охране окружающей среды». Перечисляет элементы системы экологического права как отрасли российского права.

Перечисляет основные этапы становления и развития экологического права как отрасли.

Воспроизводит определение понятия экологического правоотношения, перечисляет виды, структурные элементы (субъекты, объекты, содержание) экологического правоотношения, основания возникновения и прекращения экологического правоотношения.

Воспроизводит определение понятия права собственности на природные ресурсы; перечисляет формы, субъектов, объекты права собственности на природные ресурсы; формулирует содержание права собственности на природные ресурсы. 

Воспроизводит определение понятия права природопользования, перечисляет субъектов, объекты, виды права природопользования, формулирует содержание права природопользования;

Перечисляет основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы и права природопользования. 

Воспроизводит определение понятий права собственности и права пользования водными объектами, недрами, животным миром, лесными участками; дает общую характеристику права собственности и права пользования водными объектами, недрами, животным миром, лесными участками.

Воспроизводит определение понятия управления в области природопользования и охраны окружающей среды, принципы государственного управления в области природопользавания и охраны окружающей среды; перечисляет виды органов управления в обозначенной сфере, их функции и компетенцию.

Формулирует правовые основы участия общественных и иных некоммерческих объединений в обеспечении рационального природопользования и охране окружающей среды.

Перечисляет элементы системы организационно-правовых мер охраны окружающей среды:

•     экологический мониторинг;

•     экологическое нормирование;

•     оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС);

•     экологическая экспертиза;

•     экологическое лицензирование;

•     экологическая сертификация;

•     экологический аудит;

•     государственный учет природных ресурсов и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

•     экологический надзор и контроль.

Перечисляет элементы системы экономико-правового механизма охраны окружающей среды:

•     прогнозирование и планирование использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

•     финансирование охраны окружающей среды.

•     платность использования природных ресурсов, плата за негативное воздействие на окружающую среду.

•     договорные отношения в области природопользования и охраны окружающей среды, экономическое стимулирование охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Перечисляет меры юридической ответственности за экологические правонарушения:

•     административная ответственность за экологические правонарушения;

•     уголовная ответственность за экологические правонарушения;

•     дисциплинарная и материальная ответственность работников за нарушение экологического законодательства;

•     гражданско-правовая ответственность за причинение экологического вреда.

Воспроизводит определение понятия правовой охраны окружающей среды; формулирует её содержание; перечисляет формы, принципы и объекты правовой охраны окружающей среды. 

Перечисляет требования в сфере природопользования и охраны окружающей среды, закрепленные в нормах права и обеспечивающие охрану окружающей среды, природных объектов и природных комплексов, в том числе при осуществлении хозяйственной деятельности.

Воспроизводит определение понятий особо охраняемых природных территорий, лечебно-оздоровительной местности, курорта; перечисляет их виды; излагает содержание их правовых режимов;

Воспроизводит определение понятия международного экологического права, формулирует предмета правового регулирования; перечисляет принципы и объекты международно-правовой охраны окружающей среды, субъектов международных экологических правоотношений (международные экологические организации и др.), основные направлений международного сотрудничества в экологической сфере.

 

Умения:

Определяет отличия компонентов природной среды от объектов природы, природных комплексов, а также иных объектов материального мира. Характеризует суть социально значимых проблем в сфере взаимодействия общества и природы, роль государства в регулировании правоотношений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, обозначает экологические права граждан.

В конкретной ситуации в сфере экологических правоотношений выделяет права, обязанности, субъектов, объекты экологического правоотношения, основания возникновения и прекращения экологических правоотношений.

 Выявляет отдельные структурные элементы правоотношений собственности на природные ресурсы и правоотношений по природопользованию, приводит примеры форм собственности, видов природопользования, оснований возникновения и прекращения права собственности на отдельные объекты природы и права пользования различными природными ресурсами.

Оперирует понятиями, характеризующими правовые механизмы охраны окружающей среды.

Приводит примеры экологических прав общественных и иных некоммерческих объединений; использует знание содержания отдельных элементов организационно-правового и экономико-правового механизмов охраны окружающей среды, а также мер юридической ответственности за экологические правонарушения при ответе на поставленные вопросы.

Приводит примеры правовых требования в сфере природопользования и охраны окружающей среды, направленных на охрану окружающей среды, природных объектов и природных комплексов, в том числе при осуществлении хозяйственной деятельности из учебника.

Приводит примеры особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения, выявляет характерные черты правового режима особо охраняемых природных территорий.

Определяет признаки лечебно-оздоровительной местности, курорта.

Приводит примеры принципов международного экологического права; международных экологических организаций, международных конференции по охране окружающей среды.

 

Навыки:

Анализирует события и действия в сфере возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы и права природопользования; основываясь на знании отдельных структурных элементов таких правовых институтов как институт права собственности на природные ресурсы и институт природопользования, при разборе типичной ситуации в сфере взаимодействия общества и природы.

Оценивает и обосновывает необходимость проведения тех или иных мероприятий по охране природы и правомерность применения мер юридической ответственности при разборе типовой ситуации.

Использует нормативные акты при оценке выполнения природоохранных требований в процессе осуществлении хозяйственной и иной деятельности; соблюдения правового режима особо охраняемых природных территорий, лечебно-оздоровительных местностей и курортов при разборе типовой ситуации.

 

Оценочные средства, используемые для оценки сформированности компетенции:

1. Теоретические вопросы:

1. Природные ресурсы как основа жизни и деятельности народа; как объекты природы, пользования, собственности. Влияние этого триединства на правовой режим природопользования и охраны окружающей среды.

2. Российская экологическая доктрина. Концепция перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития.

3. Экологическая функция государства. Роль других функций государства в обеспечении рационального природопользования и охраны окружающей среды и их взаимодействие между собой.

4. Экологическая функция российского права и его участие в обеспечении рационального природопользования и охраны окружающей среды.

5. Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду и иные экологические права человека.

6. Понятие, предмет и метод экологического права. Система экологического права.

7. Становление и основные этапы развития экологического права. Концепции экологического права. Место экологического права в системе российского права и его взаимодействие с другими отраслями российского права.

8. Понятие и особенности экологических правоотношений и их классификация. Понятие и виды экологических правоотношений. Субъекты экологических правоотношений. Содержание экологических правоотношений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.247 (0.009 с.)