Психологические параметры дизонтогенеза. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические параметры дизонтогенеза.



 Л.С. Выготский, разработавший концепцию развития аномального ребёнка, указывал на то, что дифференцированный подход в коррекции нарушений развития должен основываться на структурно-динамическом изучении аномального развития, вскрытии его патопсихологических механизмов.

 Это положение легло в основу выделения ряда патопсихологических параметров, определяющих характер психического дизонтогенеза.Наиболее подробное описание параметров психического дизонтогенеза представлено в работах В.В.Лебединского, О.С. Никольской (7,8).

  1. Первый параметр связан с функциональной локализацией поражения в головном мозге. В случаях, когда нарушение захватывает регуляторные системы (подкорковые, при нарушении которых отмечается снижение уровня бодрствования, психической активности, патология влечения, и корковые структуры, поражение которых ведёт к расстройствам интеллектуальной деятельности), принято говорить об общих видах дефекта. В то время как частный дефект обусловлен дефицитарностью отдельных функций гнозиса, праксиса и речи. При этом отмечается определённая взаимосвязь обоих видов нарушения. Так, дисфункция регуляторных систем отрицательно влияет на развитие всех сторон психики и ряда частных функций в том числе. Нарушения же частных функций при прочих равных условиях парциальны и нередко компенсируются сохранностью регуляторных и других частных систем.
  2. Время поражения определяет следующий параметр дизонтогенеза. В ходе клинических наблюдений был накоплен материал, подтверждающий положение о зависимости характера нарушения от времени повреждения ЦНС. Так, по мнению Л.С.Выготского, явления недоразвития связаны с воздействием патологических факторов в наиболее раннем возрасте. Поражение нервной системы, произошедшее в более позднем возрасте, чаще всего приводит к явлениям повреждений с распадом структуры психических функций (10). В то же время В.В. Лебединский подчеркивал, что необходимо учитывать длительность периода развития поврежденной функции в нормальном онтогенезе. Установлены следующие закономерности: функциональные системы с относительно коротким временным циклом развития чаще подвергаются повреждению (функции, имеющие подкорковую локализацию); корковые функции, имеющие более длительный период развития, при раннем воздействии вредоносных факторов чаще либо характеризуются стойким недоразвитием, либо временно задерживаются в своём развитии. Понимание значимости временного параметра для формирования дизонтогенеза не может быть полным без учёта особенностей сензитивных периодов развития психики ребёнка. Р.С. Немов определяет сензитивный период развития как период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определённых психологических свойств и видов поведения. Сензитивный период развития той или иной функции с одной стороны характеризуется максимальной интенсивностью её развития, а с другой стороны – наибольшей уязвимостью данной функции к вредоносным воздействиям (11). Эта неустойчивость, уязвимость психических функций может вызвать явление регресса. Регресс проявляется либо как временный, либо как стойкий возврат функции на более ранний возрастной уровень. Наибольшая вероятность явления регресса имеется в случаях, когда ранние формы психического реагирования не инволюционируют своевременно, а продолжают сосуществовать с более сложными формами организации психических процессов. Ушаков указывает на то, что регресс может охватывать и достаточно развитые, прочно закреплённые функции психики. Эти случаи отмечаются при выраженном воздействии патологических факторов (травмы, шоковые состояния, тяжелые заболевания, затрагивающие жизненно важные отделы ЦНС). Таким образом, общая картина недоразвития различных функций психики весьма не однородна. При общем повреждении ЦНС в первую очередь страдают функции, сензитивный период развития которых совпадает со временем воздействия патологических факторов. Вследствие этого, как правило, страдают функции, имеющие наиболее тесные связи с повреждённой функцией. В то же время, ряд психических функций, не связанных напрямую с повреждённой функцией, и прошедших период сензитивного развития, могут отставать относительно сохранными.
  3. Соотношение первичных и вторичных нарушений составляет ещё один параметр дизонтогенеза. Выделение данного параметра основывается на теорию сложной структуры дефекта, разработанную Л.С. Выготским. Согласно основным положениям данной теории в структуре дефекта можно выделить первичные и вторичные симптомы. Первичный дефект вызван воздействием биологического фактора. Вторичные нарушения возникают опосредованно в процессе аномального социального развития. Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения. Нередко наблюдается их сочетание (при осложнённой олигофрении отмечается недоразвитие корковых систем и повреждение подкорковых). В случаях, когда субстрат болезненного процесса неизвестен (шизофрения, аутизм), выделяется не первичный, а «основной» дефект. «Основной» дефект определяется местом, занимаемым тем или иным нарушением в общей структуре психической недостаточности при данном заболевании. Механизм возникновения вторичных отклонений в развитии различен. Как было сказано выше, вторично недоразвиваются функции непосредственно связанные с повреждённой функцией. Примером является недоразвитие понимания речи и собственно экспрессивной речи у детей с нарушением слуха. Вторично страдают также функции, которые в момент воздействия вредности проходят сензитивный период развития. Недоразвитие функций наиболее отдалённых от первично нарушенных менее специфично. Вместе с тем, чем сложнее психический процесс, чем больше опосредован он рядом межцентральных взаимодействий, тем больше факторов может привести к конечному сходному результату вторичных нарушений (7). Так, нарушение понимание речи при сенсорной алалии обусловливает задержку психического развития. Явление задержки психического развития может наблюдаться и в структуре нервно-психичеких расстройств и при нарушениях зрения, двигательной и эмоциональной сферы. Л.С. Выготский рассматривал «вторичный дефект» как нарушение развития социокультурных высших психических функций. Поэтому акцент в коррекционной работе, по его мнению, должен быть перенесён с тренировки и упражнений натуральной дефицитарной функции на создание оптимальных условий развития высших психических функций путём компенсации нарушенного в результате органического поражения первичного звена. Вместе с тем, на современном этапе развития детской психиатрии общепринятым считается положение о возможности возникновения вторичного недоразвития не только в отношении высших, но и базальных функций. Онтогенетическое развитие идет не только «снизу вверх», но в обратном направлении. Иными словами, развитие высших психических функций стимулирует перестройку базальных, совершенствуя и расширяя их функции. В случае нарушения функционирования высших уровней такого «подтягивания» не происходит, возникает вторичное недоразвитие базальных систем. Так, при олигофрении недоразвитие мышления способствует и вторичному недоразвитию гнозиса и праксиса, потенциально более сохранных. Весьма значимым фактором возникновения вторичных нарушений развития являются условия социальной депривации. Нарушения тормозят развитие познавательной деятельности, нередко создают определённые трудности в общении ребёнка со взрослыми и со сверстниками. С другой стороны отсутствие своевременно начатой адекватной коррекционной помощи лишь усугубляет проявления вторичных нарушений, снижает шансы ребёнка на успешную социализацию.
  4. Данный параметр дизонтогенеза связан с нарушением межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза. Отечественные учёные (А.Н.Леонтьев, П.К. Анохин, А.Р. Лурия) неоднократно подчёркивали, что материальным субстратом высших психических функций являются не отдельные корковые участки, а функциональная система совместно работающих корковых зон. Эти функциональные системы формируются в процессе жизнедеятельности ребёнка, и постепенно приобретают характер сложных межфункциональных связей (8; 11).

В нормальном онтогенезе может быть выделено несколько типов межфункциональных отношений. К ним относятся следующие: явление временной независимости функции, ассоциативные, иерархические связи.

 Явления временной независимости функции характерны для ранних этапов онтогенеза. Так, развитие речи и мышления до двухлетнего возраста протекают относительно автономно. Явление независимости характерны для ранних этапов формирования отдельных компонентов психических функций. Так, на ранних этапах становления речи развитие фонетической и смысловой сторон речи протекает изолированно. При этом функция, развивающаяся независимо от определённых психических процессов на данном этапе, в дальнейшем может оказаться наиболее с ними связанной.

 Вторым ведущим типом связи на ранних ступенях развития является ассоциативный тип. Для данного типа взаимодействия характерно объединение разномодальных чувственных впечатлений на основе временно-пространственной близости. Это явление указывает на малую дифференцированность психических процессов.

 Третий тип взаимодействия психических функций складывается в процессе усложняющейся предметной деятельности и развития форм общения.

Причины нарушений развития.

Понятие о причине детских аномалий. Подходы к систематизации причин: по характеру воздействия на организм (эндогенные, экзогенные), по времени воздействия (пренатальные, натальные, постнатальные), по происхождению (органические, функциональные). Наследственная патология. Генные и хромосомные нарушения. Социальная депривация.

Причины нарушенного развития можно разделить по признаку ведущего фактора развития и периода повреждающего действия на:

· социальные и генетические;

· пренатальные, натальные и постнатальные.

В основу разработки проблемы определения закономерностей нарушенного развития легла теория Л.С. Выготского.

 

Норма развития и поведения. Понятие девиантного поведения. Роль социальных и биологических факторов в формировании девиантного поведения и нарушений психического развития. Классификация девиантного поведения и основные его виды. Криминогенность аномальных и девиантных форм поведения. Психологическое обеспечение профилактики и коррекции девиантного развития и поведения.

В теории организации сложилось единое - для естественных и общественных наук - понимание нормы как предела, меры допустимого (в целях сохранения и изменения системы). Для физических и биологических систем - это допустимые пределы структурных и функциональных изменений, при которых обеспечивается сохранность объекта и не возникает препятствий для его развития. Это - естественная (адаптивная) норма, отражающая объективные закономерности сохранения и изменения системы.

Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. В отличии от естественных норм физических и биологических процессов социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому они либо соответствуют законам общественного развития, являясь "естественными", либо недостаточно адекватны им, а то и вступают в противоречие из-за искаженного - классово ограниченного, религиозного, субъективистского, мифологизированного - отражения объективных закономерностей. В таком случае аномальной становится "норма", "нормальны" же отклонения от нее.

Вот почему отклонения могут иметь для общества различные значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Это - социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое. Негативные - дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы. Это - социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид.

Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве социумов. Кроме того, одновременно существуют различные "нормативные субкультуры" (от научных сообществ и художественной "богемы" до сообществ наркоманов и преступников).

Под девиантным (лат. Deviatio - уклонение) поведением понимаются:

  1. поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);
  2. социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении - предмет социологии и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относительно.

Девиантное поведение включает деструктивное, делинквентное, аддиктивное и суицидальное поведение.

Расстройства в идее деструктивного поведения характеризуются нарушением общепринятых в обществе норм, т.е. попрание прав других людей, нарушение сложившихся для данного возраста норм и правил поведения. Такие нарушения поведения более серьезны, чем просто ссоры и шалости детей и подростков. Эти расстройства поведения более неоднородны и включают и включают, в частности, нарушения поведения в форме непокорности и непослушания, а также в виде гиперактивности с дефицитом внимания.

Делинквентное поведение. Синдром патохарактерологической реакции у подростков, проявляющийся в совершении ими проступков или мелких правонарушений. Наиболее часто наблюдается при психопатиях и разнообразных личностных акцентуациях. Делинквентное поведение обычно начинается с прогуливания школьных занятий, приобщения к асоциальным группировкам сверстников. За этим следует мелкое хулиганство. Реже встречается мелкое мошенничество, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединяться мелкие домашние кражи денег. Все эти действия не носят характера серьезных преступлений, в несовершеннолетнем возрасте они не являются причиной для привлечения к уголовной ответственности.

Делинквентное поведение часто встречается при психопатиях неустойчивого, гипертимного, истероидного типа и ряда акцентуаций. Мотивы одних и тех же делинквентных поступков могут быть различными в зависимости от типа психопатии и акцентуации.

Аддиктивное поведение описывает злоупотребление изменяющимися психическое состояние веществами без формирования физической зависимости.

Суицидальное поведение. Это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. При истинном суицидальном поведении намерение покончить с собой не только обдуманно, но и нередко долго и постепенно вынашивается. Этот вид поведения чаще встречается при психотических расстройствах. При патохарактерологических реакциях истинное суицидальное поведение обычно бывает следствием длительной и тяжелой психической травматизации. Чаще встречается при сенситивной и циклоидной (в субдепрессивной фазе) акцентуациях. В подростковом возрасте суицидальное поведение следует, в основном, рассматривать как психологическую проблему.

К особой, крайней форме девиантного поведения, можно отнести так называемую аномию, что буквально означает беззаконие. Это своего рода массовая девиация, распущенность в обществе, всеобщий «беспредел». Аномия представляет собой такое состояние общества, при котором значительная часть людей пренебрегает нормами общественной жизни.

Биологические факторы

Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физических или анатомических особенностей организма человека, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:

- генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения приобретаются, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и инфекционные соматические заболевания, черепно-мозговые и психические травмы, венерические заболевания); влияние наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;

- психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим. аллергическим, токсическим заболеваниям;

- физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений в коллективе, особенно у детей в среде сверстников.

Проблема криминогенности психических аномалий, их общая характеристика. Понятие и структура психических аномалий.

Психические аномалии

Психические аномалии объединяют такую совокупность психических явлений, которые находятся между акцентуациями личности и психическими заболеваниями. Сюда же относят и такие расстройства психики, которые связаны с алкоголизмом, наркоманией (токсикоманией). В определенных (неблагоприятных, экстремальных) условиях психические аномалии снижают сопротивляемость к воздействию ситуаций, в том числе конфликтных; создают препятствия для развития социально полезных черт личности, особенно для ее адаптации к внешней среде; ослабляют механизмы внутреннего контроля; сужают возможности выбора решений и вариантов поведения; облегчают реализацию импульсивных, случайных, непродуманных, в том числе противоправных, поступков. Все это отрицательно сказывается на развитии личности и может способствовать преступному поведению.

Таким образом, психические аномалии - это расстройства психической деятельности, не достигшие болезненного, психотического уровня, но которые ввиду определенных личностных изменений могут приводить к отклоняющимся формам поведения. Но поскольку у таких лиц все же преобладают нормальные психические явления и процессы, они в своем подавляющем большинстве трудоспособны, дееспособны и вменяемы.

1.5.2 Психологические факторы

Психологические факторы включают в себя наличие у ребенка психопатии или акцентуации отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции. Люди с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.

Люди с акцентуированнными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.

В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. Например, у подростка наблюдается два направления развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями.

Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. В случае несформированности системы нравственных ценностей человека, сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких людей характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов.

Эгоцентрическая позиция с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», браваде криминальным поведением, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой ответственности за свое поведение.

Способы профилактики девиантного поведения подростков

Система профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в современных условиях должна учитывать имеющийся положительный опыт и вместе с тем новые требования общества. Она должна характеризоваться:
а) сочетанием государственных и общественных начал, сил и ресурсов в этой деятельности;
б) сочетанием четырех задач: воздействие на личность, среду, деятельность субъектов воспитания и профилактики, общественное мнение;
в) специализацией информационного фонда, методики, организационных форм и управления, кадров и ресурсов;
г) распределением функций между отдельными участниками профилактической деятельности с тем, чтобы противодействовать дублированию;
д) определением сферы применения мер воспитания, обеспечения нормальных жизненных условий, социальной помощи и собственно профилактики, включая правовые ее формы;
е) переходом в случае необходимости от преимущественно общевоспитательных к правовым мерам воздействия, обеспечения достаточности и своевременности этого воздействия (32, с. 26).
В основе системы профилактики должны лежать законность, справедливость, демократизм, взаимодействие на уровне страны, субъекта федерации, местного самоуправления и между этими уровнями, специализированная законодательная база. Задачи профилактики не тождественны общим задачам воспитания. Воспитание и профилактика -взаимодействующие, но не тождественные сферы; поэтому, в частности, нельзя ожидать от образовательных учреждений решения общевоспитательными средствами задач, которые требуют специализированных средств (37, с. 39-42).
Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, как непрерывно действующая система, имеет следующие основные этапы: этап ранней профилактики, этап непосредственной профилактики, этап профилактики предпреступного поведения, характеризуемые задачами:
а) оздоровить среду и оказать помощь несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания, еще до того, как отрицательное действие этих условий существенно скажется на поведении таких лиц (этап ранней профилактики);
б) не допустить переход на преступный путь и обеспечить исправление лиц со значительной уже степенью дезадаптации, совершающих правонарушения непреступного характера (этап непосредственной профилактики);
в) не допустить переход на преступный путь и создать условия для исправления лиц, систематически совершающих правонарушения, характер и интенсивность которых указывают на вероятность совершения преступления в ближайшем будущем (этап профилактики предпреступного поведения).
Способами профилактики являются (38, с.73-75):
1. Обеспечение эффективного участия семьи. Оно связано с развитием помощи семьям, воспитывающим подростков в условиях ниже прожиточного минимума, в условиях отсутствия одного из родителей, болезни или продолжительного отсутствия родителей по характеру работы; защиты семей с подростками от материальных и моральных последствий безработицы родителей или вынужденной смены мест работы; формированием в условиях, когда многие семьи растерялись, потеряли четкие представления о месте и задачах семьи в воспитании подростков, знаний прав и обязанностей в этой сфере, способов их осуществления, возможностей получения помощи от государственных органов, органов местного самоуправления и общественности в случаях, когда надо защитить права подростков или пресечь негативное влияние на них (7, с. 84-87).
2. Существенное значение имеет эффективная помощь в создании жизненной перспективы для подростков с физическими и психическими аномалиями. Поскольку вероятность девиантного поведения у них в 4-5 раз выше, чем в среднем у несовершеннолетних, из-за неадаптированности в нормальной среде, расширение сети учреждений, социальной, медицинской и психологической их адаптации, как и консультационной помощи семье, имеющей таких подростков, относится к числу первоочередных задач (19, с. 106).
3. Совершенствование деятельности образовательных учреждений. Это связано с предложениями по восстановлению роли школы в жизни подростков на основе педагогики диалога и сотрудничества, совместной деятельности с семьей, качественного повышения квалификации, культурного и нравственного уровня педагогов и создания для них материальных условий и психологической атмосферы, которые стимулировали бы их закрепление в школе и реализацию воспитательного потенциала образовательного учреждения (4, с. 53).
4. Деятельность органов, способствующих трудоустройству подростков, не продолжающих учебы, и их трудовой адаптации. В современных условиях особенно важно обеспечить сохранение преимуществ в приеме на работу подростков, особого порядка их увольнения (исключения из образовательных учреждений); сохранение специальных должностных лиц по работе с подростками на предприятии, а также материального и морального поощрения наставничества (2, с. 71).
5. Деятельность учреждений, организующих досуг несовершеннолетних с выделением специальных задач в отношении подростков из неблагополучных семей, других групп риска. В настоящее время наиболее актуальны мероприятия, которые должны возобновить деятельность сети клубных (культурно-воспитательных, спортивных) учреждений для несовершеннолетних. Одновременно через благотворительность, добровольные фонды, общественные организации, через источники финансирования в виде местных налогов, отчислений от квартирной и арендной платы необходимо развернуть организацию новых учреждений этого типа. Особенно велика здесь роль органов местного самоуправления, наделенных широкими полномочиями. С учетом того, что места формирования группировок несовершеннолетних по месту жительства - это микрорайоны с особо низким уровнем культуры и возможностей досуга молодежи, перечисленные выше мероприятия еще более актуализируются в качестве социальной основы профилактики (13, с. 78).
6. Развитие службы социальной защиты и помощи семье и несовершеннолетним. Закон «Об основах социального обслуживания» выделяет в качестве одного из приоритетных направлений деятельности социальной службы помощь, поддержку, защиту несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации, связанной с сиротством, безнадзорностью, малообеспеченностью, конфликтами и жестоким обращением в семье, отсутствием постоянного места жительства. В этой связи в перечне учреждений социального обслуживания предусматриваются территориальные центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты, детские дома-интернаты для детей с физическим недостатками и умственно-отсталых и т.д.
7. Участие добровольных фондов, общественных организаций, общественных объединений и движений. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что социальная защита семьи и несовершеннолетних, поддержка и помощь детям из групп риска в значительной степени может осуществляться (включая подготовку и оплату кадров социальных работников) на базе этих организаций и объединений. К числу мер ранней профилактики относятся: вовлечение родителей в педагогический всеобуч; устройство детей в интернат, группу продленного дня, назначение шефа; материальная помощь из средств социальной службы; беседа о правах и обязанностях родителей; рассмотрение компетентными органами материалов о ненадлежащем выполнении родительских обязанностей; направление на лечение и т.д. Выявление семей, нуждающихся в помощи, и семей, в отношении которых необходимо принять меры воздействия в целях обеспечения нормальной обстановки, осуществляют органы социальной защиты и помощи семье и несовершеннолетним во взаимодействии с образовательными учреждениями и общественными объединениями (26, с. 32).
Таким образом, ранняя профилактика осуществляется и с помощью некоторых запретительных и ограничительных мер (например, запрет порнографических фильмов и печатных произведений, продажи алкогольных напитков детям и подросткам), а также с помощью правовой и педагогической пропаганды.

5. Способы коррекции девиантного поведения подростков

Как известно, коррекцию принято разделять на три типа: первичная (направленная на предупреждение болезни); вторичная (задержать развитие болезни); третичная (предотвращение осложнений). Очевидно, что коррекция девиантного поведения подростков может быть и первичная, и вторичная, и третичная.
Первичная коррекция девиантного поведения подростков располагает двумя основными методами - системой запретов и наказаний и -просвещением (35, с.81). Вспомогательным приемом может быть выявление групп риска среди подростков.
Основной упор делался на первичную вербальную коррекцию девиантного поведения подростков. Обычно в лекционной форме разъясняется, какой вред для психического и физического здоровья носит злоупотребление алкоголем и наркотиками. При этом не учитывалось, что субъективная цена собственного здоровья у современных подростков низка. В то же время, широкое распространение сведений о наркотиках и токсических веществах может пробудить к ним нездоровый интерес. Вызывает большие сомнения, что традиционная пропаганда эффективна.
Становится очевидным, что малоэффективную вербальную коррекцию девиантного поведения подростков должна сменить конструктивная коррекция девиантного поведения. Суть - выработка альтернативы девиантному поведению в виде здорового образа жизни. Принципами должны быть: честность; максимальный охват групп риска; говорить только о том, что актуально в данной группе; комплексность стратегий и методов; дифференцированный подход; непрерывность и длительность; максимальное участие всего общества (21, с. 37).
В самом начале проведения первичной конструктивной коррекции девиантного поведения необходимо выяснить степень информированности об асоциальном поведении у подростков в группе, с которой проводится работа. Для этого можно использовать анкетирование с помощью специальных опросников и скриниг-тестов. Степень информированности подростков можно выявить и в процессе свободной беседы (25, с. 77).
Наиболее приемлемые формы проведения занятий - это свободная дискуссия, вопросы и ответы. При этом ведущий (педагог, психолог, врач) должен максимально возлечь подростков в обсуждение проблемы. Его задача - комментировать высказывания, разоблачать наркотически мифы, не навязывать собственного мнения, а стараться, чтобы подростки сами пришли к нему в результате свободного обсуждения (36, с. 52-54.
Существенную помощь могут оказать тренинги, направленные на развитие навыков поведения в условиях проблемных жизненных ситуаций, воспитание так называемой подростковой коммуникативной компетентности. Эти тренинги помогут выработать чувство уверенности в себе, развить адекватную самооценку, приобрести навыки преодоления трудных жизненных ситуаций. Целесообразно на тренинге проиграть ситуацию предложения употребления наркотика. Научить подростков, не теряя собственного лица в глазах сверстников, находить аргументы для отказа в первой пробе (36. С. 87).
В процессе проведения группового занятия необходимо увидеть лидеров группы, выявить их позицию. В случае наличия положительных социальных установок у лидера следует сделать его помощником, воздействовать на группу с его помощью. При нейтральной позиции лидера - постараться как можно быстрее развить эту установку и действовать та первому варианту. При наличии нескольких лидеров с разными установками представляется целесообразным вызвать их на соперничество, дискуссию так, чтобы победил лидер, имеющий позитивную установку. Если в группе присутствует единственный лидер уже вовлеченный в асоциальное поведение, не поддающийся коррекции, его следует удалить из группы и работать с ним индивидуально с помощью специалиста-нарколога.
Успех в первичной конструктивной коррекции девиантного поведения подростков может быть достигнут в случае объединения работы всех специалистов на основе программы профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних. Стиль жизни в огромной степени определяют характер поведения, в том числе и девиантного. Конструктивная коррекция девиантного поведения подростков должна выработать новый стиль жизни: жизни без наркотиков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.025 с.)