Методика анализа финансовых результатов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика анализа финансовых результатов



В условиях современного развития России для эффективного управления хозяйственной деятельностью предприятия возрастает роль информационной базы, важную часть которой занимают сведения о финансовых результатах. Их анализ помогает в принятии управленческих решений как стратегического, так и тактического характера[18].

Методологической основой анализа финансовых результатов в условиях рыночных отношений является принятая для всех предприятий, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, модель их формирования и использования[19].

Приступая к анализу финансовых результатов, необходимо выявить, в соответствии ли с установленным порядком рассчитаны экономические показатели:

­ валовая прибыль;

­ прибыль (убыток) от продаж;

­ прибыль (убыток) до налогообложения;

­ чистая прибыль (убыток) отчетного периода и все составляющие для формирования прибыли, такие как выручка (нетто) от продаж товаров, продукции (работ, услуг);

­ себестоимость реализации товаров, продукции (работ, услуг);

­ расходы по продажам и управленческие расходы, прочие доходы и расходы;

­ подтвердить достоверность данных формы «Бухгалтерский баланс» и формы «Отчет о финансовых результатах».

Анализ финансовых результатов предполагает решение следующих задач:

­ анализ состава и динамики прибыли;

­ факторный анализ прибыли;

­ анализ показателей рентабельности.

Анализ финансового результата на основе отчета о прибылях и убытках включает в себя чтение финансовой отчетности и изучение абсолютных величин, представленных в отчетности[20] т. е. «горизонтальный» - осуществляет сравнение каждой позиции с предыдущим периодом и «вертикальный» анализ результатов – определяет структуру итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Кроме вертикального и горизонтального анализа исследование финансового результата предполагает изучение динамики показателей за ряд отчетных периодов, т.е. трендовый анализ.

Информационной базой для выполнения такого анализа служат отчеты о финансовых результатах.

Проведение трендового анализа финансовых результатов на российских предприятиях затруднительно. За последние годы не раз менялись формы и состав показателей отчетности, интерпретация тех или иных хозяйственных операций, порядок их отражения. Поэтому обеспечение сопоставимости данных по периодам возможно только при перерасчетах на основе первичных документов. При выборе перечня факторов и методики оценки их количественного влияния на прибыль от реализации определенный алгоритм расчетов определяется на основе изучения характера производимой продукции, объема и качества исходной информации, возможности получения дополнительных данных, а также в зависимости от требуемой точности данных.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия основан на анализе прибыли, так как она характеризует полную эффективность его работы [21]. Анализ формирования и использования при были проводиться в несколько этапов:

­ анализируется прибыль по составу в динамике;

­ проводится факторный анализ прибыли от продажи;

­ изучаются причины отклонения по таким составляющим прибыли, как операционные, внереализационных доходы и расходы;

­ оценивается формирование чистой прибыли и влияние налогов на прибыль.

Важнейшим составляющим элементом бухгалтерской прибыли является прибыль от реализации продукции (прибыль от продаж). Объектом факторного анализа может быть отклонение фактической прибыли от реализации от прибыли предшествующего года или предусмотренной по бизнес-плану.

Факторный анализ прибыли организации про водят исходя из порядка ее формирования.

П = q – с – у – к,   (1)

где q – количества реализованной продукции;

с – себестоимости проданных товаров;

у – управленческих расходов;

к – коммерческих расходов.

Анализ прибыли от реализации предполагает общую оценку динамики выполнения плана по прибыли от реализации и оценку различных факторов, воздействующих на величину и динамику прибыли от реализации.

Основными факторами, влияющими на размер прибыли от продаж, являются:

­ количество реализованной продукции – прибыль от реализации находится в прямой зависимости от количества реализованной продукции, чем оно больше, тем больше при рентабельной работе предприятие получает прибыль;

­ себестоимость реализованной продукции;

­ коммерческие расходы;

­ управленческие расходы.

Прибыль от продажи находится в обратной зависимости от их величины. Снижение себестоимости реализованных товаров, коммерческих и управленческих расходов представляют собой основные факторы увеличения прибыли:

­ продажные цены на реализованную продукцию. Прибыль находится в прямой зависимости от уровня цен, чем выше цена реализации, тем больше предприятие получит прибыли и наоборот, снижение цен приводит к сокращению объема продаж и прибыли.

­ структурные сдвиги в составе реализации – влияние этого фактора связано с тем, что отдельные виды товаров, продукции, работ, услуг имеют неодинаковый уровень прибыльности. Всякое изменение соотношения их в общем объеме продаж может поспособствовать росту прибыли или вызвать ее сокращение. К примеру: если в общем объеме продаж увеличивается доля более рентабельной продукции, то в этом случае прибыль будет расти, а при сокращение ее – уменьшаться. Это дает финансовому менеджеру управлять возможными финансовыми результатами от реализации.

Для того чтобы проанализировать прибыль от реализации продукции, необходимо дать общую оценку изменения прибыли:

± П = П1 – П0,   (2)

где ± П – изменение прибыли;

П0, П1 – прибыль базисного и отчетного периода;

Затем следует определить количественное влияние изменений факторов.

Для нахождения значений затратных факторов (с, у, к) следует сравнить себестоимость проданных товаров, управленческие и коммерческие расходы по отчетному периоду и по отчетному периоду, в ценах и условиях базисного года.

± Пс = Сцо.оп – Сцб.оп, ± Пу = Уцо.оп – Уцб.оп, ± Пк = Кцо.оп – Кцб.оп, (3) (4) (5)

где ± Пс, ± Пу, ± Пк – изменение прибыли за счет изменения себестоимости,коммерческих и управленческих расходов;

Сцо.оп,Уцо.оп, Сцо.оп – себестоимость, коммерческие и управленческие

расходы отчетного периода;

Сцб.оп,Уцб.оп, Сцб.оп – себестоимость, коммерческие и управленческие расходы отчетного периода в ценах базисного года.

Влияние цен на прибыль определяют как разность между выручкой от реализации без косвенных налогов отчетного года и отчетной в ценах и условиях базисного года.

± Пц = Вцо.оп – Вцб.оп, (6)

где ± Пц – изменение прибыли за счет изменения цены;

Вцо.оп, – выручка от реализации продукции отчетного периода;

Вцб.оп, – выручка от реализации продукции отчетного периода в ценах базисного года.

Для того чтобы выявить влияние изменения количества реализованной продукции на прибыль, следует определить относительное изменение объема реализации при плановых ценах. Для этого воспользуемся индексным методом.

+ Пq = (Jq – 1) х Пбаз, Jq = Вцб.оп – Вцб.бп,   (7) (8)

где + Пq – изменение прибыли за счет изменения количества реализованной продукции;

Пбаз – прибыль от продаж базисного года;

Вцб.бп – выручка от реализации продукции базисного года.

Влияние на прибыль сдвигов в структуре реализованной продукции рассчитывают различными способами. Наиболее распространенным среди них является балансовый метод.

Балансовый метод расчета исходит из тождества между общим отклонением фактической прибыли от плановой и суммы значений предыдущих 5 факторов. Отсюда следует, что отклонение прибыли вызванное изменением структуры ассортимента реализованной продукции будет равно разности между общим отклонением и суммой значений всех остальных факторов.

± Пt = ± П – (± Пс ± Пу ± Пк ± Пц + Пq) (9)

где ± Пt – изменение прибыли за счет изменения структуры и ассортимента реализованной продукции;

± П – изменение прибыли.

Цель итогового анализа – дать количественную оценку причин, вызвавших изменение прибыли, выявить влияние издержек на изменение прибыли или влияние на прибыль изменения цен, вызванного рыночной конъюнктурой.

Важное значение для оценки эффективности хозяйственной деятельности каждого предприятия имеют показатели рентабельности. Рентабельность – один из самых главных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия. Рентабельность более обширно, чем прибыль, характеризует окончательные результаты хозяйствования, так как ее величина показывает соотношение эффекта с использованными ресурсами[22].

Для анализа рентабельности используется целый ряд показателей, которые можно объединить в следующие группы:

­ показатели, рассчитанные на основе прибыли;

­ показатели, рассчитанные на основе производственных активов;

­ показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.

Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли (дохода), отраженных в отчетности организации. Эти показатели характеризуют прибыльность (доходность) произведенных товаров. С помощью этих показателей можно определить влияние факторов изменения цены товаров и их себестоимости на изменение рентабельности товаров.

Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств, включающих в себя все производственные активы организации, инвестированный капитал, акционерный капитал. К примеру, отношение чистой прибыли (дохода) ко всем производственным активам, отношение чистой прибыли к инвестированному или акционерному капиталу.

Третья группа показателей рентабельности рассчитывается на базе чистого потока денежных средств. Например, отношение чистого потока денежных средств к объему продаж, к совокупному капиталу, собственному капиталу и т.д. Эти показатели представляют возможности организации выполнять обязательства перед кредиторами, заемщиками и акционерами наличными денежными средствами.

На уровень и динамику показателей рентабельности оказывается влияние со всех сторон производственно-хозяйственных факторов:

­ уровень организации производства и управления;

­ структура капитала и его источников;

­ степень использования производственных ресурсов;

­ объем, качество и структура продукции;

­ затраты на производство и себестоимость изделий;

­ прибыль по видам деятельности и направления ее использования.

Таким образом, можно сказать, что анализ финансовых результатов является одним из самых важных аспектов исследования хозяйственной деятельности предприятия. Изучение состава и структуры прибыли, проведение факторного анализа результата от реализации, изучение показателей рентабельности необходимы для того, чтобы: выявить соответствие внутренних резервов и возможностей организации, обеспечению конкурентных преимуществ и удовлетворению будущих потребностей рынка, то есть экономического прогнозирования.

Рассмотрев теоретические аспекты анализа финансовых результатов деятельности предприятия, перейдем к практической части на основе данных ООО «Профстудия».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 963; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.017 с.)