Порядок проведения занятия и расчет времени. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок проведения занятия и расчет времени.



Занятие № 33-34.

Предмет: Правила дорожного движения.

Тема: Проезд пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов. Правила проезда нерегулируемых пешеходных переходов. Правила проезда остановок.

Цель занятия: Изучить обязанности водителя приближающегося к пешеходному переходу и остановке маршрутных транспортных средств.

Время: 2 часа.

Метод: устное изложение материала

Место: класс ПДД.

Материальное обеспечение: доска, маркер, схемы, плакаты, макеты.

 

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ.

 

А. Вступительная часть - 5 мин.

1. Отметить присутствующих по журналу.

2. Проверить знания 2-3-х обучаемых по следующим вопросам:

1.Как определить очередность проезда перекрестка при изменении направления главной дороги?

2. Как должен действовать водитель, если он не может определить наличие покрытия на дороге

(темное время суток, гряз, снег)и при отсутствии знаков приоритета?.

3. Прочитать краткое сведение к теме. Объявить тему, цель и учебные вопросы.

Б. Основная часть - 80 мин.

Изложить учебный материал в следующей последовательности:

1. Обязанности водителя приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу.

2. Обязанности водителя приближающегося к остановке маршрутных транспортных средств.

3. Обязанности водителя приближающегося к транспортному средству, имеющему

опознавательный знак «Перевозка детей».

Контрольные вопросы:

1. Что такое пешеходный переход?

2. Как можно проехать через пешеходный переход?

3. Как необходимо действовать водителю подъезжая к транспортному средству, имеющему

опознавательный знак «Перевозка детей»?

В. Заключительная часть - 5 мин.

1 Ответы на вопросы.

Итог занятия.

Задание на дом

Всего 90 мин.

 

Занятие № 35.

Тема: Проезд пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов. ТС с опознавательными знаками. Знак «Перевозка детей». Правила проезда железнодорожных переездов.

Цель занятия: Изучить обязанности водителя при подъезде к железнодорожному переезду и его действия при остановке на железнодорожном переезде.

Время: 1 часа.

Метод: устное изложение материала

Место: класс ПДД.

Материальное обеспечение: доска, маркер, схемы, плакаты, макеты.

 

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ.

 

А. Вступительная часть - 5 мин.

1. Отметить присутствующих по журналу.

2. Проверить знания 2-3-х обучаемых по следующим вопросам:

1. Обязанности водителя подъезжающего к пешеходному переходу?

2.Обязанности водителя подъезжающего к остановке маршрутных транспортных средств?

3. Прочитать краткое сведение к теме. Объявить тему, цель и учебные вопросы.

Б. Основная часть - 35 мин.

Изложить учебный материал в следующей последовательности:

1. Разновидности железнодорожных переездов.

2. Устройство и особенности работы современной железнодорожной сигнализации на переездах.

3. Порядок движения транспортных средств.

4. Правила остановки транспортных средств перед переездом.

5. Обязанности водителя при вынужденной остановки на переезде.

Контрольные вопросы:

1. Что такое железнодорожный переезд?

2. Остановка на железнодорожном переезде?

3. Обязанности водителя при остановки на железнодорожном переезде?

В. Заключительная часть - 5 мин.

1. Ответы на вопросы.

Итог занятия.

Задание на дом

Всего 45 мин.

 

 

Занятие № 36-37-38.

 

Тема: Проезд пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов. Практическое занятие. Решение ситуационных задач.

Цель занятия: Научить разбираться в дорожных ситуациях.

Время: 2 часа.

Метод: устное изложение материала

Место: класс ПДД.

Материальное обеспечение: доска, маркер, схемы, плакаты, макеты.

 

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ.

 

А. Вступительная часть - 5 мин.

1. Отметить присутствующих по журналу.

В. Заключительная часть - 5 мин.

1. Ответы на вопросы.

Итог занятия..

Всего 135 мин.

Всего по теме: 6 часов.

 

 

14. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных

Транспортных средств.

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу <*>, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

 

Понятия регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода аналогичны понятиям регулируемого и нерегулируемого перекрестка, установленным в пункте 13.3. Правил.

 

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части (трамвайных путей) данного направления.

14.4. Запрещается въезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на пешеходном переходе.

14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.

14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

14.7. Приближаясь к остановившемуся транспортному средству с включенной аварийной сигнализацией, имеющему опознавательные знаки "Перевозка детей", водитель должен снизить скорость, при необходимости остановиться и пропустить детей.

 

15. Движение через железнодорожные пути

15.1. Водители транспортных средств могут пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, уступая дорогу поезду (локомотиву, дрезине).

15.2. При подъезде к железнодорожному переезду водитель обязан руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, разметки, положением шлагбаума и указаниями дежурного по переезду и убедиться в отсутствии приближающегося поезда (локомотива, дрезины).

15.3. Запрещается выезжать на переезд:

при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме (независимо от сигнала светофора);

при запрещающем сигнале светофора (независимо от положения и наличия шлагбаума);

при запрещающем сигнале дежурного по переезду (дежурный обращен к водителю грудью или спиной с поднятым над головой жезлом, красным фонарем или флажком, либо с вытянутыми в сторону руками);

если за переездом образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде;

если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина).

Кроме того, запрещается:

объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;

самовольно открывать шлагбаум;

провозить через переезд в нетранспортном положении сельскохозяйственные, дорожные, строительные и другие машины и механизмы;

без разрешения начальника дистанции пути железной дороги движение тихоходных машин, скорость которых менее 8 км/ч, а также тракторных саней-волокуш.

15.4. В случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии, знака 2.5 или светофора, если их нет - не ближе 5 м от шлагбаума, а при отсутствии последнего - не ближе 10 м до ближайшего рельса.

15.5. При вынужденной остановке на переезде водитель должен немедленно высадить людей и принять меры для освобождения переезда. Одновременно водитель должен:

при имеющейся возможности послать двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 м (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им правила подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда;

оставаться возле транспортного средства и подавать сигналы общей тревоги;

при появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки.

Примечание. Сигналом остановки служит круговое движение руки (днем с лоскутом яркой материи или каким-либо хорошо видимым предметом, ночью - с факелом или фонарем). Сигналом общей тревоги служат серии из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов.

 

 

Занятие № 14.

Тема: Движение по автомагистрали.

Цель занятия: Изучить основы движения по автомагистрали.

Время: 1 час.

Метод: устное изложение материала

Место: класс ПДД.

Материальное обеспечение: доска, маркер, схемы, плакаты, макеты.

 

Итог занятия.

Задание на дом

Всего - 45 мин.

Всего по теме: 1 час.

 

 

Движение по автомагистралям

16.1. На автомагистралях запрещается:

· движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч;

· движение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т далее второй полосы;

· остановка вне специальных площадок для стоянки, обозначенных знаком

6.4

или 7.11

· разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы;

· движение задним ходом;

· учебная езда.

16.2. При вынужденной остановке на проезжей части водитель должен обозначить транспортное средство в соответствии с требованиями раздела 7 Правил и принять меры для того, чтобы вывести его на предназначенную для этого полосу (правее линии, обозначающей край проезжей части).

16.3. Требования данного раздела распространяются также на дороги, обозначенные знаком

5.3

 

 

Тема: Движение в жилой зоне..

Цель занятия: Изучить основы движения в жилой зоне.

Время: 1 час.

Метод: устное изложение материала

Место: класс ПДД.

Материальное обеспечение: доска, маркер, схемы, плакаты, макеты.

 

Итог занятия.

Задание на дом

Всего - 45 мин.

Всего по теме: 1 час.

 

Сквозной проезд через двор

Сквозной проезд механических транспортных средств через жилую зону или дворы правилами запрещен. Однако никто не мешает Вам в случае необходимости остановиться на 5-10 секунд во дворе и продолжить движение. В этом случае штраф ГИБДД не будет наложен.

Что касается немеханических транспортных средств (например, велосипедов), то они имеют право проезжать сквозь жилые зоны.

Приоритет пешеходов

При движении по дворовой территории пешеходы могут двигаться не только по тротуарам, но и по проезжей части. Пешеходы имеют преимущество, т.е. водитель в жилой зоне должен уступать дорогу пешеходам.

При этом пешеходы не должны создавать необоснованных помех автомобилям, например, курить посреди узкой проезжей части, когда во двор пытается въехать пожарный автомобиль со спецсигналами.

Ну и последнее правило, относящееся к жилым зонам и дворам, запрещает учебную езду.

Итог занятия.

Задание на дом

Всего - 45 мин.

Всего по теме: 1 час.

 

Тема 21. Учебная езда.

 

В России учебная езда на дорогах общего пользования разрешается только при выполнении следующих условий:

 

1. Учебный автомобиль должен быть оборудован строго в соответствии с действующими требованиями (а это значит сдвоенные педали сцепления и тормоза, дополнительное зеркало заднего вида для инструктора и опознавательный знак «Учебное транспортное средство»).

 

2. Инструктор должен иметь соответствующее удостоверение, подтверждающее его право заниматься данным видом деятельности.

 

3. Ученик, прежде чем выехать на дорогу общего пользования, должен получить первоначальные навыки управления на закрытой площадке (или на автодроме).

 

4. Учиться управлять транспортным средством на закрытой площадке можно и, не зная Правил, но к моменту, когда ученик начинает учиться вождению в условиях городского движения, он обязан знать ПДД.

 

Что касается возраста, то здесь вам следует запомнить следующие цифры:

 

? лет – нигде не сказано с какого возраста разрешено учиться управлять мототранспортными средствами. Сказано только о том, что к сдаче экзамена в ГИБДД на право управления мопедами и легкими мотоциклами допускаются лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, а на право управления тяжелыми мотоциклами – лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста (см. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 30.07.2019) “О безопасности дорожного движения”, статья 26).

 

Получается, что учиться ездить на мопеде или на мотоцикле можно в любом возрасте (что не запрещено, то разрешено).

Но права категории «М» или подкатегории “А1” можно получить только в 16 лет. А права категории “А” можно получить только в 18 лет.

 

16 лет – в этом возрасте разрешено учиться управлять автомобилями.

Но права категории категории «В» можно получить только в 18 лет.

 

 

В сборнике ГИБДД про учебную езду имеется только одна задачка. Авторы Билетов хотят проверить, знаете ли вы требования, предъявляемые к учебному автомобилю.

Эти требования изложены в “Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации”, а именно в пункте 5: “Механическое транспортное средство, используемое для обучения вождению, должно быть оборудовано дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза, зеркалом заднего вида для обучающего и опознавательным знаком “Учебное транспортное средство”.

 

 

  Какое оборудование должно иметь механическое транспортное средство, используемое для обучения вождению?   1. Дополнительные педали сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза.   2. Зеркало заднего вида для обучающего вождению.   3. Опознавательные знаки “Учебное транспортное средство”.   4. Все перечисленное оборудование.

3. Вопросы для закрепления:

- Что запрещено на автомагистрали.

- Вынужденная остановка на автомагистрали.

- что запрещается в жилой зоне.

- действия водителя при выезде из жилой зоны.

- где разрешается учебная езда.

- требования к инструктору обучения вождению.

- требования к учебному автомобилю.

 

Лекция

 

 на тему "Диспетчерское руководство такси на линии".

Принципиальной особенностью диспетчерского управления, по

сравнению с прочими видами управления пассажирскими

автомобильными перевозками, является осуществление деятельности в

реальном масштабе времени. Это повышает требования к качеству и

своевременности принятия и исполнения диспетчерских решений.

Ошибки, допущенные на стратегическом и тактическом уровнях

управления, могут быть исправлены, а разработка управленческих

решений выполняется достаточно продолжительное время. Ошибки

при диспетчерском управлении отражаются на ходе перевозок и, как

правило, их нельзя исправить. Принятие диспетчерских решений

должно быть осуществлено немедленно.

 

Диспетчерское управление направлено на выполнение

разработанного ранее плана движения и его оперативную

корректировку в соответствии с возникающими отклонениями и

колебанием потребности в перевозках.

 

Потребность в диспетчерском регулировании перевозок объясняется:

недостаточным знанием

объекта управления, не позволяющим спланировать все детали

процесса перевозки; случайно возникающими колебаниями по-

требности в перевозках; вероятностными характеристиками системы

перевозок, проявляющимися в сбоях перевозочного процесса. Если

влияние первой из указанных причин с течением времени несколько

снижается в связи с развитием научно-технического прогресса, то

остальные две причины объективны и не могут быть устранены.

 

Линейное.

 

 Внутрипарковая диспетчеризация пассажирских автомобильных перевозок

осуществляется диспетчерской группой

отдела эксплуатации АТО и решает задачи: подготовки путевой

документации к выпуску подвижного состава на линию; приема и

первичной обработки этой документации при возврате с линии;

 

экипировки подвижного состава перед выездом на линию; выпуска

подвижного состава на линию в соответствии с нарядом;

 рацио-нального использования резерва подвижного состава АТО;

 приема и

исполнения предварительных заказов на перевозки автомобилями-

такси; оформления заказов на обслуживание автобусами и легковыми

автомобилями по заявкам организаций и граждан;

приема жалоб и

заявлений пассажиров;

 анализа выпуска подвижного состава на линию

и работы его на линии;

 оформления отчетной документации.

 

Линейная

Облегчаются

при использовании:

- Прямой телефонной связи со стоянками такси

- Радиотелефонной связи с такси

- Радиотелефонной связи с разъездными линейными диспетчерами

АТП

- Радиотелефонной связи с автомобилями технической помощи

- Индуктивные средства связи на стоянках такси

- Телевизионной связью со стояками

-

Автоматизированной системой диспетчерского управления

таксомоторами перевозками (АСДУ-Т)

Основы функционирования АСДУ-Т:

- Контроль и выполнение АТП плана выпуска такси на линию

- Автоматизированный прием срочных и предварительных заказов

на такси

- Автоматизированный прием информации о количестве и номерах

свободных такси находящихся на оборудованных таксомоторных

стоянках

- Оперативное управление свободными таксомоторами на стоянках

при выполнении срочных заказов

- Автоматизированное распределение таксомоторов на стоянки

повышенного спроса (направленный выпуск)

- Равномерная загрузка диспетчеров ЦДС

- Составление отчетных данных об использовании заказов,

показателях работы водителей, диспетчеров ЦДС и таксомоторных

АТП.

- Сбор, накопление и обработка статистической информации,

необходимой для оперативного диспетчерского управления

таксомоторными перевозками.

Торможение автомобиля

Тормозная динамичность характеризуется способностью авто­мобиля быстро уменьшить скорость и остановиться. Надежная и эффективная тормозная система позволяет водителю уверенно вести автомобиль с большой скоростью и при необходимости ос­тановить его на коротком участке пути. Современные автомоби­ли имеют четыре тормозные системы: рабочую, запасную, стояноч­ную и вспомогательную. Причем, привод ко всем контурам тор­мозной системы раздельный. Наиболее важной для управления и безопасности является рабочая тормозная система. С ее помощью осуществляется служебное и экстренное торможение автомобиля.

Служебным называют торможение с небольшим замедлением (1–3 м/с2). Его применяют для остановки автомобиля на ранее намеченном месте или для плавного снижения скорости.

Экстренным называют торможение с большим замедлением, обычно максимальным, доходящим до 8 м/с2. Его применяют в опасной обстановке для предотвращении пасши ни неожиданно появившееся препятствие.

При торможении автомобиля на и о колеса действует не сила тяги, а тормозные силы Рт1 и Рт2, как показано на (рис. 5.4). Сила инерции в этом случае направлена в сторону движения автомобиля.

Рассмотрим процесс экстренного торможения. Водитель заметив препятствие, оценивает дорожную обстанов­ку, принимает решение о торможении и переносит ногу на тормозную педаль. Время t, необходимое для этих действий (время реакции водителя), изображено на (рис. 5.4) отрезком АВ. Авто­мобиль за это время проходит путь S не снижая скорости. Затем водитель нажимает на тормозную педаль и давление от главного тормозного цилиндра (или тормозного крана) передается колес­ным тормозам (время срабатывания тормозного привода t – от­резок ВС. Время tт зависит в основном от конструкции тормозного при­вода. Оно равно в среднем 0,2–0,4 с у автомобилей с гидравличес­ким приводом и 0,6–0,8 с с пневматическим. У автопоездов с пнев­матическим тормозным приводом время tт может достигать 2–3 с. Автомобиль за время tт проходит путь Sт, так же не снижая ско­рости.

Рис. 5.4. Остановочный и тормозной пути автомобиля

По истечении времени tрт тормозная система полностью вклю­чена (точка С), и скорость автомобиля начинает снижаться. При этом замедление сначала увеличивается (отрезок CD, время нара­стания тормозной силы tнт), а затем остается примерно постоян­ным (установившимся) и равным jуст (время t уст, отрезок DE). Дли­тельность периода tнт зависит от массы транспортного средства, типа и состояния дорожного покрытия. Чем больше масса авто­мобиля и коэффициент сцепления шин с дорогой, тем больше вре­мя t. Значение этого времени находится в пределах 0,1–0,6 с. За время tнт автомобиль перемещается на расстояние Sнт,, и скорость его несколько снижается.

При движении с установившимся замедлением (время tуст, от­резок DE), скорость автомобиля за каждую секунду уменьшается на одну и ту же величину. В конце торможения она падает до нуля (точка Е), и автомобиль, пройдя путь Sуст, останавливается. Води­тель снимает ногу с тормозной педали и происходит оттормажи–вание (время оттормаживания t, участок EF).

Если тормозные силы на всех колесах достигли максимально­го значения (силы сцепления шин с дорогой), то установившееся

замедление jyct=jxg.

, (5.1)

Однако под действием силы инерции передний мост при тор­можении нагружается, а задний, напротив, разгружается. Поэто­му реакция на передних колесах Rzl увеличивается, а на задних Rz2 уменьшается. Соответственно изменяются силы сцепления, поэто­му у большинства автомобилей полное и одновременное исполь­зование сцепления всеми колесами автомобиля наблюдается край­не редко и фактическое замедление меньше максимально возмож­ного. Чтобы учесть снижение замедления, в формулу для опреде­ления jуст приходится вводить поправочный коэффициент эффек­тивности торможения K, равный 1,1–1,15 для легковых автомо­билей и 1,3–1,5 для грузовых автомобилей и автобусов. На сколь­зких дорогах тормозные силы на всех колесах автомобиля прак­тически одновременно достигают значения силы сцепления. По­этому при jx < 0,4 принимают Кэ = 1 независимо от типа автомоби­ля. Фактически установившееся замедление j уст = jxg/K3

, (5.2)

ъВремя движения автомобиля с установившимся замедлением

где 3,6 – переводной коэффициент.

Полное время, необходимое для остановки (оста­новочное время):

Расстояние, на котором можно остановить автомобиль, дви­жущийся со скоростью V (остановочный путь):

Безопасность можно обеспечить только в том случае, если ос­тановочный путь автомобиля меньше расстояния Sа до препятствия (рис. 5.4,а) и расстояние а равно 0,5–1,0 м.

Чтобы оценить эффективность рабочей тормозной системы, определяют тормозной путь, т.е. расстояние, на которое переме­щается автомобиль с момента касания тормозной педали до оста­новки:

(5.3)

Тормозной путь меньше остановочного, т.к. за время реакции водителя автомобиль перемещается на значительное расстояние. Остановочный и тормозной пути увеличиваются с ростом скорос­ти и уменьшением коэффициента сцепления. Минимально допус­тимые значения тормозного пути при начальной скорости 40 км/ч на горизонтальной дороге с сухим, чистым и ровным покрытием нормированы.

(5,4)

Эффективность тормозной системы в большой степени зави­сит от ее технического состояния и технического состояния шин. В случае проникновения в тормозную систему масла или воды снижается коэффициент трения между тормозными накладками и барабанами (или дисками), и тормозной момент уменьшается. При износе протекторов шин уменьшается коэффициент сцепления. Это влечет за собой снижение тормозных сил. В эксплуатации часто тормозные силы левых и правых колес автомобиля различ­ны, что вызывает его поворот вокруг вертикальной оси. Причи­нами могут быть различный износ тормозных накладок и бараба­нов или шин или проникновение в тормозную систему одной сто­роны автомобиля масла или воды, уменьшающих коэффициент трения и снижающих тормозной момент.

 

Устойчивость автомобиля

Под устойчивостью понимают свойства автомобиля противо­стоять заносу, скольжению, опрокидыванию. Различают продоль­ную и поперечную устойчивость автомобиля. Более вероятна и опасна потеря поперечной устойчивости.

Курсовой устойчивостью автомобиля называют его свойство двигаться в нужном направлении без корректирующих воздействий со стороны водителя, т.е. при неизменном положении руле­вого колеса. Автомобиль с плохой курсовой устойчивостью все время неожиданно меняет направление движения. Это создает уг­розу другим транспортным средствам и пешеходам. Водитель, управляя неустойчивым автомобилем, вынужден особенно вни­мательно следить за дорожной обстановкой и постоянно коррек­тировать движение, чтобы предотвратить выезд за пределы доро­ги. При длительном управлении таким автомобилем водитель быстро утомляется, повышается возможность ДТП.

Нарушение курсовой устойчивости происходит в результате действия возмущающих сил, например, порывов бокового ветра, ударов колес о неровности дороги, а также из–за резкого поворо­та управляемых колес водителем. Потеря устойчивости может быть вызвана и техническими неисправностями (неправильная регулировка тормозных механизмов, излишний люфт в рулевом управлении или его заклинивание, прокол шины и др.)

Особенно опасна потеря курсовой устойчивости при большой скорости. Автомобиль, изменив направление движения и откло­нившись даже на небольшой угол, может через короткое время оказаться на полосе встречного движения. Так, если автомобиль, движущийся со скоростью 80 км/ч, отклонится от прямолинейно­го направления движения всего на 5°, то через 2,5с он перемес­титься в сторону почти на I м и водитель может не успеть вернуть автомобиль на прежнюю полосу.

а) б)

в)

Рис.5.5. Схема сил, действующих на автомобиль

Часто автомобиль теряет устойчивость при движении по до­роге с поперечным уклоном (косогору) и при повороте на гори­зонтальной дороге. Если автомобиль движется по косогору (рис.5.5,а) сила тяжести G составляет с поверхностью дороги угол и ее можно разложить на две составляющие: силу Р1, параллельную дороге, и силу Р2, перпендикулярную ей. Сила Р1, стремиться сдви­нуть автомобиль под уклон и опрокинуть его. Чем больше угол косогора , тем больше сила Р1 , следовательно, тем вероятнее по­теря поперечной устойчивости. При повороте автомобиля причи­ной потери устойчивости является центробежная сила Рц (рис. 5.5,б), направленная от центра поворота и приложенная к цент­ру тяжести автомобиля. Она прямо пропорциональна квадрату скорости автомобиля и обратно пропорциональна радиусу кри­визны его траектории.

Поперечному скольжению шин по дороге противодействуют силы сцепления, как уже отмечалось выше, которые зависят от коэффициента сцепления. На сухих, чистых покрытиях силы сцеп­ления достаточно велики, и автомобиль не теряет устойчивости даже при большой поперечной силе. Если дорога покрыта слоем мокрой грязи или льда, автомобиль может занести даже в том случае, когда он движется с небольшой скоростью по сравнительно пологой кривой.

, (5.5)

Максимальная скорость, с которой можно двигаться по кри­волинейному участку радиусом R без поперечного скольжения шин, равна

Так, выполняя поворот на сухом асфальтобетонном покрытии (jx=0,7) при R=50м, можно двигаться со скоростью около 66 км/ч. Преодолевая тот же поворот после дождя (jx=0,3) без скольжения можно двигаться лишь при скорости 40–43 км/ч. Поэтому перед поворотом нужно уменьшить скорость тем больше, чем меньше радиус предстоящего поворота. Формула (5.5) определяет ско­рость, при которой колеса обоих мостов автомобиля скользят в поперечном направлении одновременно. Такое явление в практи­ке наблюдается крайне редко. Гораздо чаще начинают скользить шины одного из мостов – переднего или заднего. Поперечное скольжение переднего моста возникает редко и к тому же быстро прекращается. В большинстве скользят колеса заднего моста, ко­торые, начав двигаться в поперечном направлении, скользят все быстрее. Такое ускоряющееся поперечное скольжение называют заносом. Для гашения начавшегося заноса нужно повернуть ру­левое колесо в сторону заноса. Автомобиль при этом начнет дви­гаться по более пологой кривой, радиус поворота увеличиться, а центробежная сила уменьшится. Поворачивать рулевое колесо нужно плавно и быстро, но не на очень большой угол, чтобы не вызвать поворот в противоположную сторону. Как только занос прекратиться, нужно также плавно и быстро вернуть рулевое ко­лесо в нейтральное положение. Следует также заметить, что для выхода из заноса заднеприводного автомобиля подачу топлива нужно уменьшить, а на переднеприводном, напротив, увеличить.

Часто занос возникает во время экстренного торможения, ког­да сцепление шин с дорогой уже использовано для создания тормозных сил. В этом случае следует немедленно прекратить или ослабить торможение и тем самым повысить поперечную устой­чивость автомобиля.

Под действием поперечной силы автомобиль может не толь­ко скользить по дороге, по и опрокинуться на бок или на кры­шу. Возможность опрокидывания зависит от положения цент­ра, тяжести автомобиля. Чем выше от поверхности автомобиля находится центр тяжести, тем вероятнее опрокидывание. Осо­бенно часто опрокидываются автобусы, а также грузовые ав­томобили, занятые на перевозке легковесных, объемных гру­зов (сено, солома, пустая тара и т.д.) и жидкостей. Под действи­ем поперечной силы рессоры с одной стороны автомобиля сжи­маются и кузов его наклоняется, увеличивая опасность опро­кидывания.

Максимальная скорость, с которой можно преодолевать по­ворот без опрокидывания равна:

(5.6)

где n – коэффициент, учитывающий поперечный наклон (крен) кузова на подвеске; R – 0,9 для легковых автомобилей и 0,8 для грузовых и автобусов;

В – колея автомобиля, м;

h – высота центра тяжести, м.

Если по формулам (5.4) и (5.5) подсчитать скорости Vck и Von, то почти всегда окажется, что Vck<Vom. Следовательно, при одной и той же скорости поперечное скольжение шин и занос наи­более вероятны, чем опрокидывание. Однако это не совсем верно, так как, определяя скорость Vck, мы считали, что центробежной силе противодействуют только силы сцепления, удерживающие автомобиль. Но, возможно, что поперечному скольжению авто­мобиля помешает какое – либо препятствие (неровность дороги, бордюрный камень тротуара и т.д.). В этом случае автомобиль может опрокинуться и без скольжения шин.

Особенно опасным является сочетание криволинейного участ­ка дороги с поперечным уклоном. На (рис. 34.5,в) показаны два автомобиля, движущихся по криволинейному участку: автомобиль I – по внешнему краю дороги, а автомобиль II – по внутреннему. Разложим силу веса G и центробежную силу Р у каждого автомо­биля на два направления: перпендикулярно к дорожному полот­ну (силы Р2 и Рц2) и параллельное ему (Р, и Рц|). У автомобиля II силы Р2 и Рц2 складываются, увеличивая силу сцепления шин с до­рогой. Силы же Р, и Рц1 действуют в противоположных направ­лениях и частично уравновешивают одна другую. У автомобиля I, напротив, сила Рц2, действуя в направлении, противоположном силе Р2 уменьшает силу сцепления шин с дорогой, а силы Pj и Р, складываются, увеличивая возможность нарушения устойчивос­ти автомобиля. Таким образом, на дорогах с двускатной проез­жей частью, всегда более опасен левый поворот автомобиля.

Для создания необходимой безопасности движения на доро­гах с малым радиусом поворота устраивают односкатный попе­речный профиль – вираж. На вираже проезжая часть и обочины имеют поперечный наклон к центру кривой. При наличии виража, независимо от направления движения автомобиля, составля­ющие сил Рц и G направлены также, как у автомобиля II, и обеспе­чивают сохранение поперечной устойчивости. Поперечный уклон виража увеличивают при уменьшении радиуса поворота.

 

Управляемость автомобиля

Под управляемостью понимают свойство автомобиля обеспе­чивать движение в направлении, заданном водителем. Управляе­мость автомобиля больше, чем другие его эксплуатационные свой­ства, связана с водителем. Для обеспечения хорошей управляемо­сти конструктивные параметры автомобиля должны соответство­вать психофизиологическим характеристикам водителя.

Управляемость автомобиля характеризуется несколькими по­казателями. Основные из них: предельное значение кривизны тра­ектории при круговом движении автомобиля, предельное значе­ние скорости изменения кривизны траектории, количество энергии, затрачиваемой на управление автомобилем, величина само­произвольных отклонений автомобиля от заданного направления движения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.14 (0.141 с.)