Просмотр музыкального слайд-шоу (автор Грибанова И.Э.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Просмотр музыкального слайд-шоу (автор Грибанова И.Э.)



Тема: «Подготовка к сочинению-рассуждению. Комплексный анализ текста»

Цель урока: актуализация и систематизация знаний, получение нового знания по теме урока.

Цель деятельности учителя: обучение комплексному анализу текста, привитие навыков написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

Задачи:
Воспитательные:
стремление к речевому совершенствованию, желание участвовать в творческом созидательном процессе; стремление понимать красоту природы родного края.

Образовательные: формулировать основную проблему текста и комментировать ее; определять позицию автора и отражать ее в сочинении; излагать собственное мнение по проблеме с привлечением нескольких (2) аргументов.

Развивающие: развивать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД: культуру речи обучающихся, аналитическое мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, способность к самоанализу.

Тип урока: урок развития речи.

Методы обучения: словесный, проблемный, демонстрационный, исследовательский

Форма организации учебной деятельности школьников: индивидуальная, коллективная, групповая, парная.

Виды деятельности учащихся: исследование (анализ текста), выступление (презентация), слушание, говорение, письмо, работа с информацией и ее сопоставление, наблюдение над языком текста, анализ текста.

Оборудование:
– текст В.Солоухина, раздаточный материал;
– компьютер, мультимедийный проектор, экран;
– презентация;
– словарь С.И.Ожегова.

Планируемые результаты урока:

– обучающиеся закрепляют умение написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ
– совершенствуют навыки в определении проблемы, подборе и оформлении комментария, аргументов;
– формируют комплекс речевых умений;
– применяют знания, полученные в 5– 9 классах при тестировании.

План и временная структура урока (парный, 80 минут)

Организационный момент – 1 минута.

Мотивационный этап – 3 минуты.

Формулирование темы урока – 1 минута.

Целеполагание – 2 минуты.

Работа по теме урока – 69 минут.

Подведение итогов – 2 минуты.

Оценивание. Рефлексия – 1 минута.

Домашнее задание – 1 минута.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие, подготовка к уроку.

II. Подготовка к восприятию нового материала, психологический настрой.

– В начале урока я предлагаю презентацию, просмотрев которую вы определите ключевые слова темы нашего урока, обоснуете цели и задачи урока.

Просмотр музыкального слайд-шоу (автор Грибанова И.Э.)

– Какие слова будут ключевыми? (Природа, Родина)

III. Определение темы, цели и задач урока.

– Работать мы будем с отрывком из рассказа В.Солоухина, входящего в книгу «Закон набата». Просмотрев раздаточный материал, вы можете определить тему урока.

Тема урока: Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ. Комплексный анализ текста.

– Какова будет цель урока?

Цель – подготовка к сочинению-рассуждению по заданному тексту.

Задачи:

формулировать основную проблему текста и комментировать ее;

определять позицию автора и отражать ее в сочинении;

излагать собственное мнение по проблеме с привлечением нескольких (2) аргументов.

IV. Работа по теме урока.

Работа с эпиграфом.

– Эпиграфом к нашему уроку возьмем слова из стихотворения Виктора Поживина «Кувшинка»:

Светает. Тихо. В травах росы.
Едва колышется вода.
Склонили ивы низко косы,
На берег сонного пруда.

Крадётся солнца юркий лучик,
Раскрылась первая кувшинка,-
Цветок один из самых лучших...
Глазеет жёлтой серединкой...

А луч бежит всё дальше, дальше…
Смотрю ему я тихо в след....
И не сыскать в природе фальши,
Таких понятий вовсе нет.

– Как вы понимаете эти слова?

Сообщение о В.Солоухине.

– Что вы знаете о В.Солоухине? (русский советский писатель и поэт, общественный деятель).
– Послушайте сообщение о Владимире Алексеевиче Солоухине.

Подготовленный ученик рассказывает о писателе.

За годы жизни Владимир Алексеевич Солоухин успел многое сделать и пережить. Однако во всех жизненных обстоятельствах он всегда являл пример принципиальности, честности и верности своему призванию. Он прошел долгий, насыщенный многими событиями и испытаниями творческий путь. Сегодня В.А.Солоухина знают как выдающегося писателя современности, внесшего свой весомый вклад в сокровищницу мировой культуры. Создание высокохудожественных литературных произведений, многочисленные выступления в российской и зарубежной печати, участие во многих общественно значимых акциях, труды по воссозданию Храма Христа Спасителя - эти и другие дела Владимир Алексеевич с успехом осуществлял на протяжении всей своей жизни. И, видимо, было вполне естественно, что его отпевание было совершено в воссозданной всероссийской святыне. Своим подвижническим служением искусству, мудрым словом и добрым делом он, посредством данного от Бога таланта, убедительно свидетельствовал о любви к России, приверженности высоким христианским идеалам и вере в великую духовную силу нашего народа. Поэтому Владимир Алексеевич снискал заслуженный авторитет и признание, а его вдохновенное творчество неизменно привлекало и привлекает к себе внимание культурной общественности.

Взаимопроверка.

Смысловой анализ текста.

1) Беседа:

– Попробуем определить тему этого текста. (Текст о любви к Родине, к природе родного края).

– От чьего лица ведётся повествование в тексте? (Повествование ведётся от первого лица, то есть от лица самого героя.)

–Что мы можем сказать о герое текста, его мыслях и чувствах? (Точка зрения главного героя взаимодействует в тексте с точкой зрения героини, он по многим признакам любит свою родину, место, где родился и вырос.Для героя неброская русская природа средней полосы прекрасней и милей экзотических заокеанских красот.)

– Что можно сказать о синтаксической структуре текста? (Для синтаксиса рассказа характерно особое абзацное построение: абзац включает несколько сложных синтаксических единиц или строится как последовательность многочленных сложных предложений, каждое из которых насыщено тропами, заключают в себе определённую микротему.)

– Давайте вспомним, какова композиция сочинения.

Вступление.

Сформулировать основную проблему.

Прокомментировать проблему.

Изложить авторскую позицию по проблеме.

Изложить свое мнение по заявленной проблеме.

Два аргумента.

Заключение-вывод.

Основная проблема – это та,

которая стала объектом раздумий автора;

над которой он в основном размышляет;

к которой он неоднократно возвращается.

– Постарайтесь сформулировать и записать проблему либо в форме вопроса, либо в форме утвердительного предложения. (Речевые клише.)

Как человек воспринимает окружающую его природу? Что производит на него впечатление? Над этим вопросом размышляет В.Солоухин в своем тексте.

В своем тексте В.Солоухин рассматривает проблему восприятия природы.

В чём проявляется любовь человека к Отечеству? Об этом вопросе рассуждает В. Солоухин в своём тексте.

В своём тексте Солоухин поднимает проблему взаимопонимания людей.

Может ли один человек понять то, что чувствует другой человек? Об этом размышляет в своём тексте В.Солоухин.

– Текст В.Солоухина художественный, поэтому проблема не обозначена открыто. Она обозначена через отношение автора к природе родного края, его желание рассказать людям, как прекрасен мир и как человек много теряет, если не находит возможности для общения с родной природой.

Примерный круг проблем
1. Проблема восприятия природы родного края.
2. Проблема любви к Родине.
3. Проблема взаимопонимания людей. (Может ли один человек понять то, что чувствует другой человек?)

Работа в парах.

– А теперь придумайте вступление, заключение. (По группам.) Помните, что вступление и заключение должны перекликаться.

VI. Оценивание. Рефлексия

VII. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по тексту.

Приложение к уроку.

Текст В.Солоухина (для комплексного анализа).

(1)Она удивилась, что я приехал в Москву в неурочное время, в самый разгар лета. (2)Я сказал ей, что убежал из деревни из-за отличной погоды.

– (3)Как же так? – удивилась она. – (4) Обыкновенно убегают от дождя, ненастья.

(5)Мне хотелось рассказать ей по порядку о реке, полях и лугах... (6)Но никакого порядка в моей растревоженной любовью душе не было. (7)Валерия слушала меня мечтательно и неожиданно предложила:

– А почему бы мне не поехать и не посмотреть на все эти прелести природы?

(8)Я не мог опомниться от столь стремительного претворения сказки в жизнь. (9)Ва-лерия едет в наши места! (10)Я не успел ещё опомниться от нахлынувшего счастья, а уж дальний рейсовый автобус увозил нас всё дальше от Москвы.

– (11)Ты знаешь, – говорила она, усаживаясь поудобнее в автобусное кресло, – я ведь пловчиха. (12)Я очень люблю плавать. (13)Я уплываю в море на три-четыре часа. (14)А вашу реку за какое время можно переплыть? (15)3а полчаса или за сорок минут?..

– (16)Видишь ли, Валерия, ты, наверное, неправильно представляешь. (17)У нас в деревне маленькая река, а не такая, чтобы плыть полчаса поперек или хотя бы туда и обратно.

(18) Я теперь с ужасом думал, как я впервые подведу Валерию к нашей речке. (19)От берега до берега метров десять... (20)Я почувствовал, что на меня надвигается катастрофа. (21)Но кувшинки-то должны всё равно понравиться. (22)На реке встречаются большие заросли кувшинок, жёлтые хороводы в десять-двадцать метров в длину и ширину.

(23)О кувшинках я упомянул вскользь, дожидаясь восторженного отношения к ним Валерии. (24)Она оживилась и начала вспоминать, но только не о жёлтых кувшинках, а о белых лилиях.

– (25)Ты знаешь, однажды я плавала на лодке по старому руслу какой-то реки. (26)3аплыли в такое место, что плыть дальше было нельзя, кроме как по ковру из белых душистых лилий. (27)И эта сказка длилась полчаса, может быть, час...

(28)Так померкли, погасли, словно трепетные огоньки, мои кувшиночьи хороводы. (29)Из человека счастливого тем, что Валерия едет в нашу деревню, я вдруг превратился в человека несчастного по той же самой причине.

(30)В расстроенных чувствах я помог Валерии определиться на квартиру старушки тёти Дарьи, а сам скорей пошёл домой. (31)Мне хотелось остаться одному. (32)Расставаясь, я сказал, что мне нездоровится. (33)Встретимся завтра. (34)Валерия посмотрела на меня и ничего не сказала: завтра так завтра.

(35)Целый день я просидел дома, а вечером не выдержал, побрёл на свою любимую кручу. (36)Вдруг мне показалось, что кто-то идёт. (37)Я мгновенно вскочил и увидел Валерию.

– (38)Ну вот, я знала, что ты именно здесь. (39)Как здоровье? (40)А я провела чудесный день. (41)Рано утром я ходила купаться. (42)3наешь, там, где поворачивает река, а на горе сосновый лесочек. (43)Ни одно морское купание не приносило мне столько свежести. (44)Потом ходила за речку в луга, насобирала огромный букет полевых цветов. (45)Я видела, как цветут дикие маки в Средней Азии. (46)Но такого разнообразия цветов, таких нежнейших оттенков я себе никогда не представляла.

(47)Она уселась рядом со мной. (48)Постепенно меня стал волновать какой-то как будто знакомый, несильный, но свежий запах. (49)Я заметил: в её тяжёлых волосах спрятался золотой цветок кувшинки. (50)После долгой тишины Валерия заговорила.

– (51)Чудак. (52)Чего испугался? (53)Может ли не очаровать такая вот ночь, такая тишина среди трав и звёзд? (54)А если не очарует, значит, виноват уж сам человек. (55)Чудак. (56)Усомнился в могуществе природы. (57)Нужен ли бескрайний океан и тонны цветов? (58)Нет, когда цветов тонны, то это уже не цветы, а силос. (59)А если один цветок? (60)А если одна-единственная травинка? (61)Так что же, она уже не прекрасна? (62)Как видишь, нам из целой реки, в сущности и целого мира, понадобилась одна-единственная кувшинка.

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по тексту.

Тема: «Подготовка к сочинению-рассуждению. Комплексный анализ текста»

Цель урока: актуализация и систематизация знаний, получение нового знания по теме урока.

Цель деятельности учителя: обучение комплексному анализу текста, привитие навыков написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

Задачи:
Воспитательные:
стремление к речевому совершенствованию, желание участвовать в творческом созидательном процессе; стремление понимать красоту природы родного края.

Образовательные: формулировать основную проблему текста и комментировать ее; определять позицию автора и отражать ее в сочинении; излагать собственное мнение по проблеме с привлечением нескольких (2) аргументов.

Развивающие: развивать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД: культуру речи обучающихся, аналитическое мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, способность к самоанализу.

Тип урока: урок развития речи.

Методы обучения: словесный, проблемный, демонстрационный, исследовательский

Форма организации учебной деятельности школьников: индивидуальная, коллективная, групповая, парная.

Виды деятельности учащихся: исследование (анализ текста), выступление (презентация), слушание, говорение, письмо, работа с информацией и ее сопоставление, наблюдение над языком текста, анализ текста.

Оборудование:
– текст В.Солоухина, раздаточный материал;
– компьютер, мультимедийный проектор, экран;
– презентация;
– словарь С.И.Ожегова.

Планируемые результаты урока:

– обучающиеся закрепляют умение написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ
– совершенствуют навыки в определении проблемы, подборе и оформлении комментария, аргументов;
– формируют комплекс речевых умений;
– применяют знания, полученные в 5– 9 классах при тестировании.

План и временная структура урока (парный, 80 минут)

Организационный момент – 1 минута.

Мотивационный этап – 3 минуты.

Формулирование темы урока – 1 минута.

Целеполагание – 2 минуты.

Работа по теме урока – 69 минут.

Подведение итогов – 2 минуты.

Оценивание. Рефлексия – 1 минута.

Домашнее задание – 1 минута.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие, подготовка к уроку.

II. Подготовка к восприятию нового материала, психологический настрой.

– В начале урока я предлагаю презентацию, просмотрев которую вы определите ключевые слова темы нашего урока, обоснуете цели и задачи урока.

Просмотр музыкального слайд-шоу (автор Грибанова И.Э.)

– Какие слова будут ключевыми? (Природа, Родина)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.047 с.)