Религиоведение Зачет 2 Курс 1 Семестр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религиоведение Зачет 2 Курс 1 Семестр



Религиоведение Зачет 2 Курс 1 Семестр

Религиоведение: сущностью, структура, функции.

Религиове́дение — наука, предметом изучения которой являются все мировые религии и вероисповедания.

религия имеет собственную структуру: религиозное сознание, религиозные отношения, религиозная деятельность, религиозные организации.

Основным признаком религиозного сознания является религиозная вера, не основанная на логических умозаключениях и данных науки, уверенность в реальном существовании сверхъестественных существ, свойств, отношений. Религиозная вера определяет религиозный культ, переживания и поведение верующих и содержит эмоциональный, волевой и интеллектуальный компоненты.

Взаимодействие основных составляющих религии - религиозного сознания, религиозной деятельности, религиозных отношений и религиозных организаций - осуществляется в процессе их функционирования. Функци и религии предполагают выявление характера и направления воздействия религии на индивидов и общество. К основным функциям религии относятся: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная и интегративная.

Религиозное мировоззрение представляет собой обобщение, религиозно интерпретированные представления о мире, месте человека в нем, смысле жизни. Религиозное мировоззрение поставляет человеку целостное видение мира, определяет для него систему жизненной ориентации, задает определенный смысл его существованию.

Компенсаторная функция (или функция дополнения) дает возможность верующему достроить, дополнить действительность до завершенного целого: земное - священным, временное - вечным, конечное - бесконечным. И этот совершенный мир, мир идеалов как бы компенсирует нестабильность, неуверенность человека в его повседневном существовании, придает смысл его бытию.

Коммуникативная функция проявляется в процессе общения верующих как в рамках определенного религиозного объединения, так и за его пределами. Религиозная коммуникация может рассматриваться как общение с Богом (молитва) и как религиозные отношения в процессе реализации веры.

Регулятивная функция выступает своеобразным регулятором социальных отношений, поведения, поступков верующих. Религия регулирует практически все сферы жизни верующих (семейные отношения, пищевые запреты и т. д.).

Интегративная функция признана укреплять и поддерживать конфессиональную общность, а в ряде случаев способствовать сохранению существующей системы общественных отношений.

 

 

Религия и право. Нормативные акты, определяющие взаимодействие религии и государства в России.

Религия имеет самые прямые связи с политикой и правом. Ей всегда принадлежала существенная роль в жизни общества. Область международных отношений нередко привлекала особое внимание церкви. Так, в теократических государствах Древнего Востока религия, политика и право были связаны воедино. В Европе вершины своего влияния церковь достигает в период средневековья. Если государственная власть - «от бога», значит она должна быть равной ко всем и не иметь классового уклона. Так, по крайней мере, следует из христианской религии.

 

Религия и свобода совести

Свобода совести — естественное право человека иметь любые убеждения. Свобода совести — более широкое понятие, чем свобода вероисповедания.

Свобо́да вероиспове́дания — право исповедовать и практиковать любую религию. Исторически значение термина расширялось и в настоящее время свобода вероисповедания обычно понимается также как право не исповедовать и не практиковать никакой религии, проповедовать религиозные или другие мировоззрения.

Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)

 

Язычество и его формы

Язы́чество (от ст.-слав. языцы — народы, имеющие свой собственный язык, культуру, мировоззрение, письменность) — буквально, «религия народов» или «инородческая религия», то есть религии и религиозные верования, с точки зрения авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам), не имеющие богооткровенного происхождения. При множестве значений термина, в христианстве этим словом обычно обозначают нехристианские политеистические религии.

Существует много видов язычества (все политеистические религии, магия, сатанизм, шаманство, атеизм, материализм и др.). Они характеризуются различными признаками, основными из которых являются: натурализм, идолослужение, магизм, мистицизм.

 

Учение Будды

Будда называл свои учения Дхарма-виная (иногда в русской транскрипции пишется "Дхамма-виная"), то есть "учение и дисциплина".

Буддизм – это этическая система, образ жизни, ведущий к особой цели. Высшей целью является просветление и достижение Нирваны.

Все формы и направления Буддизма согласны в том, что Будда Шакьямуни был основателем, что Он постиг трансцендентальную мудрость, сидя под деревом Бодхи, что Он указал Путь из мира страданий в иную жизнь, в бессмертие, и что те, кто следует путем Освобождения, могут также достичь высшей мудрости.

 

Вообще санскритское слово «будда» обозначает состояние человеческого или нечеловеческого существа, пробудившего собственную изначальную природу и познавшего вещи такими, каковы они на самом деле, а не конкретную личность. Согласно буддистским воззрениям в прошлом было бесконечное количество будд во времени и пространстве, а в будущем придут другие бесчисленные будды.

Учение о карме

Учение об всеобщем законе кармы или законе воздаяния является одной из основ Дхармы Будды. Карма обнаруживается в бесконечном опыте многих существований, согласно которому наше настоящее является результатом того, что мы делали, говорили или думали в прошлом.

Двенадцать деяний Будды

В буддийской традиции утверждается, что хотя деяния Будды так многочисленны, что являются непостижимыми для ума, все же, обычно упоминаются 12 деяний. Это четыре главных события в жизни Будды (Рождение, Пробуждение, Проповедь и Маха-нирвана), которые в обрамлении других предстают перед нами как 12 деяний, которые он показал миру в качестве Проповеди.

 

 

Буддизм в России

Буддизм в России — одна из распространенных на территории страны религиозных традиций. Традиционными районами, где исповедуется буддизм, являются Бурятия, Тыва, Калмыкия, Тюменская область, Забайкальский край и Иркутская область. Также буддийские общины существуют в Санкт-Петербурге, Москве и других городах. Большая часть приверженцев буддизма в России относится к школе Гэлуг, также значительное количество российских буддистов принадлежат к школе Карма Кагью.

Первые свидетельства о существовании буддизма на территории современной РФ относятся к VIII веку н. э. и связаны с государством Бохай, которое в 698—926 занимало часть сегодняшних Приморья и Приамурья. Бохайцы, чья культура испытывала большое влияние соседних Китая, Кореи и Маньчжурии, исповедовали буддизм одного из направлений Махаяны.

На территории Российского государства буддизм существует с начала XVII века, когда некоторые калмыцкие племена приняли российское подданство.

С XVII века тибетский буддизм распространился и в Бурятии — сюда его принесли монгольские и тибетские ламы, только в 1712 году в поселения селенгийских бурят прибыло сто монгольских и пятьдесят тибетских лам.[1]

Ко времени установления границы России с Китаем по Кяхтинскому договору 1727 года, буддизм играл заметную роль в жизни бурятского общества. Посол России в Китае С. Л. Владиславич-Рагузинский утвердил пограничную инструкцию, запрещающую пропускать из Монголии монгольских лам в бурятские улусы, и приказ начать подготовку в бурятских родах своих лам, верноподданных российского императора.[источник не указан 110 дней]

В 1741 году Указом императрицы Елизаветы Петровны буддизм был признан в Российской империи официально.

В 1764 году Екатерина II учредила пост Пандито хамбо-ламы — главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. Это утверждение считается признанием буддизма одной из государственных религий России.

В 1766 году бурятские ламы, в свою очередь, признали Екатерину Великую воплощением Белой Тары на земле.

Со времён Екатерины II российские буддисты почитали в виде Белой Тары каждого правителя Российской империи. Сохранился текст присяги хамбо-ламы на верность воплощению Белой Тары — Белому царю (российскому императору), кроме того, все хамбо-ламы совершали обряд приветствия правителю империи, простираясь перед ним в глубоком поклоне. Традиция была нарушена только во время советской власти.[источник не указан 110 дней]

Манифестом императора Павла Петровича от 18 марта 1797 года и указом императора Александра Павловича от 22 июля 1822 года вновь было подтверждено разрешение свободного исповедания и распространения буддизма.

В 1914 году под протекторат России перешёл Урянхайский край (ныне — Республика Тыва), где были давние буддийские традиции. Распространение буддизма в Тыве началось еще в XIII веке, после присоединения края к России власти в духовные дела территории не вмешивались, в 1917 году в Тыве проживало около трех тысяч лам и послушников.

В 1917 году буддизм занимал одно из господствующих мест в духовной жизни народов Забайкалья. Его исповедовало почти все проживающее здесь бурятское население (около 160 тысяч человек). Действовало 44 дацана, 144 малых храма, в которых насчитывалось около 16 тысяч монахов-лам.

В 30-е годы XX века в отношении буддизма правительством СССР были предприняты меры, направленные на его уничтожение. К началу 1941 года в стране не сохранилось ни одного действующего дацана, большая часть духовенства была репрессирована.

Частичное возрождение буддизма началось в 1945 году, когда по просьбе верующих был построен и начал действовать Иволгинский дацан, а в 1946 году правительством СССР было принято «Положение о буддийском духовенстве в СССР», в соответствии с которым этот дацан стал резиденцией главы буддистов СССР.

В 1990 году за короткий срок открылось более 10 дацанов, и строятся еще несколько.

В 1996 году был принят новый Устав, в соответствие с которым Центральное Духовное Управление Буддистов Российской Федерации было переименовано в Буддийскую традиционную Сангху России. Сангха России является членом Всемирного братства буддистов. Буддийская традиционная Сангха России является одной из буддийских общин России, наряду с рядом других [2]. В настоящее время централизованная организация, которая бы объединяла всех буддистов России, отсутствует.

 

В чем сущность христианства

Христианство целиком вписывается в одно слово - Христос. Но что это значит? Это жертва, которую совершил Христос ради рода человеческого. Это восприятие на себя всего естества человеческого, всего нашего повреждения, всего искажения, которое постигло Адама, а затем всех его потомков в силу отпадения от Бога. Христос за нас стал клятвою и грехом (см.: 2 Кор. 5, 21). В этом самое существенное, что отличает христианство от всех прочих религий.

 

Католицизм

Православие

Протестантизм

Крещение

Крещение - таинство, которое символизирует принятие человека в лоно христианской Церкви. Ритуал крещения состоит либо в погружении новорождённых в купель (в православии), либо в окроплении их водой (в католицизме). В протестантских церквях, как правило, крестят уже совершеннолетних.

Миропомазание

Миропомазание - таинство, тесно связанное с крещением. Его целью является наделение человека божественной благодатью. Ритуал миропомазания состоит в смазывании лба, глаз, ушей и других частей лица и тела верующего ароматическим маслом - миром.

Причащение

Причащение (евхаристия) - таинство, при котором верующих потчуют хлебом и вином, символизирующими «тело и кровь» Христа. «Причащение Христовых тайн» призвано духовно изменить человека.

Покаяние

Покаяние (исповедь) - раскрытие верующим своих грехов священнику (исповедывающийся должен искренне раскаиваться в этих грехах) и получение от него «отпущения грехов» именем Хрипа. При этом Церковь гарантирует тайну исповеди.

Священство

Священство - таинство, посредством которого совершается возведение в сан священнослужителя.

Брак

Брак - таинство, совершающееся при заключении церковного (Замка. Благодать соединяет супругов по образу союза Христа с Церковью.

 

Содержание вероучения, ислама и его специфика.

Ислам— монотеистическая мировая религия. В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, Его приказам и запретам, отстранение от многобожия (ширк). Людей, которые покорились Аллаху, в исламе называют мусульманами.

С точки зрения Корана, ислам — единственная верная религия человечества, которую провозвещали все пророки. В окончательном виде ислам был представлен в проповедях пророка Мухаммеда, получившего сведения о новой религии в виде Корана.

Из мировых религий самая молодая — ислам, или мусульманство. Эта религия возникла в начале VII в. н. э. на Аравийском полуострове. Сформировавшись в качестве монотеистического вероучения, ислам испытал заметное влияние со стороны более ранних монотеистических религий - христианства и иудаизма Ислам, как и многие другие религии, неоднороден. Он распадается на два главных направления: суннизм и шиизм.

Нередко, определяя две основные ветви ислама, утверждают, что шиизм отличается от суннизма прежде всего тем, что не признает сунну - „священное предание", представляющее сборник рассказов о жизни и деятельности Мухаммеда

В действительности же сунна признается и шиитами, но они основывают ее только на авторитете семьи Мухаммеда, в то время как сунниты -также и на свидетельствах сподвижников пророка. Кроме сунны шииты имеют и свое особое „священное предание" - ахбар. В шиизме сильно развит культ святых мучеников. Из мучеников особым почитанием пользуется второй сын халифа Али - Хусейн. Одним из важнейших положений шиизма является вера в „скрытого имама", который должен появиться вновь и установить на земле божье царство. Как и сунниты, шииты признают Коран божественным откровением, однако допускают иносказательное толкование текста этой книги. В отличие от суннитов, для которых священными городами считаются Мекка и Медина в Саудовской Аравии, местом паломничества шиитов являются в первую очередь иракские города Эн-Наджаф и Кербела, где, согласно преданию, погребены халиф Али и его сын - „великомученик" Хусейн.

 

Основные направления ислама

Вероучение ислама изложено в священной книге — Коране, который, согласно преданию, был ниспослан Аллахом пророку Мухаммаду через архангела Джебраила (Гавриила). Религия мусульман покоится на семи догматах. Это вера в единого Бога — Аллаха, в ангелов, в священные книги, во всех пророков Аллаха, в конец света, в предопределение, в воскрешение мертвых.

Нередко, определяя две основные ветви ислама, утверждают, что шиизм отличается от суннизма прежде всего тем, что не признает сунну - „священное предание", представляющее сборник рассказов о жизни и деятельности Мухаммеда

В действительности же сунна признается и шиитами, но они основывают ее только на авторитете семьи Мухаммеда, в то время как сунниты -также и на свидетельствах сподвижников пророка. Кроме сунны шииты имеют и свое особое „священное предание" - ахбар. В шиизме сильно развит культ святых мучеников. Из мучеников особым почитанием пользуется второй сын халифа Али - Хусейн. Одним из важнейших положений шиизма является вера в „скрытого имама", который должен появиться вновь и установить на земле божье царство. Как и сунниты, шииты признают Коран божественным откровением, однако допускают иносказательное толкование текста этой книги. В отличие от суннитов, для которых священными городами считаются Мекка и Медина в Саудовской Аравии, местом паломничества шиитов являются в первую очередь иракские города Эн-Наджаф и Кербела, где, согласно преданию, погребены халиф Али и его сын - „великомученик" Хусейн.

 

 

Литваки

Представители наиболее классического направления в ашкеназской ветви современного иудаизма. Называются литваками, так как основные их духовные центры — иешивы находились, вплоть до Второй мировой войны, преимущественно в Литве (в Литву, точнее Великое княжество Литовское входили земли современной Литвы, Беларуси части Польши и Украины).

Хасидизм

Религиозно-мистическое движение, возникшее в XVIII веке. В настоящее время центры хасидизма расположены в Израиле, США, Великобритании и Бельгии.

 

Религиоведение Зачет 2 Курс 1 Семестр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.20 (0.029 с.)