Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Связи воздействия окружающей среды на субъект, объект, результат управления, прямые и обратные связи управления.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Л Е К Ц И Я № 8 САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ ХХ I в. 1. Понятие самообразования. 2. Субъект самообразования. 3. Функции самообразования. 4. Виды самообразования. 5. Самообразование в информационном обществе. 6. Проблемное поле исследований самообразования.
1. Понятие самообразования Если обобщить встречающиеся в литературе дефиниции «самообразования», то в рамках социологического подхода можно выделить такие его сущностные характеристики: • самообразование — это вид свободной, творческой деятельности; • самообразование — внеинституциональная деятельность; • самообразование имеет тесную связь с образованием как системой и социальным институтом, являясь компонентом образования, видом специально организованной, систематической, институциональной деятельности; • самообразование — вид непрерывного образования; • самообразование — способ самоконструирования личности. С точки зрения социологического подхода, самообразование есть вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующийся свободным выбором занятий, связанных с повышением культурного, образовательного, профессионального, научного уровней и направленных на удовлетворение ее духовных потребностей и реализацию потребностей в социализации и самореализации. Самообразование интересует социолога как реальный феномен жизни людей (социальных групп) в системе общественных отношений. Социологический подход к самообразованию касается определения социальной роли и социальных функций самообразования, его места среди других форм деятельности, субъектно-объектных характеристик и др. 2. Субъект самообразования Приведенное выше определение показывает, что субъектом самообразовательной деятельности выступает личность. Однако использование микро- и макро-подходов выявляет несколько уровней регуляции этой деятельности: 1. индивидуально-личностный; 2. групповой; 3. социетальный (уровень крупных социальных систем, включающий общество в целом): • на индивидуальном уровне самообразование как вид деятельности определяется потребностями, целями, интересами личности как субъекта самообразования; • социальная группа является носителем типичных стратегий самообразовательной деятельности, которые задаются через систему групповых норм и социальных ролей, и это позволяет говорить о социальной группе как о субъекте самообразования;
• крупные социальные системы (семья, общественное производство и др.) порождают исторически востребуемые и социокультурно обусловленные технологии самообразования, поэтому социум — и носитель самообразования и его социальная среда. Применение микро- и макро- подходов показывает роль и значение индивидуальной самообразовательной деятельности для социальной группы и общества в целом, с одной стороны, а с другой — показывает зависимость самообразовательных процессов от социальных условий.
3. Функции самообразования Функции самообразования различных уровней имеют свою специфику на разных уровнях общества как социальной системы (см. рис.1). В индивидуально-личностной сфере самообразование воздействует на формирование структуры знания и деятельности личности. Это достигается с помощью процессов индивидуализации, индивдуально-личностной идентификации, самореализации, саморазвития и саморегуляции. Рис. 1. Социальные функции самообразования
На уровне социальной общности (группы) функции самообразования проявляются двояко. Во-первых, через воздействие социальной общности на личность (функции социализации, социальной идентификации) и, во-вторых, через влияние самообразовательной деятельности личности на жизнедеятельность самой социальной общности (функции регуляции ее нормативных, структурных характеристик, системы деятельности). Личность в процессе самообразования усваивает образцы поведения социальных групп (общностей), в которые она входит, соотнося свое поведение с их нормами и ценностями. Социализируясь, личность меняется сама, идентифицирует себя с определенными социальными ролями и статусными характеристиками. В тоже время, самообразовательная деятельность членов социальной общности (группы) видоизменяет систему групповых ценностей и норм, воздействуя на социальную саморегуляцию данного вида социального объединения. Регулятивная функция самообразования в отношении социальной общности (группы) совмещается с функцией социального развития ведущего вида деятельности данной общности и системы социальных отношений в ней Формирование специфической для общности сферы знания является основной функциональной характеристикой самообразования ее членов. В свою очередь социальная общность задает социально-типические стратегии самообразовательной деятельности личности, отличающиеся субкультурными характеристиками. Для самообразования на социетальном уровне характерны функции развития социальных институтов (образования, культуры, науки, рынка и пр.), регуляции социальной структуры общества и социальной мобильности. Характеристика функций самообразования должна соотноситься с функциями образования. Тенденция развития цивилизации ведет к тому, что самообразование будет оказывать все большее воздействие на развитие общества через изменение его экономических, социальных, культурных подсистем, влиять на процессы социокультурной динамики в целом. Рассмотрение функций самообразования предполагает дальнейшую разработку методологии его исследования, осуществлять которую следует через анализ его видов.
4. Виды самообразования При выделении видов самообразования используются различные критерии. С точки зрения временной локализации, самообразование может осуществляться либо в рабочее, либо в свободное время. При этом самообразование в рабочее время, как правило, связано с достижением каких-либо профессиональных, производственных целей и задач, тогда как самообразование в свободное время может быть связано либо с ними, либо с решением проблем совсем иного характера (общегуманитарного, культурного, получения наслаждения от чтения, работы над собой и т. д.). С этой классификацией тесно связана другая — по критерию направленности самообразования. Здесь можно говорить о таких его видах, как профессиональное и общеразвивающее самообразование, которые связаны с достижением тех же, что и в первом случае, целей: производственно-профессиональных либо общегуманитарных, культурных, гедонистических и т.д. Временная характеристика самообразования может различаться в зависимости от посвящаемого ему объема времени. Весьма близкими к приведенным видам являются регламентируемое и нерегламентируемое самообразование.
С точки зрения пространственной локализации самообразование может осуществляться на работе, дома, в общественных учреждениях, предназначенных для этой деятельности (библиотеки и т.д.). С пространственной локализацией самообразования связана классификация по типу его организации. Можно говорить об институционализированном и неинституционализированном самообразовании. В первом случае имеется в виду наличие учреждений и организаций, обеспечивающих процесс самообразования именно в них. Во втором — этот процесс протекает вне рамок таких учреждений и организаций, то есть в контексте повседневности. К указанной классификации примыкает еще одна, критерием которой служат сферы самообразования. По отношению к ним самообразование может быть профессиональным, социокультурным, религиозным, нравственным, экономическим, правовым, семейно-бытовым и пр. Временная и пространственная локализация самообразования лишь задает условия и формы его осуществления, главными же критериями служат содержательные и субъектные. Среди содержательных критериев выделим целевые, показывающие, ради достижения каких целей осуществляется самообразование. Эти цели могут относиться к профессиональному росту, повышению культурного уровня, выход на новые рубежи осведомленности в какой-либо сфере знания. Выделение видов самообразования в соответствии с его целями может быть довольно широким по спектру. Содержательным критерием классификации самообразования может стать любой элемент структуры личности: потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, обусловливающие самообразовательную деятельность личности. Говоря о субъектных критериях выделения видов самообразования, необходимо отметить глубокие различия в его содержании, обусловленные тем, какие социальные группы и слои являются его «носителями». Для анализа самообразования проблема его субъекта приобретает очень важное значение. Обезличенный, «бессубъектный» подход к самообразованию является бесперспективным, более того, тупиковым, хотя бы в силу того обстоятельства, что в образе жизни далеко не всех групп и слоев общества присутствует самообразование. С точки зрения названного критерия можно говорить, во-первых, о социальных группах и слоях, для которых этот вид деятельности является необходимым, поскольку без него они не в состоянии выполнить свои главные социальные роли — педагога, предпринимателя, ученого, журналиста, учащегося, художника (артиста) и др.
Во-вторых, существуют социальные группы, для которых самообразование как вид деятельности, как элемент их образа жизни не характерен. Это не значит, что оно вообще не присутствует в способе деятельности людей, занятых на работах с монотонным или тяжелым физическим трудом. Их основные профессиональные роли не требуют самообразования, но в образе жизни представителей таких групп оно может иметь место. В-третьих, можно говорить о социальных группах и слоях, для которых самообразование является средством социальной (профессиональной) мобильности, перехода в новый социальный (профессиональный) статус. Выделение субъектов самообразования не ограничивается приведенными тремя типами социальных групп и слоев. Еще один, значимый для социолога критерий классификации видов самообразования, — возрастной, в соответствии с которым выделяются особенности самообразования детей, подростков, молодежи, взрослого населения. В контексте деятельностного подхода самообразование характеризуется как система видов деятельности социального субъекта: * прогностический — когда самообразование субъекта ориентировано на прогнозируемые результаты, вести к будущему развитию системы отношений и характера знания в любой сфере жизнедеятельности личности; * адаптивный – в его основе лежат инструментальные потребности в приспособлении к сложившимся социальным условиям; • «самореализационный»— ведущая цель которого - саморазвитие субъекта; • конструктивистский — как форма самоконструирования субъекта самообразованием. Приведенные выше функциональные и видовые характеристики самообразования служат важными ориентирами в социологическом изучении проблематики образования в целом, в социально-практической деятельности по развитию сферы образования в современном обществе.
5. Самообразование в информационном обществе Проблема самообразования — одна из «сквозных» проблем в обществе. На каждом этапе его развития, по мере совершенствования системы образования, процессов обучения и воспитания, появлялись новые аспекты этой проблемы, связанные с изменением содержания, постановкой иных задач и расширением круга субъектов самообразования. Изменения парадигмы образования, происходившие как ответ на определенные общественные потребности, затрагивали самообразование, всегда остававшееся составной частью, элементом общего процесса освоения знаний и опыта, накопленных людьми. Социальные изменения, обусловленные переходом к информационному обществу, актуализируют проблему становления новой парадигмы образования, характеризующейся перераспределением акцентов с образовательной деятельности на самообразовательную. В обобщенном виде можно выделить следующие причины повышения роли самообразования.
• Информационное общество базируется на производстве нового знания, его широком распространении и потреблении. • Знания являются неисчерпаемым ресурсом, в отличие от природных и человеческих. Реорганизация производства и распространения знаний, изменение способов коммуникации позволяет преобразовать горы информации в эффективные знания • Индивидуально-личностный процесс преобразования информации в знания (самообразование) становится ведущим видом деятельности в информационную эпоху. • В информационном обществе резко возрастает роль образования, которое обеспечивает получение нового знания и обучает человека навыкам самообразования. • Социальная структура информационного общества характеризуется высоким весом групп, прямо связанных с процессами производства, распределения и потребления информации. • Ведущим видом деятельности в информационном обществе становится работа с информацией, которая по своей природе является разновидностью самообразования. Переход общества в новое состояние ведет к существенному изменению социальных ролей образования и самообразования, их целей, содержания, функций, технологий. Образование становится той «точкой опоры», с помощью которой преобразуется мир. В еще большей мере это утверждение касается самообразования. Образование как система и процесс и его субъекты оказываются тем развитее, чем интенсивнее и шире самообразование. В постиндустриальном обществе сфера знания — ось, вокруг которой организуются новая технология, экономический рост, стратификация общества (Д. Белл). Важность образования в этом типе общества несомненна, и его технологии претерпевают кардинальные изменения. Суть их — в постепенном смещении соотношения «образование — самообразование» к доминантному превалированию последнего. Поэтому отчетливее проявится тенденция, когда самообразовательные процессы, протекающие стихийно, будут обретать все более осознанные и рационально организованные формы, а самообразование в качестве неотъемлемой составляющей разнообразных видов деятельности человека будет обретать доминирующие позиции. Новые информационные и коммуникативные средства меняют принципы организации и функционирования самообразования. С их помощью оно в качестве активной составляющей внедряется во многие виды деятельности. Компьютерные технологии не только обеспечивают доступность и разнообразие информации, но и активизируют самообразовательные процессы, сопутствующие производственной, научной, управленческой, организационной, образовательной, досуговой деятельности. В информационном обществе, которому присущ иной уровень организации духовного производства, управление самообразованием станет нормой и видом профессиональной деятельности. Образовательной сфере предстоит определенная реинституционализация. Это связано с тем, что базовая система образования постепенно перестает играть прежнюю роль, сроки обновления фундаментального образования резко сокращаются, а акцент с образовательной деятельности переносится на самообразовательную. Однако проблема управления и социального контроля самообразовательной деятельности несет в себе и негативные черты. Самообразование может сопровождаться усилением информационной зависимости, углублением процессов отчуждения личности, поскольку в рамках информационного общества, «давления» на человека новой техники и технологии предполагается значительное ослабление самоидентификации и сведение личности к набору ролей в сфере производства, обмена и потребления знаний. Общественные структуры, контролирующие системы социальной коммуникации, узурпируют (могут узурпировать) власть над информацией и контролировать процессы духовного производства (самообразовательные, в частности). Культуротворческая составляющая информационного общества обретает не индивидуально-личностные, а групповые и глобальные черты, обладая способностью подавлять и стандартизировать сознание и деятельность человека. В силу этого основным пафосом самообразовательной деятельности становится борьба за самоопределение перед угрозой такой узурпации. С учетом высказанных суждений о самообразовании важно отметить его противоречивую природу, особенно при переходе к информационному обществу. С одной стороны, этот вид деятельности свободен и демократичен, поскольку он является следствием свободного выбора субъектом видов самообразовательной деятельности. С другой стороны, самообразовательная деятельность может оказываться в информационной зависимости, учитывая феномены власти и контроля над информацией. Все сказанное говорит в том, что о самообразовании следует говорить в первую очередь как о явлении глубоко социальном, общественном. Самообразование оказывает все более глубокое и серьезное влияние на развитие общества, не говоря уже о его отдельных структурах, в том числе и об образовании. Вместе с тем, взаимосвязь и взаимообусловленность общества и самообразования как разноуровневых явлений весьма неоднозначна. Развивавшееся ранее в русле образования, самообразование постепенно обретает автономию, а его функции социальной регуляции в дальнейшем будут проявляться значительно отчетливее, чем сейчас. Социальные последствия функционирования и изменения самообразования все более серьезно сказываются на развитии общества в целом и представляют собой значимые условия и факторы будущих социетальных трансформаций. 6. Проблемное поле исследований самообразования По мнению специалистов, общество «обречено» на постепенную смену образовательных парадигм, переносящих акценты с образовательной деятельности на самообразовательную. Вместе с тем, понимание роли и места феномена самообразования пока продолжает оставаться в русле традиционных интерпретаций. Его потенциал, как правило, не рассматривается в качестве средства саморазвития личности, а приспосабливается той же системой образования для активизации учебного процесса, где самообразованию оставляют узкую роль дополнительного средства обучения. В этой ситуации трудно переоценить возможности социологии, специфика которой позволяет собрать воедино многообразие социальных, социокультурных, экономических, духовных, индивидуально-личностных факторов самообразования и тем самым определить его подлинное место, смысл и значение. Потребность анализа социальных и теоретических предпосылок становления новой парадигмы образования побуждает к разработке теоретико-методологических положений и подходов к исследованию самообразования; выявлению особенностей методики его изучения, обоснованию роли социологии как теоретико-эмпирической базы политики в отношении самообразования. Проблемное поле изучения самообразования достаточно широко: • изучение специфики социологического подхода к анализу самообразования; • исследование развития самообразования в контексте социокультурной динамики общества (доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное); • выявление его субъектов и анализ их специфических особенностей; • изучение механизмов его реализации; • анализ видов и уровней самообразования, самообразовательных стратегий и технологий; • изучение социальных функций самообразования; • исследование взаимодействия самообразования с социальными институтами, в первую очередь — институтами образования, науки, религии, профессии, влияния на него социально-экономических, политических, социокультурных факторов; • анализ места и роли самообразования в образе жизни и системе жизнедеятельности личности, социальных общностей и общества; • изучение динамики самообразовательной деятельности у различных групп населения; · исследование потребностей и мотивов самообразовательной деятельности, характера и уровня их развития; • изучение специфики индивидуальных самообразовательных стратегий личности в конкретном социокультурном контексте. Исследования этих проблем могут стать основой будущей политики в сфере образования и самообразования.
Модель процесса самообразования Общая схема управления состоит из следующих компонентов: субъект управления (кто/что управляет); объект управления (кем/чем управляют); результат управления; прямые связи управления; обратные связи управления; окружающая среда, в которой находятся субъект, объект, результат управления, прямые и обратные связи управления; Количественно всё то, что учащийся «понимает», надо уменьшить на порядок – и в результате количественно получается то, что учащийся правильно «умеет делать» из того, что он адекватно «понимает» из того, о чём он информационно «знает». Пользуясь графической моделью-треугольником можно наглядно показать этапы правильного процесса самообразования (обучения), который выглядит следующим образом: Прямая связь (первая часть пути обучения): вхождение в вершину треугольника «Знать о…» через различение и преодоление факторов срыва управления процессом информирования; из вершины треугольника «Знать о…» переход в вершину треугольника «Понимать» через различение и преодоление факторов срыва управления процессом понимания и освоения изучаемой информации; В результате такого движения по модели получается замкнутая петля обучения, что характеризует педагогику методологическую, когда учащийся различает и понимает причинно-следственные связи тех или иных событий и явлений в жизни, интерпретирует наблюдения, экспериментальные данные, тексты и артефакты, осваивая информацию для её практического использования в жизни. Пользуясь такой моделью-треугольником можно наглядно показать процесс натаскивания-дрессировки (зомбирования) в обучении, который выглядит следующим образом: Прямая связь (первая часть петли обучения): вхождение в вершину треугольника «Знать о…» через преодоление факторов срыва управления процессом информирования с использованием подавляющих средств и методов привлечения и удержания внимания; из вершины треугольника «Знать о…» переход в вершину треугольника «Уметь делать» через преодоление факторов срыва управления процессом применения информации на практике посредством «точного воспроизведения идеальных действий»; Такое кодирующее обучение приводит, как правило, к ошибочной интерпретации наблюдений, экспериментальных данных, текстов и артефактов, а также к неадекватному применению учащимся «выученных» шаблонов и схем поведения в быстроменяющихся жизненных обстоятельствах.
Л Е К Ц И Я № 8 САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ ХХ I в. 1. Понятие самообразования. 2. Субъект самообразования. 3. Функции самообразования. 4. Виды самообразования. 5. Самообразование в информационном обществе. 6. Проблемное поле исследований самообразования.
1. Понятие самообразования Если обобщить встречающиеся в литературе дефиниции «самообразования», то в рамках социологического подхода можно выделить такие его сущностные характеристики: • самообразование — это вид свободной, творческой деятельности; • самообразование — внеинституциональная деятельность; • самообразование имеет тесную связь с образованием как системой и социальным институтом, являясь компонентом образования, видом специально организованной, систематической, институциональной деятельности; • самообразование — вид непрерывного образования; • самообразование — способ самоконструирования личности. С точки зрения социологического подхода, самообразование есть вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующийся свободным выбором занятий, связанных с повышением культурного, образовательного, профессионального, научного уровней и направленных на удовлетворение ее духовных потребностей и реализацию потребностей в социализации и самореализации. Самообразование интересует социолога как реальный феномен жизни людей (социальных групп) в системе общественных отношений. Социологический подход к самообразованию касается определения социальной роли и социальных функций самообразования, его места среди других форм деятельности, субъектно-объектных характеристик и др. 2. Субъект самообразования Приведенное выше определение показывает, что субъектом самообразовательной деятельности выступает личность. Однако использование микро- и макро-подходов выявляет несколько уровней регуляции этой деятельности: 1. индивидуально-личностный; 2. групповой; 3. социетальный (уровень крупных социальных систем, включающий общество в целом): • на индивидуальном уровне самообразование как вид деятельности определяется потребностями, целями, интересами личности как субъекта самообразования; • социальная группа является носителем типичных стратегий самообразовательной деятельности, которые задаются через систему групповых норм и социальных ролей, и это позволяет говорить о социальной группе как о субъекте самообразования; • крупные социальные системы (семья, общественное производство и др.) порождают исторически востребуемые и социокультурно обусловленные технологии самообразования, поэтому социум — и носитель самообразования и его социальная среда. Применение микро- и макро- подходов показывает роль и значение индивидуальной самообразовательной деятельности для социальной группы и общества в целом, с одной стороны, а с другой — показывает зависимость самообразовательных процессов от социальных условий.
3. Функции самообразования Функции самообразования различных уровней имеют свою специфику на разных уровнях общества как социальной системы (см. рис.1). В индивидуально-личностной сфере самообразование воздействует на формирование структуры знания и деятельности личности. Это достигается с помощью процессов индивидуализации, индивдуально-личностной идентификации, самореализации, саморазвития и саморегуляции. Рис. 1. Социальные функции самообразования
На уровне социальной общности (группы) функции самообразования проявляются двояко. Во-первых, через воздействие социальной общности на личность (функции социализации, социальной идентификации) и, во-вторых, через влияние самообразовательной деятельности личности на жизнедеятельность самой социальной общности (функции регуляции ее нормативных, структурных характеристик, системы деятельности). Личность в процессе самообразования усваивает образцы поведения социальных групп (общностей), в которые она входит, соотнося свое поведение с их нормами и ценностями. Социализируясь, личность меняется сама, идентифицирует себя с определенными социальными ролями и статусными характеристиками. В тоже время, самообразовательная деятельность членов социальной общности (группы) видоизменяет систему групповых ценностей и норм, воздействуя на социальную саморегуляцию данного вида социального объединения. Регулятивная функция самообразования в отношении социальной общности (группы) совмещается с функцией социального развития ведущего вида деятельности данной общности и системы социальных отношений в ней Формирование специфической для общности сферы знания является основной функциональной характеристикой самообразования ее членов. В свою очередь социальная общность задает социально-типические стратегии самообразовательной деятельности личности, отличающиеся субкультурными характеристиками. Для самообразования на социетальном уровне характерны функции развития социальных институтов (образования, культуры, науки, рынка и пр.), регуляции социальной структуры общества и социальной мобильности. Характеристика функций самообразования должна соотноситься с функциями образования. Тенденция развития цивилизации ведет к тому, что самообразование будет оказывать все большее воздействие на развитие общества через изменение его экономических, социальных, культурных подсистем, влиять на процессы социокультурной динамики в целом. Рассмотрение функций самообразования предполагает дальнейшую разработку методологии его исследования, осуществлять которую следует через анализ его видов.
4. Виды самообразования При выделении видов самообразования используются различные критерии. С точки зрения временной локализации, самообразование может осуществляться либо в рабочее, либо в свободное время. При этом самообразование в рабочее время, как правило, связано с достижением каких-либо профессиональных, производственных целей и задач, тогда как самообразование в свободное время может быть связано либо с ними, либо с решением проблем совсем иного характера (общегуманитарного, культурного, получения наслаждения от чтения, работы над собой и т. д.). С этой классификацией тесно связана другая — по критерию направленности самообразования. Здесь можно говорить о таких его видах, как профессиональное и общеразвивающее самообразование, которые связаны с достижением тех же, что и в первом случае, целей: производственно-профессиональных либо общегуманитарных, культурных, гедонистических и т.д. Временная характеристика самообразования может различаться в зависимости от посвящаемого ему объема времени. Весьма близкими к приведенным видам являются регламентируемое и нерегламентируемое самообразование. С точки зрения пространственной локализации самообразование может осуществляться на работе, дома, в общественных учреждениях, предназначенных для этой деятельности (библиотеки и т.д.). С пространственной локализацией самообразования связана классификация по типу его организации. Можно говорить об институционализированном и неинституционализированном самообразовании. В первом случае имеется в виду наличие учреждений и организаций, обеспечивающих процесс самообразования именно в них. Во втором — этот процесс протекает вне рамок таких учреждений и организаций, то есть в контексте повседневности. К указанной классификации примыкает еще одна, критерием которой служат сферы самообразования. По отношению к ним самообразование может быть профессиональным, социокультурным, религиозным, нравственным, экономическим, правовым, семейно-бытовым и пр. Временная и пространственная локализация самообразования лишь задает условия и формы его осуществления, главными же критериями служат содержательные и субъектные. Среди содержательных критериев выделим целевые, показывающие, ради достижения каких целей осуществляется самообразование. Эти цели могут относиться к профессиональному росту, повышению культурного уровня, выход на новые рубежи осведомленности в какой-либо сфере знания. Выделение видов самообразования в соответствии с его целями может быть довольно широким по спектру. Содержательным критерием классификации самообразования может стать любой элемент структуры личности: потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, обусловливающие самообразовательную деятельность личности. Говоря о субъектных критериях выделения видов самообразования, необходимо отметить глубокие различия в его содержании, обусловленные тем, какие социальные группы и слои являются его «носителями». Для анализа самообразования проблема его субъекта приобретает очень важное значение. Обезличенный, «бессубъектный» подход к самообразованию является бесперспективным, более того, тупиковым, хотя бы в силу того обстоятельства, что в образе жизни далеко не всех групп и слоев общества присутствует самообразование. С точки зрения названного критерия можно говорить, во-первых, о социальных группах и слоях, для которых этот вид деятельности является необходимым, поскольку без него они не в состоянии выполнить свои главные социальные роли — педагога, предпринимателя, ученого, журналиста, учащегося, художника (артиста) и др.
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 740; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.096 с.) |