Тема 10. Основания и порядок признания доказательств недопустимыми. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Основания и порядок признания доказательств недопустимыми.



1. Критерии допустимости доказательств.

2. Процессуальный порядок признания доказательств недопустимыми.

3. Предварительное слушание по ходатайству стороны об исключении доказательств: порядок рассмотрения и разрешения ходатайства.

Темы докладов и рефератов:

1. Недопустимые доказательства.

2. Судебная практика признания доказательств недопустимыми.

Рекомендуемая литература:

Нормативно-правовые акты

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.*(разд.IX гл.10-11, разд. IX гл.34)

 

Официальные акты высших судебных органов

Постановление Пленума Верховного Суда РФ №28 от 22 декабря 2009 г. «О применении судами норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующих подготовку к судебному разбирательству» // Российская газета. 13.01.2010. № 5082. *

 

Основная литература

1. Судебное производство в уголовном процессе Российской Федерации. научно-практическое пособие по применению Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации / Под общей ред. В.М.Лебедева. – 2-е издание перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011.*

2.Уголовный процесс. Учебник для вузов / Под ред. В.П.Божьева. - М., Юрайт, 2011.*

3.Уголовно-процессуальное право. Учебник. Серия Магистр. / Под общей ред. В.М.Лебедева. - М.: Юрайт. 2012.

 

Дополнительная литература

1.Быков В.М. Процессуальный порядок признания доказательств недопустимыми по УПК РФ // Российский следователь. 2008. № 12.

2.Васяев А.А. Признание доказательств недопустимыми в ходе судебного следствия в суде первой инстанции в российском уголовном процессе: монография. – М.: Волтерс Клувер. 2010.*

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ

(В ТОМ ЧИСЛЕ, В АКТИВНОЙ/ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМЕ)

Тема 3. Виды доказательств в российском уголовном судопроизводстве. (4 часа)

Форма занятия – «мозговой штурм» и «творческое задание».

Цель введения активных/интерактивных - обеспечение диалогического взаимодействия в совместной деятельности.

Цель занятия – в результате изучения темы магистранты должны уяснить виды доказательств, предусмотренных УПК РФ, основные свойства доказательств; определить значение доказательств; понять, в чем заключается процесс доказывания, из каких этапов он состоит и какие особенности доказывания с помощью различных доказательств имеются на практике. В ходе занятия у обучаемых целесообразно сформировать умение объективно оценивать отдельные виды доказательств.

Форма /технология проведения занятия - пресс-конференция. Способствует активизации мыслительной деятельности магистрантов, формировании устойчивого интереса к изучаемой дисциплине.

Вопрос к аудитории: в чем состоят особенности каждого из видов доказательств в уголовном процессе, предусмотренных УПК РФ? На доску без обсуждения записываются все прозвучавшие ответы на вопрос. Каждый студент может свободно высказывать предложения, любые предложения принимаются и одобряются, ведущий записывает все предложения, нельзя критиковать и комментировать предложения, но можно развивать предыдущие идеи.

Учащиеся работают в группе. В обсуждении участвуют все магистранты группы. По очереди каждый обучаемый должен назвать особенности доказывания с помощью каждого из видов доказательств, предусмотренных статьей 74 УПК РФ. После того как все ответы записаны, преподаватель проводит обсуждение каждого ответа. По результатам мозгового штурма должны остаться только те особенности, которые признает и разделяет вся аудитория, а при невозможности полного согласия - большая часть аудитории. Кроме того, обосновывая свою точку зрения, студенты выступают с докладами, иллюстрирующими их правоту.

Затем каждая из групп учащихся должна привести по три вида доказательств, охарактеризовав особенности каждого из них и задали свои вопросы другим группам об особенностях доказывания (например, вещественные доказательства, показания обвиняемого, заключение эксперта и т.д.).

Форма представления студентами конечного результата: в конспектах студенты под диктовку записывают виды доказательств, а также содержание особенностей доказывания с помощью отдельных видов доказательств.

Дидактическое оснащение:

Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.*(ст.ст.49-51)

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.* (разд.III гл.11)

Постановление Пленума Верховного Суда РФ №1 от 5 марта 2004 года «О применении судами Российской федерации норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2004. 25 марта.

Научно-практический комментарий к УПК РФ/ под общей ред. Лебедева В.М.; науч. Ред. В.П. Божьев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2009.*

Васяев А.А. Признание доказательств недопустимыми в ходе судебного следствия в суде первой инстанции в российском уголовном процессе: монография. – М.: Волтерс Клувер. 2010.*

Лупинская П. Доказательства и доказывание в новом уголовном процессе //Российская юстиция.2002.№7.

Шейфер С.А. Формирование доказательств по уголовному делу – реальность доказательственной деятельности или «научная фантазия»? // Российская юстиция. 2009. №4.

Тема 9. Доказывание в досудебном производстве. (4 часа)

Форма занятия – демонстрация и «деловая игра».

Цель введения активных/интерактивных – формирование навыков критического мышления и решения проблем, коммуникативных навыков и навыков отработки вариантов поведения в различных ситуациях.

Цель занятия – в результате изучения темы магистранты должны уяснить общие условия предварительного расследования, правила производства следственных и процессуальных действий как основного способа собирания доказательств в ходе досудебного производства, а также их оформления, проверки и оценки. В ходе занятия у обучаемых целесообразно сформулировать умение производить следственные и процессуальные действия в рамках стадии предварительного расследования и оформлять их результаты.

Форма /технология проведения занятия – демонстрация и «деловая игра». Преподаватель объясняет задание: студентам необходимо выбрать следственные действия и, распределив роли, смоделировать их производство, продемонстировав это, всей аудитории. С этой целью студенты могут делиться на небольшие группы в зависимости от необходимого количества участников производимого следственного действия. Для лучшего понимания задания перед его выполнением преподаватель может провести показ видеофильма о производстве следственного действия из практической деятельности следователя.

Практическое применение данной формы семинара показывает, что она позволяет охватить каждого обучающегося группы с целью проверки знаний, требует от учащихся серьезной подготовительной работы, связанной, в первую очередь, с умением толковать и применять уголовно-процессуальные нормы, дает возможность не только проанализировать особенности доказывания в ходе досудебного производства, правила производства предварительного расследования, но и выявить возможные варианты неправильного применения уголовно-процессуального закона, которое может повлечь признание доказательства недопустимым, обеспечив, таким образом, связь с судебной практикой.

Магистранты работают в группе. В обсуждении должны участвовать все учащиеся группы. В конце обсуждения подводятся итоги занятия в целом: обсуждаются продемонстрированные следственные действия, выявляются допущенные ошибки и их влияние на дальнейшее использование доказательства.

Форма представления студентами конечного результата – проекты протоколов следственных действий и заключение по итогам обсуждения.

Дидактическое оснащение техническое оснащение:

компьютерное мультимедийное оборудование с целью визуализации учебного материала и внедрения прогрессивных методов обучения с использованием видеоматериала: «Следственные действия».

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.* (главы 11, 21-32)

Водяная В.Ю. Осуществление процессуального контроля в ходе досудебного производства в системе Следственного комитета при прокуратуре РФ. Методическое пособие. – Москва: изд-во КРЕДО, 2010.*

Мельников В.Ю. Гарантии прав и законных интересов граждан в уголовном процессе. Монография. – Ростов н/Д: РГУПС. 2010. *

Неретин Н.Н. Изучение личности обвиняемого при производстве предварительного следствия в уголовном судопроизводстве//Уголовное судопроизводство 2009. №1.*

Практика применения УПК РФ: практическое пособие/ под ред. В.П.Верина – М.: Юрайт – Издат, 2007. – 589 (Профессиональная практика)

Предварительное следствие: Учеб. для вузов/ Под ред. М.В.Мешкова._ М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2009.*

Сычев А.А. О форме предварительного расследования преступлений несовершеннолетних // Российский следователь. 2009. №5*

Тема 11. Доказывание в стадии судебного разбирательства. (4 часа)

Форма занятия – «демонстрация» и «дискуссия».

Цель введения активных/интерактивных – формирование навыков критического мышления и решения проблем, коммуникативных навыков и навыков отработки вариантов поведения в различных ситуациях.

Цель занятия – в результате изучения темы магистранты должны уяснить порядок судебного следствия как части судебного разбирательства, в которой исследуются доказательства, последовательность действий на этом этапе уголовного процесса. В ходе занятия необходимо сформировать у обучаемых представление о значении, структуре и содержании судебного следствия, а также об особенностях доказывания в судебном разбирательстве. В ходе занятия у обучаемых целесообразно сформулировать умение представлять доказательства в судебном заседании, ориентироваться в судебном процессе по уголовному делу.

Форма /технология проведения занятия – «демонстрация» и «дискуссия». Занятие проводится в суде. Преподаватель объясняет задание: учащиеся присутствуют в судебном заседании по уголовному делу. После этого проводится обсуждение заседания с точки зрения представления доказательств сторонами и исследования их в судебном следствии. В обсуждении участвует судья, которому учащиеся могут задавать вопросы о доказывании по данному уголовному делу.

Магистранты работают в группе. В обсуждении должны участвовать все учащиеся группы. В конце обсуждения подводятся итоги занятия в целом, обсуждаются виды доказательств и правила доказывания, которые были продемонстрированы в ходе проведенного судебного заседания.

Форма представления студентами конечного результата – заключение.

Дидактическое оснащение:

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921. (разд.IX гл.36-39).*

Настольная книга судьи по доказыванию в уголовном процессе/ И.Б.Михайловская.- М.: ТК Велби: Проспект, 2008.*

Радутная Н.В. Избранное: научные труды. – 1-е изд., - М.:РАП, 2011.*

Судебное производство в уголовном процессе Российской Федерации: Практ. пособие по применению УПК РФ/ Под общ. ред. А.И.Карпова.-М.: Юрайт-Издат, 2008.*

Уголовно-процессуальное право. Учебник. Серия Магистр. / Под общей ред. В.М.Лебедева. - М.: Юрайт. 2012.

 

Методические рекомендации по изучению

дисциплины и по организации самостоятельной работы МАГИСТРАНТОВ

Доказательства и доказывание в уголовном судопроизводстве - одна из обязательных учебных дисциплин вариативной части профессионального цикла образовательной программы магистратуры «Уголовное судопроизводство в Российской Федерации, криминалистическое обеспечение производства по уголовным делам и судебная экспертиза».

Получение магистрантами глубоких знаний в области доказательственного права является необходимым условием формирования квалифицированного состава судей, адвокатов, прокуроров.

Процесс изучения дисциплины осуществляется в различных формах: на лекциях, семинарских занятиях и т. д.

Учебный материал расположен по темам курса, приводятся планы семинарских занятий, вопросы к зачету, необходимая учебная и монографическая литература, нормативный материал.

Учебные занятия по дисциплине проводятся в форме лекций и семинаров. В ходе занятий преподаватели проводят деловые игры, число и содержание которых устанавливаются кафедрой по существующим нормативам.

Преподавание курса «Доказательства и доказывание в уголовном судопроизводстве» предусматривает изучение перечня нормативных и литературных источников, в том числе: УПК РФ, положений Конституции РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, посвященных особенностям применения норм УПК РФ; ряда международных актов (Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст.5,6) и др.

При чтении лекций важно раскрыть сущность доказательств, их виды, свойства, содержание и структуру процесса доказывания. При чтении лекций особое внимание следует уделять наиболее сложным, с точки зрения практики вопросам, например, признание доказательств недопустимыми и др.

Целью семинарских занятий является не только контроль знаний магистрантов, но и привитие им практических навыков собирания, проверки и оценки доказательств. Все темы курса нуждаются в дополнительном, самостоятельном изучении.

Подготовку к семинарам по темам 1-3 следует начинать с изучения ст. 74 УПК РФ, которая определяет содержание доказательства (ч. 1) и форму доказательства (ч. 2). Необходимо усвоить, что доказательство по уголовному делу выступает в единстве своего содержания и процессуальной формы получения сведений.

Свойство относимости доказательства связано с его содержанием, а свойство допустимости – с процессуальной формой получения доказательства. Следует запомнить критерии допустимости доказательств: получение доказательства надлежащим субъектом; получение сведений, имеющих значение для дела, из указанных в законе источников; получение доказательства указанным в законе способом; соблюдение требований закона о фиксации хода и результатов следственного действия.

Следует усвоить содержание ст.75 УПК РФ и обратить внимание на вопросы: любое ли нарушение требований УПК РФ влечет признание доказательства недопустимым? имеет ли значение для признания доказательства недопустимым существенность и восполнимость допущенных нарушений требований закона?

Могут ли доказательства, полученные с нарушением закона, положены в основу защиты? В теории и практике судопроизводства однозначного ответа на данный вопрос нет. Одно из первых упоминаний концепции асимметрии допустимости доказательств содержится в работе Стецовского Ю.И., Ларина А.М. «Конституционный принцип обеспечения обвиняемому права на защиту». Авторы указывают, что если при предъявлении для опознания были допущены многочисленные нарушения требований и если опознающий заявит, что среди предъявленных лиц нет того лица, которое совершило преступление, то «протокол данного опознания явится допустимым оправдательным доказательством».

Наиболее сложным в доказывании является оценка достоверности доказательства. В частности, показания самого добросовестного свидетеля могут быть признаны недостоверными. Вывод о достоверности или недостоверности того или иного доказательства может быть сделан после сопоставления доказательства с другими доказательствами. При оценке достоверности доказательства полностью действует принцип свободной оценки доказательств.

Полученные по делу относимые, допустимые и достоверные доказательства подлежат оценке с точки зрения их достаточности для принятия решения. Оценка достаточности всей совокупности доказательств зависит от того, какие требования установлены законом к основаниям принятия того или иного решения. Если для принятия решения об избрании меры пресечения достаточно предположительного вывода о том, что обвиняемый будет вести себя ненадлежащим образом (ч. 1 ст. 97 УПК РФ), то обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и постановляется лишь при условии, что в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления подтверждена совокупностью исследованных судом доказательств (ч. 4 ст. 302 УПК РФ).

Следует обратить внимание на основания, по которым могут быть классифицированы доказательства, на практическое значение классификации, на особенности доказывания с помощью косвенных доказательств.

Подготовку к семинарским занятиям потемам 4-11 следует начать с изучения ст. 85 УПК РФ, называющей элементы процесса доказывания, после чего изучить ст. ст. 86–88 УПК РФ, раскрывающие содержание каждого из названных элементов.

Важно усвоить содержание принципа презумпции невиновности и правила доказывания, вытекающие из данного принципа (ст. 14 УПК РФ). При характеристике субъектов доказывания необходимо обратить внимание на полномочия защитника в доказывании. Для этого кроме названных норм следует обратиться к ст. 53 УПК РФ, и ст. 248 УПК РФ.

При изучении вопроса о собирании доказательств необходимо исходить из того, что собирание доказательств, являясь одним из элементов процесса доказывания, также имеет свою структуру и состоит из поиска, восприятия и закрепления доказательственной информации. Характеризуя способы собирания доказательств, следует уделить внимание следственным действиям как основному способу собирания доказательств, используемому лицами, ведущими судопроизводство. Раскрывая способы собирания доказательств, используемые иными участниками процесса, следует обратить внимание на способы собирания доказательств, которые может использовать защитник.

При рассмотрении вопроса о способах проверки доказательств необходимо назвать следственные действия, используемые с этой целью (очная ставка, следственный эксперимент, проверка показаний на месте, повторная экспертиза), так и иные способы проверки доказательств.

Изучение вопроса об оценке доказательств следует начать со ст. 17, формулирующей принцип свободной оценки доказательств, а затем изучить ч.1 ст. 88 УПК, в которой назван предмет оценки доказательств. В ч. ч. 2 – 4 ст. 88 УПК РФ изложены правила признания доказательств недопустимыми.

Подготовка магистрантов к семинарам включает (в том числе в виде докладов) ознакомление: с соответствующими разделами учебников, нормативными источниками и рекомендуемой по темам литературой, материалами судебной и следственной практики.

В целях формирования у магистрантов навыков собирания, проверки и оценки доказательств при изучении дисциплины, необходимо использовать деловые игры (имитация судебных заседаний, следственных действий, разрешение участниками процесса конфликтных задач-ситуаций, составление процессуальных документов).

Одной из форм изучения дисциплины «Доказательства и доказывание в уголовном судопроизводстве» наряду с лекциями и семинарскими занятиями (в том числе и в виде ролевых игр) является самостоятельная работа магистрантов – написание контрольных заданий, рефератов, подготовка к семинарским занятиям, участие в научных конференциях, решение задач, изучение нормативных и научных источников. Кроме того, магистранты должны участвовать в индивидуальных консультациях.

Самостоятельная работа магистрантов является существенной составляющей освоения данного курса.

Важнейшее направление самостоятельной работы (независимо от ее вида) магистрантов при изучении дисциплины «Доказательства и доказывание в уголовном судопроизводстве» - это анализ действующего уголовно-процессуального законодательства и материалов судебной и следственной практики (Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления Пленума Верховного Суда РФ, постановления и определения Конституционного Суда РФ, а так же международно-правовые акты в области уголовного процесса – см. список литературы). При освоении нормативно-правового материала обучающимся следует обращаться к существующим информационно-правовым системам: «Консультант», «Гарант», «Кодекс» и др. Это позволит отслеживать последние изменения законодательства.

Контроль за самостоятельной работой магистрантов осуществляется в процессе индивидуальных консультаций, выступлений магистрантов на конференциях и семинарах, в ходе руководства подготовкой письменных работ. Итоговый контроль проводится на зачете.

Задания для контролируемой самостоятельной работы магистрантов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.029 с.)