Доказательсва и доказывание в уголовном судопроизводстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доказательсва и доказывание в уголовном судопроизводстве



ДОКАЗАТЕЛЬСВА И ДОКАЗЫВАНИЕ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

 

Учебно-методический комплекс

для магистрантов заочной формы обучения

направление подготовки 030900.68, Юриспруденция, уголовно-правовой профиль

магистерская программа

«Уголовное судопроизводство в Российской Федерации, криминалистическое обеспечение производства по уголовным делам и судебная экспертиза»

 

 

г. Ростов-на-Дону

2012


Авторы:

А.В.Гаврицкий,

заведующий кафедрой уголовно-процессуального права Ростовского филиала РАП, к.ю.н.

В.Ю.Водяная,

доцент кафедры уголовно-процессуального права

Ростовского филиала РАП, к.ю.н.,

 

Рецензенты:

В.А.Спасская, доцент кафедры уголовно-процессуального права Ростовского филиала РАП

В.А.Блинников, д.ю.н., судья Ставропольского краевого суда

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»).

Одобрен на заседании кафедры уголовно-процессуального права Российской академии правосудия (протокол № от 2012 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Ростовского филиала Российской академии правосудия ……….2012 г., протокол №.

 

 

©Ростовский филиал

 Российская академия правосудия, 2012.

© Гаврицкий А.В., Водяная В.Ю., 2012.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………….……………….….4

Объем дисциплины и виды учебной работы………….…………………….…..7

Тематический план …………………………………......………………………..8

Программа курса……………………....………………………...………………...9

Планы семинарских занятий …………….……………………..………………12

Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы магистрантов.….……………………………………23

Контрольные задания...………………………………………………………....35

Примерная тематика магистерских диссертаций……………………………..36

Литература……………………………………………………………….………37

Вопросы для подготовки к зачету, зачету с оценкой..………………………..40


Введение

 

«Доказательства и доказывание в уголовном судопроизводстве» – обязательная дисциплина вариативной части профессионального цикла магистерской программы «Уголовное судопроизводство в Российской Федерации, криминалистическое обеспечение производства по уголовным делам и судебная экспертиза».

Доказательство – это важнейшая категория уголовного судопроизводства. Именно на основе доказательств формируется внутреннее убеждение судьи, следователя, дознавателя, прокурора и присяжных заседателей. На основании исследованных по делу доказательств суд принимает итоговое решение о виновности либо невиновности подсудимого.

Предметом изучения дисциплины являются нормы права, а также теории, определяющие деятельность по обоснованию принятия решений при производстве по уголовным делам. Изучение учебной дисциплины «Доказательства и доказывание в уголовном судопроизводстве» имеет своей целью дать магистрантам необходимые теоретические и практические знания о доказательствах, как единственно возможных источниках уголовно-процессуального познания, их собирании, проверке и оценки, с целью вынесения правильных решений по возникающим в ходе производства по делу частным вопросам и уголовному делу в целом.

Изучение учебной дисциплины в соответствии с программой курса включает необходимые сведения о сущности и свойствах доказательств, современных тенденциях в правовом регулировании доказывания. Изучаются понятия и система институтов доказательств и доказывания; при этом особое внимание уделяется процессуальному положению личности в уголовном процессе, обеспечению ее конституционных прав и свобод в уголовном судопроизводстве.

Освоение данной дисциплины необходимо не только для общеюридической, но и для практической подготовки следователей, прокуроров, судей, адвокатов и т.д.

Освоение дисциплины «Доказательства и доказывание в уголовном судопроизводстве» предполагает знание системы уголовного судопроизводства, основных принципов и институтов уголовного права и процесса, а так же наличие общекультурных компетенций, формируемых циклом гуманитарных и социальных наук.

Цель освоения дисциплины «Доказательства и доказывание в уголовном судопроизводстве» - формирование у магистрантов правильного понимания значения, сущности и свойств доказательств, содержания и структуры доказывания в уголовном процессе. В связи с этим задачами изучения дисциплины являются:

- овладение подготавливаемыми юридическими кадрами высшей квалификации системой научных знаний и практических навыков в сфере правового регулирования доказывания в уголовном процессе.

- формирование комплексных знаний о правовом регулировании доказывания в уголовном судопроизводстве в РФ и детальное ознакомление с основными понятиями дисциплины, изучение норм, регулирующих деятельность по обоснованию процессуальных решений в уголовном судопроизводстве как в целом, так и на различных этапах производства по делу, в различных правовых ситуациях;

- приобретение магистрантами навыков и умений по собиранию доказательств, их проверке и оценке, обоснованию процессуальных решений и производству процессуальных действий.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные положения уголовно-процессуального законодательства, сущность и свойства доказательств, их виды, содержание и структуру доказывания, современные тенденции развития судебной и следственной практики доказывания.

Уметь: правильно вести работу по собиранию, проверке и оценке доказательств,принимать и оформлять процессуальные решения по уголовным делам на основании представленных доказательств; ориентироваться в системе доказывания; анализировать и правильно применять нормы уголовно-процессуального закона в конкретных ситуациях, возникающих в ходе производства по делу.

Владеть: уголовно-процессуальной терминологией; навыками работы с доказательствами;навыками анализа явлений и фактов правоприменительной практики. Навыками реализации норм уголовно-процессуального права в процессе доказывания.

Компетенции, которыми должен обладать магистрант, изучивший дисциплину «Доказательства и доказывание в уголовном судопроизводстве» должен обладать следующими компетенциями:

- общекультурными компетенциями (ОК):

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);

компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

- профессиональными компетенциями (ПК):

в правотворческой деятельности:

способностью разрабатывать нормативно-правовые акты (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

в правоохранительной деятельности:

готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);

способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);

способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);

в экспертно-консультационной деятельности:

способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);

в организационно-управленческой деятельности:

способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);

способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);

в научно-исследовательской деятельности:

способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11); 

в педагогической деятельности:

способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);

способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);

способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);

способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

 

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов
Зачетные единицы - общая трудоемкость Всего – 3 з.е – 108 ч.
Всего аудиторных занятий из них: 38
Лекции 6
Семинарские (практические) занятия 32
Самостоятельная работа 70
Форма итогового контроля   Зачет, зачет с оценкой

 

 

Тематический план ДИСЦИПЛИНЫ

№ № п/п

Разделы (темы) дисциплины

Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану)

Лекции Семинары С/р
1 Понятие и свойства доказательств в уголовном судопроизводстве. 2 4 4
2 Классификация доказательств – теория и практика. - 2 5
3 Виды доказательств в российском уголовном судопроизводстве. (активное/интерактивное занятие) - 4 10
4 Доказывание и его место в уголовно-процессуальной деятельности. Предмет и пределы доказывания. 2 4 10
5 Содержание и структура доказывания - 2 6
6 Субъекты доказывания. - 2 8
7. Собирание доказательств.   - 2 4
8. Проверка и оценка доказательств. - 2 4
9. Доказывание в досудебном производстве. (активное/интерактивное занятие) - 4 6
10. Основания и порядок признания доказательств недопустимыми. - 2 5
11. Доказывание в стадии судебного разбирательства. (активное/интерактивное занятие) 2 4 8
  Всего 6 32 70

 

 

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 5. Содержание и структура доказывания

Понятие доказывания. Принципы доказывания. Модели доказывания. Доказывание-познание, доказывание-удостоверение, доказывание – обоснование. Информационный и логический пути доказывания. Уровни доказывания. Элементы процесса доказывания.

Нормативно-правовые акты

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.*(разд.III гл.10)

 

Основная литература

1. Уголовно-процессуальное право. Учебник. Серия Магистр. / Под общей ред. В.М.Лебедева. - М.: Юрайт. 2012.

2. Уголовный процесс. Учебник для вузов / Под ред. В.П.Божьева. - М., Юрайт, 2011.*

 

Дополнительная литература

1. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ (постатейный)/ Л.Н. Башкатов, Б.Е. Безлепкин (и др.); отв. ред. И.Л. Петрухин.- 6-е изд., перераб. И доп. – М.: Т.К.Велби, Изд-во Проспект. 2008

2. Лупинская П. Доказательства и доказывание в новом уголовном процессе //Российская юстиция.2002.№7.

Нормативно-правовые акты

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.*(разд.III гл.10)

 

Основная литература

1. Уголовный процесс. Учебник для вузов / Под ред. В.П.Божьева. - М., Юрайт, 2011.*

2. Уголовно-процессуальное право. Учебник. Серия Магистр. / Под общей ред. В.М.Лебедева. - М.: Юрайт. 2012.

 

Дополнительная литература

1. Лупинская П. Доказательства и доказывание в новом уголовном процессе //Российская юстиция.2002.№7.

2. Практика применения УПК РФ: практическое пособие/ под ред. В.П.Верина – М.: Юрайт – Издат, 2007. – 589 (Профессиональная практика).

3. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. Учебник / Под ред. П.А.Лупинской. - М.: Норма, 2011.*

 

Нормативно-правовые акты

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.*(разд.III гл.11)

Основная литература

1. Уголовный процесс. Учебник для вузов / Под ред. В.П.Божьева. - М., Юрайт, 2011.*

2. Уголовно-процессуальное право. Учебник. Серия Магистр. / Под общей ред. В.М.Лебедева. - М.: Юрайт. 2012.

 

Дополнительная литература

 1.Ульянова Л.Т. Предмет доказывания и доказательства в уголовном процессе России. Учебное пособие. М.: Городец. 2008.

 2.Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства: В 2т.- СПб.: Альфа, 1996*.

 3.Шейфер С.А. Формирование доказательств по уголовному делу – реальность доказательственной деятельности или «научная фантазия»? // Российская юстиция. 2009. №4

 

Тема 5. Содержание и структура доказывания.

1. Понятие и особенности доказывания в уголовном судопроизводстве.

2. Принципы доказывания.

3. Содержание доказывания.

4. Элементы процесса доказывания.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Доказывание как форма познавательной деятельности.

2. Соотношение принципов уголовного судопроизводства и доказывания.

 

Рекомендуемая литература:

Нормативно-правовые акты

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.*(разд.III гл.11).

 

Основная литература

1.Судебное производство в уголовном процессе Российской Федерации. научно-практическое пособие по применению Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации / Под общей ред. В.М.Лебедева. – 2-е издание перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011.*

2.Уголовный процесс. Учебник для вузов / Под ред. В.П.Божьева. - М., Юрайт, 2011.*

 

Дополнительная литература

1. Лупинская П. Доказательства и доказывание в новом уголовном процессе //Российская юстиция.2002.№7.

2. Ульянова Л.Т. Предмет доказывания и доказательства в уголовном процессе России. Учебное пособие. М.: Городец. 2008.

3. Шейфер С.А. Формирование доказательств по уголовному делу – реальность доказательственной деятельности или «научная фантазия»? // Российская юстиция. 2009. №4.

 

Нормативно-правовые акты

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.*(разд.II,III гл.11).

 

Нормативно-правовые акты

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.*(разд.III гл.11, разд. VIII гл.21).

 

Основная литература

1. Судебное производство в уголовном процессе Российской Федерации. научно-практическое пособие по применению Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации / Под общей ред. В.М.Лебедева. – 2-е издание перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011.*

2. Уголовный процесс. Учебник для вузов / Под ред. В.П.Божьева. - М., Юрайт, 2011.*

3. Уголовно-процессуальное право. Учебник. Серия Магистр. / Под общей ред. В.М.Лебедева. - М.: Юрайт. 2012.

 

 

Дополнительная литература

1. Вещественные доказательства: Информационные технологии процессуального доказывания / Под общ. ред. д.ю.н., проф. В.Я. Колдина. – М.: Издательство НОРМА, 2002.

2. Доля Е.А. Формирование доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности. М.: Проспект. 2008.

3.Курочкина Л. Потерпевший и свидетель в уголовном судопроизводстве// Законность. 2009. № 3*

4. Шейфер С.А. Формирование доказательств по уголовному делу – реальность доказательственной деятельности или «научная фантазия»? // Российская юстиция. 2009. №4.

 

Нормативно-правовые акты

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.*(разд.III гл.11)

 

Основная литература

1. Судебное производство в уголовном процессе Российской Федерации. научно-практическое пособие по применению Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации / Под общей ред. В.М.Лебедева. – 2-е издание перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011.*

2. Уголовный процесс. Учебник для вузов / Под ред. В.П.Божьева. - М., Юрайт, 2011.*

 

Дополнительная литература

1.Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ (постатейный)/ Л.Н. Башкатов, Б.Е. Безлепкин (и др.); отв. ред. И.Л. Петрухин.- 6-е изд., перераб. И доп. – М.: Т.К.Велби, Изд-во Проспект. 2008

2.Некрасов С.В. Толкование норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: системное решение проблем. - М.: Изд-во Юрлитинформ. 2011.*

3.Практика применения УПК РФ: практическое пособие/ под ред. В.П.Верина – М.: Юрайт – Издат, 2007. – 589 (Профессиональная практика).

4.Судебное производство в уголовном процессе Российской Федерации: Практ. пособие по применению УПК РФ/ Под общ. ред. А.И.Карпова.-М.: Юрайт-Издат, 2008.*

5.Шейфер С.А. Формирование доказательств по уголовному делу – реальность доказательственной деятельности или «научная фантазия»? // Российская юстиция. 200 9. №4.

Нормативно-правовые акты

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.*(разд.IX гл.10-11, разд. IX гл.34)

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ

(В ТОМ ЧИСЛЕ, В АКТИВНОЙ/ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМЕ)

Тема 3. Виды доказательств в российском уголовном судопроизводстве. (4 часа)

Форма занятия – «мозговой штурм» и «творческое задание».

Цель введения активных/интерактивных - обеспечение диалогического взаимодействия в совместной деятельности.

Цель занятия – в результате изучения темы магистранты должны уяснить виды доказательств, предусмотренных УПК РФ, основные свойства доказательств; определить значение доказательств; понять, в чем заключается процесс доказывания, из каких этапов он состоит и какие особенности доказывания с помощью различных доказательств имеются на практике. В ходе занятия у обучаемых целесообразно сформировать умение объективно оценивать отдельные виды доказательств.

Форма /технология проведения занятия - пресс-конференция. Способствует активизации мыслительной деятельности магистрантов, формировании устойчивого интереса к изучаемой дисциплине.

Вопрос к аудитории: в чем состоят особенности каждого из видов доказательств в уголовном процессе, предусмотренных УПК РФ? На доску без обсуждения записываются все прозвучавшие ответы на вопрос. Каждый студент может свободно высказывать предложения, любые предложения принимаются и одобряются, ведущий записывает все предложения, нельзя критиковать и комментировать предложения, но можно развивать предыдущие идеи.

Учащиеся работают в группе. В обсуждении участвуют все магистранты группы. По очереди каждый обучаемый должен назвать особенности доказывания с помощью каждого из видов доказательств, предусмотренных статьей 74 УПК РФ. После того как все ответы записаны, преподаватель проводит обсуждение каждого ответа. По результатам мозгового штурма должны остаться только те особенности, которые признает и разделяет вся аудитория, а при невозможности полного согласия - большая часть аудитории. Кроме того, обосновывая свою точку зрения, студенты выступают с докладами, иллюстрирующими их правоту.

Затем каждая из групп учащихся должна привести по три вида доказательств, охарактеризовав особенности каждого из них и задали свои вопросы другим группам об особенностях доказывания (например, вещественные доказательства, показания обвиняемого, заключение эксперта и т.д.).

Форма представления студентами конечного результата: в конспектах студенты под диктовку записывают виды доказательств, а также содержание особенностей доказывания с помощью отдельных видов доказательств.

Дидактическое оснащение:

Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.*(ст.ст.49-51)

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.* (разд.III гл.11)

Постановление Пленума Верховного Суда РФ №1 от 5 марта 2004 года «О применении судами Российской федерации норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2004. 25 марта.

Научно-практический комментарий к УПК РФ/ под общей ред. Лебедева В.М.; науч. Ред. В.П. Божьев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2009.*

Васяев А.А. Признание доказательств недопустимыми в ходе судебного следствия в суде первой инстанции в российском уголовном процессе: монография. – М.: Волтерс Клувер. 2010.*

Лупинская П. Доказательства и доказывание в новом уголовном процессе //Российская юстиция.2002.№7.

Шейфер С.А. Формирование доказательств по уголовному делу – реальность доказательственной деятельности или «научная фантазия»? // Российская юстиция. 2009. №4.

Тема 9. Доказывание в досудебном производстве. (4 часа)

Форма занятия – демонстрация и «деловая игра».

Цель введения активных/интерактивных – формирование навыков критического мышления и решения проблем, коммуникативных навыков и навыков отработки вариантов поведения в различных ситуациях.

Цель занятия – в результате изучения темы магистранты должны уяснить общие условия предварительного расследования, правила производства следственных и процессуальных действий как основного способа собирания доказательств в ходе досудебного производства, а также их оформления, проверки и оценки. В ходе занятия у обучаемых целесообразно сформулировать умение производить следственные и процессуальные действия в рамках стадии предварительного расследования и оформлять их результаты.

Форма /технология проведения занятия – демонстрация и «деловая игра». Преподаватель объясняет задание: студентам необходимо выбрать следственные действия и, распределив роли, смоделировать их производство, продемонстировав это, всей аудитории. С этой целью студенты могут делиться на небольшие группы в зависимости от необходимого количества участников производимого следственного действия. Для лучшего понимания задания перед его выполнением преподаватель может провести показ видеофильма о производстве следственного действия из практической деятельности следователя.

Практическое применение данной формы семинара показывает, что она позволяет охватить каждого обучающегося группы с целью проверки знаний, требует от учащихся серьезной подготовительной работы, связанной, в первую очередь, с умением толковать и применять уголовно-процессуальные нормы, дает возможность не только проанализировать особенности доказывания в ходе досудебного производства, правила производства предварительного расследования, но и выявить возможные варианты неправильного применения уголовно-процессуального закона, которое может повлечь признание доказательства недопустимым, обеспечив, таким образом, связь с судебной практикой.

Магистранты работают в группе. В обсуждении должны участвовать все учащиеся группы. В конце обсуждения подводятся итоги занятия в целом: обсуждаются продемонстрированные следственные действия, выявляются допущенные ошибки и их влияние на дальнейшее использование доказательства.

Форма представления студентами конечного результата – проекты протоколов следственных действий и заключение по итогам обсуждения.

Дидактическое оснащение техническое оснащение:

компьютерное мультимедийное оборудование с целью визуализации учебного материала и внедрения прогрессивных методов обучения с использованием видеоматериала: «Следственные действия».

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.* (главы 11, 21-32)

Водяная В.Ю. Осуществление процессуального контроля в ходе досудебного производства в системе Следственного комитета при прокуратуре РФ. Методическое пособие. – Москва: изд-во КРЕДО, 2010.*

Мельников В.Ю. Гарантии прав и законных интересов граждан в уголовном процессе. Монография. – Ростов н/Д: РГУПС. 2010. *

Неретин Н.Н. Изучение личности обвиняемого при производстве предварительного следствия в уголовном судопроизводстве//Уголовное судопроизводство 2009. №1.*

Практика применения УПК РФ: практическое пособие/ под ред. В.П.Верина – М.: Юрайт – Издат, 2007. – 589 (Профессиональная практика)

Предварительное следствие: Учеб. для вузов/ Под ред. М.В.Мешкова._ М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2009.*

Сычев А.А. О форме предварительного расследования преступлений несовершеннолетних // Российский следователь. 2009. №5*

Тема 11. Доказывание в стадии судебного разбирательства. (4 часа)

Форма занятия – «демонстрация» и «дискуссия».

Цель введения активных/интерактивных – формирование навыков критического мышления и решения проблем, коммуникативных навыков и навыков отработки вариантов поведения в различных ситуациях.

Цель занятия – в результате изучения темы магистранты должны уяснить порядок судебного следствия как части судебного разбирательства, в которой исследуются доказательства, последовательность действий на этом этапе уголовного процесса. В ходе занятия необходимо сформировать у обучаемых представление о значении, структуре и содержании судебного следствия, а также об особенностях доказывания в судебном разбирательстве. В ходе занятия у обучаемых целесообразно сформулировать умение представлять доказательства в судебном заседании, ориентироваться в судебном процессе по уголовному делу.

Форма /технология проведения занятия – «демонстрация» и «дискуссия». Занятие проводится в суде. Преподаватель объясняет задание: учащиеся присутствуют в судебном заседании по уголовному делу. После этого проводится обсуждение заседания с точки зрения представления доказательств сторонами и исследования их в судебном следствии. В обсуждении участвует судья, которому учащиеся могут задавать вопросы о доказывании по данному уголовному делу.

Магистранты работают в группе. В обсуждении должны участвовать все учащиеся группы. В конце обсуждения подводятся итоги занятия в целом, обсуждаются виды доказательств и правила доказывания, которые были продемонстрированы в ходе проведенного судебного заседания.

Форма представления студентами конечного результата – заключение.

Дидактическое оснащение:

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921. (разд.IX гл.36-39).*

Настольная книга судьи по доказыванию в уголовном процессе/ И.Б.Михайловская.- М.: ТК Велби: Проспект, 2008.*

Радутная Н.В. Избранное: научные труды. – 1-е изд., - М.:РАП, 2011.*

Судебное производство в уголовном процессе Российской Федерации: Практ. пособие по применению УПК РФ/ Под общ. ред. А.И.Карпова.-М.: Юрайт-Издат, 2008.*

Уголовно-процессуальное право. Учебник. Серия Магистр. / Под общей ред. В.М.Лебедева. - М.: Юрайт. 2012.

 

Методические рекомендации по изучению

дисциплины и по организации самостоятельной работы МАГИСТРАНТОВ

Доказательства и доказывание в уголовном судопроизводстве - одна из обязательных учебных дисциплин вариативной части профессионального цикла образовательной программы магистратуры «Уголовное судопроизводство в Российской Федерации, криминалистическое обеспечение производства по уголовным делам и судебная экспертиза».

Получение магистрантами глубоких знаний в области доказательственного права является необходимым условием формирования квалифицированного состава судей, адвокатов, прокуроров.

Процесс изучения дисциплины осуществляется в различных формах: на лекциях, семинарских занятиях и т. д.

Учебный материал расположен по темам курса, приводятся планы семинарских занятий, вопросы к зачету, необходимая учебная и монографическая литература, нормативный материал.

Учебные занятия по дисциплине проводятся в форме лекций и семинаров. В ходе занятий преподаватели проводят деловые игры, число и содержание которых устанавливаются кафедрой по существующим нормативам.

Преподавание курса «Доказательства и доказывание в уголовном судопроизводстве» предусматривает изучение перечня нормативных и литературных источников, в том числе: УПК РФ, положений Конституции РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, посвященных особенностям применения норм УПК РФ; ряда международных актов (Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст.5,6) и др.

При чтении лекций важно раскрыть сущность доказательств, их виды, свойства, содержание и структуру процесса доказывания. При чтении лекций особое внимание следует уделять наиболее сложным, с точки зрения практики вопросам, например, признание доказательств недопустимыми и др.

Целью семинарских занятий является не только контроль знаний магистрантов, но и привитие им практических навыков собирания, проверки и оценки доказательств. Все темы курса нуждаются в дополнительном, самостоятельном изучении.

Подготовку к семинарам по темам 1-3 следует начинать с изучения ст. 74 УПК РФ, которая определяет содержание доказательства (ч. 1) и форму доказательства (ч. 2). Необходимо усвоить, что доказательство по уголовному делу выступает в единстве своего содержания и процессуальной формы получения сведений.

Свойство относимости доказательства связано с его содержанием, а свойство допустимости – с процессуальной формой получения доказательства. Следует запомнить критерии допустимости доказательств: получение доказательства надлежащим субъектом; получение сведений, имеющих значение для дела, из указанных в законе источников; получение доказательства указанным в законе способом; соблюдение требований закона о фиксации хода и результатов следственного действия.

Следует усвоить содержание ст.75 УПК РФ и обратить внимание на вопросы: любое ли нарушение требований УПК РФ влечет признание доказательства недопустимым? имеет ли значение для признания доказательства недопустимым существенность и восполнимость допущенных нарушений требований закона?

Могут ли доказательства, полученные с нарушением закона, положены в основу защиты? В теории и практике судопроизводства однозначного ответа на данный вопрос нет. Одно из первых упоминаний концепции асимметрии допустимости доказательств содержится в работе Стецовского Ю.И., Ларина А.М. «Конституционный принцип обеспечения обвиняемому права на защиту». Авторы указывают, что если при предъявлении для опознания были допущены многочисленные нарушения требований и если опознающий заявит, что среди предъявленных лиц нет того лица, которое совершило преступление, то «протокол данного опознания явится допустимым оправдательным доказательством».

Наиболее сложным в доказывании является оценка достоверности доказательства. В частности, показания самого добросовестного свидетеля могут быть признаны недостоверными. Вывод о достоверности или недостоверности того или иного доказательства может быть сделан после сопоставления доказательства с другими доказательствами. При оценке достоверности доказательства полностью действует принцип свободной оценки доказательств.

Полученные по делу относимые, допустимые и достоверные доказательства подлежат оценке с точки зрения их достаточности для принятия решения. Оценка достаточности всей совокупности доказательств зависит от того, какие требования установлены законом к основаниям принятия того или иного решения. Если для принятия решения об избрании меры пресечения достаточно предположительного вывода о том, что обвиняемый будет вести себя ненадлежащим образом (ч. 1 ст. 97 УПК РФ), то обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и постановляется лишь при условии, что в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления подтверждена совокупностью исследованных судом доказательств (ч. 4 ст. 302 УПК РФ).

Следует обратить внимание на основания, по которым могут быть классифицированы доказательства, на практическое значение классификации, на особенности доказывания с помощью косвенных доказательств.

Подготовку к семинарским занятиям потемам 4-11 следует начать с изучения ст. 85 УПК РФ, называющей элементы процесса доказывания, после чего изучить ст. ст. 86–88 УПК РФ, раскрывающие содержание каждого из названных элементов.

Важно усвоить содержание принципа презумпции невиновности и правила доказывания, вытекающие из данного принципа (ст. 14 УПК РФ). При характеристике субъектов доказывания необходимо обратить внимание на полномочия защитника в доказывании. Для этого кроме названных норм следует обратиться к ст. 53 УПК РФ, и ст. 248 УПК РФ.

При изучении вопроса о собирании доказательств необходимо исходить из того, что собирание доказательств, являясь одним из элементов процесса доказывания, также имеет свою структуру и состоит из поиска, восприятия и закрепления доказательственной информации. Характеризуя способы собирания доказательств, следует уделить внимание следственным действиям как основному способу собирания доказательств, используемому лицами, ведущими судопроизводство. Раскрывая способы собирания доказательств, используемые иными участниками процесса, следует обратить внимание на способы собирания доказательств, которые может использовать защитник.

При рассмотрении вопроса о способах проверки доказательств необходимо назвать следственные действия, используемые с этой целью (очная ставка, следственный эксперимент, проверка показаний на месте, повторная экспертиза), так и иные способы проверки доказательств.

Изучение вопроса об оценке доказательств следует начать со ст. 17, формулирующей принцип свободной оценки доказательств, а затем изучить ч.1 ст. 88 УПК, в которой назван предмет оценки доказательств. В ч. ч. 2 – 4 ст. 88 УПК РФ изложены правила признания доказательств недопустимыми.

Подготовка магистрантов к семинарам включает (в том числе в виде докладов) ознакомление: с соответствующими разделами учебников, нормативными источниками и рекомендуемой по темам литературой, материалами судебной и следственной практики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.133 с.)