Конституция Германии 1871 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституция Германии 1871 г.



Достаточно активно шло и развитие германской государственности. Явно прослеживались следующие процессы: 1) унитаризация Германской империи, которая отчетливее всего выражалась в развитии единой правовой базы; 2) рост федерального управления, где с конца 1870-х гг. формируется имперская правительственная администрация. Основополагающим актом в этой сфере стал закон 17 марта 1878 г., по которому канцлер получил право иметь во всех правительственных делах заместителей – статс-секретарей. По существу, они возглавляли особые правительственные ведомства – «министерства»; 3) укрепление позиций Пруссии как государства, руководящего всей политикой Рейха. Расширение полномочий центра за счет членов федерации привело к усилению власти кайзера и канцлера, в частности во внешнеполитической и военной сферах.

 

Усилившаяся Германия считала себя обделенной в мировом плане и требовала передела мира, увеличения своих территорий за счет других государств. Она активно готовилась к войне, одним из инициатором которой и стала.

По новой конституции в состав образованной империи вошли 22 монархии и 3 вольных города. Конституция наделила эти государства незначительной самостоятельностью, которая постепенно сокращалась. На долю Пруссии приходилось свыше половины всей территории Германии и 60 процентов населения. Главой империи по конституции был прусский король, которому присваивался титул императора. Он был верховным главнокомандующим вооруженными силами, назначал чиновников и главу правительства (канцлера). Императору также предоставлялось право назначения членов верхней палаты парламента от Пруссии. Парламент состоял из двух палат. Члены верхней палаты - Союзного совета (бундесрата) назначались правительствами союзных государств. Конституция установила нормы представительства от каждой из земель. При этом на долю Пруссии пришлось 17 депутатских мест из 58, остальные государства имели в составе от 1 до 6 депутатов. Конституция предоставила Бундесрату законодательную и значительную исполнительную власть. Бундесрат имел свой аппарат из комиссии, специализированных по разным областям общественной и государственной жизни. Ему также было предоставлено важное право издания указов, имеющих силу закона, помимо нижней палаты и даже наперекор ей. Роль Пруссии в Бундесрате была очень велика. Председателем палаты был канцлер империи, т.е. прусский министр, назначаемый по воле прусского короля. Для отклонения законопроекта об изменении конституции требовалось всего 14 голосов, тогда как Пруссия была представлена в верхней палате сначала 17-ю депутатами, а затем их стало 22. От Пруссии же зависело отклонение любого законопроекта, касающегося перемен в армии и флоте, а также налогов и сборов.

Нижняя палата парламента называлась рейхстагом. Он избирался сначала на 3 года, затем - на 5 лет (с 1887 г.). Ст. 20 конституции декретировала всеобщее мужское избирательное право. Рейхстаг принимал участие в законодательном процессе, но его фактическая власть была сравнительно небольшой. В тех случаях, когда рейхстаг отклонял внесенный правительством законопроект, его слегка редактировали и пропускали через бундесрат в качестве "указа". Кроме того, досрочный роспуск нижней палаты мог быть произведен простым постановлением палаты верхней, т.е. бундесрата. Таким образом, разделение властей на законодательную и исполнительную признавалось, но системы сдержек и противовесов, направленной на демократизацию власти, так и не было создано - вплоть до Веймарской конституции 1919.

Имперское правительство было представлено в единственном лице канцлера. Кабинета министров не существовало. В подчинении канцлера находились статс-секретари, которые были практически его заместителями по тому или иному ведомству (юстиции, иностранных, внутренних дел и т.п.). Функции имперского правительства были весьма широки. Помимо внутренней и внешней политики, руководства вооруженными силами, средствами сообщения и связи, оно ведало также банковским делом и патентами, уголовным и гражданским правом, законодательством о ремеслах и профсоюзах, санитарной и ветеринарной службой и т.п. (ст. 4). На долю местных правительств приходилось в основном исполнение имперский законов, которые имели преимущества перед законами земель. Реакционная и абсолютистская по своему содержанию, конституция 1881 г. была полна юридических противоречий. Император был связан контрассигнатурой канцлера, которого он же мог назначать и смещать по своему усмотрению. Конституция ограничивала власть императора Союзным советом, но как прусский король он был волен приказать своим представителям в бундесрате провалить любой неугодный закон, касающийся конституции, финансов и военного дела.

Часть депутатов Союзного совета назначал император, а часть назначалась правительствами союзных государств. Пруссия имела в бундесрате 17 депутатов из 58. Союзный совет имел право издания указов, имевших силу закона, то есть обладал законодательной властью помимо нижней палаты. Депутаты рейхстага избирались сначала на три года, затем на 5 лет. Нижняя палата парламента предпринимала неоднократные попытки установить контроль за исполнительной властью, но на практике не было системы разделения властей, и система сдержек и противовесов не действовала до создания Веймарской конституции 1919 г. По конституции 1871 г. было введено всеобщее мужское избирательное право. Имперское правительство представлял канцлер, функции и полномочия которого были очень широкими. Местные правительства, главным образом, исполняли имперские законы. Таким образом, конституция 1871 г. была выражением компромисса между феодально-юнкерским землевладением и прусско-германским капиталом.

Выдвижение Германии. Во второй половине XIX в. после объединения в Германии начинается промышленный переворот. Число рабочих. увеличилось до 11 млн. человек, что выдвигало рабочий класс в новую политическую силу. Была создана социал-демократическая партия, которая ставила своей задачей борьбу за парламент и отвергала революционный путь захвата власти. За короткий срок Германия стала самой мощной европейской державой, которая бросила вызов Англии, Франции и России, что привело к первой мировой войне, в которой Германия потерпела поражение, а вместе с ним была упразднена монархия. После окончания войны социал-демократы, будучи у власти, содействовали становлению конституционного строя Германии.

Вывод: Объединение Германии насильственным путем "железом и кровью" привело к образованию реакционного, монархического государства - Германской империи. Но в то же время объединение страны придало немецкой экономике столь мощный импульс, что Германия за короткий срок стала самой мощной европейской державой.

5. Германское гражданское уложение было принято в 1896 г. и явилось первой для Германии кодификацией гражданского права. Уложение вступило в силу с 1 января 1900 г., так как отдельным государствам, входившим в состав Германии, необходимо было время для приведения своего законодательства в соответствие с новым Гражданским кодексом. Римское право и нормы германского права, выработанные юристами на рубеже XVIII—XIX вв. легли в основу Германского гражданского уложения. Оно построено по так называемой «пандектной» системе, то есть общие для всех институтов нормы содержатся и в общей части (первой книге). Уложение также содержит еще четыре книги: вторая книга относится к обязательственному праву, третья — к вещному, четвертая — к семейному, пятая — к наследственному. Характерной особенностью Уложения явилось отсутствие общих юридических определений, содержание многих специальных терминов и наличие понятий, имеющих моральное, но не правовое содержание. Например, «добрая совесть», «добрые нравы».

Субъекты гражданских правоотношений. Принцип юридического равенства не получил полной реализации, так как правоспособность женщин была ограничена. Уложение признает юридическое лицо в качестве субъекта гражданского права. Юридические лица делятся на два вида: ферейны (общества, союзы) и учреждения. Ферейны в свою очередь могут быть хозяйственными и не хозяйственными, но лица, входящие в них, обязательно связаны друг с другом членскими правами и обязанностями. Частные лица образовывали учреждения и выделяли для этого определенное имущество. За юридическими лицами Уложение признает широкую правоспособность. В Уложении также говорится о неправоспособных обществах, которые не признавались юридическими лицами. Это были, как правило, рабочие союзы.

Вещное право. В Уложении все вещи разделены на земельные участки и движимые вещи. В соответствии с § 94 движимостью считается все, что не является земельным участком и его принадлежностью, прочно связанной с землей. В Уложении указаны следующие вещные права: право собственности, владение, пользование чужими вещами (земельные и личные сервитуты, узуфрукт, право застройки), право на получение ценности из чужой вещи (залог движимости, ипотека недвижимости), право на приобретение какой-либо вещи (право преимущественной покупки, право охоты, рыбной ловли, другие подобные права).

Обобщение

- Священная Римская империя германской нации – какое государство и когда так называлось?

- Назовите, какие территории вошли в Рейнский союз.

- Когда создается Германский союз?

- Какому государству принадлежало главенство в Германском союзе?

- Какой орган власти был в Германском союзе?

- С какой целью был создан Таможенный союз?

- Какое государство стало инициатором этого союза?

- Какая схема была свойственна государственным устройствам германских государств в первой половине 19 века?

- Что значит «октроированная конституция»?

- Назовите органы управления Северогерманского союза.

- Каково было строение парламента, согласно Конституции 1871 года?

6. Постановка задания на дом

[2], гл. 17, 18, [8], занятие 16.

                            

Итог занятия

Выставление и комментирование отметок за урок.

 

Рефлексия

- Что сегодня на занятии было самым интересным?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.012 с.)