Тренинг толерантности для подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тренинг толерантности для подростков



Тренинг толерантности для подростков

«Толерантность как принцип взаимодействия между людьми»

 

Чтобы быть сильным, надо быть как вода. Нет препятствий - она течёт; плотина - она остановится; прорвётся плотина - она снова потечёт; в четырёхугольном сосуде она четырёхугольна; в круглом она кругла. Оттого, что она так уступчива, она нежней всего и сильней всего.

Л.Н. Толстой

 

Занятие 1 «Толерантность – что это?» (часть 1)

 

Цели:

ознакомить подростков с понятием «толерантность»;

стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности тремя способами: на основе выработки «научного определения», посредством экспрессивной формы, с использованием ассоциативного ряда.

 

1. Вводная часть.

Цель: введение в проблему.

Необходимое время: 2 минуты.

Процедура проведения. Принимаются правила работы в группе. Затем ведущий рассказывает участникам группы о том, что такое «толерантность» и «интолерантность» (или нетерпимость), об их проявлениях и о последствиях нетерпимости. В заключение ведущий представляет написанные на доске цели тренинга и рассказывает о них.

2. Знакомство.

Необходимое время: 15 минут.

Ведущий предлагает участникам представиться так, как бы им хотелось, чтобы их называли в группе (например, использовать псевдонимы).

Упражнение «Снежный ком».

Упражнение «Сосед справа, сосед слева».

3. Разминка.

Цели:

создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;

повышение внутригруппового доверия и сплочённости членов группы.

Необходимое время: 10 минут.

Упражнение «Чем мы похожи».

Упражнение «Комплименты».

4. Основное содержание занятия.

Упражнение «Что такое «толерантность?»

5. Рефлексия занятия.

- Некоторые из вас впервые познакомились с понятием «толерантность». Какое из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик?

Представляется ли вам тема толерантности актуальной, и если да, то почему?

 

Занятие 2 «Толерантность – что это?» (часть 2)

 

Цели (см. занятие 1).

 

1. Разминка.

Упражнение «Общий ритм».

2. Основное содержание занятия.

Упражнение «Эмблема толерантности».

Упражнение «Пантомима толерантности».

Упражнение «Лукошко».

3. Рефлексия занятия.

- Что нового вы узнали о понятии «толерантность» по сравнению с предыдущим занятием?

- Какие стороны и аспекты толерантности в наибольшей степени характеризуют это понятие?

 

 

Занятие 3 «Толерантная личность»

 

Цель: дать представление об особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними.

 

1. Разминка.

Упражнение «Превращения».

Упражнение «Черты толерантной личности».

2. Основное содержание занятия.

Лекция «Чем отличается толерантная личность от интолерантной» (при подготовке лекции могут быть использованы предлагаемые методические материалы).

Цель: ознакомление с представлениями психологов о толерантной личности.

Процедура проведения. Ведущий читает лекцию об основных отличиях толерантной личности от интолерантной.

Упражнение «Волшебная лавка».

3. Рефлексия занятия.

- Какие качества присущи толерантной личности?

- Какие качества характерны для интолерантной личности?

- Каковы, на ваш взгляд, условия, необходимые для формирования толерантной личности?

 

 

Упражнения

Тренинга толерантности для подростков

«Толерантность как принцип взаимодействия между людьми»

 

Цель: формирование толерантности личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантности.

Приведенная ниже система тренинговых процедур может быть использована не только при работе с детьми, но и при работе со взрослыми.

 

 

Упражнение «Снежный ком»

Форма работы: коллективная, в кругу.

Процедура проведения. Участники группы сидят в кругу. Первым представляется ведущий. Затем сидящий слева от него называет имя ведущего и своё имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы.

 

Упражнение «Чем мы похожи»

Форма работы: коллективная, в кругу.

Процедура проведения. Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

 

Упражнение «Комплименты»

Форма работы: коллективная, в кругу.

Оборудование: мяч.

Процедура проведения. Ведущий бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

 

Упражнение «Общий ритм»

Цель: повышение сплочённости группы.

Форма работы: коллективная, в кругу.

 

Необходимое время: 5 минут.

Процедура проведения. Участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определённой скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего участник делает один хлопок, за ним - следующий и т.д. Должно создаваться ощущение, будто в заданном ритме хлопает один человек, а не все члены группы по очереди. Это упражнение редко удаётся с первого раза. После нескольких пробных кругов из игры постепенно выбывают участники, нарушающие общий ритм.

 

Упражнение «Лукошко»

Цели: работа с понятием «толерантность» при помощи ассоциативного ряда;

развитие фантазии, творческого мышления.

Необходимое время: 10 минут.

Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из «киндер-сюрпризов», значками т.п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с лукошком в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру».

 

Упражнение «Превращения»

Цель: самопознание и самовыражение с помощью метафорических средств.

Форма работы: коллективная, в кругу.

Необходимое время: 10 минут.

Задание. Закончите устно по очереди, начиная с соседа, сидящего от меня слева, следующие предложения:

Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам завершить следующие предложения: «Если бы я был книгой, то я был бы…», «Если бы я был едой, то я был бы...»; «Если бы я был взрослым, то я был бы…». Все отвечают по кругу.

 

Упражнение «Аплодисменты»

Цель: повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.

Форма работы: коллективная, в кругу.

Необходимое время: 5 минут.

Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определённым умением или качеством (например: «Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис» и др.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.

 

Тренинг толерантности для подростков

«Толерантность как принцип взаимодействия между людьми»

 

Чтобы быть сильным, надо быть как вода. Нет препятствий - она течёт; плотина - она остановится; прорвётся плотина - она снова потечёт; в четырёхугольном сосуде она четырёхугольна; в круглом она кругла. Оттого, что она так уступчива, она нежней всего и сильней всего.

Л.Н. Толстой

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.118.14 (0.023 с.)