Оценка потенциальной опасности источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера на территории мо «новопоселеновский сельсовет». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка потенциальной опасности источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера на территории мо «новопоселеновский сельсовет».



К возникновению наиболее масштабных ЧС на территории сельсовета могут привести: радиационная авария на Курской АЭС, аварии (технические инциденты) на линиях электро-, газоснабжения, водопроводных сетях, аварии на взрывопожароопасных объектах, аварийные ситуации на автомобильных и железных дорогах с выбросом АХОВ и ВПОВ, аварии на ГТС.

Основным следствием этих аварий (технических инцидентов) по признаку отнесения к ЧС является нарушение условий жизнедеятельности населения, материальный ущерб, ущерб здоровью граждан, нанесение ущерба природной среде.

I. Аварии на Курской АЭС.

Площадка Курской АЭС расположена в центральной части Курской области на территории муниципального образования «Город Курчатов» на расстоянии 3 км от города Курчатова, в 40 км к западу от г. Курска и в 25 км восточнее г. Льгова.

На АЭС эксплуатируются четыре энергоблока с канальными реакторами РБМК-1000.

Каждый энергоблок включает в себя следующее оборудование:

уран-графитовый реактор большой мощности канального типа, кипящий со вспомогательными системами;

две турбины К-500-65/3000;

два генератора мощностью 500 МВт каждый.

При возможной радиационной аварии (запроектной) потребуется:

введение в действие планов мероприятий по защите персонала и населения;

выполнение обязательных мер по эвакуации, отселению населения;

проведение йодной профилактики;

выполнение мер по ограничению потребления загрязненных продуктов.

Способ защиты: укрытие в убежищах и ПРУ, с последующей обязательной эвакуацией из зоны заражения, пострадавшим необходимо оказать первую помощь, отправить людей из очага поражения на медицинское обследование.

Муниципальное образование «Новопоселеновский сельсовет» расположен восточнее Курской АЭС и строящейся Курской АЭС-2 на удалении около 39,4 километра (по прямой).

В соответствии с СП 165.1325800.2014 территория сельсовета находиться в не зоны возможного радиоактивного загрязнения в случае общей радиационной аварии на Курской АЭС.

При радиационной аварии на Курской АЭС эвакуация населения сельсовета не планируется.

В настоящее время осуществляется строительство «Курская АЭС-2. Энергоблоки №1 и №2». Площадка строительства расположена в непосредственной близости от действующей Курской АЭС и г. Курчатов. Сроки сооружения энергоблоков Курской АЭС-2 составляют: энергоблок № 1 – 2022 год, энергоблок № 2 – 2023 год.

II. Разгерметизация емкостей с АХОВ.

К объектам, аварии на которых могут привести к образованию зон ЧС на территории сельсовета, относится:

Железная дорога федерального значения «Курск-Белополье» Орловско-Курского региона ОАО РЖД по которой возможна транспортировка аварийно химически опасных веществ (АХОВ) хлор, аммиак в 57 т цистернах, ГСМ в ж/д цистернах – 57 т, СУГ в цистернах емкостью 40,5 т и другие вещества.

Автомобильные дороги регионального значения: «Курск-Зорино-Толмачево»; Обход д. Зорино; «Крым» - «Курск - Петрин»; автомобильные дороги межмуниципального значения: «Курск - Петрин»; «Курск - Петрин» - Кислино - Кукуевка, по которым возможна перевозка аварийно химически опасных веществ (АХОВ), аммиак, в 6 т контейнерах.

Прогнозирование масштабов зон заражения выполнено в соответствии с «Методикой прогнозирования масштабов заражения ядовитыми сильнодействующими веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте» (РД 52.04.253-90, утверждена Нач. ГО СССР и Председателем Госкомгидромета СССР 23.03.90 г.).

«Методика оценки радиационной и химической обстановки по данным разведки гражданской обороны», МО СССР, 1980 г. – только в части определения возможных потерь населения в очагах химического поражения.

При заблаговременном прогнозировании масштабов заражения на случай производственных аварий в качестве исходных данных принимается самый неблагоприятный вариант:

1. Емкости, содержащие АХОВ, разрушаются полностью (уровень заполнения 95%):

- железнодорожная емкость с хлором              – 46 м3 (57 т);

- железнодорожная емкость с аммиаком             – 54 м3 (45 т);

- автомобильная емкость с хлором                               – 1 т;

- автомобильная емкость с аммиаком              – 8 м3 (6 т);

2. Толщина свободного разлития                     – 0,05 м;

3. Метеорологические условия                        – инверсия;

4. Скорость приземного ветра                          – 1 м/с;

5.Направление ветра от очага ЧС                    – в сторону территории объекта;

6. Температура окружающего воздуха            – +20оС;

7. Время от начала аварии                                – 1 час.

Угловые размеры зоны возможного заражения АХОВ в зависимости от скорости ветра приведены в таблице 4.1.1.

Таблица 4.1.1 – Угловые размеры зоны возможного заражения АХОВ

Скорость ветра, м/с < 0,6 0,6 - 1,0 1,1 - 2,0 > 2,0
Угловой размер, град 360 180 90 45

Скорости переноса переднего фронта облака зараженного воздуха в зависимости от скорости ветра (км/ч) приведены в таблице 4.1.2.

Таблица 4.1.2– Скорости переноса переднего фронта облака

Скорость ветра

по данным прогноза, м/с

Состояние приземного слоя воздуха

Инверсия Изотермия Конвекция
1 5 6 7
2 10 12 14
3 16 18 21
4 21 24 28

*1. Инверсия – состояние приземного слоя воздуха, при котором температура нижнего слоя меньше температуры верхнего слоя (устойчивое состояние атмосферы).

Характеристики зон заражения при аварийных разливах АХОВ (хлор, аммиак) на транспортных магистралях и на предприятиях промышленности приведены в таблицах 4.1.3 и 4.1.4.

Таблица 4.1.3– Характеристики зон заражения при аварийных разливах хлора

№ п/п

Параметры

Т

1 т 6 т 46 м3
1

Степень заполнения цистерны, %

100 95 95 95
2

Молярная масса АХОВ, кг/кМоль

70,91 70,91 70,91 70,91
3

Плотность АХОВ (паров), кг/м3

0,0073 0,0073 0,0073 0,0073
4

Пороговая токсодоза, мг*мин

0,6 0,6 0,6 0,6
5

Коэффициент хранения АХОВ

0,18 0,18 0,18 0,18
6

Коэффициент химико-физических свойств АХОВ

0,052 0,052 0,052 0,052
7

Коэффициент температуры воздуха для Qэ1 и Qэ2

1 1 1 1
8

Количество выброшенного (разлившегося) при аварии вещества, т

0,05 0,95 5,4 67,87
9

Эквивалентное количество вещества по первичному облаку, т

0,0 0,171 0,972 12,22
10

Эквивалентное количество вещества по вторичному облаку, т

0,027 0,522 2,965 37,27
11

Время испарения АХОВ с площади разлива,

ч: мин

1:29 1:29 1:29 1:29

12

Глубина зоны заражения, км.

       

Первичным облаком

0,34 1,58 4,7 21,5

Вторичным облаком

0,58 3,2 9,1 43,4

Полная

0,71 4,0 11,4 54,1
13

Предельно возможная глубина переноса воздушных масс, км

5 5 5 5
14

Глубина зоны заражения АХОВ за 1 час, км

0,71 4,0 5 5
15

Предельно возможная глубина зоны заражения АХОВ, км

0,87 4,65 13,3 64,27

16

Площадь зоны заражения облаком АХОВ, км2

       

Возможная

0,89 25,41 39,24 39,24

Фактическая

0,046 1,34 2,025 2,025
               

Таблица 4.1.4– Характеристики зон заражения при аварийных разливах аммиака

№ п/п

Параметры

Т

6 т 8 т 54 м3
1

Степень заполнения цистерны, %

95 95 95 95
2

Молярная масса АХОВ, кг/кМоль

17,03 17,03 17,03 17,03
3

Плотность АХОВ (паров), кг/м3

0,0017 0,0017 0,0017 0,0017
4

Пороговая токсодоза, мг*мин

15 15 15 15
5

Коэффициент хранения АХОВ

0,01 0,01 0,01 0,01
6

Коэффициент химико-физических свойств АХОВ

0,025 0,025 0,025 0,025
7

Коэффициент температуры воздуха для Qэ1 и Qэ2

1 1 1 1
8

Количество выброшенного (разлившегося) при аварии вещества, т

0,14 5,4 5,18 34,94
9

Эквивалентное количество вещества по первичному облаку, т

6E-05 0,002 0,002 0,014
10

Эквивалентное количество вещества по вторичному облаку, т

0,0041 0,157 0,150 1,016
11

Время испарения АХОВ с площади разлива,ч: мин

1:21 1:21 1:21 1:21

12

Глубина зоны заражения, км.

       

Первичным облаком

0,002 0,082 0,079 0,43

Вторичным облаком

0,16 1,522 1,491 4,8

Полная

0,16 1,563 1,530 5,0
13

Предельно возможная глубина переноса воздушных масс, км

5 5 5 5
14

Глубина зоны заражения АХОВ за 1 час, км

0,16 1,5 1,53 5,0
15

Предельно возможная глубина зоны заражения АХОВ, км

0,20 1,8 1,732 5,629

16

Площадь зоны заражения облаком АХОВ, км2

       

Возможная

0,04 3,83 3,66 39,21

Фактическая

0,002 0,19 0,19 2,024
               

Выводы:

1. При авариях в рассмотренных вариантах в течение расчетного часа поражающие факторы АХОВ могут оказать свое влияние на следующие территории:

- в радиусе 5 км – при аварии на железной дороге пары хлора;

- в радиусе 4 км – при аварии на железной дороге пары аммиака;

- в радиусе 4 км – при аварии автомобильной дороге пары хлора;

- в радиусе 1,5 км – при аварии на автомобильной дороге, пары аммиака.

2. При разливе (выбросе) опасных веществ в результате аварии транспортного средства возможно образование зон химического заражения (площадь зоны возможного заражения может составить от 0,04 до 39,24 км2.

3. Ожидаемые потери граждан без средств индивидуальной защиты могут составить:

- безвозвратные потери                                                           – 10%;

- санитарные потери тяжелой и средней форм тяжести (выход людей из строя на срок не менее чем на 2-3 недели с обязательной госпитализацией) – 15%;

- санитарные потери легкой формы тяжести                       – 20%;

- пороговые воздействия                                                        – 55%.

Следует отметить, что оценки зон заражения АХОВ, выполненные по РД 52.04.253-90, следует рассматривать как завышенные (консервативные) вследствие выбора наиболее неблагоприятных условий развития аварии.

Решения по предупреждению ЧС в результате аварий с АХОВ включают:

- экстренную эвакуацию в направлении, перпендикулярном направлению ветра и указанном в передаваемом сигнале оповещения ГО;

- сокращение инфильтрации наружного воздуха и уменьшение возможности поступления ядовитых веществ внутрь помещений путем установки современных конструкций остекления и дверных проемов;

- хранение в помещениях объекта (больницы, поликлиники, школы) средств индивидуальной защиты (противогазов). Предлагается использовать для защиты органов дыхания фильтрующий противогаз ГП-7В с коробками по виду АХОВ.

III. Аварии с ГСМ и СУГ на ближайших транспортных магистралях, нефтебазах и АЗС

По территории сельсовета проходят:

Железная дорога федерального значения «Курск-Белополье» Орловско-Курского региона ОАО РЖД по которой возможна транспортировка ГСМ в ж/д цистернах – 57 т, СУГ в цистернах емкостью 40,5 т и другие вещества;

Автомобильные дороги регионального значения: «Курск-Зорино-Толмачево»; «Обход д. Зорино»; «Крым» - «Курск - Петрин»; автомобильные дороги межмуниципального значения: «Курск – Петрин»; «Курск - Петрин» - Кислино - Кукуевка», автомобильные дороги местного значения, по которым возможна перевозка ГСМ в автоцистернах – 16300 литров, СУГ в автоцистернах емкостью 8,10,11,20 м3 и другие вещества.

В качестве наиболее вероятных аварийных ситуаций на транспортных магистралях, которые могут привести к возникновению поражающих факторов, в подразделе рассмотрены:

- разлив (утечка) из цистерны ГСМ, СУГ;

- образование зоны разлива ГСМ, СУГ (последующая зона пожара);

- образование зоны взрывоопасных концентраций с последующим взрывом ТВС (зона мгновенного поражения от пожара вспышки);

- образование зоны избыточного давления от воздушной ударной волны;

- образование зоны опасных тепловых нагрузок при горении ГСМ на площади разлива.

В качестве поражающих факторов были рассмотрены:

- воздушная ударная волна;

- тепловое излучение огневых шаров (пламени вспышки) и горящих разлитий.

Для определения зон действия основных поражающих факторов (теплового излучения горящих разлитий и воздушной ударной волны) использовались «Методика оценки последствий аварий на пожаро- взрывоопасных объектах» («Сборник методик по прогнозированию возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий в ЧС», книга 2, МЧС России, 1994), «Руководство по определению зон воздействия опасных факторов при аварии с сжиженными газами, горючими жидкостями и аварийно химически опасными веществами на объектах железнодорожного транспорта» (1997 г).

Зоны действия основных поражающих факторов при авариях на транспортных коммуникациях (разгерметизация цистерн) рассчитаны для следующих условий:

тип ГСМ (бензин), СУГ (3 класс);

емкость автомобильной цистерны с                            - СУГ - 14.5 м3;

                                                                              - ГСМ - 8 м3;

железнодорожной цистерны                                        - СУГ - 73 м3;

                                                                              - ГСМ - 72 м3;

давление в емкостях с СУГ                               - 1.6 МПа;

толщина слоя разлития                                                 - 0.05 м (0,02 м);

территория                                                                      - слабо загроможденная;

температура воздуха и почвы                                 - плюс 20оС;

скорость приземного ветра                               - 1 м/сек;

возможный дрейф облака ТВС                                    - 15-100 м;

класс пожара                                                       - В1, С.

Таблица 4.1.5. - Характеристики зон поражения при авариях с ГСМ и СУГ

Параметры

Ж/д цистерна

А/д цистерна



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.047 с.)