Примечание: + положительный выбор; - отрицательный выбор.
Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияния в группе.
Социограмма. Схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости с помощью специальных знаков (рис. 1).
|
Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, т.к. дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.
Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимносвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов (рис. 2).
Рисунок 1.
А В (+) выбор, совершенный А - членом
А В (-) выбор, совершенный В - членом
А В взаимная (+) связь А- и В - членов
А В взаимная (-) связь А – и В - членов
А В уровень связи (член А выбран в первую очередь, член С – после)
С
Рисунок 2.
А В И
Л С
Н К Д
М Е
Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 минут). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в учебном коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем.
(Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий /Серия «Учебники для высшей школы». – Ростов н/Д: Феникс, 2004)
Приложение 2
Конспекты занятий программы
«Мой класс – дружная планета»
Занятие 1. Создание группы
Цели:
— сформировать группу участников;
- способствовать созданию доброжелательной обстановки и атмосферы поддержки в группе;
— выяснить ожидания детей;
— развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем, конструктивно реагировать на школьные проблемы.
Материалы:
— небольшие листочки бумаги для изготовления визиток; фломастеры; стакан, наполовину наполненный водой.
Знакомство
Представьтесь, коротко расскажите о целях и особенностях предстоящих занятий.
|
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.007 с.)