Формирование  и развитие фонематического восприятия и представлений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование  и развитие фонематического восприятия и представлений.



 

1. Активация слухового внимания 1 Игра «Найди игрушку»(со звучащими игрушками), «Узнай по голосу»(узнать с завязанными глазами голос знакомого ребенка), узнавание музыкальных инструментов по их звучанию, «Угадай слово» (в котором не достает звука) и т.п.
2. Выделение звука из ряда других звуков 1 Совершенствование слухового внимания путем реагирования дошкольниками лишь на заданный педагогом звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, хлопок в ладоши, указание на соответствующую букву и т.д.
3. Выделение звука на фоне слога 1 Совершенствование слухового внимания путем реагирования детьми лишь на заданный педагогом звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, хлопок в ладоши, указание на соответствующую букву и т.д.Особое внимание следует уделить смешиваемым звукам
4. Выделение звука на фоне слова 1 Совершенствование слухового внимания путем реагирования дошкольниками лишь на заданный педагогом звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, хлопок в ладоши, указание на соответствующую букву и т.д.Сложным и особо значимым в данном случае вариантом операции является анализ ряда слов со смешиваемыми звуками
5. Вычленение звука   1 Детям предлагается слово, в котором они должны назвать последний и/или первый звук слова. Особое внимание уделяется словам, которые в своем составе содержат 2 или большее число смешиваемых звуков, а также рядам слов-квазиомонимов. Например, при смешении звуков (ш)-(т): шут, шест, тушь; грош, грот; марш, март и т.д.
6. Определение места звука в слове   1 Педагог выделяет какой-либо звук, дети определяют, где он находиться в слове: 1) в его абсолютном начале, 2) абсолютном конце или 3) в середине. Легкий вариант заданий – выделенный звук встречается в слове 1 раз, трудный – звук встречается несколько раз. Трудным является и вариант, когда в слове одновременно находятся два и более смешиваемых звука  
7.Определение положения звука по отношению к другим звукам   1 Педагог произносит слово, выделяет в нем звук, ребенок должен назвать, какой или какие звуки находятся перед и после выделенного звука
8. Определение последовательности звуков в слове.     1 Логопед произносит слово, ребенок последовательно произносит все звуки в слове. На первых этапах работы, чтобы не создавать у детей дополнительных трудностей, им нужно предлагать слова без редуцированных звуков. Следует придерживаться полного стиля их произношения. Для заданий подбираются слова со сме6шиваемыми звуками
9.Определение порядка следования звуков в слове   1 Педагог произносит слово, выделяет в нем звук, ребенку нужно определить, каковым по порядку следования является этот звук: первым, третьим и т.д. Другой вариант операции: педагог произносит слово и просит дошкольника назвать в слове определенный по счету звук
10.Определение количества звуков в слове   1  Педагог произносит слово, ребенок определяет количество составляющих его звуков. На первых этапах работы подаются слова без редуцированных звуков и с полным стилем произношения
11. Составление слов из заданной последовательности звуков (фонематический синтез) 1 Педагог в должной последовательности раздельно произносит звуки, ребенок составляет из них слова. Условия формирования этой операции могут иметь разную сложность. Легкие, - когда звуки подаются с минимальной паузой, трудные, - когда паузы между подаваемыми звуками продолжительные или звуки перемежаются индифферентными словами-раздражителями. В начале формирования этой операции, как и многих других, следует подавать слова без редуцированных звуков    

12.Операции фонематических представлений

 

1

  Собственно дифференциация фонем - выделение звука на фоне слова; - различение слов квазиомонимов при их слуховом восприятии и назывании (обозначении) явления действительности; - называние пар картинок, включающих в свои названия трудные для различения звуки, для формирования различения звуков в экспрессивной речи
Формирование фонематических обобщений - раскладывание картинок на группы (2, 3 и более – в зависимости от педагогических целей), названия которых включает дифференцируемые звуки; - придумывание детьми слов, включающих тот или иной звук (звуки): 1) «свободное» придумывание вне зависимости от положения звуков в слове и последовательности слов в этом задании; 2) «связанное», «ограниченное» придумывание, т.е. ограниченное каким-то жестким условием, например, придумать (произнести) слова по аналогии: шайка – сайка, шутки – сутки и т.п. - определение «лишнего» звука в ряду других звуков (например, (р) (р) (л) (р); - замена звуков в словах с последующим объяснением их значений; - разные варианты речевого лото (например, на игровом поле закрываются сектора, где изображены предметы, названия, которых включают звонкие звуки); - выбор должного слова с опорой на контекст
Итого 21  

Длительность программы.

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с 1 ноября, после завершения обследования. Её продолжительность во многом обусловлена индивидуальными особенностями ребёнка, определяющими интенсивность использования блоков.

Блок «Коррекция звукопроизношения» разработан из расчёта 1 академический час в неделю на протяжении того времени, которое необходимо для коррекции звукопроизношения, исходя из индивидуальных особенностей ребёнка и структуры его дефекта (9 занятий).

Блок «Коррекция фонематического недоразвития речи» рассчитан на 12 занятий (1 академический часа в неделю).

 

 

6) Условия реализации программы.

- Логопедический кабинет МАОУ СШ№10, оборудованный в соответствии санитарно-гигиеническими нормами.

- Для успешной коррекции звукопроизношения необходимо следующее оборудование: настенное и/или индивидуальные зеркала, шпатели, салфетки, приспособления для работы над силой выдоха, дидактический и игровой материал.

 

- Существенно сокращает время коррекции недостатков в развитии речи сотрудничество с семьей ребёнка-логопата.

- Продолжительность логопедических занятий -30 мин.

- Наиболее выигрышным видом сотрудничества с ребёнком дошкольного возраста является игра. В связи с этим в программе предусмотрены методические рекомендации к проведению занятий, включающие в себя разнообразные игры в качестве основы логопедической работы на занятии.

I. К нам пришел гость.

1) он хочет посмотреть и послушать, что ребёнок умеет делать и как умеет произносить;

2) гость не умеет делать артикуляционную гимнастику или произносить правильно звук и просит его научить;

3) гость принёс с собой разные задания для ребёнка и просит их выполнить.

В каждом варианте ребёнок выполняет предложенные ему задания.

II. Идём в гости.

В гости отправляется сам ребенок или игровой персонаж. По дороге ему приходится преодолевать различные препятствия, выполняя задания логопеда или встреченных в пути персонажей (оборудовать и провести такое занятие можно как настольный театр).

III. Мы пришли в гости.

1) удивим хозяев, приготовив для них сюрприз; покажем им, что умеем делать;

2) поможем хозяевам, которые никак не могут в чём-то разобраться.

IV.Посылка.

Логопед приносит на занятие посылку, отправитель которой известен сразу или его имя выясняется в ходе занятия. Разбирая посылку (игрушки, картинки, карточки и т.д.), ребёнок выполняет приготовленные для него отправителем задания.

V. План.

Ребёнку предлагается план, согласно которому в кабинете находятся конверты с заданиями. Двигаясь по кабинету, ребёнок находит и выполняет приготовленные для него задания. План может подсказать ребёнку порядок их выполнения (например, «Сначала выполни задание из синего конверта, потом из зеленого…» или «Это задание предложила белка, а кто готовит следующее – посмотри по плану»).

VI. Путь по карте («Остров сокровищ», «Зарытый клад»).

Ребёнку предлагается рисованная карта (можно использовать готовую настольно-печатную игру). Передвигаясь от одного пункта к другому, обозначая при этом свой путь фишкой (хорошо использовать игрушки от киндер-сюрприза), ребёнок выполняет задания, преодолевая преграды. Прохождение по пути по карте возможно в ходе одного занятия, а может растянуться на несколько. В конце пути ребёнка ждет сюрприз.

VII. «Поле Чудес».

Перед ребенком на карточках или из букв разрезной азбуки выложено слово. Чтобы перевернуть и узнать очередную букву, ребёнку нужно выполнить задание логопеда. После того как все слово будет раскрыто, ребёнок сам или с помощью логопеда читает его. Как вариант, это может быть какой-нибудь персонаж, имя которого нужно отгадать. Когда ребёнок прочитает имя, логопед выставляет картинку с его изображением или игрушку.

VIII. Стройплощадка.

Ребёнок из деталей конструктора или частей разрезной строит дом (детский сад, школу, или любое другое здание). При этом чтобы завершить каждый элемент постройки или получить нужную деталь конструктора, часть картинки, ребёнок выполняет задание логопеда. Постройка не должна быть сложной, а количество деталей должно быть таковым, чтобы ребёнок уложился в отведенное для занятия время (например, домик может быть из нескольких кубиков и готовой крыши, а картинку можно предложить из шести-девяти деталей, в зависимости от возраста ребенка).

IX. Проявляющаяся картинка.

Перед ребёнком на столе изображением вниз лежит разрезная картинка. После каждого выполненного задания части картинки переворачиваются, постепенно проявляя изображение. Это может быть подарок для ребёнка (изображение цветка, игрушки и др.) или портрет персонажа, который и приготовил все задания.

X. Цирк.

Цирковые артисты (это могут быть картинки или игрушки) не просто выступают в цирке, а выполняют задания, при этом ребёнок им активно помогает: например, жонглер ловит мячи с заданным звуком; а попугай передразнивает, повторяя слова; умный слон топает столько раз, сколько слогов в слове и т.п.

XI. Занятие- сказка.

В ходе рассказывания и наглядной демонстрации хорошо знакомой ребенку сказки логопед предлагает помочь персонажам, выполнив различные задания (замесить вместе с бабушкой тесто, «пробежаться» с Колобком по дорожке, перехитрить лису и т.д.). На таком занятии может быть использована и авторская сказка, которую логопед придумывает сам и разыгрывает вместе с ребёнком с помощью картинок или игрушек. Ребёнок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя предложенные логопедом задания.

Конечно, это далеко не полный список форм индивидуальных занятий, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста. Каждый логопед может продолжить его своими наработками и идеями.

В итоге логопедической работы ребёнок должен:

· правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

· чётко дифференцировать все изученные звуки;

· называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

· производить элементарный звуковой анализ и синтез;

· находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

· различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

· овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

IV. Список литературы.

1. Л.И.Белякова., Гончарова Н.Н., Методика речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М.: «Книголюб» 2004

2.  Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. — С-Пб.: Библиополис, 1994.

3. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.- Методическое пособие. М.: «Сфера» 2007.

4. Борисова Е.А.. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2008

5. Гадасина Л.Я. Ивановская О.Г. Воспитание звуком. – С-Пб.: 2003.

6. Зяблицева М.А. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения. Ростов –на – Дону «Феникс» 2005.

7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-групповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998.

8.  Ковшиков В.А.Исправление нарушений различения звуков. – СПб.:1995

9.  Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб.: 1995.

10. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников.- М.: 1983

11. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

12. Османова Г.А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: картотека пальчиковых игр. СПб.: КАРО 2010.

13. Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Подготовка к школе. – СПб.: Дельта, 1998.

14. Парамонова Л.Г. С возрастом не пройдет! – СПб, 1994

15. Пожиленко Е.А Методические рекомендации по постановке у детей звуков. Пособие для логопедов. –СПб.: КАРО, 2009

16.  Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998.

17.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.- М.: «Просвещение», 2008г.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.02 с.)