Программа коррекционных занятий по снижению агрессии у детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа коррекционных занятий по снижению агрессии у детей



Программа коррекционных занятий по снижению агрессии у детей

Автор: Наталия Анатольевна Смирнова

 

Программа является готовым инструментом практической работы для педагогов-психологов, которые проводят коррекционные занятия и тренинги с агрессивными детьми.

При работе с агрессивным поведением необходимо помнить о том, что оно складывается из трех компонентов:

ü познавательного

ü эмоционального

ü волевого.

Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии. Эмоциональный компонент представляет собой отрицательные эмоции: гнев, отвращение, презрение, злость. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности часто сопровождают агрессивные действия, но не всегда приводят к агрессии. Поэтому так важно учить детей распознавать и регулировать свои эмоции. Наконец, волевой компонент - это целеустремленность, настойчивость, решительность и инициативность. В рамках этого компонента находятся умение преодолевать импульсивность, владение навыками саморегуляции.

Цель: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся через коррекцию агрессивных тенденций в поведении, для обучения навыкам адаптивного поведения.

Задачи:

ü Актуализировать у детей внешний образ агрессивности человека, предоставить возможность сравнить себя с данным образом.

ü Стимулировать вербализацию отношения учащихся к ситуации агрессивного воздействия.

ü Обучить детей способам самоконтроля – отрабатывать навык реагирования на агрессивные воздействия.

ü Проанализировать изменение отношения учащихся на ситуацию агрессивного воздействия.

ü Обучить навыкам распознавания эмоций и чувств, контролю за своим эмоциональным состоянием, в т.ч. гневом.

ü Оптимизировать общение ребенка со сверстниками через выработку механизмов эмпатии, сочувствия и доверия друг к другу и окружающим людям, развитие умения взаимодействовать, считаться с другими, совместно решать поставленные задачи.

ü Создать положительный эмоциональный фон в различных видах деятельности учащихся, снять эмоциональное напряжение во взаимодействии между собой.

Ход тренинга

Часть 1

Приветствие

Вводная лекция

Участникам тренинга сообщается о той работе, в которой они будут участвовать.

Ведущий: Я рада видеть вас всех вместе. Внутренне улыбнитесь себе и всем присутствующим. Молодцы! Я рада видеть ваши глаза и улыбки!

На подобных занятиях мы учимся вести себя среди людей, общаться с детьми в группе и в классе, общаться на равных, без унижения и обид, выходить из трудных ситуаций. Для того, чтобы наша работа была безопасной и продуктивной, мы обсудим с вами правила работы.

Установление правил работы группы

Цель: обеспечение безопасной, доверительной обстановки, формирование у членов группы ответственности за собственные изменения и происходящее в группе в ходе коррекционной работы.

ü каждый может говорить что хочет, задавать вопросы или не отвечать на них; получать или уточнять любую информацию;

ü то, что происходит или говориться в группе, должно остаться в этих стенах и не распространяться на взаимоотношения вне пределов группы, происходящее в группе не обсуждается с посторонними;

ü избегать оценочных суждений, исключить из лексикона оскорбления или слова, которые могут унизить.

Игра «Комплименты»

Цель: активизация деятельности, формирование позитивного эмоционального состояния учащихся.

Детям объясняется значение комплимента. Приводятся совместные примеры комплиментов, и предлагается кидать друг другу мяч, сопровождая его приятным комплиментом.

Методика самооценки эмоциональных состояний Н. П. Фетискина «Градусник» (см. приложение 1)

Цель: диагностика эмоционального состояния ребенка.

Определение по шкале насколько ребенок в начале работы тренинговой группы спокоен или зол. Работа с карточками.

Упражнение. «Мне сегодня».

Цель: подвести итог тренинга.

Процедура: каждый высказывается, начиная со слов: "Мне сегодня понравилось, что..."

Часть 2

Упражнение№1 «Все у кого».

Цель: формирование чувства общности у детей, формированиедоброжелательного отношения друг к другу, разминка.

Процедура: участники садятся в круг на стульчики и по очереди предлагают выполнить какое-либо действие тем детям, у которых есть что-то общее. Если дети еще не знакомы с игрой, психолог первые несколько раз сам выступает в роли ведущего и дает детям задания.

Примеры:

ü Пускай постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение.

ü Пусть похлопают в ладоши все, у кого серые глаза.

ü Пусть коснуться кончика носа все, у кого есть что-то розовое в одежде.

ü Пусть погладят себя по голове все, кто съел весь завтрак.

ü Пусть улыбнуться все, у кого есть собака.

ü Пусть скажут «гав» все, кто живет выше пятого этажа.

Цель: создание в группе климата психологической безопасности.

Ведущий: Чтобы сейчас мы почувствовали себя увереннее, давайте выполним упражнение психологического настроя. Сядьте удобно. Кто желает, закройте глаза. Сосредоточьтесь на себе, на своих внутренних ощущениях. Почувствуйте, что вы смотрите в небо. Почувствуйте небо внутри себя. Ощутите его бесконечность, позвольте себе раствориться в нем. Тело отдыхает, а сознание бодрствует. Оно активно. Вы слушаете мой голос… Сосредоточьтесь на нем! Почувствуйте, как хорошо я к вам отношусь. И пусть каждое мое слово найдет отклик в вашем сердце. Я настраиваю вас на активную и творческую работу. У вас все будет получаться! Ваша голова сильная, умная. Вы полны бодрости, сил, знергии и уверенности в себе! Почувствуйте прилив жизненных сил. Вы талантливы! И у вас все получится! Хорошо… Тихонько открываем глаза.

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

Цель: снятие напряжения, сплочение группы.

Процедура проведения:Участниками предлагается встать и поменяться местами в соответствии с правилами известной игры «Поменяйтесь местами те, кто…» по какому-либо признаку.

«Поменяйтесь местами те, кто...». Все сидят по кругу. Ведущий (без стула, в центре круга), например, говорит: Поменяйтесь местами те, кто:

ü любит болтать по телефону;

ü кто любит красный цвет;

ü кто любит мороженое;

ü у кого есть дома собака (кошка);

ü кто любит ходить в кино.

ü кто любит петь;

ü кто любит танцевать;

ü кому сколько лет;

ü кто первый раз участвует в тренинге;

ü любит ли читать фэнтези;

ü Любит ли смотреть телесериалы;

ü Любимый вид спорта (волейбол, баскетбол).

Упражнение «Ассоциации»

Цель: создание возможности каждому участнику тренинга выяснить свои взгляды на проблему агрессивного поведения.

Ведущий: Продолжаем работу. Сейчас мы с вами поговорим об агрессии. Подберите слова, на что похожа «агрессия» (злость, кулак, слезы, драка, кровь, ссора и т.д.). Подберите слова, на что похожа «улыбка» (солнце, подарок, друг, праздник, тепло и т.д.). Вы обратили внимание, какая атмосфера создалась в группе при слове «агрессия»? (тягостная, тяжёлая, напряженная, враждебная, неласковая). А какая атмосфера появилась при слове «улыбка»? (теплая, радостная, добрая, красивая).

Сегодня мы поговорим, что нам делать со своей агрессией? Что нам делать с чужой агрессией? Сначала проведем дискуссию.

Игра «Изобрази агрессию»

Цель: помощь участникам тренинга в умении научиться снимать мышечное и эмоциональное напряжение; создание возможности увидеть внешний образ агрессивности человека.

Ведущий: Для того чтобы вы могли увидеть образ агрессивности человека, давайте попробуем изобразить агрессию разными способами. Мы будем свободно ходить по классу, я называю средство, вы показываете.

Ведущий предлагает участникам изобразить «агрессию» ногой, рукой без кулака, плечом, глазами, ртом, звуками «мяу», «чик-чирик», словами «здравствуйте», «что получила на контрольной» и т.д.

Обсуждение:

ü Как вы себя чувствовали?

ü Понравился ли вам внешний образ агрессивного человека?

Часть 3

Рефлексия.

ü Участники делятся своими впечатлениями, рассказывают об ощущениях в начале упражнения и в конце.

Упражнение «Шесть шляп» (см. приложение 2)

Цель: обучение учащихся эффективному способу решения трудных ситуаций.

Ведущий: Есть разные способы, как справиться со своей агрессией. Вы уже знаете сказку «О старом шляпнике». Кто напомнит коротко ее смысл (содержание)? После смерти отца сыновья получили в наследство шляпы разного цвета. Их судьба сложилась по-разному, в зависимости от того, как они воспринимали окружающий мир.

Сегодня мы разберем одну ситуацию. В течение недели вы писали ситуации, которые хотели бы разобрать. Вы разрешили их озвучить. Выбирается карточка с ситуацией. Ведущий зачитывает ситуацию. Все придумывают имена главным действующим лицам. Каждый участник получает карточку с названием цвета и находит себе пару. Пары в соответствии с цветом на карточке разбирают ситуацию.

«Белая шляпа» – вам предлагается надеть белую шляпу и изложить только факты, последовательность событий в проблемной ситуации. Информацию, полученную с помощью «белой шляпы», полезно записать в виде схемы: сначала… – потом… – затем… – и тогда… – и наконец…

«Черная шляпа» – теперь предлагаем черную шляпу. Пожалуйста, расскажите, что для вас (и для других, если это конфликт) самое плохое в этой ситуации, самое неприятное. Попробуйте посмотреть в будущее и сказать, какие отрицательные последствия могут вас (и другого) ожидать. Что самое страшное может произойти?

«Красная шляпа» – в красной шляпе говорят только о чувствах. Что вы (другие) чувствовали, когда все происходило? Менялись ли чувства? Здесь можно опираться на схему (смотри белую шляпу). Работа с красной шляпой завершается после ответа на вопрос: когда все это закончилось, что вы (другие) испытали?

«Желтая шляпа» - у любого события есть всегда положительные стороны. Теперь на вас желтая шляпа, она помогает посмотреть на эту ситуацию с положительной стороны. Итак, что хорошего в том, что произошло для вас? Что хорошего в этой ситуации для другого? Умение видеть хорошее – очень важное качество. Это не значит, что мы надеваем «розовые очки». Мы надеваем желтую шляпу и учим свой ум и душу видеть хорошее.

«Зеленая шляпа» - теперь полезно надеть зеленую шляпу творчества. В этом случае можно предложить нарисовать ситуацию, сочинить про нее стишок или частушку. Подумать, какие ассоциации приходят вам в голову в связи с этой ситуацией. С каким музыкальным или литературным произведением, героем связана ситуация? Даже неприятность может вызвать вдохновение. Главное, не терять чувства юмора и не забывать о зеленой шляпе. Также можно подумать и предложить творческий выход из этой ситуации.

«Синяя шляпа» - мы с вами примерили почти все шляпы. Пока мы это делали, наше состояние изменилось. Мы рассмотрели ситуацию с разных сторон, увидели в ней плохие и хорошие моменты. Знаете ли вы, что трудные ситуации мудрые люди называют жизненными уроками? Каждая ситуация нас учит чему-то. Теперь вы наденьте синюю шляпу, и она поможет вам узнать, какой жизненный урок преподнесла вам эта ситуация и почему для вашей жизни будет важен этот опыт.

После разбора ситуации ведущий предлагает развернуть свои листочки, еще раз подумать об этом человеке. Изменилось ли ваше отношение к этому человеку? Что вы сейчас чувствуете?

Вывод: если попытаться понять человека, почему он это сделал, то агрессию проявлять уже не хочется. Какие еще способы вам помогают справиться с собственной агрессией?

Упражнение «Живая анкета»

Цель: обучение участников тренинга вербализации своих ощущений.

Занятие подходит к концу, и мне интересно знать:

ü Что вам понравилось на занятии?

ü Что вам не понравилось на занятии?

ü Что пригодится в жизни?

Домашнее задание.

Ведущий: Понаблюдайте, пожалуйста, есть ли среди ваших одноклассников агрессивные ученики, как они себя ведут. Портрет агрессивного ученика мы обсудим на следующем занятии.

Методика самооценки эмоциональных состояний Н. П. Фетискина «Градусник» (см. приложение 1)

Цель: диагностика эмоционального состояния ребенка.

Определение по шкале насколько ребенок в конце тренинга спокоен или зол. Работа с карточками.

Рефлексия.

Цель: оценка занятия в эмоциональном и смысловом аспектах.

ü что было сложно и почему?

ü что особенно понравилось?

ü чему научились на занятиях?

ü как вы думаете, изменилось ли ваше поведение в последнее время? в чем были изменения?

ü как вы это заметили?

Обсуждение итогов тренинга

Ведущий обращает внимание детей на те знания и умения, которые они приобрели за время тренинга (совместное обсуждение).

Затем каждому выдается медаль за те или иные достижения. Ведущий благодарит ребят за участие в работе.

 


Приложение 1

Методика «Градусник»

Методика разработана Н. П. Фетискиным и предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас». Она может использоваться в процессе учебных занятий и трудовой деятельности. Достоинством методики является быстрая фиксация состояний в их динамике.

Инструкция: Перед вами на бланке изображен медицинский градусник, на котором имеется несколько шкал, соответствующих тому или иному эмоциональному состоянию. Деления на шкалах соответствуют тому или иному уровню вашего состояния. Отметьте любым знаком на этой шкале градусника «температуру» имеющегося в данный момент состояния (в данном случае – гнев или злость).

Шкалы градусника соответствуют следующим состояниям:

ü восторженному,

ü радостному,

ü светлому (приятному);

ü спокойному,

ü уравновешенному;

ü безразличному,

ü скучному,

ü дремотному;

ü раздраженному,

ü пресыщенному.

Интерпретация данных:

Расположение знака до 36 градусов соответствует слабой выраженности состояния, от 36 до 37 градусов - средней выраженности состояния, от 37 до 38 градусов - высокой выраженности, а от 38 до 39 градусов - очень высокой выраженности данного эмоционального состояния.

 

Приложение 2

Программа коррекционных занятий по снижению агрессии у детей

Автор: Наталия Анатольевна Смирнова

 

Программа является готовым инструментом практической работы для педагогов-психологов, которые проводят коррекционные занятия и тренинги с агрессивными детьми.

При работе с агрессивным поведением необходимо помнить о том, что оно складывается из трех компонентов:

ü познавательного

ü эмоционального

ü волевого.

Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии. Эмоциональный компонент представляет собой отрицательные эмоции: гнев, отвращение, презрение, злость. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности часто сопровождают агрессивные действия, но не всегда приводят к агрессии. Поэтому так важно учить детей распознавать и регулировать свои эмоции. Наконец, волевой компонент - это целеустремленность, настойчивость, решительность и инициативность. В рамках этого компонента находятся умение преодолевать импульсивность, владение навыками саморегуляции.

Цель: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся через коррекцию агрессивных тенденций в поведении, для обучения навыкам адаптивного поведения.

Задачи:

ü Актуализировать у детей внешний образ агрессивности человека, предоставить возможность сравнить себя с данным образом.

ü Стимулировать вербализацию отношения учащихся к ситуации агрессивного воздействия.

ü Обучить детей способам самоконтроля – отрабатывать навык реагирования на агрессивные воздействия.

ü Проанализировать изменение отношения учащихся на ситуацию агрессивного воздействия.

ü Обучить навыкам распознавания эмоций и чувств, контролю за своим эмоциональным состоянием, в т.ч. гневом.

ü Оптимизировать общение ребенка со сверстниками через выработку механизмов эмпатии, сочувствия и доверия друг к другу и окружающим людям, развитие умения взаимодействовать, считаться с другими, совместно решать поставленные задачи.

ü Создать положительный эмоциональный фон в различных видах деятельности учащихся, снять эмоциональное напряжение во взаимодействии между собой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.056 с.)