Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А теперь вопрос для красного сектора

Поиск

В лесу Сергий построил: парк, дорогу, церковь, детский сад

А теперь внимание правильный ответ:

Здесь в глухомани средь берез и елей

Поставил Сергий церковку и келью. Молодцы!

Ведущий:  А сейчас сюда приглашаются капитаны команд:

Ваша задача - собрать пазлы.

Капитан 1-ой команды собирает пазл «Труды Сергия» (т.е. то, что нужно Сергию для работы).

Капитан 2-ой команды собирает пазл «Молитвы Сергия» (т.е. то, что нужно Сергию для молитвы)

Ведущий:  Увитый тонкой стружкой золотой

Пропахший  ароматною смолой

Нам дорог Сергий, плотник и святой.

Неутомимый труженик…

А сейчас, внимание, вопрос от зрителей!

Перед вами 2 коробки. Подумайте и постарайтесь отгадать, что за предметы находятся внутри. Такие предметы мастерил Преподобный Сергий во время своей жизни в монастыре. В каждой из этих коробок находится предмет, имеющий отношение к дереву, но это не дерево.

А теперь внимание подсказка для красного сектора: в вашей коробке – предмет, который можно использовать для игры (Богородская игрушка), а у вас, ребята – предмет, который используют для обучения (книга из бересты). Напоминаю, такие предметы мастерил Преподобный Сергий в свободное от молитв время…

Педагог ставит песочные часы и предлагает командам обсудить варианты ответа. Дети называют предметы, ведущий предлагает рассказать об истории этих предметов (легенда о Богородской игрушке, рассказ о том, как Сергий мастерил книги из бересты (журнал «Отрок» №1 2001г.)

Ведущий:  А сейчас, мы «соберем» в нашу берестяную книгу все пословицы и поговорки о труде.

Команды по очереди называют пословицы.

(Подведение итогов 2 тура).

        III тур -Творческая работа «Украшение Древа добродетели».

Ведущий: Святые люди излучали любовь и доброту. Эти качества Бог вложил в человека как в свой Образ. Сергий Радонежский поистине народный святой, близкий каждому православному человеку. Ребята, подумайте и скажите какую из добродетелей, присущую Сергию Радонежскому вы хотели бы приобрести для себя.

Каждый ребенок, называя одну из добродетелей вешает «яблоко» на «дерево»(мудрость, послушание, терпение, доброта, скромность, любовь, милосердие, терпение). Спасибо, ребята, дерево доброе приносит и плоды добрые!

Ведущий: Дорогие ребята, наша интеллектуальная викторина, «Колесо истории», посвященное  памяти Преподобного Сергия Радонежского подошла к концу, жюри подвело итоги. Обе команды показали хорошие знания, проявили смекалку, находчивость и набрали одинаковое количество баллов, а лента времени вновь зовет нас в дорогу - в город Сергиев Посад, в Троице-Сергиеву Лавру.

(На фоне колокольного звона звучит стихотворение Е.Н. Егоровой)

Утром солнышка лик сияющий

Будит Сергиев славный град.

Многокупольем ослепляющим

Лавра дивная тешит взгляд

Над сторонушкой, над раздольною

Стены мощные вознеслись

Величавые колокольные

Изливаются звоном ввысь…

                                                                                                                    Приложение

Князь Владимир.

Особое место как в русской истории, так и среди святых канонизированных Русской Православной Церковью занимает князь Владимир. Владимир княжил в Киеве с 982 по 1015 год Он был сыном великой княгини Ольги. По воле божьей Владимир принял православную веру от греков. И стал совсем другим человеком, таким добрым и милостивым, что народ прозвал его «Красным солнышком». Бабушка его, княгиня Ольга, стала христианкой, но отец, храбрый и воинственный князь Святослав, не захотел принять новой веры. Язычником вырос и Владимир. Править он начал с 17 лет.

При жизни князь Святослав передал киевский престол сыну Ярополку, другой сын Олег стал древлянским князем, а Владимира отправил в Новгород.В 972 году - со смертью князя Святослава между его сыновьями вспыхнула междоусобица. Все началось с того, что киевский воевода по сути стал инициатором похода на древлян, который закончился победой киевлян и смертью древлянского князя Олега. При отступлении он упал в крепостной ров и был затоптан своими же дружинниками. Узнав об этих событиях, князь Владимир собирает наемников, убивает своего брата Ярополка и захватывает киевский престол.

После победы над братом в 980 году, Владимир устроил в Киеве языческое капище с идолами особо почитаемых языческих богов. В честь богов устраивались игрища и кровавые жертвоприношения с человеческими жертвами.  И осквернилась кровью земля Русская. Князь Владимир в Киеве на горе приказал своим воинам поставить огромную деревянную куклу. Русские люди думали, что это и есть настоящий Бог, приносили жертвы и молились ей. Владимир очень много воевал и жестоко поступал со своими врагами. Однажды Владимир победил много народов и думал, что это бог Перун помогал ему хорошо воевать. В жертву ему слуги выбрали самого красивого мальчика. А старый христианин сказал: «Ваши боги - не боги, а дерево. Сегодня оно стоит, а завтра его срубят, и оно упадёт, а потом сгниёт».

Стал расспрашивать Владимир у других народов о вере. Много людей приходило к князю. Задумался Владимир и отправил лучших людей в разные страны посмотреть, как другие молятся. Больше всего им понравилось в греческой церкви. «Не хотим другой веры», - сказала дружина, «ведь и бабушка твоя Ольга приняла эту веру. Твоя бабушка была умнее всех людей и чего-нибудь худого бы не переняла».Итак, решив принять христианство, Владимир захватывает Херсонес и посылает гонцов к византийскому императору Василию Второму с требованием отдать ему в жены сестру императора Анну, угрожая подступить к Константинополю. Владимиру было лестно породниться с одним из могущественных императорских домов, и наряду с принятием христианства это был мудрый шаг, направленный на укрепление государства.

«Пошёл Владимир в греческую землю с большим войском и сказал царям: «Отдайте мне в жёны сестру вашу Анну, а то буду с вами воевать». «Не можем мы этого сделать», - ответили цари, - «Крестись в нашу веру, тогда получишь в жёны Анну и сам спасёшься». «Я готов креститься», - ответил Владимир.

Горько плакала царевна Анна. Она боялась Владимира, потому что раньше он был сердитым человеком. Когда Анна приехала к Владимиру, он лежал больной, у него болели глаза, он ничего не мог видеть. Анна сказала: «Крестись, князь, скорее и ты будешь здоров». Греческие священники окрестили его, и в тот же день он стал видеть. Тогда Владимир сказал: «Теперь я узнал истинного Бога».

 

 Владимир велел изрубить всех деревянных идолов, а страшного Перуна привязать к конскому хвосту и бросить его в воду. А народу сказал: «Пусть все приходят к реке креститься. Кто же не придёт, тот будет мне врагом».

Но как убежденный язычник вдруг уверовал в Христа? Возможно, это было вызвано раскаянием в совершенных злодеяниях, усталостью от разгульной жизни, а может это действие призывающей благодати Божией.В то же время Владимир понимал, что державе, состоящей из отдельных, вечно враждующих между собой княжеств, нужна какая-то сверх идея, которая сплотит русских людей и удержит князей от междоусобиц. С другой стороны, в отношениях с христианскими государствами языческая страна оказывалась неравноправным партнером, с чем Владимир был не согласен.

"Пришло на него посещение Вышнего, призрело на него Всемилостивое око Благого Бога, и воссиял в сердце его разум. Он уразумел суету идольского заблуждения и взыскал Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое. А особенно всегда он слышал о православной, христолюбивой и сильной верою земле греческой... Слыша все это, возгорелся он духом и возжелал сердцем он быть христианином и обратить всю Землю в христианство".

Прежде всего князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Он собрал всех киевлян на берегу Днепра и в его водах их крестили византийские священники. Это событие и вошло в историю как крещение Руси, став началом длительного процесса утверждения христианства на русских землях.

«Многие люди пришли к реке. Маленькие дети сидели на руках у своих родителей. Все вошли в воду и священники крестили всех. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ... Люди же, крестившись, расходились по домам. Владимир же был рад, что познал Бога, и люди его, посмотрел на небо и сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу».

Крещение Руси – одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси. Оно положило конец языческой и начало христианской истории России. До князя Владимира на Руси многие люди не знали о том, что всю природу создал Господь и, что Он имеет над нею власть. Поэтому они боялись многого из того, что видели вокруг: молнии, грома, солнца, других явлений природы и поклонялись им, как Богу. Это поклонение называется язычеством. А людей, которые так делали, называют язычниками

Люди радовались, что узнали Единого Бога. Когда Владимир крестился, стал он добрым князем: никого не обижал, строил церкви и раздавал милостыню бедным.Он не хотел больше воевать, ему стало тяжело казнить смертью даже разбойников и преступников. На княжеском дворе он стал устраивать угощения для всего народа, а больным велел развозить по домам хлеб, мясо и мед. Он хотел, чтобы на Руси не было больше нищих и голодных.Поистине Велик был князь Владимир и честь себе добыл, и для народа стал Красным Солнышком, и во внешней политике преуспел.Заслуга Владимира в том, что он посредством принятия христианства поставил Киевскую Русь в один ряд с могущественными европейскими государствами, а также создал условия для сотрудничества Руси с другими христианскими народами.

Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк, Туров, где создаются епархии. При князе Владимире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру, и Киевская Русь стала христианской страной. Крещение Руси создало необходимые условия для образования Русской Православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом, а из Болгарии священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке. В это время строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства из русской среды.

Летопись сообщает (988 год), что князь Владимир "приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна. И по другим городам стали ставить церкви и определить в них попов и приводить людей на Крещение по всем городам и селам". С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественный каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этот символизировал собой истинный триумф христианства в Киевской Руси.

Православие принесло с собой на Русь множество достижений Византии, таких как каменное зодчество, иконопись, фрески, летописание, школа и переписка книг. Благодаря совокупности этих факторов Русь вошла в сообщество цивилизованных государств, что послужило толчком к духовному и культурному развитию Руси.  При Владимире были сооружены оборонительные рубежи, заново укреплен и застроен каменными зданиями Киев.

После своей смерти князь Владимир был канонизирован Русской Православной Церковью. День его памяти отмечается 15 июля.

 « Гимн Тысячелетию».  (Игорь Автамонов.)

Был светлый год, был год святой!

В волнах Днепра Владимир-князь

Крестил славян Руси младой,

Фальшивых идолов долой

Прадеды сбросили сердясь!

И на Руси Христовой свет

Зажгли тогда на сотни лет!

Века сменялись, Русь росла!

Нередко жадный враг и злой

Старался разорить дотла

Россию, что тогда была

Дом Богородицы Святой!

Спасала вера от врагов

И грел Россию свет Христов!

Недавно был проклятый год!

Змеей коварной сатана

В России выполз из болот,

Террор завел, дрожит народ,

Разорена дотла страна!

Но люди свет Христов в тиши,

Лелеют в глубине души!

И знаем мы, настанет час,

Ударят в колокол с церквей,

Фальшивых идолов в тот час

Потомки наши свергнут враз,

Я верю: свет Христов на Русь

Придет опять - за то молюсь!

Молитесь все... И я молюсь!

Россия встанет! Встанет Русь!

                                 Борис и Глеб.

Одними из первых русских князей, канонизированных Русской Православной Церковью, стали любимые сыновья Владимира, князья Борис Ростовский и Глеб Муромский, получившие при крещении имена Роман и Давид и принявшие в 1015 году мученическую смерть от своего брат Святополка, заслужившего своим поступком прозвище «Окаянный». Братоубийство без сомнения является страшным грехом, одним из первых грехов человечества (вспомним библейских братьев Каина и Авеля). Почему же именно Борис и Глеб подверглись канонизации?

Жития святых Бориса и Глеба дошли до наших дней благодаря печерским монахам-летописцам Иакову и Нестору. У Нестора о братьях сказано так: «Как  две яркие звезды посреди тёмных облаков, сияли два святых брата, в числе всех двенадцати сыновей Владимировых; всех отпустил он в данные им уделы, но их, как более любимых, при себе удержал, ибо Глеб был ещё в детском возрасте, блаженный же Борис, хотя и возмужал, но неохотно расставался с ним родитель. От юных лет исполнен был Борис благодати Божией, и чтение божественных книг было любимым его занятием. Наиболее любил он жития святых мучеников, как бы предчувствуя собственную участь, и, читая их, со слезами молился Господу: «Владыко мой, Иисусе Христе, сподоби и меня в числе твоих угодников, даруй мне ходить по стопам их, да не вознесётся мысль моя суетою мира сего, но просветится сердце моё разумением заповедей Твоих; не лиши и меня того дара, которого сподобил от века угодивших Тебе, ибо Ты Бог истинный, помиловал нас и извел от тьмы к свету». Так часто он взывал к Богу, а Святой Глеб, сидя при брате своём, внимал усердно чтению и с ним вместе молился, ибо неразлучен был с блаженным братом своим, непрестанно от него поучаясь, и хотя ещё был в детском возрасте, но уже созрел его разум; по примеру родительскому, миловал он сирот и вдовиц, так как видел, что нищелюбивый отец его не только принимал убогих на княжеском дворе своём, но и посылал искать их по домам и развозить пищу болящим, которые сами не могли прийти». Cвятополк опасался, что после смерти отца Киевский престол в обход старшинства достанется Борису как одному из любимых сыновей Владимира.

В 1015 году великий князь Киевский умирает. Услышав о смерти родителя, Святополк прискакал в Киев и сел на княжеский престол. В это время Борис возвращался после успешного похода на печенегов, когда его настигла весть о кончине отца и водворении на Киевском престоле брата Святополка. Но он еще не знал, что брат его Глеб уже был вынужден бежать от козней Святополка.

Из летописей Нестора мы видим, как отнесся к этим событиям Борис: «Зарыдал Борис и, проливая потоки слез, помолился Богу об упокоении отца своего в лоне праведных. «Восклицал он, - отче мой, к кому прибегну и от кого напитаюсь добрым учением, для чего не было меня тут, когда закатился свет очей твоих, чтобы, сподобился я целовать священные седины твои и своими руками погребсти честное тело твоё! Не буду противиться брату моему Святополку, пойду к брату и скажу ему: «Ты мне брат старейший, будь мне отцом и господином!» Лучше буду мучеником Богу моему, нежели восставать на брата; увижу, по крайней мере, лицо брата моего меньшого, присного мне Глеба: воля Господня да будет!»

Таким образом, мы видим, что князь Борис беспрекословно признал законность княжения Святополка. Но Святополк уже окончательно для себя решил избавиться от братьев, поэтому он ночью скачет в свою вотчину, собирает верных ему людей и приказывает им убить Бориса.

Верные люди доложили Борису о готовящемся на него покушении, но блаженный не хотел им верить: «Может ли это быть,- говорил он,- ведь я меньший брат и не противен старшему?»

Дня два спустя пришли к нему другие вестники, говоря, что и брат его Глеб уже бежал из Киева; но святой князь спокойно отвечал: «Благословен Бог, я же не убегу и не удалюсь от места сего, ибо не хочу быть противником брату моему старейшему; но как угодно будет Богу, так и исполнится! Лучше мне здесь умереть, чем на чужой стороне».

 Вопреки всякой логике Борис распускает свою дружину численностью около 8 тысяч воинов и идет навстречу своим убийцам. Вот, что ответил Борис на предложение дружинников идти с ним на Киев и изгнать оттуда Святополка: «Нет, братья мои, нет, отцы мои, да не будет сего, не прогневайте Господа и брата моего, чтобы и против вас не воздвиг крамолы. Лучше мне одному погибнуть, нежели  погубить с собою столько душ; не смею противиться старшему брату своему и не могу избежать суда Божьего, но молю вас, братья, разойдитесь по домам, а я пойду к брату моему и паду к ногам его, а он, видя меня, умилосердится и не умертвит, уверившись в моей покорности».

Борис послал одного из своих слуг к брату со словом мира, но Святополк, удержав у себя посланного, поспешил выслать убийц на брата. Борис, видя, что не возвращается посланный, сам поднялся в путь, чтобы идти к брату; дорогою встретились ему ещё верные люди, которые спешили предупредить князя, что Святополк уже послал против него убийц и что они близко. На берегу Альты Борис велел поставить уединённый шатёр и там остался ждать своей участи, окружённый только одними своими отроками.

 Далее обратимся к летописям: «Они же как дикие звери устремились на святого и вонзили в него свои копья. Один из предстоявших отроков бросился на князя своего, чтобы закрыть его телом своим, убийцы и его пронзили и, думая, что князь уже мёртв, вышли из шатра; но блаженный, вскочив, ещё имел довольно силы, чтобы выйти из-под шатра; поднял он к небу руки и вознёс пламенную молитву, благодаря Господа, что сподобил его, недостойного, быть общником страдания Сына Его, пришедшего в мир спасти человеков: «Послан и я был отцом моим оградить людей его от врагов их, и вот я ныне уязвлён рабами отца моего! Но, Господи, отпусти им грех их и меня упокой со святыми твоими, ибо в твои руки ныне предаю дух мой».

Не умилились жестокосердные трогательною молитвою князя своего, который о них молился Господу; один из них, ударил его мечом в сердце; пал на землю Борис, но ещё  не испустил дух. Вокруг его избили много отроков; с любимого же отрока его, который хотел спасти его, прикрыв своим телом, решили сорвать золотую гривну, дарованную ему князем, и чтобы скорее снять гривну, отсекли ему голову. Окаянные обернули тело блаженного Бориса в тот самый шатёр, в котором совершили убийство, и ещё дышащего повезли в Вышгород и между тем послали с вестью к Святополку о совершённом убийстве. Но Святополк, услышав от вестников, что ещё дышит брат его, послал двух варяг навстречу, чтобы довершить убийство Бориса, и один из них пронзил его мечом в сердце; так скончался блаженный на двадцать восьмом году возраста своего, мая в 24-й день, приняв венец от Христа Бога с праведными. Его повезли в Вышгород и положили до времени в церкви Святого Василия.

Закономерный финал; человек всю свою сознательную жизнь стремившийся совершить подвиг мученичества и подготовивший к нему своего младшего брата, достиг своей заветной цели.. А что же Глеб?

Как только Глеб услышал эту горькую весть, немедленно сел на коня и поспешил с малой дружиною на Волгу; но дорогою споткнулся под ним конь, и князь сломал себе ногу. С трудом достиг он Смоленска и оттуда хотел спуститься по Днепру к Киеву. Глеб был внутренне готов совершить поступок брата. И вот приплыли по Днепру посланные от Святополка убийцы. Издали увидев ладью, юный Глеб поплыл к ней, не подозревая ничего злого. Напрасно слуги князя предостерегали его, чтобы не отдавался в руки вражьи, подобно Борису, но Глеб не хотел ссоры с братом и всю свою дружину высадил на берег, желая лучше один за всех погибнуть, потомукак не ожидал такого бесчеловечия от брата. Обрадовались убийцы, когда увидели ладью Глеба и как только поравнялись с ней, вместо обычного привета притянули к себе крюками ладью и перескочили в неё из своих судов с обнажёнными мечами. Тогда понял Глеб ту жестокую участь, которая его ожидала, но ещё думал жалостными мольбами умилостивить злодеев. «Не убивайте меня, братья мои,- воскликнул он,- какую обиду нанёс я брату моему или вам? Если же есть обида, ведите меня к князю вашему и моему, пощадите юность мою, не пожинайте колоса, ещё не созревшего; если и жаждете моей крови, то не всегда ли я в руках ваших?» Когда юный Глеб умолял убийц пощадить его, их вождь подал знак сидевшему за князем, чтобы заколол он князя; и, подняв нож, слуга перерезал горло Глебу.

Похоронили братьев в храме Святого  Василия в Вышгороде. После того, как церковь сгорела, могилы были вскрыты, и все удивились нетленным телам угодников. Гробы были перенесены в малую храмину, бывшую при церкви. Старейшина города имел хромого сына, у которого была  скорчена нога и не мог он иначе ходить, как на деревянной опоре. Приходил часто отрок ко гробу чудотворцев и молил их об исцелении. Однажды ночью явились ему оба брата и сказали: «Что вопиешь к нам?»; когда он показал им свою сухую ногу, они трижды ее перекрестили. Проснувшись, отрок почувствовал себя исцелённым и поведал всем о чудесном своём видении. Вслед за тем другое чудо ознаменовало святость мучеников: слепой человек, пришедший на их гроб, припал к священной раке, прилагая к ней свои глаза, и внезапно прозрел. Обо всех чудесах было сообщено князю Ярославу и, посоветовавшись с митрополитом Иоанном, решил соорудить церковь во имя страстотерпцев и установить день празднования их памяти. За год был воздвигнут пятиглавый храм, богато украшенный изнутри иконами. Мощи святых были внесены в храм, и 24 июля, день кончины князя Бориса, был назначен для празднования памяти обоих святых братьев.

Можно смело утверждать, что причина канонизации Бориса и Глеба не в том, что они пали жертвами братоубийства, а в том, как они приняли свою смерть. Они приняли ее со смирением и верой, как ее принимали первые христиане. Их вера оказалась сильнее страха смерти. Борис и Глеб показали всем православным, что только вера может преодолеть самые трудные испытания, ниспосланные нам судьбой. Князья Борис и Глеб были справедливо канонизированы именно благодаря своему подвигу мученичества, невероятной силе духа и глубокой вере в Господа.

                                  Илья́ Му ́ ромец.

Илья Муромец - один из главных героев древнерусских былин, богатырь, воплощающий народный идеал героя - воина, народного заступника. («Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином»). Большинство историков считают, что родина Ильи Муромца — село Карачарово под Муромом, об этом говорят многие былины. 

Согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 33-х лет (возраста, в котором погиб и воскрес Христос) «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Они, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После, старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. После, Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты конь богатырской! Служи-ка ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру. В былине «Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора; и умирая, тот дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал свой меч - кладенец.

Когда же у Ильи от тяжелых ран и седых годов не стало мочи бить вражеские рати, раздал он нехитрое свое богатство нищим, пришел в Киево-Печерский монастырь и остригся в монахи. Здесь в пещерном монастыре, до конца своей удивительной святой жизни, неустанно молился Илья Муромец о спасении земли русской. А когда переселился духом на небо, честное тело его положено было в пещере, где и доселе пребывает в нетлении.

Прототипом былинного персонажа исследователями считается исторический силач по прозванию «Чобиток», родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец» (канонизирован в 1643 году) Илия Печерский.

Современные антропологи и врачи-ортопеды при исследовании мощей Ильи подтверждают, что нижние конечности этого человека длительное время не действовали, вследствие или врождённого паралича, или родовой травмы. Травма позвоночника была устранена, что позволило ему восстановить подвижность ног. Мощи покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры.

Уже семь веков не гаснет лампада у него в изголовье, а с темной иконы спокойно, с достоинством глядит на нас красивый русский воин – святой преподобный Илья Муромец.  И если вы зажжете свечу и тихо помянете его, он незримо войдет и будет верно охранять ваш дом от черного зла и неожиданной беды.Память по церковному календарю — 19 декабря (1) января.

                                Сергий Радонежский.

 Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. Господь избрал его еще от чрева матери. Некое чудо свершилось до его рождения. Когда ребенок еще был в утробе матери, однажды в воскресенье его мать вошла в церковь во время пения святой литургии, стояла с другими женщинами в притворе, когда должны были приступить к чтению Евангелия и все стояли молча, младенец начал кричать в утробе материи и священник сказал: "Радуйтесь, ибо будет ребенок сосуд, избранный Богом, обитель и слуга Святой Троицы".  Когда наступил сороковой день после его рождения, родители принесли ребенка в церковь и священник окрестил его именем Варфоломей.

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями - старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении. В отличие от братьев ему тяжело давалась грамота, и он с детства искал уединения. Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались. Печалились и его родители, огорчался и учитель. Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: "Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту". Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: "Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников". При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: "Возьми, чадо, и съешь, - сказал он. - Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания". Посетив родителей святого, старец пророчески предсказал о Преподобном Сергии: "Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа". С того часа он хорошо знал грамоту,  без труда читал и понимал содержание книг.  С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.

 Отец Варфоломея владел имением в Ростовской области, но к концу жизни впал в бедность. Семье пришлось переселиться в городок Радонеж Московского княжества. Сыновья его отца Стефан и Петр, женились; Варфоломей не захотел жениться, а стремился к иноческой жизни.

Похоронив родителей, Варфоломей передал свою долю наследства младшему брату и вместе со старшим братом, Стефаном удалился для пустынножительства в лес. Сначала они поставили келлию, а потом небольшую церковь, и, с благословения митрополита Феогноста, она была освящена во Имя Пресвятой Троицы. Постепенно он стал известен другим инокам, искавшим его руководства. Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Он учил их "прилежно молиться Богу, и не ходить из своей кельи по чужим кельям без большой необходимости в чем-либо нужном, но в своей келье каждому втайне молиться Богу наедине и заниматься по возможности своей работой, которую руки его могут делать. Сам Преподобный отличался редким трудолюбием. Следуя евангельскому учению, был среди братии первый в том, что всем был слугой. Своими руками он построил несколько келий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы.

В это же время Варфоломей захотел принять монашеское пострижение и поэтому призвал к себе в пустыньку священника, который постриг его и дано было имя ему в монашестве Сергий. В монастырь стали стекаться люди, желающие разделить с Сергием тяготы монастырской жизни. По своему глубокому смирению Сергий долго отказывался стать игуменом обители. Только после строгого указания епископа Волынского Афанасия в 1354 году посвящен во иеромонаха и возведен в сан игумена. Сергий обладал редким сочетанием таких качеств, как знатность происхождения, не стяжательство, религиозность и трудолюбие. Тяжелый труд Преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом, по принципу "молись и трудись". Братия удивлялась, что при таком суровом подвиге здоровье их наставника еще более укреплялось.

    С увеличением монастыря росли и его нужды. Нередко иноки питались скудной пищей, но по молитвам Преподобного Сергия неизвестные люди приносили все необходимое. Возле монастыря начали селиться люди, построили села и засеяли поля. Монастырь начал приобретать широкую популярность. Постепенно стараниями Сергия монастырь начал превращаться в один из главных центров русской православной культуры. Число учеников умножалось, и чем больше их становилось, тем больше они вносили вкладов в монастырь. Монастырь стал значительной фигурой, имеющей собственный политический вес, с которым вынуждены были считаться даже великие московские князья. Сергий никогда не прекращал благотворительности и служителям обители наказал нищим и странникам давать приют и помогать нуждающимся. Монастырь так же служил перевалочной базой для проходящих русских войск. Из монастырских запасов кормились крестьяне и прочий люд в годы неурожаев и стихийных бедствий. Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных, как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

По своему глубокому смирению Сергий долго отказывался стать игуменом обители. Только после строгого указания епископа Волынского Афанасия в 1354 году посвящен во иеромонаха и возведен в сан игумена. В 1374 году Сергий становится доверенным лицом московских князей, являясь одним из духовников Дмитрия Ивановича Донского и крестным отцом его сыновей. Почему же именно Сергий занял столь ответственный и важный пост? Несомненно, что государственный деятель такого масштаба, каким был Дмитрий, задумав освободиться от татарского ига, нуждался в мудром наставнике, ведь для того, чтобы Руси освободится от многовекового рабства, необходима была концентрация не только военной, но и духовной силы. Закономерно, что два великих человека своей эпохи объединили свои силы в трудную для своей родины годину. Дмитрий понимал, что только глубокая вера в победу может поднять русский народ на борьбу против Орды и олицетворением этой веры несомненно являлась фигура Сергия Радонежского. В 1380 году Сергий напутствовал князя такими словами: "Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься". Дмитрий ответил: «Если мне Бог поможет, отче, поставлю монастырь в честь пресвятой Богоматери». (Картина - Новоскольцев А. Н. «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем»).

 Из летописей мы знаем, что он много содействовал умиротворению княжеских раздоров и укреплению верховной власти в руках одного князя — московского, чтобы тем самым объединить и укрепить государство.

Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение.

В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству. Пророчество Преподобного Сергия исполнилось в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига.

За ангельскую жизнь Преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью Сергий читал пр а вило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею (память 6 мая), что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.

Однажды в глубокий вечер, во время молитвы, Сергий услышал голос, звавший его по имени. Сотворив молитву, он открыл окно и увидел необыкновенный свет с неба. «Сергий! — говорил голос, — Господь услышал молитву твою о чадах твоих». Чудотворец увидел множество прекрасных птиц. Небесный голос продолжал: «Так умножится число учеников твоих, и после тебя не оскудеют последующие стопам твоим». Эти прекрасные птицы изобража



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.83 (0.015 с.)