Инсценировка картины М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инсценировка картины М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею».



Действующие лица: Варфоломей, Старец.

Варфоломей одет в длинную белую рубаху, подпоясанную широким поясом. В его руке кнут.

Старец в черном монашеском одеянии с посохом в руке.

Варфоломей. Эх, где же эти кони? Куда они подевались?

(Видит Старца)

Старец (молится).

Варфоломей подходит ближе.

Старец. Что ты хочешь, чадо?

Варфоломей. Я учусь грамоте, но плохо у меня идут науки. Не могу постигнуть я ученые премудрости, а так хочу! Помолись обо мне.

Старец. Не печалься, Господь даст тебе разумение грамоты, и ты превзойдешь успехами братьев и сверстников своих.

(перекрещивает Варфоломея).

Воспитатель. В тот же вечер Варфоломей взял Псалтирь, Книгу псалмов царя Давида. Еще вчера он с трудом разбирал букву за буквой. Теперь же раскрыл и складно, без запинки прочел:

Варфоломей (читает) …Я желаю исполнить волю твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце…

Воспитатель. И решил Варфоломей, что когда вырастет, будет служить Богу.

Посещение православной библиотеки: совместное чтение о житие Преподобного Сергия радонежского;

Слушание песни «Преподобный Сергий» (сл. И. Языковой, муз.прот. И. Лепешинского); Виктора  Афанасьева «Здесь начинается рай».

Рассматривание репродукции М. Нестерова «Сергий Радонежский».

Загадывание загадок из серии «Загадки о душевных неполадках»;

Аппликация по теме: «Украшение иконы Прп. Сергия цветами»;

Работа с родителями: Экскурсия выходного дня: «Всей семьей в храм».

Совместное творчество: аппликация «Построим храм».

Дидактическая игра «Хорошо - плохо».

Чтение отрывка «Чудесная встреча» из поэмы Т. Шорыгиной «Святой молитвенник за землю русскую»;

Разучивание пальчиковой гимнастики «В гости к святому»;

 

Чтение повести «О Сергии Радонежском» С. Романовский;

 

Рассматривание репродукции с картины М.В. Нестерова «Юность Преподобного Сергия»;

Театрализованная деятельность: «Встреча Сергия с медведем». Конструктивные игры: Изготовление магнитного театра «Житие Сергия в лесу».

Просмотр видео фильма: «Труды Сергия».

Раскрашивание иллюстраций (книжка-раскраска из серии: православная Русь)

Разучивание пальчиковой гимнастики «Хочу быть православным…»

Беседа с детьми по теме: «Если добрый ты»;

Ручной труд: «Друг Сергия - медведь» (изготовление из шерстяных ниток);

Рассматривание репродукции с картины М.В. Нестерова «Труды Прп. Сергия»; рассматривание репродукции с картины Н. Рерих «Сергий строитель»;

Составление кроссворда «Труды Преподобного Сергия»;

Чтение детям рассказа «Игумен земли русской» (православный журнал «Отрок» №2 2001г.), беседа по содержанию.

Рисование: «Келья монаха», «Труды Сергия».

Чтение рассказа Н.М. Соловьева «Сергий Радонежский».

 Слушание песни «Преподобный Сергий» (сл. И. Языковой, муз.прот. И. Лепешинского).

Чтение отрывка «Святой источник» из поэмы Т. Шорыгиной «Святой молитвенник за землю русскую»; Заучивание понравившегося отрывка из поэмы;

Слушание музыкально-литературной композиции «Сказание о Сергие Радонежском».

Рассматривание репродукции с картины М.В. Нестерова «Напутствие Сергия Радонежского князю Дмитрию Ивановичу». 

Рисование по теме: «Святой источник».

Дидактическая игра: «Собери пословицы», «Что в начале, что потом».

Чтение отрывка «Старость Преподобного Сергия» из поэмы Т. Шорыгиной «Святой молитвенник за землю русскую»;    

Рассматривание репродукции с иконы «Пророческое видение птиц Преподобному Сергию».

(Однажды в глубокий вечер, во время молитвы, Сергий услышал голос,

звавший его по имени.Сотворив молитву, он открыл окно и увидел

необыкновенный свет с неба:

«Сергий - говорил голос,-Господь услышал молитву о чадах твоих». Чудотворец увидел множество прекрасных птиц.

Небесный голос продолжал:

«Так умножится число учеников твоих и после тебя не оскудеют

последующие стопам твоим».

Эти прекрасные птицы изображали собой достойных учеников великого

Наставника).

Аппликация по теме: «Райские птицы»   .

Оформление альбома: «Сергий Радонежский - игумен земли русской».

Беседа-рассуждение «Для чего нужно делать добро людям»,

«Что значит быть милосердным?»,

Чтение рассказов  из книги «Добрые сказки»    

Презентация: «Древо добродетели Преподобного Сергия Радонежского».

Рисование: «Дерево добра».

Составление кроссвордов о житие Сергия Радонежского.

Интеллектуальная викторина: «Мы идем к Преподобному Сергию» Развлечение «Ангел мой, хранитель мой!»

Февраль.

                      Тема: «Святитель Николай Чудотворец.

 

Рассказ воспитателя о Николае Чудотворце.

Показ презентации по теме: «Святитель Николай Чудотворец».

Вопросы для закрепления:

Святой Николай спускается с небес на заснеженную русскую землю и смотрит, не нужна ли кому помощь?

· Как вы думаете, кто ему помогает? (Ему помогают ангелы)

· Один ли он творит чудеса?

· На кого похожСвятой Николай? (Очень похож Святой Николай на Деда Мороза: с такой же седой бородой и подарками для добрых людей).

·  Почему его называют Чудотворцем? (Считается, что он спасает людей и животных от пожаров, наводнений и всяких бед).

· Каким добродетелям нам надо научиться у Святой Николя?(Доброте, честности, чтобы, мы не завидовали  друг другу, никого не обижали)

· Как вы думаете, ребята, какой Николай Чудотворец? (Он  добрый, но одновременно торжественный и строгий.

Показ детям иконы святого Николая Чудотворца.

Аппликация: украшение иконы Николая Чудотворца цветами.

Кукольный театр «Чудо о ковре». По рассказу И. Рутенина.

Выучить с детьми:

В день Святого Николая, я зажег свою свечу.

И к Святому прибегая, знаю – помощь получу.

Потому, что наш Святитель радость детскую несет.

За собою как Спаситель деток в отчий дом ведет.

Святый Отче Николае, помоги скорей в нужде!

 Ты поможешь, твердо знаю, в горе, в скорби и в беде.

Прослушивание песни: «Николай Святой, приди!»

Ручной труд: дети расписывают глазурью пряники «николайчики».

Над селом дымки плывут, пряники в домах пекут.

Всех гостей вы угостите, пряники им подарите.

Вы «николайчики» возьмите,

Ребят младших угостите,

Чудотворец к вам придет

  И подарки принесет (идём к малышам в группу и угостим их пряниками).

Разучивание с детьми:

Святитель Отче Николае,

Как любим славить мы тебя!

И на молитвах вспоминаем,

И чувствуем с собой всегда!

Ты скорый, быстрый и богатый

Являешься на помощь нам!

Ты в храме Божием хозяин.

Мы видим образ чудный твой,

Когда тебя кто чуть помянет,

Стоишь пред нами, как родной!

Мы видим всюду твою силу,

Ты с нами молишься, живёшь.

Всегда приветливый и милый,

С тобой нигде не пропадёшь!

 

Раскрашивание иллюстраций из книжки - раскраски       «Русь православная».

 

Март.

Тема: «Великомученик Георгий Победоносец».

Рассказ воспитателя.

Показ презентации по теме: «Георгий Победоносец»

Вопросы для закрепления материала:

· Ребята, чем же славен Святой Георгий?

· Почему его называют Победоносцем?

· Кому покровительствует Святой Георгий? (земледельцам, воинам).

· Какие ордена воинской доблести вы знаете?(В 1796г. вРоссии учреждён орден Святого Георгия. Им награждали за отвагу в бою. Во время Великой Отечественной войны желтовато – чёрная лента ордена Святого Георгия перешла к солдатскому ордену Славы).

· Где находится храм Святого Георгия Победоносца?(После Победы на Поклонной горе в Москве возведён храм в честь Георгия Победоносца).

· Что изображено на гербе Москвы?

· Как вы думаете, что обозначает змея? (Так русский народ изобразил страшного, злого врага, злые силы, которые мучают, обманывают людей.

· Почему изображён воин? (Население Москвы как бы хотело сказать врагам - лучше на нас не нападайте, мы будем защищать свой город и всё равно победим)

 

Показ детям иллюстраций: изображение герба московской губернии (1883),герба Москвы, изображение орденов Святого Георгия и ордена Славы.

Рассматривание картины В. Рожкова «Святые воины Георгий и Александр».

Дидактическая игра: «Найди герб Москвы среди гербов других городов».

Просмотр с детьми мультфильма «Георгий Победоносец».

Разучивание с детьми:

Верхом на коне,

Под копытом – дракон,

Копьё вонзается в пасть!

На помощь спешит

Согрешающимон

И тем, кто в грех может впасть!

Физкультминутка.

- Каким должен быть настоящий герой (сильным, смелым, ловким, умным и т. д.? Еще он должен владеть различными видами оружия. Какие виды оружия вы знаете? Покажите, как стреляют из лука, метают копье, фехтуют шпагой, стреляют из пистолета, сражаются мечами (дети имитируют движения? Теперь представьте, что вы сели верхом на коня и поскакали (дети имитируют движения).

Чтение детям отрывка из эпоса «Георгий Победоносец» - чудо святого Георгия о Змие.

И нсценировка детьми - сражение мужественного воина с драконом и спасение царевны. (Мальчики по очереди будут храбрыми воинами, а девочки — прекрасными царевнами).

Рассматривание иконы Великомученика Георгия Победоносца на коне.

 

Р исование по теме: «Подвиг Георгия Победоносца».

Чтение детям о Святом Георгии Победоносце из книги «Житие святых» в переложении для детей М., 1996.

Лепка по теме: «Всадник на коне и побеждает змея».

Игра «доскажи пословицу»:

 -Российская армия не одна – с ней вся страна!

 -Нет обороны- заклюют и вороны.

 - Тот герой, кто за родину горой.

 - Береги землю родимую, как мать любимую

 -Чтоб иметь в бою удачу – четко знай свою задачу.

Дидактическая игра: «Подбери одежду и орудие для богатыря и солдата»

Рассматривание репродукций на тему: «Что хранит оружейная палата?» Рисование Георгия Победоносца.

Беседа с детьми по теме: «Одежда древних воинов».      

Сбор материала для создания альбома «Гербы российских городов». Экскурсия с родителями на Поклонную гору к храму Святого Георгия Победоносца.

9. Май. Заключительное занятие.

                Тема: «Кирилл и Мефодий».

Рассказ воспитателя о Кирилле и Мефодии.

Показ презентации по теме: «Просветители славянства».

Вопросы для закрепления материала:

· Чем человек отличается от животного?(Внешними признаками. Человек — существо мыслящее. Главное его отличие от животного заключается в том, что он имеет: ЯЗЫК (речь), историю, культуру, веру в Бога)

· Как мы можем узнать о том, как жили наши предки, какие пели песни, какие события происходили в их жизни и т.д.?(Из древних книг, надписей и рисунков на стенах пещер).

· На каком языке говорили наши предки?

·  Кто впервые придумал для них азбуку?

· Зачем славянам нужно было изобретать азбуку?(Просвещение славян оказалось невозможным без книг на их языке. Поэтому Кирилл и Мефодий приступили к созданию славянской азбуки.Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота).

· Что значит слово «славяне»? (русичи, русские).

· На каких языках были написаны святые книги?

· Почему славяне не могли ими пользоваться?

· Чего ждали славяне от иноземных учителей?

·  Каждый ли мог составить славянскую азбуку?

·  Что для этого требовалось? (Быть умным, грамотным, поэтому Кирилл и Мефодий, греки по происхождению, и знали славянский язык.)

· Что сделали Кирилл и Мефодий, придя «в Славянскую землю?»

· Что значит «истолковать» священные книги?

· Что вы знаете о книгах, которые они перевели?

· Как называлась первая азбука? (Кириллица).

· Почему этот алфавит назвали кириллица? (по имени  одного создателя).

· Сколько было букв в этом алфавите? (43 буквы, каждая из которых имела свое сложное название).

· Сколько сейчас букв в нашем алфавите? (33буквы).

· Алфавит мы изучаем по русской азбуке. Как произошло слово «азбука»? ( Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ).

· Кто знает создателей славянской азбуки? (Это Кирилл и Мефодий).

· Чем писали в старину? (гусиными перьями, очень редко лебедиными и каждую букву очень тщательно вырисовывали, всю работу приходилось делать вручную, а не как сейчас – на станках и машинах).

· Назовите древнюю форму книг, написанные на папирусе? (свиток).

· В какой стране изобрели бумагу? (Китай).

· Кору какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала? (Кору березы — бересту).

· На чём ещё писали раньше? (Писали наши предки на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока не становилась жёлтой или белой).

· Можно ли труд Кирилла и Мефодия назватьподвигом, геройством?(Люди оценили это также как и вы.Этих людей причислили к лику Святых).

·   В чем же заслуга первоучителей Кирилла и Мефодия?

· Когда наша страна празднует День славянской письменности и культуры? ((24 мая). В современном мире День славянской культуры и письменности – это праздник просвещения, родного слова, родной книги, родной культуры и литературы.

· Кого прославляют в этот день? (Кирилла и Мефодия).

· Почему их помнят до сих пор? (Они создали славянскую азбуку).

Выучить с детьми:

Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит -
Наш славянский алфавит!

Отгадывание загадок:

1.Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком. (Книга)

2.Чёрные, кривые,

От рожденья все немые.

Станут в ряд —

Сейчас заговорят. (Буквы)

3.Первая книжка для малышей.
Учит — мучит, а научит — радует. (Азбука)

4.Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зовётесь ныне – россияне,

Издревле, кто вы? (Мы – славяне!)

Игра «Доскажи пословицу»:

Ум хорошо, а два (лучше).

Ум без книги, как птица без (крыльев).

Что написано пером, не вырубишь (топором).

Грамоте учиться всегда (пригодится).

Век живи – век (учись).

Повторенье – мать (ученья).

Ученье свет - а не ученье (тьма)

Викторина по теме:  «Что мы знаем о первых книгопечатниках?»

Рассматривание видео слайдов: «Древнеславянская книга»,«Евангелие», «Библии», «Старославянская азбука». (Рассказ летучей мыши Стёпки о книгах того времени.В анимационной форме герой рассказывает ребятам о том, как создавались и оформлялись книги в стародавние времена).

Задание детям: создать свою буквицу, попробуем примерить на себя роль писцов. Вы сейчас будете работать, как братья Кирилл и Мефодий.

Ваша задача украсить буквицу с помощью штриховки, можете использовать различными вариантами штриховки.Каждый из вас получит букву. Вы должны будете раскрасить свою букву и нарисовать картинку и назвать слово, которое начинается с этой буквы.

Изготовления с детьми  альбома пословиц и поговорок о труде.

Разучивание с детьми пословиц:

Ищешь трудность, находишь мудрость.

Мудрость есть царица Неба и Земли.

Первые напечатанные книги: показ слайдов:

Апостол» - богослужебная книга, часть Нового завета.

«Евангелие» - переводится как «благая весть», в этой книги рассказывалось о жизни и учении   Иисуса Христа.

«Псалтырь» - библейская книга песен предназначенных для восхваления богу. Использовался на христианских богослужениях.

Братья также обучили местных священнослужителей совершать богослужение по славянски. Братьями был создан первый ЛИТЕРАТУРНЫЙ язык, который был понятен и принят всеми слоями общества.

Вопросы детям для закрепления материала:

– Для чего использовались эти книги?(Для чтения, и для ведения церковной службы).

– Зачем им потребовались хорошие скорописцы?

– Много ли было книг в те времена? Можно ли сейчас все книги перевести с одного языка на другой и переписать их вручную за шесть месяцев?

- Сколько времени понадобилось Кириллу и Мефодию для переписывания книг?

- Кто помогал Кириллу и Мефодию справиться с такой большой работой?

Рассматривание памятников  Кириллу и Мефодию.(В 1992 году скульптор В.Клыков создал памятник славянским просветителям, Кириллу и Мефодию, который установлен в Москве).

 

Прослушивание с детьми: Гимн «Кириллу и Мефодию»

(муз.М. П. Розейнгейма, слова В. И. Главача, в исп. Тани и Маши Медведевых).

Давайте скажем хором:

Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб грамоте нас научать. (выставка книг)

Организация  выставка книг по теме: «Дань славянской письменности и культуры»;

Разгадывание с детьми кроссворда по теме: «Грамота».

Название старославянской азбуки. (кириллица)

Буква Буки спрашивает у вас знак алфавита. (буква)

Буква Веди, которая всё про всех знает, про всё ведает, интересуется, знаете ли вы, как называлось орудие письма в старину. (перо)

Буква Глаголь, глаголить – значит говорить. Но, прежде чем говорить, надо хорошенько… подумать. Другое название азбуки. (алфавит)

Буква Добро – добрая буква просит назвать одного из создателей азбуки. (Мефодий)

Буква Есть просит назвать его брата и помощника. (Кирилл)

Чтение детям:

По широкой Руси - нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются…

Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.

Тома в обложке синей,
Знакомые тома,
В них бьётся пульс России,
В них вечна жизнь сама.
Страница за страницей…
На всё найдёшь ответ.
Нет, им не запылиться
И через много лет.

Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек.

Показ слайдов:Азбука. Глаголица и Кириллица)

Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя.В кириллице 43 буквы, в последствии эта азбука стала основой русского алфавита.

Игра «Доскажи пословицу».

  • Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
  • Идти в науку – терпеть муку.
  • Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.
  • Без муки нет и науки.
  • Ничего не мыслить – век киснуть.

Выучить с детьми:

                        Русский язык.

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нём:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.  

Рассматривание иконы «Св. Кирилл и Мефодий».

Братья! Двоицу святую

В сей день радостно почтим!

Просветителей честную

Память светло совершим.

Песнью хвальною, велегласною

Да восхвалим их:

Радуйся, Кирилле,

Радуйся, Мефодию.

Аппликация: «Украшение иконы цветами».

Выучить с детьми пословицы и поговорки об учении. Связь со сказкой «Приключения Буратино».

Показ репродукций по теме: портрет И. Фёдорова, страница «Апостола», памятник И. Фёдорову.

Вопросы детям:

· Кто был первым первопечатником в России? (Иван Федоров).

·    Как называлась первая печатная книга на Руси? (Апостол).

Порекомендовать родителям побывать с детьми в «Музеи искусства старинной украинской книги» (просмотр с детьми открыток).

Раскрасить рисунок «Просветители славян».

Конструктивные игры: «Украшение заглавных старославянских букв азбуки».       

Методическое сопровождение:

Ø "Преподобный Сергий Радонежский" изд. "Круг чтения", Москва 2004 г.,

Ø С.О. Никулина "Игумен земли русской" изд. "Зерна", Рязань 2002 г.,

Ø  А. Новиков "Святой чудотворец Сергий Радонежский" изд. "Сатис", Санкт-Петербург 2002 г.,

Ø О.М. Потаповская "Самые главные праздники" изд. "Планета 2000", Москва 2004 г.

Ø «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». /Мулько И. Ф. М. ТЦ «Сфера» 2004 г.

Ø «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» / Под ред. Виноградовой А. М., - М., 1980.

Ø «Воспитание детей на традициях народной культуры» / Ватаман В. П., - Волгоград, 2008г.

Ø «Система патриотического воспитания в ДОУ»/ Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Волгоград, - 2007г.

Ø «Приобщение детей к художественной литературе» / Гербова В. В., М., - 2006г.

Ø Е. Перехвальцева. «Откуда азбука пошла», издательство «Малыш», 1989.

Ø «Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет» / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., - М., 2007г.

Ø «Театрализованные игры дошкольников». Книга для воспитателя детского сада / Артемова Л. В. М., Просвещение. 1991 - 127 с., ил.

Ø «Игровая деятельность в детском саду» / Губанова Н. Ф., М., - 2006.

Ø Аверьянов К. А. «Сергий Радонежский. Личность и эпоха». — М., 2006.

Ø Борисов Н. С. «И свеча бы не угасла… Исторический портрет Сергия Радонежского»  М., 1990;

Ø Л. Вдовина. «Русский святой». (Материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.186.19 (0.108 с.)