Тема 1.1. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.1. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Психология»

модуль «Психолого-педагогические и медико-биологические основы профессиональной деятельности»

для ОПОП бакалавриата по УГСН

 «44.00.00 Образование и педагогические науки»

 

Екатеринбург 2020


Рабочая программа дисциплины

«Психология»

Составители:

Водяха С.А., доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и конфликтологии;

Водяха Ю.Е., доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и конфликтологии;

 

Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры общей психологии и конфликтологии УрГПУ

 

 

Протокол от 10.04.2020 г. № 8


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цель дисциплины.

Цель изучения дисциплины — формирование следующих компетенций:

- ОПК-6- Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями

ОПК-7 Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ

1.2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО.

Дисциплина входит в состав модуля «Культура здоровья и безопасность жизнедеятельности» и реализуется в обязательной части.

Этапность формирования компетенции(й)

Предшествующие дисциплин Сопутствующие дисциплины Последующие дисциплины
Командообразование и лидерство Психолого-педагогические технологии работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями Практикум по проектированию образовательных программ
Практикум по самоорганизации и саморазвитию Основы профессионального взаимодействия с участниками образовательных отношений Психолого-педагогические технологии работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями
  Естественнонаучная картина мира Педагогика Практикум по проектированию адаптированных образовательных программ для лиц с ОВЗ

1.3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоениями ОПОП ВО

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Индекс компетенции Индикатор(ы) компетенции Дескрипторы

ОПК-6

ИОПК 6.1. Анализирует и учитывает при отборе психолого-педагогических технологий индивидуально-личностные и возрастные особенности развития различных категорий обучающихся.

Знает основные понятия психологии индивидуальности и возрастные особенности учащихся
Умеет выявлять индивидуальные различия учащихся с учетом возрастной динамики их развития
Владеет анализа индивидуально-психологических особенностей учащихся и навыками дифференцировать категории обучающихся

ИОПК 6.2. Владеет приемами вовлечения в образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями.

Знает основные подходы к формированию учебной мотивации
Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальную траекторию саморазвития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с разных образовательных потребностей
Владеет навыками адекватной самоатрибуции успехов и неудач, как основных атрибутов самомотивирования учащихся с разными образовательными потребностями

ИОПК 6.3. Отбирает и применяет психолого-педагогические технологии для организации образовательного процесса с учетом возможностей различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.

Знает современные психолого-педагогические технологии для организации образовательного процесса
Умеет разрабатывать и реализовывать программы организации образовательного процесса с учетом возможностей различных категорий обучающихся
Владеет навыками анализа образовательных возможностей различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.

ИОПК 6.4. Владеет способами конструирования индивидуальных образовательных маршрутов с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.

Знает основные критерии индивидуализации учебной деятельности
Умеет разрабатывать и формировать индивидуальные маршруты развития учащихся исходя из соотнесения уровня притязаний и самооценки способностей
Владеет навыками распознавания индивидуально-психологических и возрастных особенностей учащихся и дифференциации групп обучаемых, исходя из различий стиля учения

ОПК-7

ИОПК 7.1. Анализирует и определяет способы взаимодействия с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ.

Знает основные коммуникативные технологии, способствующие эффективности педагогического общения
Умеет выявлять коммуникативный стиль участника образовательных отношений и составлять программу коррекции учебно-воспитательных воздействий
Владеет навыками диагностики и анализа собственных индивидуальных особенностей педагогического общения и рефлексии способов взаимодействия в педагогическом общении

ИОПК 7.2. Организовывает взаимодействие в группе обучающихся (классе) с учетом индивидуально-личностных особенностей обучающихся.

Знает основные подходы к развитию индивидуально-личностных особенностей обучающихся и их способностей
Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальную траекторию саморазвития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
Владеет навыками адекватной атрибуции успехов и неудач обучаемых, как основных атрибутов творческого самопроектирования академической успешности учащихся

ИОПК 7.3. Владеет способами взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся при решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач;

Знает основные способы педагогического взаимодействия с родителями как участниками педагогического процесса
Умеет разрабатывать и реализовывать программы образовательных, воспитательных и коррекционных мероприятий с привлечением родителей
Владеет навыками анализа личностных ресурсов родителей и других законных представителей детей

ИОПК 7.4. Осуществляет взаимодействие с педагогическими работниками как участниками образовательных отношений для реализации основных и дополнительных образовательных программ.

Знает основные способы педагогического взаимодействия с коллегами, вовлеченными в педагогический процесс
Умеет разрабатывать и формировать проект развития способностей и социально желательных качеств, при сотрудничестве с другими специалистами в области детской психологии и педагогики
Владеет навыками распознавания психолого-педагогических компетенций других специалистов, содействующих оптимизации развития ребенка

1.4. Объем дисциплины в зачетных единицах.

Общая трудоемкость дисциплины 4 зачетные единицы.

1.5. Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная.

1.6. Особенности реализации дисциплины.

Образовательная деятельность по дисциплине осуществляется на государственном языке РФ.

Дисциплина реализуется с применением ЭО и ДОТ на основе электронных ресурсов УрГПУ http://e.uspu.ru/.

2. Учебно-тематическое планирование

Учебно-тематический план очной [u1] формы обучения

п/п

Наименование раздела и (или) темы

Объем в часах

Контактная работа в академических часах

Самостоятельная работа обучающихся

Всего Лекционные занятия Практические занятия Лабораторные занятия Индивидуальные занятия
1

Возрастные и субъектные характеристики участников образовательного процесса

1.1. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития 4 8 4 4     7
1.2 Психологические особенности младшего школьника 4 4 2 2     4
1.3. Психологические особенности подростка 4 6 2 4     6
1.4. Психология ранней юности 6 4 2 2     6
1.5. Педагог как субъект педагогической деятельности 4 6 2 4     6
2

Психология педагогического взаимодействия

2.1. Научение и учение 4 4 2 2     5
2.2. Психология учебной деятельности 4 6 2 4     7
2.3. Мотивация учебной деятельности 4 4 2 2     6
2.4. Психологические основы развивающего обучения 4 4 2 2     7
2.5. Индивидуализация обучения 4 6 2 4     6
2.6. Психологические основы воспитания 4 4 2 2     6
2.7. Педагогическое общение 4 6 2 4     8
  Всего 144 60 24 36     72
 

Промежуточная аттестация обучающихся:

 

Групповые консультации перед экзаменом    

 

 
Подготовка к сдаче и сдача экзамена      
Подготовка к сдаче и сдача зачета      
Подготовка к сдаче и сдача зачета с оценкой 12 0,5 11,5
  Всего 12 0,5 11,5
  Итого 144 60,5 24 36     72

 

 

Учебно-тематический план очно-заочной [u2] формы обучения

 

п/п

Наименование раздела и (или) темы

Объем в часах

Контактная работа в академических часах

Самостоятельная работа обучающихся

Всего Лекционные занятия Практические занятия Лабораторные занятия Индивидуальные занятия
1

Возрастные и субъектные характеристики участников образовательного процесса

1.1. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития 5 2   2     3
1.2 Психологические особенности младшего школьника 3           3
1.3. Психологические особенности подростка 5 2   2     3
1.4. Психология ранней юности 5 2   2     3
1.5. Педагог как субъект педагогической деятельности 5 2   2     3
2

Психология педагогического взаимодействия

2.1. Научение и учение 3           3
2.2. Психология учебной деятельности 5 2   2     3
2.3. Мотивация учебной деятельности 3           3
2.4. Психологические основы развивающего обучения 8 2   2     6
2.5. Индивидуализация обучения 3           3
2.6. Психологические основы воспитания 3           3
2.7. Педагогическое общение 3           3
  Всего 60 25   12     48
 

Промежуточная аттестация обучающихся:

 

Групповые консультации перед экзаменом    

 

 
Подготовка к сдаче и сдача экзамена      
Подготовка к сдаче и сдача зачета 12 0,5 11,5
Подготовка к сдаче и сдача зачета с оценкой      
  Всего 12 0,5 11,5
  Итого 144 60,5 24 36     96

Учебно-тематический план заочной [u3] формы обучения                           

                                     

 

п/п

Наименование раздела и (или) темы

Объем в часах

Контактная работа в академических часах

Самостоятельная работа обучающихся

Всего

Лекционные занятия

Практические занятия

Лабораторные занятия

Индивидуальные занятия
1

Возрастные и субъектные характеристики участников образовательного процесса  

1.1.

Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития

6

2

 

2

 

 

4
1.2.

Психологические особенности младшего школьника

4

 

 

 

 

 

4
1.3.

Психологические особенности подростка

4

 

 

 

 

 

4
1.4.

Психология ранней юности

6

2

 

2

 

 

4
1.5.

Педагог как субъект педагогической деятельности

4

 

 

 

 

 

4
1.6.

Психология личности педагога

4

 

 

 

 

 

4
2

Психология педагогического взаимодействия

2.1.

Научение и учение

4

 

 

 

 

 

4
2.2.

Психология учебной деятельности

4

 

 

 

 

 

4
2.3

Мотивация учебной деятельности

4

 

 

 

 

 

4
2.4.

Психологические основы развивающего обучения

8

2

 

2

 

 

6
2.5.

Индивидуализация обучения

4

 

 

 

 

 

4
2.6.

Психологические основы воспитания

4

 

 

 

 

 

4
2.7.

Педагогическое общение

4

 

 

 

 

 

4
 

Всего

68

32.5

 

32.5

 

 

108
 

Промежуточная аттестация обучающихся:

 

Групповые консультации перед экзаменом

 

 

 

 

Подготовка к сдаче и сдача экзамена

 

 

 

Подготовка к сдаче и сдача зачета

4

0,5

3,5

Подготовка к сдаче и сдача зачета с оценкой

4

0,5

 
 

Всего

4

0,5

3,5
 

Итого

72

2,5

 

6

 

 

65,5
                                 

3. Содержание дисциплины

Раздел 1. ВОЗРАСТНЫЕ И СУБЪЕКТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Тема 2.1. Научение и учение

Сущность научения. Система деятельностей, в результате которых человек приобретает опыт. Сущность понятий: научение, учение, обучение и их взаимосвязь. Научение как процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли).

Трактовка понятия «научение» в зарубежной и отечественной психологии. Классификация деятельностей, в результате которых человек приобретает опыт (Т. В. Габай). Соотношение понятий «научение», «учение» и «обучение». Различия в трактовке этих понятий разными учеными (А. К. Маркова, Н. Ф. Талызина). Научение/обучение/учение — процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Научение как процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Различные трактовки научения в психологической науке (Л. Б. Ительсон, В. Д. Шадриков, Р. С. Немов и др.). Бихевиористская концепция научения. Классическое обуславливание по И.П. Павлову. Коннекционизм Э. Торндайка. Оперантное обуславливание Ф. Скиннера. Социально-когнитивное научение по А. Бандуре. Научение и память. Когнитивный подход к научению: Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и Дж. Брунер.

Текущий контроль

Темы ЗУВ Оценочное средство

1.1. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития

Знает основные понятия психологии развития и периоды психического развития Тест 1
Умеет вывить норму развития исходя из соответствия поведения периодизации развития Кейс 1, Кейс 2
Владеет навыками самодиагностики и самоанализа собственных индивидуальных особенностей и рефлексии профессионально важных качеств педагога Эссе 1

1.2. Психологические особенности младшего школьника

Знает основные подходы к исследованию психического развития младшего школьника Тест 2
Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальную траекторию развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей Кейс 3, Кейс 4
Владеет навыками адекватной самоатрибуции успехов и неудач, как основных атрибутов творческого самопроектирования жизненного и профессионального пути эссе 2

1.3. Психологические особенности подростка

Знает основные психологические проблемы пубертатного периода Тест 3
Умеет разрабатывать и формировать проект развития индивидуальности подростка Кейс 5, Кейс 6
Владеет навыками распознавания механизмов совладания как способа самоорганизации жизненного мира подростка Эссе 3

1.4. Психология ранней юности

Знает основные подходы к исследования проблем раннеюношеского возраста Тест 4
Умеет разрабатывать и формировать стратегию саморазвития молодого человека, исходя из соотнесения уровня притязаний и самооценки Кейс 7, Кейс 8
Владеет навыками распознавания проблем с социальным самоопределением и выбором профессионального пути Эссе 4

1.5. Педагог как субъект педагогической деятельности

Знает основные подходы к рефлексии профессионально важных качеств педагога и своих способностей Тест 5
Умеет разрабатывать и формировать проект саморазвития педагогических способностей Кейс 9, Кейс 10
Владеет навыками рефлексии профессионального выбора Эссе 5

2.1. Научение и учение

Знает технологии повышения эффективности учения и оптимизации своих способностей Тест 7
Умеет разрабатывать и реализовывать образовательные программы с учетом разных механизмов научения Кейс 13
Владеет различными приемами оптимизации мышления, креативности и коммуникативной активности обучаемых Кейс 14

2.2. Психология учебной деятельности

Знает современные психолого-педагогические технологии для организации образовательного процесса Тест 8
Умеет разрабатывать и реализовывать программы организации образовательного процесса с учетом возможностей различных категорий обучающихся Кейс 15
Владеет навыками анализа образовательных возможностей различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями. Эссе 7

2.3. Мотивация учебной деятельности

Знает основные подходы к формированию учебной мотивации Тест 9
Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальную траекторию саморазвития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с разных образовательных потребностей Кейс 16
Владеет навыками адекватной самоатрибуции успехов и неудач, как основных атрибутов самомотивирования учащихся с разными образовательными потребностями Эссе 8

2.4. Индивидуализация обучения

Знает основные критерии индивидуализации учебной деятельности Тест 10
Умеет разрабатывать и формировать индивидуальные маршруты развития учащихся исходя из соотнесения уровня притязаний и самооценки способностей Кейс 17
Владеет навыками распознавания индивидуально-психологических и возрастных особенностей учащихся и дифференциации групп обучаемых, исходя из различий стиля учения Эссе 11

2.5. Психологические основы развивающего обучения

Знает современные психолого-педагогические технологии для организации образовательного процесса Тест 11
Умеет разрабатывать и реализовывать программы организации образовательного процесса с учетом возможностей различных категорий обучающихся Кейс 18
Владеет навыками анализа образовательных возможностей различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями. Эссе 12

2.6. Психологические основы воспитания

Знает основные подходы к развитию индивидуально-личностных особенностей обучающихся и их способностей Тест 12
Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальную траекторию саморазвития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся Кейс 19
Владеет навыками адекватной атрибуции успехов и неудач обучаемых, как основных атрибутов творческого самопроектирования академической успешности учащихся Кейс 20

2.7. Педагогическое общение

Знает основные коммуникативные технологии, способствующие эффективности педагогического общения Тест 13
Умеет выявлять коммуникативный стиль участника образовательных отношений и составлять программу коррекции учебно-воспитательных воздействий Кейс 21
Владеет навыками диагностики и анализа собственных индивидуальных особенностей педагогического общения и рефлексии способов взаимодействия в педагогическом общении Кейс 22

4.2. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине

Индекс компетенции Индикатор(ы) компетенции Дескрипторы Оценочные средства[u4]

ОПК-6

ИОПК 6.1.Анализирует и учитывает при отборе психолого-педагогических технологий индивидуально-личностные и возрастные особенности развития различных категорий обучающихся.

Знает основные понятия психологии индивидуальности и возрастные особенности учащихся Тест 13
Умеет выявлять индивидуальные различия учащихся с учетом возрастной динамики их развития Кейс 21
Владеет анализа индивидуально-психологических особенностей учащихся и навыками дифференцировать категории обучающихся Кейс 22

ИОПК 6.2. Владеет приемами вовлечения в образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями.

Знает основные подходы к формированию учебной мотивации Тест 9
Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальную траекторию саморазвития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с разных образовательных потребностей Кейс 16
Владеет навыками адекватной самоатрибуции успехов и неудач, как основных атрибутов самомотивирования учащихся с разными образовательными потребностями Эссе 8

ИОПК 6.3. Отбирает и применяет психолого-педагогические технологии для организации образовательного процесса с учетом возможностей различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.

Знает современные психолого-педагогические технологии для организации образовательного процесса Кейс 18
Умеет разрабатывать и реализовывать программы организации образовательного процесса с учетом возможностей различных категорий обучающихся Тест 11  
Владеет навыками анализа образовательных возможностей различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями. Эссе 12

ИОПК 6.4.Владеет способами конструирования индивидуальных образовательных маршрутов с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.

Знает основные критерии индивидуализации учебной деятельности Тест 12
Умеет разрабатывать и формировать индивидуальные маршруты развития учащихся исходя из соотнесения уровня притязаний и самооценки способностей Кейс 19
Владеет навыками распознавания индивидуально-психологических и возрастных особенностей учащихся и дифференциации групп обучаемых, исходя из различий стиля учения Кейс 20
Индекс компетенции Индикатор(ы) компетенции Дескрипторы Оценочные средства[u5]

ОПК-7

ИОПК 7.1. Анализирует и определяет способы взаимодействия с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ.

Знает основные коммуникативные технологии, способствующие эффективности педагогического общения Тест 13 Умеет выявлять коммуникативный стиль участника образовательных отношений и составлять программу коррекции учебно-воспитательных воздействий Кейс 21 Владеет навыками диагностики и анализа собственных индивидуальных особенностей педагогического общения и рефлексии способов взаимодействия в педагогическом общении Кейс 22

ИОПК 7.2. Организовывает взаимодействие в группе обучающихся (классе) с учетом индивидуально-личностных особенностей обучающихся.

Знает основные подходы к развитию индивидуально-личностных особенностей обучающихся и их способностей Тест 12 Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальную траекторию саморазвития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся Кейс 19 Владеет навыками адекватной атрибуции успехов и неудач обучаемых, как основных атрибутов творческого самопроектирования академической успешности учащихся Кейс 20

ИОПК 7.3. Владеет способами взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся при решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач;

Знает основные способы педагогического взаимодействия с родителями как участниками педагогического процесса Тест 12 Умеет разрабатывать и реализовывать программы образовательных, воспитательных и коррекционных мероприятий с привлечением родителей Кейс 19 Владеет навыками анализа личностных ресурсов родителей и других законных представителей детей Кейс 20

ИОПК 7.4. Осуществляет взаимодействие с педагогическими работниками как участниками образовательных отношений для реализации основных и дополнительных образовательных программ.

Знает основные способы педагогического взаимодействия с коллегами, вовлеченными в педагогический процесс Тест 6 Умеет разрабатывать и формировать проект развития способностей и социально желательных качеств, при сотрудничестве с другими специалистами в области детской психологии и педагогики Кейс 11, Кейс 12 Владеет навыками распознавания психолого-педагогических компетенций других специалистов, содействующих оптимизации развития ребенка эссе 6

*Фонд оценочных средств для проведения аттестации по дисциплине представлен в приложении к рабочей программе дисциплины.

 

Учебно-методическое обеспеччение

Печатные

 

1. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: учебник / А.К. Болотова. - М.: НИУ Высшая школа экономики, 2012. - 528 с. - (Учебники Высшей школы экономики). - ISBN 978-5-7598-0731-5; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=136796 (19.01.2015).

2. Волкова, Т.Г. Психология самосознания: учебное пособие / Т.Г. Волкова. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 296 с. - ISBN 978-5-4458-2242-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137239 (19.01.2015).

3. Корецкая, И.А. Психология развития и возрастная психология: учебно-практическое пособие / И.А. Корецкая. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 119 с. - ISBN 978-5-374-00299-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90709 (19.01.2015).

4. Лях, Т.И. Психология. Учебное пособие / Т.И. Лях, М.В. Лях. - 2-е изд. - Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2010. - Вып. 2. Возрастная психология. - 171 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=230709 (19.01.2015).

5. Чернобровкина, С.В. Психология развития и возрастная психология: учебно-методическое пособие / С.В. Чернобровкина. - Омск: Омский государственный университет, 2010. - 128 с. - ISBN 978-5-7779-1192-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=238154 (19.01.2015).

6. Чурекова, Т.М. Возрастная психология: учебное пособие / Т.М. Чурекова, Д.Ф. Ахмерова, Ю.Ю. Моисеенко. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2011. - 100 с. - ISBN 978-5-8353-1136-1 То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232333 (19.01.2015).

7. Шабанова, Т.Л. Педагогическая психология: учебное пособие / Т.Л. Шабанова, А.Н. Фоминова. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Флинта, 2011. - 320 с. - ISBN 978-5-9765-1011-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79468 (04.03.2015).

Электронные

1. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты / Б.Б. Айсмонтас. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. - 208 с. - (Схемы). - ISBN 5-305-00067-X; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56617 (04.03.2015).

2. Ванюхина, Н.В. Возрастная психология: учебное пособие: в 2-х кн. / Н.В. Ванюхина; Институт экономики, управления и права (г. Казань). - Казань: Познание, 2008. - Кн. 1. - 208 с. - ISBN 978-5-8399-0252-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258026

3. Волков, Б.С. Возрастная психология. Учебное пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Академический проект, 2008. - 672 с. - (Gaudeamus). - ISBN 978-5-8291-0928-8; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210889 (19.01.2015).

4. Волков, Б.С. Психология подростка: учебное пособие / Б.С. Волков. - М.: Академический проект, 2005. - 208 с. - ISBN 5-8291- 0567-5; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=220603 (19.01.2015).

5. Казанская, К.О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций: учебное пособие / К.О. Казанская. - М.: А-Приор, 2010. - 160 с. - (Конспект лекций). - ISBN 978-5-384-00295-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56289 (19.01.2015).

6. Корецкая, И.А. Психология развития и возрастная психология: учебно-практическое пособие / И.А. Корецкая. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 119 с. - ISBN 978-5-374-00299-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90709 (19.01.2015).

7. Нартова-Бочавер, С.К. Введение в психологию развития: учебное пособие / С.К. Нартова-Бочавер, А.В. Потапова. - 3-е изд. стер. - М.: Флинта, 2011. - 216 с. - (Библиотека психолога). - ISBN 978-5-89349-759-5; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=94688 (19.01.2015).

8. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник / Л.Ф. Обухова. - 4-е изд. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 402 с. - ISBN 5-93134-086-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93278 (19.01.2015).

9. Хон, Р.Л. Педагогическая психология: Принципы обучения: учебное пособие / Р.Л. Хон. - 2-е изд. - М.: Академический проект, 2005. - 736 с. - (Gaudeamus). - ISBN 5-8291-0266-8; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=220394 (04.03.2015).

10. Чернобровкина, С.В. Психология развития и возрастная психология: учебно-методическое пособие / С.В. Чернобровкина. - Омск: Омский государственный университет, 2010. - 128 с. - ISBN 978-5-7779-1192-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=238154 (19.01.2015).

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.128 с.)