Тема 1. 5. Педагог как субъект педагогической деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 5. Педагог как субъект педагогической деятельности



Общая характеристика педагогической деятельности. Место психологии в деятельности учителя. Мотивация и функции педагогической деятельности. Этапы и компоненты педагогической деятельности. Уровни результативности деятельности учителя.

Стиль педагогической деятельности. Факторы, обусловливающие выбор стиля педагогической деятельности. Содержательные и динамические характеристики стиля. Основные индивидуальные стили педагогической деятельности, их характеристика: (эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный, рассуждающее-методичный стиль, их особенности, достоинства и недостатки).

Профессиональная Я-концепция учителя. Самосознание, или «Я». Классификации различных сторон самосознания, или «Я»-феномена. «Я-прошлое», «Я-настоящее», «Я-будущее», «Я-рефлексивное». Профессиональное самосознание учителя. Структура профессионального самосознания учителя: «Я-актуальное», «Я-ретроспективное», «Я-идеальное», «Я-рефлексивное». Самооценка в структуре профессиональной Я-концепции учителя. Самооценка и ее адекватность. Аспекты самооценки вообще и профессиональной самооценки учителей: операционально-деятельностный и личностный. Структура профессиональной самооценки: самооценка результата и самооценка потенциала. Имидж педагога.

Мотивация и продуктивность педагогической деятельности. Классификация мотивов педагогической деятельности. Классификация мотивов педагогической деятельности (А. К. Байметов). Проблема мотивационной готовности, восприимчивости к педагогическим инновациям (Л. С. Подымова, В. А. Сластенин). Особенности проявления мотивов педагогической деятельности в инновационной деятельности. Внешние стимулы, связанные с материальным вознаграждением. Мотивы внешнего самоутверждения учителя (самоутверждение через внешнюю положительную оценку окружающих). Профессиональный мотив. Мотивы личностной самореализации. Концепция оптимальности «мотивационного комплекса» педагога. Внешняя положительная мотивация (ВПМ). Внешняя отрицательная мотивация (ВОМ). Основные типы центрации учителя (А. Б. Орлов).

Педагогические способности: общие и специальные. Классификации педагогических способностей. Уровни педагогических способностей. Проблема профессионально-педагогической компетентности учителя. Система профессиональных знаний педагога. Различия в системе знаний продуктивных и малопродуктивных педагогов. Педагогические способности и уровни педагогической деятельности. Синдром эмоционального выгорания педагога: понятие, факторы, профилактика. Психологическая компетентность педагога. Психология педагогической саморегуляции.

РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Тема 2.1. Научение и учение

Сущность научения. Система деятельностей, в результате которых человек приобретает опыт. Сущность понятий: научение, учение, обучение и их взаимосвязь. Научение как процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли).

Трактовка понятия «научение» в зарубежной и отечественной психологии. Классификация деятельностей, в результате которых человек приобретает опыт (Т. В. Габай). Соотношение понятий «научение», «учение» и «обучение». Различия в трактовке этих понятий разными учеными (А. К. Маркова, Н. Ф. Талызина). Научение/обучение/учение — процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Научение как процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Различные трактовки научения в психологической науке (Л. Б. Ительсон, В. Д. Шадриков, Р. С. Немов и др.). Бихевиористская концепция научения. Классическое обуславливание по И.П. Павлову. Коннекционизм Э. Торндайка. Оперантное обуславливание Ф. Скиннера. Социально-когнитивное научение по А. Бандуре. Научение и память. Когнитивный подход к научению: Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и Дж. Брунер.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.169 (0.005 с.)