Воспитания юных жителей Псковской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитания юных жителей Псковской области



Необходимость разработки концептуального замысла воспитания детей на территории Псковской области обусловлена важностью данного процесса для развития и реализации личностного потенциала каждого ребенка, требованиями российского государства и общества повысить качество воспитательной деятельности в учреждениях общего и дополнительного образования, накопленным опытом эффективного воспитательного взаимодействия взрослых и детей и одновременно наличием сложных проблем в воспитании подрастающего поколения, детерминированных новыми социально-экономическими условиями становления рыночных отношений, сменой ценностных ориентиров в сознании и деятельности граждан России.

Этот документ составлен в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федеральных государственных образовательных стандартов, продуктивными идеями отечественных и зарубежных ученых, практическими достижениями творчески и успешно работающих педагогов-воспитателей, возможностями использования культурно-исторического наследия древней Псковской земли в воспитании юного поколения.

Концепция воспитания юных жителей Псковской области выступает в качестве стратегического ориентира для педагогов региона и их партнеров в организации и развитии воспитательной деятельности.

Цель воспитания. Целью воспитания юных жителей Псковщины является содействие становлению достойного гражданина России, любящего свою большую и малую родину, ответственного, обладающего развитым интеллектуальным, духовно-нравственным, эстетическим, коммуникативным и физическим потенциалами, способного быть субъектом самосовершенствования и преобразования окружающей действительности, творчески реализующего свои возможности в индивидуальной и совместной деятельности. В соответствии с целью и с учетом условий осуществления процесса воспитания детей в конкретной образовательной организации и окружающей ее среде определяются задачи воспитательной деятельности.

Принципы воспитания. Они выполняют роль основных требований и главных правил организации воспитательной деятельности. Принципами воспитания юных псковских жителей призваны стать основополагающие идеи подлинного воспитания, т.е. истинного, настоящего, действенного, а не формального, «бездетного», мнимого воспитательного взаимодействия педагогов и учащихся.

К ним относятся следующие идеи-принципы:

1) событийность;

2) персонифицированность;

3) развивающая направленность;

4) системность;

5) гуманистичность;

6) рефлексивность.

Принцип событийности. Акцент в организации воспитательного процесса целесообразно делать не на количество организуемых мероприятий, а на качество их подготовки и проведения. Лучше меньше, да лучше. Дети любят и хотят участвовать в совместной деятельности, если она проходит интересно и полезно, становясь в силу этого событием в их жизни.

Событийный подход в воспитании, являясь фактически альтернативой мероприятийному (Д.В. Григорьев), предполагает, чтобы совместная жизнедеятельность в ученическом коллективе становилась соделаньем, сопереживанием, соуправлением. Со-бытие значит жить вместе друг с другом, а не просто рядом (В.И. Слободчиков). Организуемая воспитательная работа должна способствовать тому, чтобы класс, группа интернатного учреждения, кружок, клуб, секция становились семьей, дружной и сплоченной, а не собраньем соседей, равнодушных друг к другу.

Принцип персонификации. В отечественной педагогике долгое время воспитательная деятельность была направлена на воспитание школы в целом, класса в целом и гораздо в меньшей степени на воспитание конкретного ребенка, т.е. конкретной персоны со своими потребностями, интересами, целями, мечтами. Воспитательное влияние должно быть персонально ориентированным. С одной стороны, необходимо воспитательный процесс на уроке и во внеурочное время сделать более адресным по отношению к конкретному школьнику, а с другой - направить основные усилия педагогов и родителей на то, чтобы ребенок стал субъектом собственного развития и стремился самостоятельно или при поддержке взрослых достигать поставленные перед собой цели, реализовывать свои мечты, интересы и потребности. Не случайно в новых федеральных образовательных стандартах произведено смещение акцента от руководства развитием учащихся к помощи в их саморазвитии.

Принцип развивающей направленности. Почти все ученые считают предназначением воспитания целенаправленное влияние (управление, поддержку, помощь, содействие) на процесс развития ребенка, его личности, субъектности и индивидуальности. Любое воспитательное дело должно проводиться не ради факта его проведения, а для внесения реального вклада в интеллектуальное, нравственное и физическое развитие детей.

Особую роль призвано сыграть воспитание в развитии ценностно-смысловой сферы растущего человека. Оно определяется как важный фактор формирования у школьников ценностных отношений к Отечеству, социальному и природному окружению, к познавательной и другим видам человеческой деятельности, к прекрасному, к себе, образу своей жизни, собственному развитию. В федеральных государственных образовательных стандартах сформированность перечисленных ценностных отношений рассматривается в качестве одного из главных критериев результативности образовательного процесса.

Принцип системности. Подлинное воспитание – это воспитание системное. Результаты научных исследований и практики продуктивной воспитательной деятельности убедительно доказывают, что создание воспитательных систем – наиболее эффективный и верный путь в воспитании. Воспитание успешно, если оно системно (Л.И. Новикова). Следовательно, системная организация воспитательного взаимодействия необходима на всех уровнях образовательного учреждения:

1) на общешкольном уровне – воспитательная система образовательного учреждения;

2) на уровне структурных подразделений учебного заведения - воспитательные системы классов, кружков, клубов, секций и т.п.;

3) на уровне воспитания отдельных учеников – персонифицированные системы воспитания детей.

 Создание воспитательной системы в образовательной организации предполагает установление взаимосвязей между:

- субъектами воспитательного процесса (педагогами, учащимися, их родителями, социальными партнерами);

- компонентами процесса воспитания (целевым, содержательным, организационно-деятельностным, оценочно-результативным);

- всеми видами деятельности ребенка;

- воспитанием на уроках и внеурочных занятиях;

- образовательной организацией и окружающей средой;

- прошлым, настоящим и будущим состоянием воспитательного процесса.

О целесообразности использования системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании школьников указывается и в новых образовательных стандартах. В этой связи надо обратить внимание еще на один важный аспект системной организации воспитания – на систему детско-взрослых общностей, в которые включается ребенок в процессе своей жизнедеятельности и развития. При организации внеурочной деятельности школьников важно позаботиться о включенности детей в систему социальных общностей (диадную общность, общность-группу, общность-через-посредника, общность-в-воображении). При этом следует отчетливо осознавать, что имеет значение не только количество общностей, в которые входит ребенок, но и создание в них благоприятных условий для его развития.

Принцип гуманистичности. Применение гуманистического подхода в практике воспитания детей предполагает следующее:

- избрание гуманистических ценностей в качестве ценностного основания процесса воспитания детей;

- направленность воспитательного процесса на учет и реализацию интересов и потребностей учащихся;

- обеспечение становления и проявления индивидуальности каждого ребенка, развития его самопроцессов;

- построение отношений между взрослыми и детьми на основе взаимоуважения, доверия и заботы;

- преобладание демократического стиля воспитательного взаимодействия педагогов и учащихся.

В социально-экономических условиях развития рыночных отношений очень сложно взять курс на гуманизацию практики воспитания, но необходимо.

Принципрефлексивности. Наиболее важными аспектами рефлексии являются следующие:

- рефлексия как структурный компонент индивидуальной и совместной деятельности, осуществляемой в процессе воспитания;

- рефлексия как условие становления субъектности ребенка в организации его жизнедеятельности и саморазвитии.

 Отчетливое осознание педагогами воспитательного значения рефлексии обусловливает сосредоточение внимания и усилий, собственных и своих воспитанников, не только на планировании, подготовке и проведении того или иного мероприятия, но и на индивидуальной и коллективной рефлексии того, как оно готовилось и проходило, какие результаты в итоге получились.

       Педагогам необходимо помнить, что рефлексия имеет существенное значение для развития ребенка как субъекта жизнедеятельности и саморазвития. Без регулярного осмысления ситуаций, происходящих в его жизни, осуществленных действий, направленных на достижение своих индивидуальных целей и реализацию собственных интересов, без постоянной работы по пониманию себя, сильных и слабых сторон своей личности, успехов и неудач во взаимоотношениях с окружающими людьми трудно стать и быть действительным, а не мнимым субъектом жизни и собственного развития. Очевидно, подлинное воспитание должно быть рефлексивным.

Перечисленные принципы призваны стать не только главными правилами построения воспитательного процесса, но и основными ориентирами в выборе направлений его развития:

- от излишней мероприятийности к событийности;

- от массового безликого к персонифицированному воспитанию;

- от ориентации на формальную занятость детей во внеурочное время к направленности на их развитие;

- от аспектно разрозненного к системному построению воспитательной деятельности;

- от авторитарно-императивного к гуманистическому взаимодействию;

- от неосмысленной к рефлексивной практике организации деятельности, общения и отношений.

Содержание воспитательного процесса, формы и способы его организации. Содержание процесса воспитания детей представляет совокупность направлений воспитательной деятельности, способствующей развитию основных потенциалов личности ребенка: познавательного, нравственного, эстетического, коммуникативного, физического. Оно должно включать в себя не только общечеловеческие ценности, лучшие образцы отечественной культуры, но и вклад псковичей в культурно-историческое достояние. Важно, чтобы юные жители Псковской области знали и ценили воинские подвиги и традиции родного края, ценности православной культуры, историю древнерусских поселений, выдающиеся достижения в художественном и научном творчестве писателей, композиторов, художников, ученых, живших ранее и живущих в настоящее время на Псковщине. С этой целью возможна реализация постоянно действующей программы по обеспечению посещения каждым учеником не менее десяти из перечисленных знаковых мест Псковской области:

- Псковский кремль, Свято-Преображенский Мирожский мужской монастырь, Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (г. Псков);

- Выбуты – легендарная родина княгини Ольги; Черёха, Кресты – места первых боёв Красной армии; Талабские острова (Псковский район);

- Государственный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское» (Пушкиногорский район);

- Деревня Кобылье городище, деревня Самолва – предполагаемое место Ледового побоища (Гдовский район);

- Государственный музей-заповедник «Изборск», Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь (Печорский район);

- Усадьба и мемориальный музей М.П. Мусоргского (Куньинский район);

- Музей-усадьба Н.А. Римского-Корсакова (деревни Любенск и Вечаша Плюсского района);

- Мемориальный музей С.В. Ковалевской (деревня Полибино), литературно-художественный музей истории Великой Отечественной войны в деревне Борки (Великолукский район);

- Деревня Чернушки – место подвига А. Матросова (Локнянский район);

- Памятник А. Матросову, Великолукский краеведческий музей (г. Великие Луки);

- Военно-исторический музей-заповедник, мемориальный комплекс «Линия Сталина», памятник К. Назаровой (Островский район);

- Порховская крепость, основанная А. Невским; дворянские усадьбы Холомки и Волышово; мемориал в деревне Красуха (Порховский район);

- Дворянская усадьба Гейденов, имения Голенищевых-Кутузовых (Опочецкий район);

- Полистовский природный заповедник, Богдановское – имение Философовых (Бежаницкий район);

- Себежский национальный парк (Себежский район) и другие достопримечательности.

Основные формы и способы воспитательного взаимодействия педагогов и их воспитанников определяются в региональном стандарте организации воспитательной деятельности, разрабатываемом с учетом положений данной концепции. Сложившаяся в начале XXI века социально-педагогическая ситуация обусловливает разработку и применение в современных учебных заведениях таких педагогических средств:

- индивидуальностно и субъектно ориентированных форм и способов воспитательного взаимодействия;

- приемов и методов педагогической поддержки процессов самопознания, самоопределения, самопроектирования, саморазвития, самореализации, самоутверждения, самоанализа и самооценки учащихся;

- комплексных форм и системных способов организации воспитания детей;

- информационно-коммуникационных технологий;

- новых форм и методов включения школьников в социально полезную деятельность.

Формами воспитания должны стать не только воспитательные дела (мероприятия), но и неустойчивые формы (модусы) человеческого бытия, к которым можно отнести кризис, встречу, пробуждение, открытие и т.п. (О.Ф. Больнов, Л.М. Лузина).

Организация подлинного воспитания детей не представляется без развития самодеятельных и самоуправленческих начал в ученических коллективах, без повышения роли общественных организаций обучающихся в формировании лидерских качеств и творческого потенциала учеников. «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей», - подчеркивал К.Д. Ушинский, формулируя одно из главных правил воспитательной работы. Надо проводить более целенаправленную и продуктивную деятельность по развитию инициативы и активности школьников, разработке и осуществлению программ обучения школьного актива, стимулированию участия детей в волонтерском движении, подготовке и проведении других социально ценных акций.

Успешность воспитания во многом зависит от реальной включенности в него родителей учащихся и других членов семей. Воспитательное взаимодействие образовательной организации с семьей должно строиться на основе взаимодополнения и взаимоподдержки друг друга, использования интерактивных и персонифицированных форм и способов вовлечения родителей, бабушек и дедушек в жизнедеятельность школьного сообщества, ориентации на гуманистические принципы взаимоотношений. Следует позаботиться о тьюторском сопровождении воспитательной деятельности родителей, включающим в себя проведение мастер-классов, организацию родительского всеобуча, составление семейных летописей, психолого-педагогическое и юридическое консультирование. Большую помощь в духовно-нравственном воспитании детей может оказать совместное изучение взрослыми и юными членами семьи истории и культуры Псковского края.

Воспитание не должно носить ведомственный характер. Педагогически целесообразным является активное участие в нем работников культуры, здравоохранения, спорта, полиции, прокуратуры, журналистов, общественных и религиозных деятелей, других социальных партнеров. Не школоцентризм, а партнерство призвано стать непременным условием успешной организации воспитательного процесса. При этом взаимодействие любого уровня не должно строиться на основе «навязывания» ведомствами школам мероприятий или диктата распоряжений, как педагогическим коллективам следует организовывать воспитание детей.

Совершенствование организации воспитательного процесса предполагает улучшение кадровых, финансовых, информационно-методических, материально-технических и других условий для его осуществления и развития.

Эффективность процесса воспитания, критерии ее определения и оценки. Эффективность воспитательного процесса – это важнейшее его свойство, характеризующее достигнутые в нем результаты относительно поставленных целей, установленных социальных норм, ресурсных затрат для их получения.

  Она определяется с помощью критериев. Под критерием принято понимать мерило оценки, суждения. В качестве мерила эффективности процесса воспитания в контексте реализуемых федеральных государственных образовательных стандартов могут быть избраны следующие критерии:

- сформированность у выпускников образовательных организаций приоритетных ценностных отношений;

- социализированность личности учащихся;

- развитость школьного коллектива и событийных детско-взрослых общностей в нем;

- удовлетворенность учащихся, их родителей и педагогов состоянием и результатами воспитательного процесса и жизнедеятельностью образовательной организации в целом.

Реализация в практической деятельности изложенных концептуальных представлений о цели, принципах, содержании, организации и критериях определения эффективности воспитательного процесса должны обеспечить повышение качества воспитания юных жителей Псковской области.

 

Приложение 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.027 с.)