УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов



Министерство здравоохранения Республики Беларусь

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов

медицинский университет»

 

Информационный бюллетень

 

Международные документы

И нормативные акты Республики Беларусь

О биоэтических и правовых основах регулирования жизнедеятельности человека и общества

Витебск

2020


 

Содержание

Введение 3
I. Порядок проведения массовых мероприятий 4
1. Правовое регулирование порядка проведения массовых мероприятий 4
2. Основные документы, регламентирующие порядок проведения массовых мероприятий 11
Международный пакт о гражданских и политических правах (извлечения) 11
Конституция Республики Беларусь (извлечения) 11
Закон Республики Беларусь «О массовых мероприятиях» 13
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (извлечения) 29
Уголовный кодекс Республики Беларусь (извлечения) 31
II. Порядок разрешения трудовых споров 37
1. Правовое регулирование порядка разрешения трудовых споров 37
2. Основные документы, регламентирующие порядок разрешения трудовых споров 38
Конституция Республики Беларусь (извлечения) 38
Трудовой кодекс Республики Беларусь (извлечения) 39
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (извлечения) 47
Уголовный кодекс Республики Беларусь (извлечения) 48
III. Биоэтические принципы и деонтологические нормы регулирования медицинской деятельности 50
Женевская декларация (Международная клятва врачей) 50
Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» (ст.46 Врачебная тайна, ст. 55 Клятва врача Республики Беларусь) 51
Правила медицинской этики и деонтологии 54

ВВЕДЕНИЕ

В 2019 году Витебский государственный медицинский университет отметил свое 85-летие. На протяжении всей своей истории наш университет служит гуманным целям, в основе которых образование и наука, медицина и здравоохранение для общества, нации и государства. Этот вектор важно сохранять и сохранить всем нам - представителям университетского медицинского сообщества, на любых исторических изломах времени. Любое проявление агрессии, конфликтов - это откат назад, потеря времени на восстановление и консолидацию медицинских науки, образования и практики.

Для всех нас ценен каждый наш коллега: преподаватель и студент, врач и провизор. Мы с уважением относимся к гражданскому мнению каждого нашего представителя. Однако личные мнения не должны выдаваться за позицию всего ВГМУ. В этот драматический для Беларуси момент необходимо уберечь нашу Alma Mater от деления на «своих» и «чужих», от проявления нетерпимости и вражды в коллективе. Мнения могут быть разные, но коллектив ВГМУ, как и вся страна, хотят мира, устойчивости, благосостояния.

Витебский государственный медицинский университет призывает своих сотрудников и студентов не забывать про предназначение вуза и необходимость следования правовым и этическим нормам при осуществлении своей деятельности, напоминает, что решение любых вопросов возможно только путем диалога и обсуждения.

Представленные в данном информационном бюллетене материалы и извлечения из международных документов и нормативных актов Республики Беларусь по правовым и биоэтическим вопросам регулирования жизнедеятельности человека и общества направлены на то, чтобы ознакомить с ними весь коллектив университета и помочь в организации открытого и конструктивного диалога в коллективах кафедр и других структурных подразделений университета, в студенческих коллективах факультетов, курсов и учебных групп. 

Материалы предназначены для преподавателей и сотрудников, кураторов, воспитателей и студентов ВГМУ.

 


I. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

 

Конституционные нормы

Согласно части первой и второй статьи 33 Конституции Республики Беларусь каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них.

Вместе с тем этими свободами нельзя злоупотреблять, они не могут быть использованы во вред правам и свободам других лиц, поэтому Конституция допускает их ограничение.

Так, в соответствии со статьей 23 Конституции ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Справочно:

Данный подход соответствует и общепризнанным принципам международного права: согласно статье 19 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года пользование правом на свободное выражение своего мнения налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми для уважения прав и репутации других лиц, а также охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.

В соответствии со статьей 35 Конституции свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, гарантируется государством. Порядок проведения указанных мероприятий определяется законом.

Статья 37 Конституции устанавливает, что граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей. Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, другими определенными законом способами.

Анализ данных статей показывает, что Конституция, провозгласив право на свободу публичных мероприятий, предусматривает законодательную регламентацию порядка их проведения.

В настоящее время порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования установление Законом Республики Беларусь от 30 декабря 1997 года «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь». Отношения, связанные с подготовкой и проведением республиканских и местных собраний, урегулированы Законом Республики Беларусь от 12 июля 2000 года «О республиканских и местных собраниях».

 

И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВАХ

Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. Вступил в силу для Белорусской ССР 23 марта 1976 года

 

Статья 19

1. Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений.

2. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.

3. Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми:

a) для уважения прав и репутации других лиц;

b) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

 

 


ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

30 декабря 1997 г. № 114-З

Статья 8. Подготовка массового мероприятия

Подготовка массового мероприятия осуществляется его организатором (организаторами) и иными уполномоченными им (ими) гражданами.

До получения разрешения на проведение массового мероприятия (подачи уведомления о проведении массового мероприятия) его организатор (организаторы), а также иные лица не вправе публично призывать к организации и проведению массового мероприятия, в том числе объявлять в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет или иных информационных сетях о дате, месте и времени его проведения, изготавливать и распространять в этих целях листовки, плакаты и иные материалы.

Статья 16. Возмещение вреда

Вред, причиненный организаторами и участниками массового мероприятия государству, гражданам и организациям во время проведения массового мероприятия, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

 

 


Статья 339. Хулиганство

1. Умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия или угрозой его применения либо уничтожением или повреждением чужого имущества либо отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом (хулиганство), –

наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет.

2. Хулиганство, совершенное повторно, либо группой лиц, либо связанное с сопротивлением лицу, пресекающему хулиганские действия, либо сопряженное с причинением менее тяжкого телесного повреждения (злостное хулиганство), –

наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок от одного года до шести лет.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные с применением оружия, других предметов, используемых в качестве оружия для причинения телесных повреждений, применением взрывчатых веществ, взрывных устройств или предметов, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ, либо совершенные с угрозой их применения, при отсутствии признаков более тяжкого преступления (особо злостное хулиганство) –

наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

 

Требования работников излагаются в письменной форме и направляются нанимателю.

Наниматель обязан рассмотреть требования и в письменной форме не позднее чем в десятидневный срок со дня их получения уведомить о своем решении представительный орган работников и в трехдневный срок с даты отказа в удовлетворении всех или части требований Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты о возникшем коллективном трудовом споре.

Коллективные трудовые споры рассматриваются:

1) примирительной комиссией;

2) с участием посредника;

В трудовом арбитраже.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным.

Статья 382. Посредничество

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в пятидневный срок путем проведения посредником консультаций со сторонами (в том числе конфиденциальных) и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения на основе предложений посредника.

Порядок взаимоотношений с посредником определяется по соглашению между ним и сторонами коллективного трудового спора.

Органами государственного управления, другими нанимателями и представительными органами работников могут создаваться службы посредничества.

При согласии с предложениями посредника коллективный трудовой спор прекращается.

При недостижении согласия между сторонами коллективного трудового спора с участием посредника стороны коллективного трудового спора могут обратиться в трудовой арбитраж.

Статья 388. Забастовка

Забастовка – временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Забастовка может проводиться не позднее трех месяцев со дня недостижения согласия между сторонами коллективного трудового спора по урегулированию коллективного трудового спора в примирительной комиссии, а если стороны обращались к посреднику или (и) в трудовой арбитраж – со дня недостижения согласия между сторонами коллективного трудового спора по урегулированию коллективного трудового спора с участием посредника или (и) несогласия с решением трудового арбитража, за исключением решения, которое носит для сторон обязательный характер.

Законом могут быть установлены ограничения реализации права на забастовку в той мере, в какой это необходимо в интересах национальной безопасности, общественного порядка, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Запрещается оказание материальной помощи участникам забастовки за счет средств политических партий, движений, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также иностранных юридических и физических лиц.

ЖЕНЕВСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

(МЕЖДУНАРОДНАЯ КЛЯТВА ВРАЧЕЙ)

Принята 2-ой Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации, Женева, Швейцария, в сентябре 1948 года, дополнена 22ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Сидней, Австралия, в августе 1968 года и 35ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Венеция, Италия, в октябре 1983 года.

 

Вступая в медицинское сообщество, я добровольно решаю посвятить себя нормам гуманности и клянусь:

На всю жизнь сохранить благодарность и уважение к своим учителям.

Исполнять свой профессиональный долг по совести и с достоинством.

Здоровье моего пациента будет моим первейшим вознаграждением.

Уважать доверенные мне секреты даже после смерти моего пациента.

Делать все, что в моих силах, для поддержания чести и благородных традиций медицинского сообщества.

Коллеги будут мне братьями.

Не позволить соображением религиозного, национального, расового, партийно-политического и социального характера встать между мной и моим пациентом.

Я буду проявлять абсолютное уважение к человеческой жизни с момента зачатия и никогда, даже под угрозой, не использую своих медицинских знаний в ущерб нормам гуманности.

Я принимаю эти обязательства обдуманно, свободно и честно.


Статья 46. Врачебная тайна

Информация о состоянии здоровья пациента предоставляется лечащим врачом пациенту или лицам, указанным в части второй статьи 18 настоящего Закона. Совершеннолетний пациент вправе определить лиц, которым следует сообщать информацию о состоянии его здоровья, либо запретить ее сообщение определенным лицам.

Информация о состоянии здоровья пациента излагается лечащим врачом в форме, соответствующей требованиям медицинской этики и деонтологии и доступной для понимания лица, не обладающего специальными знаниями в области здравоохранения.

По просьбе несовершеннолетнего либо в целях осознанного выполнения им медицинских предписаний по согласованию с его законным представителем лечащим врачом несовершеннолетнему предоставляется информация о состоянии его здоровья и выбранных методах оказания медицинской помощи в доступной для его возраста форме с учетом психофизиологической зрелости и эмоционального состояния пациента.

По желанию пациента, уполномоченных им лиц или лиц, указанных в части второй статьи 18 настоящего Закона, организации здравоохранения выдают выписки из медицинских документов, медицинские справки о состоянии здоровья и другие документы, содержащие информацию о состоянии здоровья пациента, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Использование информации о состоянии здоровья пациента в образовательном процессе и научной литературе допускается только с согласия пациента либо лиц, указанных в части второй статьи 18 настоящего Закона.

Информация о факте обращения пациента за медицинской помощью и состоянии его здоровья, сведения о наличии заболевания, диагнозе, возможных методах оказания медицинской помощи, рисках, связанных с медицинским вмешательством, а также возможных альтернативах предлагаемому медицинскому вмешательству, иные сведения, в том числе личного характера, полученные при оказании пациенту медицинской помощи, а в случае смерти – и информация о результатах патологоанатомического исследования составляют врачебную тайну.

Предоставление информации, составляющей врачебную тайну, без согласия пациента или лиц, указанных в части второй статьи 18 настоящего Закона, допускается:

по запросу Министерства здравоохранения Республики Беларусь, управлений здравоохранения областных исполнительных комитетов и Комитета по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета в целях организации оказания медицинской помощи пациенту, осуществления в пределах их компетенции контроля за правильностью ее оказания или при угрозе распространения инфекционных заболеваний, а также при осуществлении государственного санитарного надзора;

по запросу организаций здравоохранения в целях организации оказания медицинской помощи пациенту или при угрозе распространения инфекционных заболеваний;

по письменному запросу органов уголовного преследования и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;

по запросу органов внутренних дел о явке (неявке) лица, обязанного возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в государственную организацию здравоохранения для прохождения медицинского осмотра, а также о прохождении (непрохождении) этим лицом медицинского осмотра;

по письменному запросу органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в связи с осуществлением такой деятельности.

Кроме случаев, указанных в части седьмой настоящей статьи, без согласия лица, обязанного возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, или лиц, указанных в части второй статьи 18 настоящего Закона, государственная организация здравоохранения предоставляет засвидетельствованную копию заключения врачебно-консультационной комиссии о наличии либо отсутствии заболеваний, при которых родители не могут выполнять родительские обязанности:

по запросу управлений (отделов) образования местных исполнительных и распорядительных органов – в случаях, когда дети находятся на государственном обеспечении в детских домах семейного типа, опекунских семьях, приемных семьях;

по запросу детских интернатных учреждений, государственных учреждений профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, детских домов семейного типа, опекунских семей, приемных семей – в случаях, когда дети находятся на государственном обеспечении в этих учреждениях, семьях;

по запросу прокурора при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью причинен в результате насильственных действий, информация, составляющая врачебную тайну, сообщается в правоохранительные органы в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Обязанность сохранять врачебную тайну наравне с медицинскими (фармацевтическими) работниками распространяется также на лиц, которым в установленном настоящим Законом порядке стали известны сведения, составляющие врачебную тайну.

Организации здравоохранения обеспечивают хранение медицинских документов в соответствии с требованиями сохранения врачебной тайны.

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие Правила представляют собой совокупность правил, норм и принципов поведения медицинских, фармацевтических работников при выполнении ими должностных обязанностей.

2. Для целей настоящих Правил используются термины и их определения

в значениях, установленных Законом Республики Беларусь от 18 июня 1993 года «О здравоохранении» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1993 г., № 24, ст. 290; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 159, 2/1460).

3. Настоящие Правила приняты для повышения ответственности и эффективности выполнения медицинскими, фармацевтическими работниками своих должностных обязанностей, а также доверия граждан к системе здравоохранения.

4. Настоящие Правила включают в себя морально-этические нормы поведения медицинских, фармацевтических работников, в том числе во взаимоотношениях с пациентами и иными лицами, коллегами, а также представителями государственных органов и организаций.

5. В случаях, когда вопросы медицинской этики и деонтологии не урегулированы законодательством, в том числе настоящими Правилами, медицинским, фармацевтическим работникам следует руководствоваться общепринятыми нормами этики и морали.

6. В целях защиты прав пациентов, а также рассмотрения вопросов, связанных с нарушением норм медицинской этики и деонтологии, в организациях здравоохранения могут создаваться комитеты (комиссии) по вопросам медицинской этики и деонтологии, порядок создания и деятельности которых определяется постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 205 «Об утверждении Инструкции о порядке создания и деятельности комитетов (комиссий) по вопросам медицинской этики и деонтологии» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 1, 8/20087).

ГЛАВА 2

ПРИНЦИПЫ ПОВЕДЕНИЯ

ГЛАВА 3

ГЛАВА 4

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов

медицинский университет»

 

Информационный бюллетень

 

Международные документы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.054 с.)