Проведение экскурсии. Показ и рассказ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проведение экскурсии. Показ и рассказ.



Важнейшими элементами экскурсии являются показ объектов и рассказ о них.

Главное месть занимает показ зрительно воспринимаемых объектов. Показ сочетается с рассказом. Показ предшествует рассказу. Сначала участники экскурсии видят объект, затем экскурсовод дает комментарии к нему (опережающая роль показа). Логическая последовательность показа.

Основные приемы показа:

- предварительного осмотра (самостоятельно осматривают объект, и уже затем слушают рассказ экскурсовода),

- демонстрация объекта (общая характеристика внешнего облика памятника),

- экскурсионного анализа (искусствоведческий, исторический, естественнонаучный) – название и функциональное назначение объекта, общие архитектурные и конструктивные особенности, художественные достоинства, историческая значимость,

- зрительной реконструкции (несохранившегося облика объекта или события),

- сравнения и аналогии (восприятия нового путём сравнения с чем-то хорошо знакомым, например, высоту башни с 5-и этажным домом),

- локализации событий (связь события с определенным местом – «топнуть ногой»),

- панорамный показ,

- показ наглядных пособий (старые виды местности, изображения событий и лиц, о которых идёт рассказ).

Рассказ на экскурсии является лишь дополнением к анализу зрительного материала (нельзя превращать экскурсии в лекцию). Рассказ зависит от скорости передвижения экскурсионной группы. Рассказ подчинен показу. Рассказ посвящает событиям, людям, их деятельности, связанным с объектом.

Основные приемы рассказа:

- экскурсионная справка (самая краткая информация – название, функция, год создания, создатели, очень краткая внешняя характеристика),

- описание объекта (более подробное знакомство с объектом – история создания, создатели, конструктивное и объёмно-планировочное решение, художественные особенности объекта, особенности декора фасадов и интерьера, функции, связь объекта с историческими событиями и лицами, современное состояние),

- прием объяснения (объяснение специальных терминов, происхождения названий, топонимов, культурной, исторической роли объекта, причинно-следственных связей).

- прием цитирования (обязательно на литературной экскурсии),

- приём вопросов и ответов,

- приём заданий (определить высоту здания, посчитать расстояние, прочитать текст надписи, загадать желание, сфотографироваться).

Особые методы на экскурсии.

Вопросно-ответный метод позволяет экскурсоводу поддерживать эффект диалога на всем протяжении экскурсии. Вопросы, обращенные к группе, могут быть прямыми, те есть явно подразумевающими ответ участников экскурсии, и косвенными. Вопрос-задание, например, сравнить два экспоната и назвать число сходных признаков. С помощью вопроса можно выяснить степень предварительной информированности группы, что необходимо для продолжения беседы: «Знаете ли вы происхождение названия…?». Апелляция к наблюдательности экскурсантов: «Вы заметили, что…?». Проблемные вопросы: «Как вы думаете, в чем дело? Как стало это возможным?», «Почему же все-таки это произошло?».

Применение загадок, викторин.

Прием исследования, под которым условно понимаются различные действия, наглядно подтверждающие рассказ экскурсовода, наиболее часто применяется в природоведческих экскурсиях учащимися.

Некоторые особые приемы основаны на применении технических средств. Это музыкальные паузы, прослушивание магнитофонных записей выступлений участников событий.

Элементы ритуала на экскурсиях предусматривают посещение могилы героев, некрополей, вечного огня. Экскурсанты отмечают их минутой молчания, возложением цветов.

Речь экскурсовода.

Экскурсовод должен говорить кратко, сжато, четко, характеризуя находящиеся перед группой памятники, стараясь, чтобы «заговорил» сам памятник.

Владение языковой культурой речи.

Речь экскурсовода должна быть не только содержательной, но и выразительной. Речь должна быть понятна для всех слушателей.

Необходимо следить, чтобы в речь экскурсовода не проникали слова-паразиты.

Контакт экскурсовода с группой.

Необходимо заинтересовать группу.

Экскурсовод уделяет постоянное внимание всей группе.

Экскурсовод умело осуществляет руководство своей группой – «Окиньте взглядом местность», «Посмотрите внимательно на этот памятник».

Экскурсовод обязан проявлять постоянное внимание ко всем туристам.

Эффективна экскурсия, когда экскурсоводами выступают сами учащиеся. Это очень сложная форма краеведческой работы с учащимися, но она им посильна, особенно старшеклассникам. Трудность ее состоит не только в том, что она требует от педагога длительной и объемной предварительной работы с будущими экскурсоводами в теоретическом и методическом отношении, но и значительных усилий учащихся. При подготовке к такой экскурсии педагог подбирает экскурсоводов, распределяет между ними задания, рекомендует литературу, источники, определяет этапы подготовки учащихся, проверяет текст экскурсий, степень овладения им экскурсоводами, уточняет знание маршрута, проводит специальные занятия по ознакомлению юных экскурсоводов с методикой, контролирует качество проводимой экскурсии. Занимаясь такой работой, ребята не только расширяют и углубляют свои знания, но и приобретают навыки самостоятельной работы с разнообразными источниками, беседы с людьми, общения с аудиторией, применения полученных знаний на практике.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.107 (0.006 с.)