Разработка технологической карты экскурсии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка технологической карты экскурсии.



Разработка технологической карты экскурсии.

Технологическая карта экскурсии – это основной документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно.

Технологическая карта составляется на каждую тему экскурсии с учетом группы экскурсантов. Технологическая карта экскурсии оформляется следующим образом (Приложения 2). На титульном листе располагаются данные: наименование учреждения; дата утверждения экскурсии; название темы экскурсии; вид экскурсии (по содержанию, по способу передвижения, по месту проведения, по составу и количеству участников), протяженность маршрута, продолжительность в академических часах; фамилии и должности составителей.

Эффективность технологической карты экскурсии зависит от правильного заполнения всех граф. Размер технологической карты зависит от количества экскурсионных объектов, числа подтем, продолжительности экскурсии по времени и протяженности маршрута.

В графе «Маршрут экскурсии» указываются точки экскурсии в соответствии с последовательностью показа экскурсионных объектов.

Графа «Объекты показа, темы и подтемы» содержит краткие записи. Перечисляются те памятные места, основные и дополнительные, которые показывают группе на остановках, в ходе переезда или передвижения группы к следующей остановке. Называется подтема, которая раскрывается на данном отрезке маршрута, далее перечисляются основные вопросы, излагаемые при раскрытии подтем.

В графе «Методические и организационные указания» даются указания по использованию методических приемов на экскурсии, о логических переходах и «портфеле экскурсовода». Организационные указания включают рекомендации о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте, правила поведения экскурсантов у памятников, требования по охране природы. В эту графу включают все вопросы, которые входят в понятие «Техника ведения экскурсии». Например, «Группа располагается таким образом, чтобы все экскурсанты видели вход в здание», «На этой остановке экскурсантам предоставляется время для фотографирования» и т.д.

Составление карты-схемы маршрута.

Карта маршрута представляет собой схематично оформленный путь следования экскурсионной группы с указанием экскурсионных объектов.

Подготовка текста экскурсии.

Требования к тексту:

ü краткость, четкость формулировок;

ü наличие фактического материала – даты, цифры, факты, названия, фамилии;

ü наличие информации по теме;

ü полное раскрытие темы;

ü хороший литературный язык.

Экскурсия состоит из трёх частей: вступление, основная часть, заключение.

Вступление подразделяется на две части:

- Организационную. Экскурсовод называет свою фамилию, имя, отчество, знакомит группу с темой экскурсии, её маршрутом, длительностью по времени, сообщает время и место её окончания. Затем следует инструктаж о правилах поведения и безопасности.

 - Информационную. Кратко излагается содержание мероприятия, его задачи, называются отдельные подтемы, упоминаются два-три интересных объекта.

Задача экскурсовода – заинтересовать аудиторию. Вводное слово должно быть кратким и динамичным. Вступительная часть не связана с показом объектов.

Основная часть – показ и рассказ, раскрывающие тему. В основную часть входит несколько подтем (5 – 10), которые раскрываются на одном или нескольких объектах.

По каждому объекту дается:

- характеристика объекта;

- общий материал, посвященный определенному периоду истории;

- конкретные события, связанные с данным объектом, местом;

- обобщения и выводы по раскрываемой подтеме;

- логический переход к следующей подтеме.

Заключительная часть -  подводятся итоги тому, что увидел и услышал участник экскурсии. Ответы на возникшие вопросы.

Логические переходы связывают между собой содержание всех подтем в единое целое (словесный мостик). Содержание логического перехода диктуется не объектом, его особенностями, а содержанием самой экскурсии.

Стараться не использовать формальные переходы (не связаны с содержанием), например, «Сейчас мы с вами пройдем на площадь», «Давайте осмотрим еще одно примечательное здание».

Особые методы на экскурсии.

Вопросно-ответный метод позволяет экскурсоводу поддерживать эффект диалога на всем протяжении экскурсии. Вопросы, обращенные к группе, могут быть прямыми, те есть явно подразумевающими ответ участников экскурсии, и косвенными. Вопрос-задание, например, сравнить два экспоната и назвать число сходных признаков. С помощью вопроса можно выяснить степень предварительной информированности группы, что необходимо для продолжения беседы: «Знаете ли вы происхождение названия…?». Апелляция к наблюдательности экскурсантов: «Вы заметили, что…?». Проблемные вопросы: «Как вы думаете, в чем дело? Как стало это возможным?», «Почему же все-таки это произошло?».

Применение загадок, викторин.

Прием исследования, под которым условно понимаются различные действия, наглядно подтверждающие рассказ экскурсовода, наиболее часто применяется в природоведческих экскурсиях учащимися.

Некоторые особые приемы основаны на применении технических средств. Это музыкальные паузы, прослушивание магнитофонных записей выступлений участников событий.

Элементы ритуала на экскурсиях предусматривают посещение могилы героев, некрополей, вечного огня. Экскурсанты отмечают их минутой молчания, возложением цветов.

Речь экскурсовода.

Экскурсовод должен говорить кратко, сжато, четко, характеризуя находящиеся перед группой памятники, стараясь, чтобы «заговорил» сам памятник.

Владение языковой культурой речи.

Речь экскурсовода должна быть не только содержательной, но и выразительной. Речь должна быть понятна для всех слушателей.

Необходимо следить, чтобы в речь экскурсовода не проникали слова-паразиты.

Контакт экскурсовода с группой.

Необходимо заинтересовать группу.

Экскурсовод уделяет постоянное внимание всей группе.

Экскурсовод умело осуществляет руководство своей группой – «Окиньте взглядом местность», «Посмотрите внимательно на этот памятник».

Экскурсовод обязан проявлять постоянное внимание ко всем туристам.

Эффективна экскурсия, когда экскурсоводами выступают сами учащиеся. Это очень сложная форма краеведческой работы с учащимися, но она им посильна, особенно старшеклассникам. Трудность ее состоит не только в том, что она требует от педагога длительной и объемной предварительной работы с будущими экскурсоводами в теоретическом и методическом отношении, но и значительных усилий учащихся. При подготовке к такой экскурсии педагог подбирает экскурсоводов, распределяет между ними задания, рекомендует литературу, источники, определяет этапы подготовки учащихся, проверяет текст экскурсий, степень овладения им экскурсоводами, уточняет знание маршрута, проводит специальные занятия по ознакомлению юных экскурсоводов с методикой, контролирует качество проводимой экскурсии. Занимаясь такой работой, ребята не только расширяют и углубляют свои знания, но и приобретают навыки самостоятельной работы с разнообразными источниками, беседы с людьми, общения с аудиторией, применения полученных знаний на практике.

 


 


Задачи:

1. Расширить знания по истории родного города.

2. Познакомить с памятными места институтской части.

3. Расширить кругозор школьников в области художественного и литературного творчества.

4. Развивать интеллектуальный и творческий потенциал учащихся через реализацию полученных ими знаний во время проведения экскурсий.

Вид экскурсии. По содержанию: тематическая.

По способу передвижения: пешеходная.

По месту проведения: городская.

По составу и количеству участников: групповая.

Категория экскурсантов: учащиеся среднего школьного возраста

Время экскурсии – 1 час. 10 мин. Протяженность – 1 км

Особенности. Маршрут проходит по Институтской части города. Экскурсанты познакомятся с историей создания институтской Дубны, с учёными- физиками, культурной жизнью молодого города. Увидят самые красивые уголки – набережную Волги, зелёные улицы, малоэтажную застройку. Маршрут насыщен памятниками.

Оригинальность: использование приемов исследования и обсуждения, рассказ в виде беседы, вопросов и ответов.

Основные объекты показа:

1. Набережная им. Д.И. Менделеева. Вид на реку Волга, ротонды, яблоневая аллея, памятная табличка о присвоении набережной имени Менделеева, справка об учёном, работы в ОИЯИ по синтезу новых элементов, вид на левобережную часть (Особая экономическая зона).

2. Сквер за д/к «Мир». Памятник М.Г. Мещерякову. Рассказ о создании институтской Дубны, о роли Мещерякова. Панно на д/к «Мир» с символом ОИЯИ синхрофазотроном.

3. Памятник Б.М. Понтекорво и В.П. Джелепову. Справка об учёных, художественные особенности памятника.

4. Мемориальная доска и памятник В.С. Высоцкому. Связь Высоцкого с Дубной. История места.

5. Мозаики Нади Леже на аллеи перед д/к «Мир». Рассказ о художнице. История и особенности мозаик.

6. Памятник Г.Н. Флёрову. Справка о Флёрове и Векслере. Ул. Флерова, Сквер на ул. Франка.

7. Ул. Жолио-Кюри – первая улица. Административный корпус ОИЯИ (Дом учёных). Памятник Н.Н. Боголюбову. Рассказ об учёном.

Заключение. Баннер ОИЯИ. Вопросы для школьников по теме экскурсии.


Паспорт экскурсионного маршрута (технологическая карта)

Наименование организации: МБОУ ДОД «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий города Дубны Московской области»

Название туристского маршрута: «Дубна – город науки»

Авторы маршрута: Широкина Ирина, Синицкая Татьяна Игоревна

Дата разработки маршрута: сентябрь 2013 г.

Тип экскурсии: тематическая, пешеходная

Общая протяженность маршрута  1 км

Продолжительность маршрута   1 час. 10 мин.

№ п/п Точки маршрута Расстояние от предыду-щей точки маршрута (м) способ передвижения Время в пути от предыду-щей точки (в мин.) Объекты показа, темы, подтемы Время рас-сказа (мин.) Методические и организационные указания
 

Место сбора. Набережная, аллея от гостиницы «Дубна» к Волге

Введение – что мы увидим и о чём узнаем на экскурсии 3 Организационный момент. Правила поведения и безопасности. Не спускаться к реке.
1 Набережная Волги 100

пешком

2 1. Набережная Волги, вид на реку и левобережную часть города - Дубна – город на Волге 2. Ротонда, памятная доска «Набережная имени Д.И. Менделеева» - справка о Менделееве -успехи дубненских учёных-физиков 6 Задание экскурсантам: на глаз определить ширину Волги. Портфель экскурсовода – архивная фотография набережной. Предложить сфотографироваться в ротонде.
2 Сквер за д/к «Мир» 200 4 1. Памятник М.Г. Мещерякову - создание города науки - справка об учёном 2. Панно, расположенное на здании д/к «Мир» 5 Портфель экскурсовода – фотография Мещерякова, зачитать воспоминания Мещерякова
3 Памятник Б. Понтекорво и В. Джелепову 150 3 Памятник учёным. - Описание и идея памятника. - Рассказ о научной деятельности и жизни. 5 Портфель экскурсовода – фотографии учёных. Логический переход – упоминание Понтекорво в песне Высоцкого «Марш физиков»
4 Площадка перед д/к «Мир» 100 2 1. Памятник В.С. Высоцкому 2. Мемориальная доска В.С. Высоцкому 3. Аллея Высоцкого -связь Высоцкого с учёными Дубны 5 Логический переход – в научную Дубну любили приезжать деятели культуры.
5 Аллея от д/к «Мир» с мозаиками 50 2 Мозаики Нади Леже - справка о художнице - история мозаик в Дубне - описание мозаик 10 Портфель экскурсовода – автопортрет Н.Леже, фото мозаик на пл. Космонавтов. Дать время на свободный осмотр мозаик. Ответить на вопросы.
6 Перекрёсток ул. Флёрова и ул. Векслера, далее по ул. Флёрова, ул. Франка 100 2 1.Памятник Г.Н. Флёрову - справка об учёном - табличка о 114 элементе 2. улицы Векслера и Флёрова 3. сквер с фонтаном на ул. Франка - облик городской застройки 40-50-х годов - справки об учёных, чьими именами названы улицы. 6 При переходе обратить внимание на Музей науки и техники ОИЯИ. Портфель экскурсовода – фотографии учёных. Показать дерево, растущее на тротуаре.
7 Площадь Жолио-Кюри, Дом учёных 300 5 1. Здание Административного корпуса ОИЯИ - справка о Жолио-Кюри 2. Памятник Н.Н. Боголюбову - рассказ об учёном 5 Портфель экскурсовода – фото Н.Н. Боголюбова, храма Похвалы Пресвятой Богородицы
  Окончание экскурсии       Баннер «Объединённый институт ядерных исследований» Короткая викторина по материалам экскурсии. Ответы на вопросы экскурсантов. 5 Дать указания, как пройти к автобусу.
  ИТОГО 1000   20   50  

Памятник М.Г. Мещерякову.

Перед нами памятник М.Г. Мещерякову – основателю институтской Дубны. Памятник установлен в сквере на набережной в 2010 году, скульптор Мамикон Сагателян.

Мещеряков Михаил Григорьевич (1910-1994) – советский физик. В 1947 г. был советским представителем Международной комиссии по наблюдению за испытанием американской атомной бомбы на Бикини. Руководитель работ по запуску синхроциклотрона (1948-49). С 1948 по 1956 годы директор ГТЛ (ИЯП АН, впоследствии ЛЯП ОИЯИ). Основатель Лаборатории вычислительной техники и автоматики (ЛВТА, в настоящее время ЛИТ – лаборатория информационных технологий) и её директор (1966-1988). Почётный гражданин г. Дубны. Названа улица (до 2002 часть ул. Инженерной).

Как же возник город учёных. В 1946 году было принято решение о строительстве ускорителя заряженных частиц (синхроциклотрона), с помощью которого советские ученые-физики собирались осуществить научные эксперименты по изучению структуры атомных ядер. Наиболее подходящим местом для строительства мощного ускорителя оказался район Волжского гидроузла. Малонаселенная лесная зона, наличие Иваньковской гидроэлектростанции, расположенность в 128 км от Москвы оказались решающими факторами в выборе места строительства исследовательского центра. И сегодня есть твердое мнение ветеранов строительства ускорителя в Дубне, что место для ускорителя выбирал сам Л.П. Берия. Официально строительство ускорителя называлось созданием «Гидротехнической лаборатории (ГТЛ)». Руководил строительством генерал-майор инженерно-технической службы Александр Павлович Лепилов. Основной рабочей силой, осуществлявшей строительство синхроциклотрона, были заключенные исправительно-трудового лагеря. Лагерь для заключенных располагался на территории нынешней набережной Волги до гостиницы «Дубна». Научным руководителем объекта был назначен М.Г. Мещеряков. Вот как он описывает свой первый приезд (март 1947 г.) на строительство, как тогда говорили, объекта:

«…Пришлось добираться на джипе военных лет – два часа ушло на то, чтобы по сильно разбитому шоссе доехать до Дмитрова, а затем еще около четырех часов тащились по дороге, местами устланной круглыми бревнами, до Большой Волги, откуда гусеничный трактор за каких-нибудь два часа приволок джип до места, где сейчас находится плавательный бассейн «Архимед». Кругом был сырой, без каких-либо просветов лес».

Вместе со строительством первого ускорителя началось возведение поселка для ученых на правом берегу Волги. Появилась первая улица Дубны, получившая название Центральная (ныне улица Жолио-Кюри). В 50-е годы началось строительство еще более мощного ускорителя – синхрофазотрона. Объекту дали название, очень мало говорящее непосвященному человеку: «Электрофизическая лаборатория Академии наук (ЭФЛАН)». 24 июля 1956 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Дубна, поселки Большая Волга и Александровка, село Ратмино, деревни Козлаки, Ново-Иваньково и Юркино были объединены в город Дубну областного подчинения.

Посмотрите на стену д/к «Мир» за памятником Мещерякову. Здесь выложено красивое панно с эмблемой Объединённого института ядерных исследований. На эмблеме изображено здание синхрофазотрона, символа Дубны. Панно выполнено фотохудожником Андреем Илларионовым в технике печати на панелях из композитных материалов.

С образованием города Дубны начал складываться его современный облик. На месте снесенных бараков лагеря для заключенных был заложен парк, и началось обустройство набережной. Для сотрудников Объединенного института ядерных исследований строились 2-х, 3-х и 4-этажные жилые дома.

Мы с вами позже будем иметь возможность увидеть, как выглядела Дубна тех лет, а пока ещё поговорим об учёных-физиках Дубны, для этого пройдём в самому новому и необычному памятнику в городе.

Мозаичные панно Нади Леже.

Одной из достопримечательностей нашего города являются мозаичные панно, с изображениями великих людей: советских летчиков-космонавтов на площади Космонавтов, деятелей искусства вдоль парковых дорожек около Дома культуры «Мир». Эта «картинная галерея» под открытым небом украшает наш город, и сейчас вы сможете увидеть всё своими глазами.

Автором уникальных мозаичных панно является французская художница, уроженка Белоруссии, Надежда Петровна Ходосевич-Леже.

Надежда Петровна Леже (Ходосевич) (1904 – 1982) – художница, жена французского художника Фернана Леже. В 1972 году Н. Леже сделала 65 портретов в технике мозаики для выставки в Париже. 60 из них были переданы ею в дар Советскому Союзу. В 1974 году Министерство культуры предложило организовать вставку работ Н. Леже в Дубне. Вследствие чего в Дубну было отправлено 28 мозаик, которые были выставлены на аллее перед домом культуры «Мир», как музей под открытым небом. В 1975 году часть дубненских мозаик были переданы в дар ОИЯИ. В настоящее время сохранилась лишь часть подаренных городу мозаик, 14 из них украшают наш город (10 перед д/к «Мир», 4 перед д/к «Октябрь»). Жители города с удовольствием любуются мозаиками.

Мозаики представляют собой панно размером 160 см х 220 см, вставленное в металлическую раму и укрепленное вертикально на подставках. Рисунок выложен из кусочков цветного стекла. Мы попытались сосчитать, сколько потребовалось автору стеклянных квадратиков, чтобы создать портрет Майи Плисецкой:

- длина первого ряда по горизонтали составила 60 кусочков;

- длина первого ряда по вертикали составила 82 кусочка;

- простым умножением получаем приблизительно 4920 штук.

Вот какой это грандиозный труд. И это не просто выкладывание кусочков, а их художественный подбор. Автору было необходимо добиться портретного сходства с изображаемым человеком.

Дата повторной установки 1996 г. На мозаиках изображены:

М.М. Плисецкая (1925) — советская и российская артистка балета, хореограф, писатель, актриса, народная артистка СССР.

З.А. Космодемьянская (1923 —1941) — красноармеец диверсионно-разведывательной группы штаба Западного фронта, заброшенная в 1941 году в немецкий тыл, партизанка

Л.Н. Толстой (1828—1910) — один из наиболее широко известных русских писателей. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель. Член-корреспондент Императорской Академии наук, почётный академик по разряду изящной словесности.

Л.Б. Коган (1924 — 1982) — советский скрипач, педагог. Народный артист СССР.

Максим Горький (1868 — 1936) - русский писатель, прозаик, драматург.

В.В. Маяковский (1893 — 1930) — русский советский поэт. Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ»

Р.К. Щедрин (р.1932) — российский композитор, пианист, педагог. Народный артист СССР. Лауреат Ленинской, Государственной премии СССР и Государственной премии РФ. Член Межрегиональной Депутатской группы.

Марсель Кашен (1869-1958) – французский коммунист, крупный деятель Социнтерна и Коминтерна. Сыграл ведущую роль в создании Французской компартии. Во время 2-й мировой войны и оккупации Франции (1940—1944) Кашен участвовал в Движении Сопротивления. В 1957 году за многолетнюю деятельность, направленную на укрепление дружбы народов Франции и СССР, награждён орденом Ленина.

П.И. Чайковский (1840 — 1893) — русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

Д. Д. Шостакович (1906 — 1975) — советский российский композитор, пианист, педагог и общественный деятель. Народный артист СССР, Герой социалистического труда. Лауреат пяти Сталинских премий, Ленинской премии, Государственной премии СССР.

Ю.А. Гагарин (1934 - 1968) — первый советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов.

В.М. Комаров (1927 — 1967) — лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, инженер-полковник. Командир первого в мире экипажа из трёх человек.

Г.Т. Добровольский (1928-1971) – лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, подполковник ВВС.

В.Н. Волков (1935 – 1971) - советский космонавт, дважды Герой Советского Союза

Портфель экскурсовода: автопортрет Н. Леже, фотография мозаик Н. Леже с изображениями космонавтов.

Сейчас у вас есть 5 минут, чтобы внимательно осмотреть мозаики Нади Леже с изображениями деятелей мировой и отечественной культуры и истории, сфотографироваться у памятника Высоцкого.

Постарайтесь узнать кто представлен на мозаиках. Если будут затруднения, то задавайте вопросы, я подскажу.

Друзья, собираемся. Переходим дорогу по пешеходному переходу, будьте внимательны, не отставайте.

5. Памятник Г.Н. Флёрову.

Перед вами ещё один памятник дубненскому учёному. Вспомните три памятника, которые мы сегодня уже увидели – Мещерякову, Понтекорво и Джелепову, Высоцкому. Они относятся к виду скульптурных изображений. Памятник Георгию Николаевичу Флёрову выглядит иначе. Кто знает, как называется такой вид памятников? Правильно, это памятник-бюст. Такой тип памятников вы часто можете встретить в Дубне. А теперь послушаем, кто же был Г.Н. Флёров.

Флёров Георгий Николаевич (1913-1990) – советский физик, академик. В 1940 г. совместно с Петржаком открыл спонтанное деление ядер урана. В 1941-43 гг. в Советской армии, ушёл на фронт добровольцем. Известен широкой публике своим письмом (1942) Сталину по поводу атомной бомбы. В 1960-1990 гг. директор Лаборатории ядерных реакций (ЛЯР) ОИЯИ. Яркой страницей в научном творчестве Г.Н. Флёрова были работы по синтезу новых химических элементов Периодической системы Д.И. Менделеева. Под руководством Г.Н. Флёрова были разработаны методы идентификации новых элементов, рекордные по своей чувствительности и избирательности. Итогом этой сложнейшей работы в течение 1963 – 1975 гг. явился синтез новых трансфермиевых элементов с атомными номерами 102, 103, 104, 105, 106. Были изучены их физические и химические свойства. Г.Н. Флёров – почётный гражданин г. Дубны. Его именем названа улица (бывшая Советская), лицей №6, есть памятник (1999). ЛЯР имени Г.Н. Флёрова.

Автор памятника скульптор Мамикон Сагетелян. Установлен 03.06.1999 г.

Самые любознательные уже обратили внимание на табличку, которую установили на памятнике в 2013 году. Надпись сообщает о том, что 114 элемент периодической таблицы Д.И. Менделеева назван флеровий. Такое предложение соответствует традициям и будет прославлять Лабораторию ядерных реакций имени Г.Н. Флерова, в которой эти сверхтяжелые элементы были синтезированы.

Памятник находится на пересечении улиц Флёрова и Векслера. Вы уже, наверное, заметили, что многие улицы Институтской части города носят имена учёных-физиков. Один из них Владимир Иосифович Векслер.

Векслер Владимир Иосифович(1907-1966) – советский физик-экспериментатор, академик, основоположник ускорительной техники в СССР. В 1944 г. он сформулировал принцип автофазировки, на основе которого предложил ряд мощных ускорителей нового типа. Создатель синхрофазотрона ОИЯИ на 10 ГэВ (гигаэлектронвольт – миллиарды электронвольт), вступившего в эксплуатацию в 1957 году и бывшего на то время самым мощным ускорителем в мире. В 1960 г. на этом ускорителе открыта новая элементарная частица – анти-сигма-минус-гиперон. Дубненский синхрофазотрон вошёл в Книгу рекордов Гиннесса, как имеющий самый большой и тяжёлый в мире магнит – 36 000 тонн.

Портфель экскурсовода: фотографии В.И. Векслера, синхрофазотрона.

С улицы Векслера мы повернём на улицу Флёрова и прогуляемся по тихой зелёной улице, по которой ступали великие учёные-физики. В этой части города вы можете увидеть малоэтажную застройку 40-50-х годов 20 века, в частности одноэтажные коттеджи, которые строились для научных работников.

На улице Флёрова (д. 6) расположен Музей науки и техники ОИЯИ, который вы сможете посетить в свободное время.

Мы подошли к небольшому скверу с фонтаном. В двух сторон от сквера расположена небольшая улица, носящая имя Франка.

Франк Илья Михайлович(1908-1990) – советский физик, академик. Лауреат Нобелевской премии по физике (1958) за открытие и интерпретацию эффекта Вавилова-Черенкова (совместно с П.А. Черенковым и И.Е. Таммом). Директор Лаборатории нейтронной физики (ЛНФ) ОИЯИ со дня её основания и до конца 80-х годов. Его работы посвящены созданию и запуску импульсных реакторов на быстрых нейтронах ИБР-1 и ИБР-2. Почётный гражданин г. Дубны. Названа улица (прежде безымянная). ЛНФ имени И.М. Франка.

Окончание экскурсии.

Наша экскурсия подходит к концу. Свой рассказ мне хотелось бы закончить словами Леонида Якутина, известного в Дубне поэта и гражданина:

…Она начиналась со многого –

Красавица наша Дубна,

Но будет оценкой итоговой –

С людей начиналась она.

За то небольшое время, пока продолжалось наше путешествие по институтской части Дубны, мы вспомнили учёных с мировым именем, живших и работавших в нашем городе – Боголюбова, Мещерякова, Понтекорво и Джелепова, Флёрова и Франка, Векслера. Надеюсь, что вы запомнили имя художницы Нади Леже – автора мозаик, украшающих Дубну. А вернувшись домой, вы непременно послушаете песни Владимира Высоцкого, которого так любят жители Дубны.

А теперь давайте посмотрим на большой красочный баннер перед зданием Административного корпуса ОИЯИ и ответим на вопросы.

1. Что изображено в центре плаката? Элемент периодической таблицы Д.И. Менделеева с номером 105 «Дубний»

2. Посмотрите на флаги стран-участниц ОИЯИ, сколько их? Назовите некоторые из них. 18 стран - Азербайджан, Армения, Белоруссия, Болгария, Вьетнам, Грузия, Казахстан, КНДР, Куба, Молдавия, Монголия, Польша, Россия, Румыния, Словакия, Узбекистан, Украина, Чехия.

3. Сегодня вы побывали на двух улицах города, носящих имена учёных – лауреатов Нобелевской премии. Назовите их. Франк Илья Михайлович, Фредерик Жолио-Кюри.

4. И самый сложный вопрос для знатоков родного города. Этот физик никогда не жил в Дубне, но длительное время был вынужден проживать в городе Горький (Нижний Новгород), тоже расположенном на Волге. Этот человек – один из создателей первой советской водородной бомбы и одновременно лауреат Нобелевской премии мира. Назовите улицу в Дубне, названную его именем. Подсказка: на этой улице находится известный дом с надписью «Атом – не солдат, атом – рабочий».

Сахаров Андрей Дмитриевич (1921-1989) советский физик, академик, политический деятель, диссидент и правозащитник. Один из создателей первой советской водородной бомбы. Лауреат Нобелевской премии мира (1975). В 1980-86 годах находился в ссылке за правозащитную деятельность в городе Горький (Нижний Новгород) на Волге.

 


 

 «ПОРТФЕЛЬ ЭКСКУРСОВОДА»

 

Академик Флёров Георгий Николаевич (1913-1990)

Академик Боголюбов Николай Николаевич (1909 – 1992)

III. Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Топ 10 путешественника.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Паспорт экскурсионного маршрута (технологическая карта)

Наименование организации: ____________________________________________

Название туристского маршрута: ________________________________________

Автор маршрута: ______________________________________________________

Дата разработки маршрута: _____________________________________________

Тип экскурсии: _______________________________________________________

Общая протяженность маршрута  ________________________________________

Продолжительность маршрута   __________________________________________

 

№ п/п Маршрут экскурсии Расстояние от предыду-щей точки маршрута (м) способ передвижения Время в пути от предыду-щей точки (в мин.) Объекты показа, темы, подтемы Время рас-сказа (мин.) Методические и организационные указания
  1 2 3 4 5 6 7
 

Место сбора.

     
1 Начало экскурсии  

 

       
2            
3...            
  Окончание экскурсии            
  Итого            

 



ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Фрагмент методической разработки пешеходной экскурсии

«Памятники культуры Замоскворечья» автор А.В. Святославский

Маршрут Остановка Объект показа Время Тема и подтема Методические указания Организ. указ.
По Малой Ордынке в обратном направлении Напротив дома №6 по М.Ордынке Церковь Св.Николая в Пыжах 5 мин. 4. Храмы Замоскворечья 4.1 Церковь Святителя Николая в Пыжах – типичный московский храм XVII в. Логический переход от несохранившейся церкви Покрова в Голиках, в приходе которой родился А.Н. Островский, и где служил его дед, - к сохранившейся ц. Св. Николая  
Голиковский пер. Голиковский пер., напротив дома №9 Дома № 5, 7, 9 – 11, 13 10 мин. 5.Московский жилой дом в XIX – нач. XX в.в. Концепция, архитектура, технология. 5.1 Ампирный особняк 5.2 Доходный дом 5.3 Дом в стиле модерн 5.4 Советская архитектура 1920-30-х гг. Прием зрительного сравнения, в т.ч. контраста Проход с М.Ордынки двором за домом №7

 

 

Разработка технологической карты экскурсии.

Технологическая карта экскурсии – это основной документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно.

Технологическая карта составляется на каждую тему экскурсии с учетом группы экскурсантов. Технологическая карта экскурсии оформляется следующим образом (Приложения 2). На титульном листе располагаются данные: наименование учреждения; дата утверждения экскурсии; название темы экскурсии; вид экскурсии (по содержанию, по способу передвижения, по месту проведения, по составу и количеству участников), протяженность маршрута, продолжительность в академических часах; фамилии и должности составителей.

Эффективность технологической карты экскурсии зависит от правильного заполнения всех граф. Размер технологической карты зависит от количества экскурсионных объектов, числа подтем, продолжительности экскурсии по времени и протяженности маршрута.

В графе «Маршрут экскурсии» указываются точки экскурсии в соответствии с последовательностью показа экскурсионных объектов.

Графа «Объекты показа, темы и подтемы» содержит краткие записи. Перечисляются те памятные места, основные и дополнительные, которые показывают группе на остановках, в ходе переезда или передвижения группы к следующей остановке. Называется подтема, которая раскрывается на данном отрезке маршрута, далее перечисляются основные вопросы, излагаемые при раскрытии подтем.

В графе «Методические и организационные указания» даются указания по использованию методических приемов на экскурсии, о логических переходах и «портфеле экскурсовода». Организационные указания включают рекомендации о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте, правила поведения экскурсантов у памятников, требования по охране природы. В эту графу включают все вопросы, которые входят в понятие «Техника ведения экскурсии». Например, «Группа располагается таким образом, чтобы все экскурсанты видели вход в здание», «На этой остановке экскурсантам предоставляется время для фотографирования» и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 2033; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.123 с.)