Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольная работа №1. «Основы цитологии».

Поиск

Класс

Контрольная работа №1. «Основы цитологии».

1 вариант.

1.Цитология? Задачи и методы цитологии.

2. Значение неорганических веществ в клетках живых организмов.

3.Строение и функции белков.

4. ДНК, её строение, местонахождение и роль в организме.

5.Двухмембранные органоиды клетки, их строение и функции.

6.Энергетический обмен в клетке. Гликолиз.

7.Процессы, происходящие в световую и темновую фазу фотосинтеза.

 

2 вариант.

1.Основоположники клеточной теории, её основные положения.

2. Значение органических веществ в клетках живых организмов.

3.Строение и функции углеводов.

4. РНК, её строение, местонахождение и роль в организме.

5.Немембранные органоиды клетки, их строение и функции.

6.Энергетический обмен в клетке. Дыхание.

7.Биосинтез белка в клетке, его этапы и значение.

 

Критерии оценивания: правильные ответы на 7 - вопросов: оценка - «5»; на 6 -5 вопросов – «4»; на 4-3 вопроса – «3»; на 1 – 2 вопроса – «2»

 

Тематический тест по теме «Строение и функции клеток», 10 класс

1 вариант

Часть А

К каждому заданию части А дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ.

А1 Наука, изучающая клетку называется

1). Физиологией 3). Анатомией

2). Цитологией 4). Эмбриологией

А2 Какой ученый увидел клетку с помощью своего микроскопа?

1. М. Шлейден 3). Р. Гук

2. Т. Шванн 4). Р. Вирхов

А3 Элементарная биологическая система, способная к самообновлению, - это

1). Клеточный центр 3). Подкожная жировая клетчатка

2). Мышечное волокно сердца 4). Проводящая ткань растения

А4 К прокариотам относятся

1). Элодея 3). Кишечная палочка

2) Шампиньон 4). Инфузория-туфелька

А5 Основным свойством плазматической мембраны является

1). Полная проницаемость 3). Избирательная проницаемость

2). Полная непроницаемость 4). Избирательная полупроницаемость

А6 Какой вид транспорта в клетку идет с затратой энергии

1). Диффузия 3). Пиноцитоз

2). Осмос 4). Транспорт ионов

А7 Внутренняя полужидкая среда клетки - это

1). Нуклеоплазма 3). Цитоскелет

2). Вакуоль 4). Цитоплазма

А8 На каком рисунке изображена митохондрия

 

А9 В рибосомах в отличие от лизосом происходит

1). Синтез углеводов 3). Окисление нуклеиновых кислот

2) Синтез белков 4). Синтез липидов и углеводов

А10 Какой органоид принимает участие в делении клетки

1). Цитоскелет 4) Клеточный центр

2). Центриоль 5). Вакуоль

Часть В

В1 Установите соответствие между особенностями строения, функцией и органоидом клетки

Особенности строения, функции Органоид

А). Различают мембраны гладкие и шероховатые 1). Комплекс Гольджи

Б). Образуют сеть разветвленных каналов и полостей 2). ЭПС

В). Образуют уплощенные цистерны и вакуоли

Г). Участвует в синтезе белков, жиров

 

Выберите три верных ответа из шести

В2 Дайте характеристику хлоропластам?

1). Состоит из плоских цистерн 4). Содержит свою молекулу ДНК

2). Имеет одномембранное строение 5). Участвуют в синтезе АТФ

3). Имеет двумембранное строение 6). На гранах располагается хлорофилл

Часть С

Дайте свободный развернутый ответ на вопрос.

С1. Какое преимущество дает клеточное строение живым организмам?

С2 Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Бактерии гниения относят к эукариотическим организмам. 2). Они выполняют в природе санитарную роль, т.к. минерализуют органические веществ. 3). Эта группа бактерий вступает в симбиотическую связь с корнями некоторых растений. 4). К бактериям также относят простейших. 5). В благоприятных условиях бактерии размножаются прямым делением клетки.

 

Тематический тест по теме «Строение и функции клеток», 10 класс

2 вариант

Часть А

Часть В

В1 Установите соответствие между особенностями строения, функцией и органоидом клетки

Особенности строения, функции Органоид

А). Содержит пигмент хлорофилл 1). Митохондрия

Б). Осуществляет энергетический обмен в клетке 2). Хлоропласт

В). Осуществляет процесс фотосинтеза

Г). Внутренняя мембрана образует складки - кристы

 

Выберите три верных ответа из шести

В2 Дайте характеристику комплексу Гольджи

1). Состоит из сети каналов и полостей

2). Состоит из цистерн и пузырьков

3). Образуются лизосомы

4). Участвует в упаковке веществ

5) Участвует в синтезе АТФ

6). Участвует в синтезе белка

Часть С

Дайте свободный развернутый ответ на вопрос.

С1. Сравните между собой одноклеточный и многоклеточный организм. Кто из них имеет преимущество и в чем оно выражается?

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1). Все бактерии по способу питания являются гетеротрофами. 2). Азотфиксирующие бактерии обеспечивают гниение мертвых органических веществ в почве. 3). К группе азотфиксаторов относят клубеньковых бактерий. 4). Бобовые растения за счет поступающих в их клетку связанного азота синтезируют белок. 5). Группа сапротрофных бактерий используют для метаболизма энергию от окисления неорганических соединений, поступающих в клетки из среды.

 

Ответа на тесты

1 вариант

Часть А

Часть В

Часть С

С1. Каждая клетка выполняет отдельную функцию и при повреждении одной клетки- других этот процесс не затрагивает и функционирование клеток не прекращается.

С2. 1). Бактерии относятся к прокариотическим организма. 3) Эта группа бактерии не вступает в симбиотическую связь с корнями некоторых растений, эта свойство характерно для клубеньковых (азотфиксирующих) бактерий. 4) Простейшие организмы относятся к одноклеточным организмам.

 

2 вариант

Часть А

Часть В

 

Часть С

С1. Одноклеточный организм исполняет все функции, присущие целому организму. Поэтому гибнет клетка - гибнет весь организм. У многоклеточного организма клетки специализированы по своим функциям и гибель клетки не вызывает гибели целого организма.

С2. 1). Для бактерий характерны не только гетеротрофный, но автотрофный способы питании. 2) Азотфиксирующие бактерии являются симбионтами. 5) Сапротрофные бактерии являются гетеротрофами, а не автотрофами.

 

Критерии оценивания

Задания части А – 1 балл

Задания части Б – 2 балла

Задания части С – 3 баллов

 

20 - 16 баллов – оценка «5»

15 - 13 баллов – оценка «4»

12 - 8 баллов – оценка «3»

7 баллов и менее – оценка «2»

Класс

Контрольная работа в двух вариантах составлена в виде тестовых заданий, соответствующих темам, изучаемым в 10 классе:

- биология как наука;

- основы цитологии;

- размножение и индивидуальное развитие организмов;

- основы генетики

- генетика человека

В тестах представлены разнообразные задания по темам:

Часть А содержит 20 заданий с выбором одного верного ответа из четырех базового уровня сложности (1 задание-1 балл).

Часть В содержит 2 задания:

В1 - умение проводить множественный выбор; (3 балла).

В2 - умение устанавливать соответствие; (3 балла). Часть С

- содержит два задания с развернутым ответом (1 задание-5 баллов).

- одно задание на умение находить ошибочные высказывания и предложения в которых допущены ошибки(оценивается в 3 балла).

На выполнение теста рекомендуется выделить 45 минут.

 

Элементы содержания.

Особенности химического состава клетки (А1, А2)

Вещества, строение веществ и их роль в жизнедеятельности клетки(А3, А4,А5, А6,А9,А12,С3)

Строение клетки. Функции клеточных структур.(А1,А10, А13),

Обмен веществ и энергии в клетке.(А14)

Питание клетки(А7, А8,А11,А14)

Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз(А 16, А17, В2, С1).

Размножение организмов (А18,А19,А20,В1, С2).

 

Всего по работе 39 баллов.

Критерии оценивания:

39 баллов – 35 балл (90%) – 5

34 баллов - 27 баллов (70%) - 4

26 баллов – 19 баллов (50%) – 3

И менее баллов - 2

 

Часть В.

1. Выберите три правильных ответа из шести. В процессе овогенеза:

а. образуются яйцеклетки

б. образуются четыре зрелые половые клетки из одной

в. образуются сперматозоиды

г. образуется одна зрелая гамета

д. число хромосом уменьшается вдвое

е. образуются клетки с диплоидным набором хромосом

2. Установите соответствие между законами Г. Менделя и их характеристиками.

Часть С.

1. Какие преимущества дало животным появление в ходе эволюции внутреннего оплодотворения? Приведите примеры.

2. Какие типы постэмбрионального развития существуют? Какие преимущества имеет каждый из них?

3.Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки. Объясните их.

1. Углеводы представляют собой соединения углерода и воды.

2. Различают три основных класса углеводов – моносахариды, дисахариды и полисахариды.

3. Наиболее распространенные моносахариды – сахароза и лактоза

4. Они растворимы в воде и обладают сладким вкусом

5. При расщеплении 1 г глюкозы выделяется 35,2 кДж энергии.

 

Часть В.

1. Выберите три правильных ответа из шести. В отличие от митоза при мейозе:

а. происходит кроссинговер

б. удваивается ДНК

в. образуется гаплоидные клетки

г. получаются клетки идентичные материнской

д. из одной материнской клетки образуются четыре дочерних

е. происходит разрушение ядерной оболочки в профазе

2. Установите соответствие между законами Г. Менделя и их характеристиками.

    Д. Расщепление по фенотипу 3:1
    Е. Закон независимого распределения признаков

 

Часть С.

1. Сравните митоз и мейоз. Назовите черты сходства и различия в этих процессах.

2. Перечислите основные причины разнообразия потомства при половом размножении.

3.Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки. Объясните их.

1. Нуклеиновые кислоты, как и белки, являются биополимерами.

2. В клетках содержатся нуклеиновые кислоты двух видов – ДНК и АТФ.

3. Мономерами нуклеиновых кислот служат аминокислоты.

4. В состав ДНК входит четыре азотистых основания: аденин, лизин, тимин, цитозин.

5. ДНК обеспечивает хранение наследственной информации и её передачу от материнской клетки к дочерней.

6. В середине двадцатого столетия было установлено, что молекула ДНК состоит из двух спирально закрученных цепей.

 

Ключ контрольной работы.

1 вариант.

Часть В.

1. Выбор 3 ответов из 6 предложенных.

Балла.

2. Установите соответствие. Количество баллов 0,5 за правильный ответ.

Всего 3 балла.

Часть С.

1. Внутреннее оплодотворение более молодой способ оплодотворения появившийся эволюционно на Земле. Прогрессивность внутреннего оплодотворения заключает в том, что оплодотворенная зигота развивается внутри специализированных половых органов (матка, клоака и дт.). при этом образуется яйцо, которое защищено от неблагоприятных внешних условий оболочками, или развивается плод похожий на родительскую форму. Таким образом данный способ оплодотворения позволяет увеличить способность живых организмов приспособится к различным внешним условиям среды. 5 баллов.

2. Различают два способа развития в постэмбриональный период: прямое и непрямое (с превращением). Прямое – личинка похожа на взрослую особь, но не половозрелое. С превращением – личинка не похожа на взрослую особь. Примеры животных с прямым развитием – пресмыкающиеся, млекопитающие, прямокрылые насекомые и дт. Примеры животных с не прямым превращением – земноводные (лягушка), чешуекрылые, жесткокрылые, моллюски.

При прямом виде развития появляется более приспособленная особь к окружающей среде, время ее роста и развития значительно меньше после появления яйца или плода, чем при непрямом развитии. Непрямое развитие позволяет появиться личинке, не похожей на взрослое животное, которое может быть более подвижно, чем родительская форма, что позволяет этому виду занимать новые территории. Или способ питания отличается от взрослого животного, что позволяет занимать разные пищевые ниши и повышает их выживаемость в среде обитания. 5 баллов.

 

3. Предложения с ошибками:

1. Углеводы представляют собой соединения углерода и воды.

3. Наиболее распространенные моносахариды – глюкоза и фруктоза.

5. При расщеплении 1 г глюкозы выделяется 17, 6 кДж энергии. – 3 балла

 

2 вариант.

Часть В.

3. Выбор 3 ответов из 6 предложенных.

Балла.

4. Установите соответствие. Количество баллов 0,5 за правильный ответ.

Всего 3 балла.

Часть С.

1. Сравнительная характеристика митоза и мейоза

 

Процессы являются способами деления клетки

Одинаковость процессов интерфазы, метафазы, анафазы

Различия

1. Идет в 1 цикл

1. в профазу идет процесс кроссинговера, что приводит к изменчивости генетического материала

2. Образуются дочерние клетки идентичные материнской с диплоидным набором хромосом

2. идет в 2 цикла: 1 деление, 2 деление

3. Образуются соматические клетки

3. Образуются 4 дочерних клетки с гаплоидным набором хромосом – гаметы.

Баллов.

3. Причина появления потомства с изменяемыми признаками изменение генетического аппарата в результате полового размножения, так как при таком способе размножения при появлении гамет идет процесс кроссинговера ил конъюгации, при которых идет изменение генетического материала хромосом, при половом размножение при оплодотворении идет независимое слияние разных гамет, что и приводит к изменчивости потомства. Кроме того идет процесс ненаследственной изменчивости в пределах нормы реакции, что зависит от условий существования данного организма. 5 баллов.

 

3. Ошибочные высказывания:

2. В клетках содержатся нуклеиновые кислоты двух видов – ДНК и РНК.

3. Мономерами нуклеиновых кислот служат нуклеотиды.

4. В состав ДНК входит четыре азотистых основания: аденин, гуанин, тимин, цитозин. 3 балла.

 

Всего по работе 39 баллов.

Критерии оценивания:

39 баллов – 35 балл (90%) – 5

34 баллов - 27 баллов (70%) - 4

26 баллов – 19 баллов (50%) – 3

И менее баллов - 2

 

Класс

В.-в

 

II-вариант.

1.Гипотеза креационизма.

2. Развитие жизни в кайнозойскую эру. Основные ароморфозы животного и растительного мира в кайнозое.

3.Выберите из перечисленных признаков те, которые характерны для приматов, ведущих древесный образ жизни:

а) прямохождение;

б) пятипалые конечности с противопоставленным большим пальцем;

в) наличие подвижной ушной раковины;

г) вскармливание детёнышей молоком;

д) хорошее зрение, слух;

е) развитые двигательные отделы головного мозга;

ж) исчезновение хвоста;

з) развитые клыки.

 

4. Какие признаки древнейших людей сближают их с современными людьми?

а) объём мозга;

б) скошенный подбородок;

в) значительное развитие левого полушария;

г) развитое мышление;

д) сильно развитые надбровные дуги;

е) превышение объёма лицевой части черепа над мозговой;

ж) забота о членах семьи;

 

5. Почему человеческие расы нельзя считать разными видами?

6. Социальные факторы антропогенеза.

 

Критерии оценивания: 100 – 90% правильных ответов – оценка «5»; 80-70% - оценка «4»; 60-50% - оценка «3» меньше 50% - оценка «2»

Ответ: 3в.-в, г, д, е; 4в. – в, г, ж

 

Ключ:1-4;2-1; 3-2; 4-3; 5-3; 6-3; 7-2

II вариант

1. Наука, занимающаяся выведением новых пород животных, сортов растений и штаммов бактерий.

1) селекция; 2) физиология; 3) экология; 4) генетика

2. Назовите растения, родиной которых был Среднеземноморский центр.

1) капуста, свекла, маслины

2) кукуруза, длинноволокнистый хлопчатник, какао, фасоль

3) рис, сахарный тростник

3. Назовите процедуру, которую в селекции перекрёстноопыляющихся растений используют для того, чтобы интересующие селекционера аллели накопить в организме в гомозиготном состоянии.

1) искусственное перекрёстное опыление; 2) искусственное самоопыление;

3) вегетативное размножение

4. Назовите явление (процедуру), благодаря которому Г.Д. Карпеченко получил плодовитые гибриды редьки и капусты

1) мутации нескольких генов; 2) полиплоидия; 3) мутации нескольких хромосом; 4) управление доминированием

5. Какую форму отбора чаще всего используют на первых этапах в селекции перекрёстноопыляющихся растений?

1) индивидуальный отбор;2) массовый отбор;

6. Каким термином в селекции растений называют потомство одной самоопыляющейся особи?

1) клон; 2) чистая линия; 3) популяция; 4) штамм; 5) сорт

7. Учёный – основоположник селекции.

1) И.М. Мичурин; 2) Н.И. Вавилов; 3) Ч. Дарвин; 4) К. Линней; 5) Ж.Б. Ламарк

Ключ:1-1; 2-1; 3-2; 4-2; 5-2; 6-2; 7-2

 

Класс

Контрольная работа №1. «Основы цитологии».

1 вариант.

1.Цитология? Задачи и методы цитологии.

2. Значение неорганических веществ в клетках живых организмов.

3.Строение и функции белков.

4. ДНК, её строение, местонахождение и роль в организме.

5.Двухмембранные органоиды клетки, их строение и функции.

6.Энергетический обмен в клетке. Гликолиз.

7.Процессы, происходящие в световую и темновую фазу фотосинтеза.

 

2 вариант.

1.Основоположники клеточной теории, её основные положения.

2. Значение органических веществ в клетках живых организмов.

3.Строение и функции углеводов.

4. РНК, её строение, местонахождение и роль в организме.

5.Немембранные органоиды клетки, их строение и функции.

6.Энергетический обмен в клетке. Дыхание.

7.Биосинтез белка в клетке, его этапы и значение.

 

Критерии оценивания: правильные ответы на 7 - вопросов: оценка - «5»; на 6 -5 вопросов – «4»; на 4-3 вопроса – «3»; на 1 – 2 вопроса – «2»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 736; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.82.208 (0.01 с.)