Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Здровьесберегающие технологии на уроках музыки↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Приложение.
Введение Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т. е. разработка мер по здоровьсбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, учебников, что ведет к хронической перегрузке учащихся, падению интереса к учению, ухудшению их здоровья. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс – актуальная тенденция обновления образования. По результатам Всероссийской диспансеризации детского населения, проведенной в 2002 году, доля здоровых детей снизилась до 32,1 %, вдвое увеличилось количество детей, имеющих хронические патологии, - их теперь 16,2 %. Уровни завышенной учебной нагрузки в учебных заведениях приводят к тому, что уровни физической активности в 2-3 раза ниже минимально необходимых, в результате снижения мышечной силы составляет 18 %, жизненной емкости легких – 15 %. По результатам обследований школьников выявлено, что число здоровых детей в младших классах не превышает 10 %, в старших – 5 %, у 80 %школьников нарушена социальная адаптация. Необходимо объединить усилия медиков и педагогов, потому что в одиночку никто не в силах преодолеть тенденцию ухудшения здоровья детей. Цель данной работы – показать особенности применения различных видов работы на уроке музыки с позиции здоровьесбережения, их эффективность в сохранении и укреплении здоровья школьника. Эта цель конкретизируется в решении следующих задач: 1) раскрыть виды деятельности на уроке с позиции здоровьесбережения; 2) определить эффективность применения их на уроке; 3) раскрыть музыкальные технологии. Именно практика показывает, что учитель, владеющий всем комплексом знаний, умений и навыков в различных областях музыкально – педагогической деятельности, сможет квалифицированно проводить уроки музыки. Музыкальное воспитание должно строится на принципах отбора специальных методов применительно к возрасту и способностям детей – это и определило новизну и актуальность данной работы. Гипотеза – здоровьесберегающее сопровождение уроков музыки – одно из наиболее необходимых условий развивающего обучения на уроках музыки. Объект – профессиональная подготовка учителя музыки. Предмет – метод здоровьесберегающих технологий – как один из необходимых методов музыкального обучения. База исследования – МОУ СОШ №21 Под здоровьесберегающим сопровождением уроков музыки мы понимаем создание таких условий, форм и методов обучения, которые будут способствовать формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Учитывая, что музыкальное воспитание – это часть эстетического воспитания, для нас важно создать условия для формирования духовного здоровья. По мнению Д. Б. Кабалевского, главной задачей музыкального воспитания в общеобразовательной школе является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность. Все формы занятий со школьниками на уроке музыки направлены на их духовное развитие. И что очень важно,- музыка не может проходить мимо детей и подростков, не затрагивая их чувств и эмоций. Задача учителя – помочь формированию взглядов учащихся на музыку, как не отделимых от их взглядов на жизнь вообще. Здровьесберегающие технологии на уроках музыки Из опыта работы К своей работе стараюсь подойти творчески и с любовью. Профессия учителя музыки мне нравится тем, что учитель может импровизировать, творить, быть артистом и исполнителем. И, конечно же, только в школе, по моему мнению, можно более качественно обучить детей слушать музыкальные произведения не только современных исполнителей, но и мировых классиков золотого фонда всего музыкального наследия, анализировать творчество композиторов классиков, современных композиторов и исполнителей, бардов с позиции музыкального языка и искусства в целом. На уроках музыки обучающиеся знакомятся с воздействием музыки на чувства, мысли, настроения человека его внутренний мир, духовные стороны. Через познание жизни выдающихся людей обучающиеся учатся анализировать свои эмоциональные состояния, отклики на музыку, которые возникли в момент прослушивания произведения. Уроки музыки - это уроки творчества. Каждый из них должен способствовать развитию личности школьника, выявляя его индивидуальное Я, проявлению способностей, активизации мышления и воображения, укреплению здоровья через различные виды деятельности с использованием современных технологий. Цель моей педагогической деятельности это, прежде всего формирование духовной, высоконравственной, культурной личности способной к саморазвитию и самосовершенствованию. Задачи: - приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений; - развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через потребности в общении с искусством; - освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства. В своей деятельности я опираюсь на следующие нормативно-правовые документы: - Конституция Российской Федерации, - Закон РФ «Об образовании», - типовое положение «Об общеобразовательном учреждении», - федеральный компонент государственного стандарта общего образования и федеральный базисный учебный план, - образовательная программа МОУ СОШ №21, - программа развития МОУ СОШ №21 - Конвенция о правах ребенка, а также стандарта начального общего образования и авторской программы «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной для 1-9 классов. Данная программа во многом учитывает позитивные традиции в области музыкально – эстетического образования школьников, сложившиеся в отечественной педагогике. Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях распространения поп-культуры в средствах массовой информации. Основными направлениями деятельности учащихся на уроках музыки являются: Хоровое, ансамблевое и сольное пение Пластическое интонирование Музыкально-ритмические движения Импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические) Инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов, музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства Освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи Размышления о музыке Художественные импровизации Самостоятельная, индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность Эффективно применяю в своей деятельности различные формы и методы образовательного процесса, здоровьесберегающие технологии, благодаря которым повышается мотивация, раскрываются творческие способности, индивидуальные особенности ребенка. Создаю ситуацию успеха на уроке и во внеучебной деятельности. Использую метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки для понимания художественной значимости данного сочинения в контексте культурных ценностей эпохи, творчества конкретного композитора, особенностей восприятия современного слушателя. Осознания нравственной проблематики данного сочинения, ее направленности на формирование личных установок учащихся Усвоения общих и частных свойств музыкального образа, отражающих степень развития позитивного отношения учащихся к эстетическим ценностям. Владею умением эффективно организовать свою профессиональную деятельность и направить ее на обеспечение высокой мотивации у детей. Для этого эффективно использую различные формы и методы образовательного процесса: метод междисциплинарных взаимодействий, творческий метод, метод восхождения от частного к общему, проблемные методы, стимулирующие, методы анализа и сравнения, репродуктивные, метод фонопедических упражнений,благодаря которому развиваются качественные характеристики голоса, формируются певческо – исполнительские навыкии многие другие. Для осуществления рефлексии использую метод «синквейн», благодаря которому обучающиеся учатся логично и доказательно строить свои высказывания о музыке. Предполагаю такие формы общения, как диалог, коллективное обсуждение, дискуссия и другие. Формы организации учебного процесса. На уроках музыки в основном используется классно – урочная форма, часто игровые занятия, групповые, коллективные, индивидуальные, фронтальные. Вспомогательные: домашняя самостоятельная работа, работа в сети Интернет, создание презентаций. Работа с программой создания и обработки простых мелодий, цифровой диктант, который позволяет за короткое время проверить и оценить деятельность учащихся, а также их знания о музыке. Викторина, позволяет проверить и оценить знания, связанные с музыкальным содержанием. Но чтобы все воплотить в практической деятельности нужно и самой постоянно работать над собой, повышать уровень профессиональной компетентности, овладеть множествами знаний и умений. На своих уроках я постепенно и систематически знакомлю детей с языком музыки. Комплекс упражнений с применением музыкально – ритмических движений помогает развитию творческих способностей детей в отображении музыки в действии, развитие музыкальности в целом и чувства ритма в частности. С помощью диагностических методик было выявлено повышение уровня обученности младших школьников основам музыкального искусства, благодаря целенаправленному применению на уроках музыки серии заданий музыкально – ритмических движений. При систематическом использовании комплекса упражнений музыкально – ритмических движений обучающиеся лучше понимают язык музыки, откликаются на музыку, определяют смену ее характера, настроения. Здоровьесберегающие технологии - это правильная организация учебного процесса. Выполняя психолого – педагогическую задачу, каждый день использую с учётом, как откликнется организм ребёнка на тот или иной профессиональный приём. При этом не занята достижениями учебного результата, а иначе это будет здоровьеразрушающим фактором. От учителя более чем на 50 % зависит здоровье учащихся. Доброжелательный и эмоционально окрашенный тон педагога - важный момент здоровьесбережения. Индивидуальный подход, посильная нагрузка, обязательная двигательная активность на уроках, создание доброжелательно, психологически благоприятной среды. Создание комфорта на уроке, учение с увлечением благоприятно влияет на здоровье учащихся. Характерными здоровьесберегающими факторами является создание творческой атмосферы (эмоции, переживания) на уроках: - пластическое интонирование; - музыкально - ритмические движения; - игра на музыкальных инструментах; - драматизация, инсценирование; - интеграция; - комфорт каждому. Целенаправленное формирование психофизического состояния позволяет увеличить продуктивность урока, внимание, улучшить дисциплину учащихся, работоспособность. Повышение шума приводит к перегрузке слухового анализатора. На уроках выполняем главные задачи здоровьесберегающих технологий - формируем мотивацию, сферу гигиенического поведения, безопасность жизни, обеспечиваем физическое и психическое развитие, учим быть здоровым душой и телом. При периодической смене видов деятельности и форм работы дети получают заряд энергии, бодрости, эмоционально положительного настроя. Слушание музыки снимает напряжение, освобождает от негатива, успокаивает, наполняет положительными эмоциями. Использую прием такой как «Моделирование ситуаций с выбором определённых заданий», с которыми учащиеся справятся. Снизить усталость от урока помогает физминутка, которая необходима для полноценного физического и психического здоровья, развития двигательных умений и навыков, укрепления опорно – двигательного аппарата. Особое внимание уделяю осанке. Прямое положение туловища и головы. Развёрнутая грудная клетка. Отведённые назад плечи, находящиеся на одном уровне. Нормальные естественные изгибы позвоночника Выпрямленные в тазобедренных и коленных суставах ноги. Лопатки спины на одной высоте. Дыхательная гимнастика Разминка мимических мышц лица Эти здоровьесберегающие технологии при выполнении трудных задач создают предпосылки гарантированного успеха. Демонстрировать юмор, оптимизм, слова для поддержки. Через игровые мероприятия, увеличивая объем двигательных действий, развивается пространственная ориентировка, психические функции, самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопомощь Разноуровневый подход в преподавании. Образовательный процесс строю с учётом психофизиологии, особенностями внимания и динамики работоспособности учащихся. Особое внимание уделяю гигиенически рациональному построению урока с учётом эффективности учебной деятельности О том, что задачи выполняются, свидетельствуют достижения в сфере здоровья. Первые 3-5мин «вхождение» в урок. Работоспособность для младших 10-15мин. Среднее звено 20-25мин. Изменяю педагогическую тактику. Звучание голоса очень важный аспект в ЗСТ. При выборе оптимального режима голосообразования учитываю индивидуальные особенности голоса, этапы вокальной работы, условия занятий. В условиях коллективных занятий выбираю оптимальный режим, который доступен для большинства поющих в данном коллективе и не является перегрузкой для голосов. Дарить доброту всем детям. Грамотно заботясь о здоровье детей, невозможно оставаться грубым, авторитарным, безразличным. Результат - воспитание культуры здоровья учащихся, их потребности. Описание: для обеспечения реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья, при выстраивании хода уроков, я основное внимание уделяю специальному развитию способности естественного, радостного существования в процессе музыкальной деятельности: снятию внутренних зажимов, постановки дыхания, двигательному раскрепощению ребенка. Результатом таких педагогических приёмов работы с учащимися становится их заинтересованное, доброжелательное отношение друг к другу, их открытость и готовность к восприятию всего нового, высокий уровень удовлетворенности как учащихся, так и их родителей, проведением уроков музыки. Наблюдение и анализ результатов деятельности показывают, что музыка, зачастую сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства, прослушиванием записей «звучащей» природы положительно влияют на психоэмоциональное состояние. Поэтому именно на уроке учитель выступает в роли терапевта, которому нужно поставить правильный диагноз. В своей деятельности я применяю различные направления музыкотерапии: Вокалотерапия. Логоритмика. Ритмотерапия. Фольклорная арттерапия. Терапия творчеством. Улыбкотерапия. Таким образом, музыка обладает сильным эмоциональным воздействием на психоэмоциональную сферу человека, она может служить немедицинским лекарством от различных эмоциональных расстройств.
Наряду с применением основных методов работы с детьми, я широко использую на уроках элементы логоритмической гимнастики в контексте темы урока, как наиболее благоприятную форму активного отдыха для снятия напряжения после долгого сидения. Такие кратковременные физические упражнения под музыку как: изобразим различных животных, мы куклы - марионетки, бег ассоциаций, создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается. Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Необходимо активно использовать различные формы ритмотерапии (музыкально-ритмические упражнения), которые на уроках музыки выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Русский песенный фольклор это естественная система арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. Исполнение, а точнее, разыгрывание традиционных детских песен, развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат, а характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. Поэтому целесообразно широко использовать методы фольклорной арт- терапии, особенно при выборе нетрадиционных форм уроков, таких как урок- обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок-путешествие. В своей педагогической деятельности я опираюсь на методику В.И. Петрушина, направленную на расширение и обогащению спектра доступных учащимся переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает им стать счастливыми и здоровыми и включающую в себя движение, танец, просмотр слайдов с красивыми картинами природы и шедевров мировой живописи, прослушивание великих музыкальных произведений. Таким образом, использую не только музыкально - педагогические методы обучения, но и музыкально терапевтические, способствующие восстановлению и укреплению здоровья школьников. Этому способствует образовательная программа по музыке творческой группы Сергеевой, Критской и Шмагиной, в которой основной акцент ставиться на приобщение детей к произведениям высокого музыкального искусства разных жанров, эпох, направлений, восприятие и понимание которых заключается в ощущение её связками, мышцами, движением, дыханием. Для того, чтобы музыка подействовала на ученика наибольшим образом, учитель предварительно настраивает и подготавливает их перед прослушиванием: дети должны сесть в удобной позе, расслабиться. При прослушивании я использую репродукции картин художников, видеосюжеты, заранее подготовленные и связанные с тематикой урока, а главное, с содержанием музыкального произведения. В своей работе я использую разнообразные виды музыкально - практической деятельности: предлагаю ребятам попробовать себя в роли композиторов, исполнителей на музыкальных инструментах, дирижёров, актеров. Участвуя в данном виде деятельности, ребята могут подвигаться, что способствует расслаблению мышц рук, ног и спины; элементы движения, используемые во время игры в дирижёра, способствуют развитию координации. Такие виды деятельности плодотворно влияют на психофизическое состояние детей. Опираясь в своей работе на здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяю вокально-хоровой работе с учащимися, которая помогает формированию, особенно в младшем школьном возрасте, оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения. Хоровое и сольное исполнение песен несет в себе начало следующих видов тренинга: интонационный, дыхательный, дикционный, образно-визуальный, ритмический. Голос- это своеобразный индикатор здоровья человека. Взяв на вооружение упражнения по реабилитации голосовых связок, улучшению состояния здоровья через произносимые и пропеваемые звуковые сочетания, я практикую проведение на уроках тренингов, которые помогают устранению бормотания у доски, улучшению артикуляции и дикции, развивают координацию дыхания с речью. Вот лишь несколько таких упражнений физвокализа: - детям предлагается потянуться, поиграть всеми мышцами, распрямить плечи, высоко поднять голову (столб достоинства), почувствовать себя победителем и обязательно напевать (попевки или сочетания различных звуков предлагается ребятам придумать самостоятельно); - предлагается прислушаться к звукам за окном и попробовать их повторить, при этом соблюдая правила пения: звук ветра (либо усиливающегося или затихающего) и так далее.
Заключение Таким образом, моя работа, как учителя музыки, по применению здоровьесберегающих технологий на уроках музыки вносит весомый вклад в решении педагогическим коллективом одной из важнейших задач, стоящих перед современной школой, - создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, что демонстрирует положительная динамика ежегодного уменьшения количества заболевших учащихся в течение года. Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве засыпали под колыбельную песню. Музыкотерапия становится признанной наукой. Педагогам-музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке. Музыкальная терапия вместе с арт-терапией, то есть терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все чаще поражают учащихся. Уроки музыки могут дать уникальную возможность реализовать в школе здоровьесберегающие технологии. Регулярно повышаю уровень своей компетентности через различные курсы, семинары, конкурсы, конференции. Активно использую в своей деятельности информационно – коммуникационные технологии, недавно освоили вместе с детьми новую программу компьютерных музыкальных технологий, записи фонограмм и обработки мелодий. Как учитель музыки стараюсь сама повысить свою компетентность, приобретая опыт своих коллег, педагогов – новаторов. Особое внимание в своей работе я уделяю дополнительному образованию. Для меня, как учителя музыки, педагога творчества важным является продолжение урока во внеурочной деятельности. 2 –й год я веду кружок «Созвучие», в котором занимаются дети разных возрастов. Мои воспитанники постоянные участники и победители не только школьных мероприятий, но и городских. Своими выступлениями в различных мероприятиях, концертах, конкурсах я продолжаю воспитывать детей своим личным примером. Совместно с детьми мы являемся инициативной группой в проведении различных мероприятий, нас регулярно приглашают провести мероприятия совместно с другими педагогами для родителей, участвуем на открытых уроках, в концертах Дома культуры. Считаю главным в своей деятельности: Владею умением эффективно организовывать свою профессиональную деятельность и направлять ее на обеспечение высокой мотивации у детей. Эффективно использую новые передовые технологии в области образования, не боясь трудностей.
Список литературы 1. Алиев Ю.Б. “Настольная книга школьного учителя-музыканта” М.,2000 г. 2. Апраксина О.А. “Музыкальное воспитание в школе” М.,1985 г. 3. Апраксина О.А. “Музыкальное воспитание в школе” Сборник статей. М.,1974 г. 4. Арчажникова Л.Г. “Профессия-учитель музыки” М.,1984 г. 5. Вендрова Т.Е.; Пигарёва И.В. “Воспитание музыкой” М.,1980 г. 6. Джердималиева Р.Г. “Методические рекомендации в помощь преподавателям и студентам МПФ пед.институтов по улучшению учебно-методической работы” А-та.,1986 г. 7. Под ред.Дугановой Л. “От творчества методиста к творчеству учителя” М.,1993 г. 8. Гродзенская Н.Л. “Школьники слушают музыку” М.,1969 г. 9. “Искусство в школе” №2 М.,1994 г. 10.“Искусство в школе” №4 М.,2000 г. 11.“Искусство в школе” №3 М.,2000 г. 12.“Искусство в школе” №6 М.,1999 г. 13.Кабалевский Д.Б. “Программа по музыке для общеобразовательной школы 1-3 классы” М.,1980 г. 14.Кабалевский Д.Б. “Как рассказывать детям о музыке” М.,1989 г. 15.Методические рекомендации к урокам музыки общеобразовательной школы. М.,1971 г. 16.“Музыка в школе” №1 М.,1991 г. 17.“Музыка в школе” №4 М.,1990 г. 18.“Музыка в школе” №2 М.,1990 г. 19.“Музыка в школе” №1 М.,2000 г. 20.“Музыка в школе” №3 М.,2000 г. 21.Музыка в школе: Материалы по общему музыкальному образованию. М.,1971 г. 22.“Музыка в школе” Сборник статей. Апраксина О.А. М.,1975 г. 23.Музыкальное воспитание в школе. М.,1975 г. 24.Ригина Г.С. “Уроки музыки в начальных классах” М.,1979 г. 25.Тельчарова Р.А. “Уроки музыкальной культуры” М.,1991 г. 26.Хрестоматия по методике музыкального воспитания. /Сост.О.А. Апраксина М.,1987 г. 27.Халабуздарь П.В..Попов В.С. “Теория и методика музыкального воспитания” Санкт-Петербург 2000 г. 28.Чепуров В.И. “Музыка в школе” М.,1983 г. 29.Школяр Л.В., Красильникова М.С. Теория и методика музыкального образования детей. М.,1999 г. 30.Школяр Л.В.”Музыкальное образование в школе” М.,2001 г.
Приложение Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки и пения Цель урока: показать эффективность занятий хоровым пением, результаты развития вокально-хоровых навыков, формирования певческой эмоциональности и выразительности исполнения Задачи: 1. Дать общее представление родителям о здоровьесберегающих технологиях, применяющихся на уроке 2. Закрепить с учащимися понятия о соблюдениях правил пения в хоре, охране здоровья, голоса 3. Воспитывать у учащихся доброжелательное отношение друг к другу. 4. Исполнить произведения разные по темпу, ритмическому рисунку, характеру Ход урока Организация учащихся. 2. Разминка: · начинается с оздоровительного массажа, включающего в себя энергичное постукивание зон гайморовых пазух, расположенных над бровями и по бокам от переносицы · выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики Стрельникой,
Логопедическая гимнастика 1. на букву “Н”: девочка ноет, у неё болит зубик, она прикладывает поочерёдно руку то к одной щеке, то к другой, произносит длинно “Н-н-н”, “Н-н-н” (все движения мы делаем примерно по 8 раз) 2. изображая звонок в дверь, произносим “тр-р-р-р” (8раз) 3. поднося кулачок к одному уху, представляем, что в руке маленький комарик, он пищит мягко: “Зь”, в другом кулачке представляем большущего комара, он пищит “З” (поочерёдно по 4 раза) 4. Изображаем дворника с маленькой метёлкой рукой делаем дугообразные движения по маленькой амплитуде, произносим мягко “Щь” (мягкий знак в данном случае не орфографическая ошибка, а обозначение очень мягкого звука), Большая метла- увеличивается амплитуда дуги и звук произносится “Ш” (попеременно по 4 раза) (написано в данном разделе много, но на самом деле темп урока таков, что все упражнения, уже достаточно проучены и занимают не более 5 минут) Распевка: повторение правил пения сидя и стоя 1. Упражнения из Емельяновских “Машинка большая, маленькая” для стимуляции артикуляционного аппарата 2. “Бармалей и принцесса” для выработки единой певческой постановки 3. Распевка “Ёж” (“Ёж, ёж, где живёшь?, Маме яблоко несёшь? 4. На одном звуке мы поём Повторение и закрепление пройденных музыкальных произведений, 1. Беседа о содержании, исполнение с движениями и в характере: 2. Муз. Г. Струве “Пёстрый колпачок” (поскольку каждый родитель, пришедший на урок, хочет увидеть выступление своего ребёнка, песня исполняется по куплету каждым рядом, затем дети исполняют её по 2 строчки по цепочке, стараются очень все: и шаловливые, и робкие) 3. Муз. Р. Паулса “Кашалотик” 4. Муз. Попляновой “Паучок” 5. Муз. Савельева “Зверобика” (с музыкально- ритмическими движениями) 6. Муз. Г.Струве “Колобок” (роль колобка исполняют дети поочерёдно) 7. Муз. Попляновой “Слово на ладошке” с ритмическими движениями (Эта песня выбрана последней не случайно. На обычном уроке мы исполняем её в начале урока в качестве распевки. Песню с музыкально- ритмическими движениями мы исполняем таким образом: после обычного текста каждый участник сегодняшнего концерта встает, кивает головой, называя своё имя, все участники коллектива как эхо повторяют это имя. На рядовых уроках, когда дети каждый урок встают, кивают мне и с удовольствием пропевают своё имя, а в других вариантах, для усложнения ритмического рисунка, мы пропеваем и прохлопываем имя и отчество родителей, я с лёгкостью запоминаю эту массу информации, не прилагая усилий. И ещё один вариантом вариант нашего исполнения: мы усложняем ритмический рисунок - это пропевание названий предметов, окружающих нас в данное время, действия этих предметов. Такой вариант является чистой импровизацией. Дети, даже самые стеснительные с азартом включаются в эту игру, а варианты ответов типа “труба водопроводная, цветы не политые" вызывает у детей бурю положительных эмоций. Подведение итогов Организация учащихся. 2. Разминка: · начинается с оздоровительного массажа, включающего в себя энергичное постукива-ние зон гайморовых пазух, расположенных над бровями и по бокам от переносицы, где скопление слизи во время насморка · выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики Стрельникой,
Логопедическая гимнастика 1. на букву “Н”: девочка ноет, у неё болит зубик, она прикладывает поочерёдно руку то к одной щеке, то к другой, произносит длинно “Н-н-н”, “Н-н-н” (все движения мы делаем примерно по 8 раз) 2. изображая звонок в дверь, произносим “тр-р-р-р” (8раз) 3. поднося кулачок к одному уху, представляем, что в руке маленький комарик, он пищит мягко: “Зь”, в другом кулачке представляем большущего комара, он пищит “З” (поочерёдно по 4 раза) 4. Изображаем дворника с маленькой метёлкой рукой делаем дугообразные движения по маленькой амплитуде, произносим мягко “Щь” (мягкий знак в данном случае не орфографическая ошибка, а обозначение очень мягкого звука), Большая метла- увеличивается амплитуда дуги и звук произносится “Ш” (попеременно по 4 раза) (написано в данном разделе много, но на самом деле темп урока таков, что все упражнения, уже достаточно проучены и занимают не более 5 минут) Распевка: повторение правил пения сидя и стоя 1. Упражнения из Емельяновских “Машинка большая, маленькая” для стимуляции артикуляционного аппарата 2. “Бармалей и принцесса” для выработки единой певческой постановки 3. Распевка “Ёж” (“ Ёж, ёж, где живёшь?, Маме яблоко несёшь? 4. На одном звуке мы поём Повторение и закрепление пройденных музыкальных произведений, 1. беседа о содержании, исполнение с движениями и в характере: 2. Муз. Г. Струве “Пёстрый колпачок” (поскольку каждый родитель, пришедший на урок, хочет увидеть выступление своего ребёнка, песня исполняется по куплету каждым рядом, затем дети исполняют её по 2 строчки по цепочке, стараются очень все: и шаловливые, и робкие) 3. Муз. Р. Паулса “Кашалотик” 4. Муз. Попляновой “Паучок” 5. Муз. Савельева “Зверобика” (с музыкально- ритмическими движениями) 6. Муз. Г.Струве “Колобок” (роль колобка исполняют дети поочерёдно) 7. Муз. Попляновой “Слово на ладошке” с ритмическими движениями (Эта песня выбрана последней не случайно. На обычном уроке мы испоняем её в начале урока в качестве распевки. Песню с музыкально- ритмическими движениями мы исполняем таким образом: после обычного текста каждый участник сегодняшнего концерта встает, кивает головой, называя своё имя, все участники коллектива как эхо повторяют это имя. На рядовых уроках, когда дети каждый урок встают, кивают мне и с удовольствием пропевают своё имя, а в других вариантах, для усложнения ритмического рисунка, мы пропеваем и прохлопываем имя и отчество родителей, я с лёгкостью запоминаю эту массу информации, не прилагая усилий. И ещё один вариантом вариант нашего исполнения: мы усложняем ритмический рисунок - это пропевание названий предметов, окружающих нас в данное время, действия этих предметов предметов. Такой вариант является чистой импровизацией. Дети, даже самые стеснительные с азартом включаются в эту игру, а варианты ответов типа “труба водопроводная, цветы не политые" вызывает у детей бурю положительных эмоций. Подведение итогов
Приложение.
Введение Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т. е. разработка мер по здоровьсбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, учебников, что ведет к хронической перегрузке учащихся, падению интереса к учению, ухудшению их здоровья. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс – актуальная тенденция обновления образования. По результатам Всероссийской диспансеризации детского населения, проведенной в 2002 году, доля здоровых детей снизилась до 32,1 %, вдвое увеличилось количество детей, имеющих хронические патологии, - их теперь 16,2 %. Уровни завышенной учебной нагрузки в учебных заведениях приводят к тому, что уровни физической активности в 2-3 раза ниже минимально необходимых, в результате снижения мышечной силы составляет 18 %, жизненной емкости легких – 15 %. По результатам обследований школьников выявлено, что число здоровых детей в младших классах не превышает 10 %, в старших – 5 %, у 80 %школьников нарушена социальная адаптация. Необходимо объединить усилия медиков и педагогов, потому что в одиночку никто не в силах преодолеть тенденцию ухудшения здоровья детей. Цель данной работы – показать особенности применения различных видов работы на уроке музыки с позиции здоровьесбережения, их эффективность в сохранении и укреплении здоровья школьника. Эта цель конкретизируется в решении следующих задач: 1) раскрыть виды деятельности на уроке с позиции здоровьесбережения; 2) определить эффективность применения их на уроке; 3) раскрыть музыкальные технологии. Именно практика показывает, что учитель, владеющий всем комплексом знаний, умений и навыков в различных областях музыкально – педагогической деятельности, сможет квалифицированно проводить уроки музыки. Музыкальное воспитание должно строится на принципах отбора специальных методов применительно к возрасту и способностям детей – это и определило новизну и актуальность данной работы. Гипотеза – здоровьесберегающее сопровождение уроков музыки – одно из наиболее необходимых условий развивающего обучения на уроках музыки. Объект – профессиональная подготовка учителя музыки. Предмет – метод здоровьесберегающих технологий – как один из необходимых методов музыкального обучения. База исследования – МОУ СОШ №21 Под здоровьесберегающим сопровождением уроков музыки мы понимаем создание таких условий, форм и методов обучения, которые будут способствовать формированию, сохранению и укреплению здоровья
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.191.60 (0.012 с.) |