Этапы развития фонематического слуха 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы развития фонематического слуха



Этапы развития фонематического слуха

 

I. Развитие неречевого слуха.

Неречевой слух — это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов.

При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно, брать в руки, ощупывать.

Малышу полезно выполнять такие упражнения с закрытыми глазами: анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение.

 

Игры и упражнения на развитие слухового внимания

Упражнения:

Звуки природы»

Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: шума дождя и леса, журчания ручья, пения птиц, голосов различных животных. Обсудите с малышом услышанные звуки: какие из них похожи, чем они отличаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем – сходных по звучанию.

2.»Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь...»

Проанализируйте с ребенком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, шелест страниц и так далее. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми глазами.

 

Игры:

Скажи, что ты слышишь?»

Цель: активизировать слуховые ощущения и слуховое внимание ребенка; накопление словаря и развитие фразовой речи.

Где позвонили?»

Цель: определение направления звука.

Одинаковые и разные звуки»

Цель: учить обнаруживать различия между одинаковыми и разными акустическими сигналами.

 4. «Будь внимательным»

Цель: учить различать неречевые звуки по характеру их звучания.

Тихо-громко»

Цель: развитие координации и чувства ритма.

Найди игрушку»

Цель: узнавание и дифференциация неречевых звучаний по их акустическим свойствам (громкость); развитие координации движений.

Жмурки с колокольчиком»

Цель: развитие ориентации в пространстве.

Сколько»

Цель: развивать слуховое внимание, умение действовать в соответствии с сигналом, упражнять в счете.

Угадай на чем играю»

Цель: развивать слуховое внимание, активизировать словарь.

Кто как разговаривает»

Цель: развивать слуховое внимание.

 

«Какие звуки нарушают тишину?», «Кто услышит больше звуков», «Назови звуки групповой комнаты», «Назови звуки улицы», «Вспомни звуки леса, луга, болота», «Найди по звучанию такую же коробочку с крупой», «Ладушки», «Чей голос?», «Солнце или дождик», «Угадай по звуку, что делать?», «Звучание музыкальных инструментов», «Песенки насекомых», «Голоса животных, птиц», «Звуки транспорта», «Звуки рабочих инструментов».

 

II. Развитие речевого слуха.

 Речевой слух это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного.

 

Игры на развитие речевого слуха

Улиточка»

  Цель: определить товарища по голосу.

Эхо»

Цель: развивать речевой слух, слуховое внимание и восприятие.

Угадай, чей голосок»

Цель: определить товарища по голосу, развивать координацию движений.

Выполни поручение»

Цель: развивать понимание словесных инструкций и фразовой речи.

Ладушки»

Цель: приучать детей слушать речь воспитателя, соотносить действия со словом потешки, отвечать на вопросы.

Найди меня»

Цель: учить определять направление звучания речевых стимулов.

Горшочек»

Цель: закреплять представления «горячий-холодный», развивать координацию движений рук.

Так бывает или нет»

Цель: развивать речевой слух, логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Запомни слова»

Цель: накопление словаря, развитие памяти.

 

Игры на развитие фонематического слуха

Красный – белый»

Цель: нахождение звуков в словах воспринятых на слух.

Где звук?»

Цель: нахождение звука в слове.

Кто внимательный»

Цель: активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Подскажи Петрушке звук»

Цель: развитие фонематического слуха, отгадывание последнего звука.

Кто больше слов придумает?»

Цель: активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Доскажи словечко»

Цель: развитие фонематического слуха, умение подбирать рифму.

Подбери похожие слова»

Цель: развитие слуховоговосприятия, умение подбирать близкие по звучанию слова.

Интересные слова»

Цель: дать представление о многозначности слов.

Телеграф»

Цель: обучению слоговому анализу слов.

Слова-перевертыши»

Цель: активизация словаря, обучение слоговому анализу слова.

Испорченный телефон»

Цель: развитие фонематического слуха.

Богатые слова»

Цель: учить определять количество заданных звуков.

 

Разноцветные мячики»

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Чудо-дерево»

Цель: развитие фонематического восприятия, определение наличия заданного звука в слове.

Веселый поезд»

Цель: выделение и нахождение местоположения заданного звука.

Звенит- жужжит»

Цель: развитие умения дифференцировать согласные звуки «ж» и «з».

Твердый-мягкий»

Цель: развитие умения дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости.

Угадай-ка»

Цель: развитие фонематического восприятия, умение отгадывать, какое слово получится из первых (последних) звуков слова.

Пирамида»

Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.

Звуки заблудились»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация фонем, развитие слухового внимания.

Живые звуки»

Цель: определение места звука в слове.

Загадки «поющих» звуков»

Цель: закрепление знания артикуляции гласных звуков. Угадав загадку, дорисуй отгадку.

Звуковая дорожка»

Цель: автоматизировать изолированный звук: формировать звуковую культуру речи.

Какой звук чаще звучит?»

Цель: упражнять детей в определении звука, который чаще звучит; развивать мыслительные операции, фонематический слух.

Начало, середина, конец»

Цель: развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и

выделять их, определять место звука в названии предмета.

Поймай звук».

Цель: развитие фонематического слуха, выделение заданного звука из ряда других.

 

Скажи наоборот»

Цель: развитиедифференциации согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Телефон»

Цель: развитие слухового внимания, умения без ошибок воспроизвести слоговой ряд.

Слоговой аукцион»

Цель: развитие анализа и синтеза слогов, закрепление слогослияния.

Звучащие игрушки»

Цель: развитие анализа и синтеза обратных слогов и закрепление слогослияния.

Найди лишний слог»

Цель: развитие фонематического восприятия, умения различать оппозиционные слоги.

Маленький- большой»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциации фонем.

Веселые картинки»

Цель: развитие фонематических представлений, звукового анализа.

Слоговое лото»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции, звукового синтеза.

Повтори слоговые цепочки»

Цель: развитие слухового внимания, памяти, дифференциация звуков.

 

Доскажи словечко»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции.

Четвертый лишний»

Цель: развитие слухового внимания, быстроты мышления, фонематического слуха.

Звуковая цепочка»

Цель: развитие фонематических представлений, активизации словаря.

Найди пару».

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты мышления.

Воздушные шары»

Цель: развитие фонематических представлений, дифференциация звуков в словах.

Измени слово»

Цель: упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.

Лото «Паронимы»

Цель: развитие умения различать слова – паронимы на слух.

Звуковые часы»

Цель: закрепление умения определять количество звуков или слогов в слове.

Разгадай ребус»

Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.

Слова-перевертыши»

Цель: Активизировать словарь, обучать слоговому анализу слова.

Жонглеры»

Цель: развитие звукового и слогового синтеза.

Звездный час»

Цель: развитие навыков языкового анализа и синтеза, активизация словаря.

 

Живые слова»

 Цель: развитие слухового внимания, фонематического восприятия, развитие

навыка правильного построения предложений.

Собери предложение»

Цель: развитие навыка языкового синтеза, развития речи.

Запрещенные слова»

Цель: развитие мышления, активизация словаря.

Добавь слово»

Цель: развитие синтеза и анализа предложений, слуховой памяти.

Исправь предложение»

Цель: развитие фонематического восприятия и навыка правильного построения предложения.

Четвертый лишний»

Цель:   упражнять в составлении сложно-подчиненных предложений.

Громко-шепотом»

Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

 Выше была представлена система игр по развитию фонематического восприятия, способствующая формированию готовности к овладению грамотой у детей дошкольного возраста.

 

Этапы развития фонематического слуха

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.035 с.)