Ударение и его основные типы. Проклитики и энклитики. Интонация и ее составляющие. Понятие «интонационная конструкции». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ударение и его основные типы. Проклитики и энклитики. Интонация и ее составляющие. Понятие «интонационная конструкции».



 

Ударение - выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности звука.

○ По виду (русский - количественно-качественное)

Силовое (динамическое) ударение связано с амплитудой колебаний звуковой волны, чем больше амплитуда, тем сильнее произносится звук.

Количественное (квантитативное) ударение связано с длительностью, долготой звука, ударный слог имеет большую длительность, чем безударные слоги.

Музыкальное (политоническое) ударение связано с относительной высотой тона, с изменением этой высоты.

Качественное ударение связано с тембром (спектром) гласного звука.

○ По слоговой структуре

Свободное (русский)

Связанное

● Фиксированное (французский - последний слог, польский - предпоследний слог)

● Ограниченное (зависит от факторов, пример – латинский)

○ По морфологической структуре

Подвижное не привязано к морфеме (русский)

Неподвижное привязано к морфеме (английский)

○ По объекту выделения

■ слоговое (буква из слога)

■ словесное (слог из слова) ну тут по всякому бывает

■ синтагматическое (слово из синтагмы) обычно падает на ударный гласный последнего слова в конечном речевом такте

■ фразовое (слово из фразы) обычно падает на ударный гласный последнего слова в речевом такте

■ логическое (состоит в выделении определенной части предложения (обычно слова), на которой сосредоточивается основное внимание говорящих)

Смешанное ударение - то же, что музыкально-выдыхательное (тонически-экспираторное) ударение. Смешанное ударение бывает в сербском, французском, шведском.

 

Ортотоническое слово – слово, содержащее фонологически ударный слог. Клитик – слово без собственного ударения. Бывают проклитики и энклитики

Слово обычно имеет одно ударение, но иногда (в сложных словах) возникает второе (побочное) ударение. вòздухонепроницáемый, èсли-мóжно

 

Функции ударения:

  1. Смыслоразличительная
  2. Разграничительная
  3. Обеспечение цельности и отдельности слова путем выделения его вершины

 

Схема распределения ударений в словоформах одного слова называется акцентной кривой. Слова, характеризующиеся одинаковыми акцентным кривыми, объединяются в акцентные парадигмы. В современном русском языке принято выделять четыре основных акцентных парадигмы: акцентную парадигму А составляют имена с неподвижным (колонным) ударением на основе (воро’на); акцентную парадигму В — имена с неподвижным ударением на окончании (пелена’); акцентные парадигмы С и D — имена с подвижным ударением (дар — дары’)

 

Интонация - ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса. Способствует члению речевого потока на отрезки (фразы и синтагмы), а также служит в предложении средством выражения синтаксических значений (порядок слов один, но из него можно сделать утверждение, вопрос, просьбу), модальности (наше отношение к тому, что мы говорим) и эмоционально-экспрессивной окраски.

 

Просодические (интонационные ср-ва):

● Тональные/мелодика – связаны с изменением основного тона (направление тона, тембр, скорость, величина изменения тона и проч.)

● Количественно-динамические (пауза, длительность, темп, интенсивность)

● Артикуляционные (раствор рта, размер резонатора и проч.)

● Фонационные (различные типы голоса: шепот, фальцет…)

 

У каждого говорящего свой средний тон речи, но в некоторых местах фонетической синтагмы или фразы происходит резкое повышение или понижение тона, которое называется тональным акцентом. Движение тона на протяжении всей синтагмы называется тональным контуром.

Интонационная организация фразы включает в себя:

● ее членение на такты

● распределение акцентных характеристик слов

● мелодический рисунок всей фразы и отдельных тактов

● темп произнесения

● сила звучания

● общий тембр (мрачный, радостный и пр)

● наличие пауз, ограничивающих фразу

 

Каждая синтагма имеет центр – слог, на который падает основное ударение (синтагменное, фразовое, логическое, акцентное). В каждой синтагме есть предцентровая и постцентровая часть, которые могут в конкретных синтагмах отсутствовать. Основными средствами (признаками), которые различают разные интонационные конструкции являются движением тона в центре и уровень тона в постцентровой части.

Почти во всех языках:

– повествование = понижение тона в постцентровой части

– вопрос = повышение тона на одном из слогов

– перед паузой во фразе голос обычно повышается

 

Интонема - единица интонации (аналог морфем), например, утверждение, вопрос, побуждение…

Устойчивые сочетания интонем называются интонационными конструкциями (ИК). В РЯ наиболее используема система ИК Брызгуновой (7 штук)

Еще есть модели Сесилии Оде и Кодзасова.

 

Понятие фонемы. Соотношение фонемы и звука речи. Фонема – аллофон – фон. Варианты и вариации фонем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.009 с.)